Тема внеурочного мероприятия: «Пишу тебе с фронта: история военной повседневности на материале фронтовых писем».
Цель: Сформировать целостное представление о феномене фронтового письма как важного источника изучения Великой Отечественной войны.
Задачи:
Рассказать учащимся об истории военной повседневности на материале фронтовых писем;
Сформировать уважительное отношение к истории Великой Отечественной войны;
Показать, как важна связь с родными и близкими во время войны.
Целевая аудитория: учащиеся 9 класса
Материальное обеспечение: проектор, компьютер, подключённый к сети интернет, мультимедийная презентация.
Сценарий внеурочного мероприятия
Мотивация. Открытие мероприятия
Ведущий-ученик: Добрый день, уважаемые гости и участники мероприятия "Пишу тебе с фронта: история военной повседневности на материале фронтовых писем"! Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем внеклассном мероприятии, посвященном одной из самых важных тем нашей истории - Великой Отечественной войне.
Учитель: Добрый день, дорогие ученики! Я очень рад, что вы пришли на это мероприятие. Мы сегодня будем говорить о том, как важно помнить и уважать нашу историю, и как современные технологии позволяют нам лучше понимать, что происходило на фронтах во время Великой Отечественной войны.
Ведущий-ученик: Мы уверены, что наше мероприятие станет для вас интересным и познавательным опытом. Благодарим вас за участие и желаем приятного времяпровождения на нашем мероприятии!
II. Вводный рассказ «Военная повседневность: история и значение фронтовых писем»
Учитель: Дорогие ученики, мы сейчас перенесемся в прошлое и поговорим о том, каким было повседневное существование солдат на фронте во время Великой Отечественной войны. Я расскажу вам о том, как жизнь на фронте была организована, какие трудности солдаты испытывали в своей повседневной жизни и как именно фронтовые письма помогают нам лучше понимать, что происходило на фронте.
Ведущий: Как замечательно, что мы сможем более глубоко понять военную повседневность солдат благодаря фронтовым письмам! Я уверен, что мероприятие будет очень интересным и познавательным. Давайте начнем! Рассмотрим, в чем же заключается феномен фронтового письма.
Учитель: Давайте начнем с того, что фронтовые письма — это документы, которые написали военнослужащие на фронте и отправляли их родным и близким домой. Они были особенно важны во время войны, когда связь с близкими была очень ограниченной и нестабильной.
Ведущий: Да, именно. Фронтовые письма — это ценный источник информации о жизни солдат на фронте, о том, как они жили, работали, отдыхали и боролись. Но они не только дают нам информацию о военных событиях, они также позволяют нам лучше понять психологические и эмоциональные состояния солдат, их сопричастность и привязанность к родным и близким.
Учитель: Да, именно. Фронтовые письма — это не просто документы, это настоящие истории из жизни людей. Они помогают нам понять, что происходило на фронте не только в военном, но и в человеческом плане.
Ведущий: Очень интересно! Как же сейчас доступны эти письма и как они используются для изучения истории?
Учитель: Сейчас многие фронтовые письма доступны в архивах и музеях, а также в Интернете. Они используются для исследований историками, журналистами, писателями и просто интересующимися людьми. Кроме того, они часто становятся объектом выставок и музейных экспозиций.
Учитель: Да, это очень интересный вопрос. Давайте поработаем вместе. Кто из вас читал фронтовые письма?
(Учитель ждет ответов учеников и просит несколько из них рассказать, что они знают об этом.)
Ученик 1: Фронтовые письма – это письма, которые солдаты и офицеры писали своим близким и родным во время войны, мой дедушка писал о том, что хочет домой и поскорее победить врага.
Ученик 2: Да, и эти письма позволяли людям на фронте и дома поддерживать связь и делились новостями о происходящем.
Учитель: Верно, вы правы. Фронтовые письма – это очень важный источник информации для изучения военной истории. Они помогают нам лучше понимать, как люди на фронте и дома переживали войну, какие были их трудности и достижения.
Ведущий: А какое мнение у вас вызывают эти письма? Вы думаете, что они могут быть полезны для нашей жизни сегодня?
(Учитель просит учеников поделиться своими мыслями и мнениями на этот счет.)
Ученик 3: Я думаю, что фронтовые письма очень важны для нас, потому что они показывают, как люди нашей страны сражались за нашу свободу и независимость.
Ученик 4: А я думаю, что фронтовые письма помогают нам понимать, какие ценности были важны для людей во время войны, и какие ценности остаются важными для нашего общества.
Ученик 5: Я согласен с вами, и я думаю, что фронтовые письма позволяют нам лучше понять наших предков и стать сопричастными к их подвигам.
