СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пётр 1.Северная война.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа может быть использована при подготовке уроков в 10 классе по теме"Пётр 1".

Просмотр содержимого документа
«Пётр 1.Северная война.»



Тема: СЕВЕРНАЯ ВОЙНА.

Тип урока: урок формирования новых знаний. Изложение материала сопровождается презентацией, что способствует повышению внимания, познавательной активности учащихся.

Форма урока: лабораторная работа с использованием проблемного метода.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Цели учебного занятия:

  • Развивать творческих способностей учеников и отработка умений и навыков работы с историческими понятиями, документами, датами, событиями, историческими картами посредством компьютерных технологий.

  • Реализовывать меж предметных связей (история + информатика).

  • Использовать разнообразных форм и методов проверки знаний учащихся, формирование в сознании современной картины мира.

Задачи урока:

Развивающие:

  • Развивать творческого мышления учащихся.

  • Развивать самостоятельности.

  • Развивать умения работать самостоятельно и в группе.

  • Развивать умения использовать информационные технологии в процессе обучения.

  • Продолжить формирование умений работать с историческими, литературными источниками, исторической картой.

Воспитательные:


  • Воспитывать чувство патриотизма и формирование гражданской позиции.

  • Оценить значение победы в Северной войне для России.

  • Воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, воспитывать умение работать в группах.

Обучающие:

  • Усвоить понятия: Северная война, Нарва, Нотебург, Шлиссельбург, Дерпт, Санкт-Петербург, Лесная, «мать Полтавской баталии», Мазепа, Карл 12, Полтава, Реншильд, Меншиков, Шереметев, Гангут, Гренгам, Ништадтский мир, империя, император, рекруты.

Запомнить даты:1700- поражение под Нарвой, 1701-победа русских под Дерптом, 1703- взятие Орешка (Нотебурга), 1703- основание С.Петербурга, 1704- взятие Яма, Копорья, Нарвы; 1708- победа под Лесной;1709-Полтавская битва, 1711-Прутский поход, 1714- битва при Гангуте, 1720- битва при Гренгаме, 1721- Ништадтский мир.



Технологии:

  • Развитие критического мышления через чтение и письмо: синквейн, письмо по кругу.

  • Компьютерные технологии (компьютерная презентация «Северная война»).

  • Игровые технологии (интервью и историческим героем).

  • Технология работы с текстом.


Оборудование:

  • Настенная карта «История России с конца 16 века до конца 18 века»

  • Компьютер, проектор.

Ход урока.

1.Организационный момент. Приветствие.

2.Ролевая игра «Интервью с историческим героем»(постучавшись, в класс входит «Пётр 1» (ученик одетый в камзол), садится на стул перед классом, ученики задают ему вопросы).

3.Беседа с классом: «Интересна ли была встреча с историческим героем? Довольны ли вы встречей с Петром 1? Все ли вопросы Петру вы успели задать? Удалось ли окунуться в эпоху Петра1?»

2.На экране проектора появляется слайд:

Война

Безжалостная, кровавая

Убивает, прорубает, завоёвывает

Шведы были сильны, но русские оказались сильнее

Победа.

3. Задание: прочитайте информацию на слайде и определите о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

4.Ответы учащихся ( О Северной войне).

5.Учитель предлагает посмотреть компьютерную презентацию «Северная война».

6.Перед началом урока учитель разделил учащихся на 4 группы (использовался приём с конфетами- по числу детей были приготовлены 4 вида конфет, перед уроком было предложено каждому взять одну конфету и сесть в ту группу учеников, у которых подобные конфеты)

7.Учитель даёт задания группам, которое они выполняют по ходу урока. Первая группа составляет хронологическую запись событий Северной войны на суше и на море, их результаты, имена командующих. Группе даётся карточка с алгоритмом работы группы.

Алгоритм работы группы №1

1.Выбрать организатора.

2.Распределить роли в команде:

А)1-находит сражения на суше, Б)2- морские сражения,

В)3-результаты сражений , Г)4- хронологию и имена командующих

3.Роли распределяет и отвечает за работу команды организатор.

4.Выбрать оратора (кто будет представлять работу команды).

5.Источник информации: §11, стр.118-127



Вторая группа отвечает на вопрос «Нарвское поражение стало школой для Петра, но он его назвал «великим счастьем», потому что оно «леность отогнало и ко трудолюбию и искусству день и ночь принудило». Что заставило его так сказать « Какие изменения происходили в это время (1700-1721г.г.) в России?». Группе даётся карточка с алгоритмом работы группы.

Алгоритм работы группы № 2.

1.Выбрать организатора.

2.Распределить роли в команде: найти ответы на вопросы

А)1- какие события происходили накануне битвы под Нарвой и привели к ней? Б)2- как проходила битва?

В)3- как закончилась битва и почему проиграли русские? Г)4- каковы последствия для России?

