Тема: СЕВЕРНАЯ ВОЙНА.
Тип урока: урок формирования новых знаний. Изложение материала сопровождается презентацией, что способствует повышению внимания, познавательной активности учащихся.
Форма урока: лабораторная работа с использованием проблемного метода.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Цели учебного занятия:
Развивать творческих способностей учеников и отработка умений и навыков работы с историческими понятиями, документами, датами, событиями, историческими картами посредством компьютерных технологий.
Реализовывать меж предметных связей (история + информатика).
Использовать разнообразных форм и методов проверки знаний учащихся, формирование в сознании современной картины мира.
Задачи урока:
Развивающие:
Развивать творческого мышления учащихся.
Развивать самостоятельности.
Развивать умения работать самостоятельно и в группе.
Развивать умения использовать информационные технологии в процессе обучения.
Продолжить формирование умений работать с историческими, литературными источниками, исторической картой.
Воспитательные:
Воспитывать чувство патриотизма и формирование гражданской позиции.
Оценить значение победы в Северной войне для России.
Воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, воспитывать умение работать в группах.
Обучающие:
Усвоить понятия: Северная война, Нарва, Нотебург, Шлиссельбург, Дерпт, Санкт-Петербург, Лесная, «мать Полтавской баталии», Мазепа, Карл 12, Полтава, Реншильд, Меншиков, Шереметев, Гангут, Гренгам, Ништадтский мир, империя, император, рекруты.
Запомнить даты:1700- поражение под Нарвой, 1701-победа русских под Дерптом, 1703- взятие Орешка (Нотебурга), 1703- основание С.Петербурга, 1704- взятие Яма, Копорья, Нарвы; 1708- победа под Лесной;1709-Полтавская битва, 1711-Прутский поход, 1714- битва при Гангуте, 1720- битва при Гренгаме, 1721- Ништадтский мир.
Технологии:
Развитие критического мышления через чтение и письмо: синквейн, письмо по кругу.
Компьютерные технологии (компьютерная презентация «Северная война»).
Игровые технологии (интервью и историческим героем).
Технология работы с текстом.
Оборудование:
Ход урока.
1.Организационный момент. Приветствие.
2.Ролевая игра «Интервью с историческим героем»(постучавшись, в класс входит «Пётр 1» (ученик одетый в камзол), садится на стул перед классом, ученики задают ему вопросы).
3.Беседа с классом: «Интересна ли была встреча с историческим героем? Довольны ли вы встречей с Петром 1? Все ли вопросы Петру вы успели задать? Удалось ли окунуться в эпоху Петра1?»
2.На экране проектора появляется слайд:
Война
Безжалостная, кровавая
Убивает, прорубает, завоёвывает
Шведы были сильны, но русские оказались сильнее
Победа.
3. Задание: прочитайте информацию на слайде и определите о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
4.Ответы учащихся ( О Северной войне).
5.Учитель предлагает посмотреть компьютерную презентацию «Северная война».
6.Перед началом урока учитель разделил учащихся на 4 группы (использовался приём с конфетами- по числу детей были приготовлены 4 вида конфет, перед уроком было предложено каждому взять одну конфету и сесть в ту группу учеников, у которых подобные конфеты)
7.Учитель даёт задания группам, которое они выполняют по ходу урока. Первая группа составляет хронологическую запись событий Северной войны на суше и на море, их результаты, имена командующих. Группе даётся карточка с алгоритмом работы группы.
Алгоритм работы группы №1
1.Выбрать организатора. 2.Распределить роли в команде: А)1-находит сражения на суше, Б)2- морские сражения, В)3-результаты сражений , Г)4- хронологию и имена командующих 3.Роли распределяет и отвечает за работу команды организатор. 4.Выбрать оратора (кто будет представлять работу команды). 5.Источник информации: §11, стр.118-127 |
Вторая группа отвечает на вопрос «Нарвское поражение стало школой для Петра, но он его назвал «великим счастьем», потому что оно «леность отогнало и ко трудолюбию и искусству день и ночь принудило». Что заставило его так сказать « Какие изменения происходили в это время (1700-1721г.г.) в России?». Группе даётся карточка с алгоритмом работы группы.
Алгоритм работы группы № 2.
1.Выбрать организатора. 2.Распределить роли в команде: найти ответы на вопросы А)1- какие события происходили накануне битвы под Нарвой и привели к ней? Б)2- как проходила битва? В)3- как закончилась битва и почему проиграли русские? Г)4- каковы последствия для России? 3.Роли распределяет и отвечает за работу команды организатор. 4.Выбрать оратора (кто будет представлять работу команды). 5.Источник информации: §11, стр.118-127 |
Третья группа выполняет следующее задание: «Прочитайте следующий текст о Полтавской битве.»
«Битва началась в 3-м часу 27 июня 1709г. Соотношение сил было таковым: со стороны русских 42 тыс. человек, со стороны шведов 30 тыс., превосходство в артиллерии: 102 орудия русских против 39 шведских. Пехота шведов пошла в наступление и бросилась на русские редуты- специально насыпанное укрепление. Только со второй попытки шведам удалось преодолеть укрепления, Карл 12 решил обойти полосу редутов слева. Но будищинский лес слишком подступал к полю сражения. В результате разгоревшегося боя 6 батальонов пехоты и 10 эскадронов конницы шведов Росса и Шлиппенбаха оказались отрезанными от основных сил. Меньшиков отправился за ними в вдогонку с 5 батальонами пехоты и 5 драгунскими полками разбил противника и взял Шлиппенбаха в плен. В это время шведы прорвались сквозь редуты, но из-за шквального огня русских вынгуждены были отойти к будищенскому лесу, поле боя очистилось. Пётр, оставив в лагере 9 батальонов резерва, к 8.00 утра выстроил главные силы в две линии: центр-пехота и артиллерия по бокам кавалерия под командованием Брюса и Меньшикова. Карл же сумел растянуть свою пехоту в одну линию. Русские полки по общему сигналу начали атаку. На обеде Пётр предложил свой знаменитый тост : «За здоровье учителей, за шведов!» «Хорошо же, Ваше величество»,- тут ответил граф Пипер, первый министр Карла 12, -«отблагодарили своих учителей!» Шведы потеряли более 8 тыс. убитыми, 3 тыс. пленными. Русские потеряли-1345 убитыми, 3290 раненными.
Проанализируйте факты и ответьте на следующие вопросы:
1)Определите, какие части русской армии сыграли решающую роль в Полтавском сражении?
2) Почему шведский король Карл 12 не смог лично повести свою армию в бой?
3)Сравните обращение Карла 12 и Петра 1 к войскам перед битвой? В чём разница? Слова какого полководца кажутся вам более убедительными и почему?
4)Почему Пётр так милостиво обошёлся с пленными шведскими генералами?
5)Докажите, что Полтавская битва была генеральным сражением Северной войны. Группе даётся карточка с алгоритмом работы группы.
Алгоритм работы группы №3
1.Выбрать организатора. 2.Распределить роли в команде: А)1-находит ответ на первый вопрос, Б)2-, находит ответ на второй вопрос В)3- находит ответ на третий и четвёртый вопрос , Г)4- находит ответ на пятый вопрос. 3.Роли распределяет и отвечает за работу команды организатор. 4.Выбрать оратора (кто будет представлять работу команды). 5.Источник информации: §11, стр.118-127 |
Четвёртая группа получает задания определить повод, причины и итоги Северной войны. Группе даётся карточка с алгоритмом работы группы.
Алгоритм работы группы №4
1.Выбрать организатора. 2.Распределить роли в команде: А)1-ищет информацию о поводе к войне, Б)2- ищет информацию о причина Северной войны, В)3 и 4- готовят информацию о итогах войны. 3.Роли распределяет и отвечает за работу команды организатор. 4.Выбрать оратора (кто будет представлять работу команды). 5.Источник информации: §11, стр.118-127 |
8.Работа по группам. Учитель подходит по необходимости, помогает решать проблемы, оказываясь в роли ученика.
9.После работы групп учитель предлагает ученикам по ходу выступления групп индивидуально каждому заполнить таблицу
Северная война
1.Причины Северной войны. 2.Повод к войне. Дата | Событие, сражение | Историческое значение, итог события, сражения | | | | |
10.Учитель проверяет результаты работы групп в следующем порядке:
1)группа №4(Причины и повод к войне; 2) группа №1 (ход военных действий); 3)группа №2 (изменения, произошедшие в России во время войны; 4)группа №3 - значение Полтавской битвы).
Учитель корректирует ответы по мере необходимости, даёт экспертную оценку работе каждой группы, отмечает наиболее активных членов групп, предлагает всем остальным ученикам фиксировать в тетрадях самое важное из ответов выступающих.
РЕФЛЕКСИЯ: методика «Солнышко» - учитель предлагает заполнить карточку
Оценка работы в группе
1.Моё настроение похоже на : солнышко, потому что…… солнышко с тучкой, потому что…. тучку, потому что… тучку с молнией, потому что…. |
12.Беседа по итогам урока: какую тему изучили; какие цели поставили себе в начале урока, достигли ли их, какая информация была интересна, а что осталось непонятным…
11.Выставление оценок.
12.Д/З: §11