3.Роли распределяет и отвечает за работу команды организатор.

4.Выбрать оратора (кто будет представлять работу команды).

5.Источник информации: §11, стр.118-127



Третья группа выполняет следующее задание: «Прочитайте следующий текст о Полтавской битве.»

«Битва началась в 3-м часу 27 июня 1709г. Соотношение сил было таковым: со стороны русских 42 тыс. человек, со стороны шведов 30 тыс., превосходство в артиллерии: 102 орудия русских против 39 шведских. Пехота шведов пошла в наступление и бросилась на русские редуты- специально насыпанное укрепление. Только со второй попытки шведам удалось преодолеть укрепления, Карл 12 решил обойти полосу редутов слева. Но будищинский лес слишком подступал к полю сражения. В результате разгоревшегося боя 6 батальонов пехоты и 10 эскадронов конницы шведов Росса и Шлиппенбаха оказались отрезанными от основных сил. Меньшиков отправился за ними в вдогонку с 5 батальонами пехоты и 5 драгунскими полками разбил противника и взял Шлиппенбаха в плен. В это время шведы прорвались сквозь редуты, но из-за шквального огня русских вынгуждены были отойти к будищенскому лесу, поле боя очистилось. Пётр, оставив в лагере 9 батальонов резерва, к 8.00 утра выстроил главные силы в две линии: центр-пехота и артиллерия по бокам кавалерия под командованием Брюса и Меньшикова. Карл же сумел растянуть свою пехоту в одну линию. Русские полки по общему сигналу начали атаку. На обеде Пётр предложил свой знаменитый тост : «За здоровье учителей, за шведов!» «Хорошо же, Ваше величество»,- тут ответил граф Пипер, первый министр Карла 12, -«отблагодарили своих учителей!» Шведы потеряли более 8 тыс. убитыми, 3 тыс. пленными. Русские потеряли-1345 убитыми, 3290 раненными.

Проанализируйте факты и ответьте на следующие вопросы:

1)Определите, какие части русской армии сыграли решающую роль в Полтавском сражении?

2) Почему шведский король Карл 12 не смог лично повести свою армию в бой?

3)Сравните обращение Карла 12 и Петра 1 к войскам перед битвой? В чём разница? Слова какого полководца кажутся вам более убедительными и почему?

4)Почему Пётр так милостиво обошёлся с пленными шведскими генералами?

5)Докажите, что Полтавская битва была генеральным сражением Северной войны. Группе даётся карточка с алгоритмом работы группы.

Алгоритм работы группы №3

1.Выбрать организатора.

2.Распределить роли в команде:

А)1-находит ответ на первый вопрос, Б)2-, находит ответ на второй вопрос

В)3- находит ответ на третий и четвёртый вопрос , Г)4- находит ответ на пятый вопрос.

3.Роли распределяет и отвечает за работу команды организатор.

4.Выбрать оратора (кто будет представлять работу команды).

5.Источник информации: §11, стр.118-127



Четвёртая группа получает задания определить повод, причины и итоги Северной войны. Группе даётся карточка с алгоритмом работы группы.

Алгоритм работы группы №4

1.Выбрать организатора.

2.Распределить роли в команде:

А)1-ищет информацию о поводе к войне, Б)2- ищет информацию о причина Северной войны, В)3 и 4- готовят информацию о итогах войны.

3.Роли распределяет и отвечает за работу команды организатор.

4.Выбрать оратора (кто будет представлять работу команды).

5.Источник информации: §11, стр.118-127

8.Работа по группам. Учитель подходит по необходимости, помогает решать проблемы, оказываясь в роли ученика.

9.После работы групп учитель предлагает ученикам по ходу выступления групп индивидуально каждому заполнить таблицу

Северная война

1.Причины Северной войны.


2.Повод к войне.


Дата

Событие, сражение

Историческое значение, итог события, сражения





10.Учитель проверяет результаты работы групп в следующем порядке:

1)группа №4(Причины и повод к войне; 2) группа №1 (ход военных действий); 3)группа №2 (изменения, произошедшие в России во время войны; 4)группа №3 - значение Полтавской битвы).

Учитель корректирует ответы по мере необходимости, даёт экспертную оценку работе каждой группы, отмечает наиболее активных членов групп, предлагает всем остальным ученикам фиксировать в тетрадях самое важное из ответов выступающих.

РЕФЛЕКСИЯ: методика «Солнышко» - учитель предлагает заполнить карточку

Оценка работы в группе

1.Моё настроение похоже на :

солнышко, потому что……

солнышко с тучкой, потому что….

тучку, потому что…

тучку с молнией, потому что….


12.Беседа по итогам урока: какую тему изучили; какие цели поставили себе в начале урока, достигли ли их, какая информация была интересна, а что осталось непонятным…

11.Выставление оценок.

12.Д/З: §11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!