Учитель. Верно! Это связано и с тем, что мы изучаем военную повседневность.
Учитель: Итак, мы узнали немного о военной повседневности и рассмотрели несколько фронтовых писем. Но для чего вообще нужны такие письма? Как вы думаете, что они могут дать нам?
Ученик 1: Наверное, они могут помочь лучше понять, как жили и боролись солдаты во время войны.
Ученик 2: Да, и еще можно узнать, какие проблемы у них возникали и как они их решали.
Учитель: Действительно, фронтовые письма дают нам возможность заглянуть в жизнь солдат на фронте и понять их чувства и переживания. Кроме того, они позволяют нам оценить ценности, которые были важны для тех времен, такие как любовь к Родине, дружба, мужество и силу воли.
Ученик 1: И я думаю, что фронтовые письма могут помочь нам лучше понять, что такое настоящий патриотизм.
Учитель: Совершенно верно. Настоящий патриотизм — это не только любовь к своей стране, но и готовность отстаивать ее интересы и защищать ее в трудные моменты. Фронтовые письма помогают нам понять, какие трудности и опасности приходилось переносить нашим предкам во время войны, и как они проявляли свой патриотизм.
Ученик 2: Да, и еще фронтовые письма показывают нам, что даже в самых трудных условиях люди не теряют надежду и веру в лучшее будущее.
Учитель: Очень хорошо, что вы это отметили. Фронтовые письма, несмотря на свою грустную тему, также могут дать нам вдохновение и показать, как сильным может быть человеческий дух в трудные времена.
III. Интерактивное занятие«Как писали письма на фронте? »
Учитель: Давайте разделимся на три группы и попробуем написать фронтовые письмо. Первая группа напишет письма от лица летчика из Чкалова, вторая – от лица женщины на фронте, а третья – от лица военного специалиста.
Группа 1:
Дорогая мама,
Как я мечтала о том, чтобы снова услышать твой голос и узнать, как у тебя дела. Но, к сожалению, я не могу вернуться домой, пока наша работа на фронте не будет завершена.
Я приехала под Курск не так давно и сразу приступила к своей работе медсестры на фронте. Здесь у меня есть множество обязанностей, и я стараюсь выполнять их как можно лучше. Я перевязываю раны, слежу за оснащением. Помогаю, чем могу.
В течение последних нескольких недель, я видела, как наши военные борются за свободу и нашу родину. Я восхищаюсь их мужеством и настойчивостью. Мы, медсестры, делаем все возможное, чтобы поддержать их в этой борьбе.
Несмотря на трудности, которые мы здесь встречаем каждый день, я всегда чувствую себя частью нашей команды. Мы работаем вместе, чтобы помочь друг другу и защитить нашу родину.
Я скучаю по дому и по тебе, но я знаю, что моя работа здесь на фронте важна. Я продолжу стараться и бороться за нашу свободу и нашу родину.
Обнимаю тебя крепко и жду с нетерпением, чтобы снова увидеть тебя.
С любовью, Твоя дочь, Люба
Группа 2:
Дорогие родные и близкие,
Пишу вам о фронте. Каждый день совершаю боевые полеты. Воздух здесь настолько пронизан стрессом и опасностью, что порой кажется, что я не вернусь домой. Но, друзья мои, я не сдаюсь.
Я уже потерял некоторых товарищей по бою. Это были люди, которые были готовы жертвовать своей жизнью ради того, чтобы сохранить нашу свободу и независимость. И я готов на все, чтобы они не пали зря.
Когда я смотрю на небо, на облака, я думаю о вас, о нашей жизни до войны. И я знаю, что все это скоро закончится, и мы снова сможем наслаждаться жизнью вместе. Я не знаю, когда это произойдет, но я знаю, что мы выдержим.
Пока что, я продолжаю совершать боевые полеты, каждый раз поднимаясь выше и ближе к победе. Я люблю вас всех и скучаю по вас. Берегите себя и оставайтесь в безопасности.
С любовью, Иван Леонов.
Группа 3:
Дорогая сестра,
Надеюсь, что эти строки найдут тебя в безопасности и здоровье. Я хочу поделиться с тобой некоторыми из моих впечатлений о военной повседневности на фронте.
Как ты знаешь, я являюсь артиллеристом, и моя работа заключается в том, чтобы обеспечивать огневую поддержку нашим солдатам. Каждый день мы стремимся быть готовыми к любой ситуации, чтобы защитить нашу родину и наших братьев-солдат.
Наша работа настоящая наука и искусство. Мы должны уметь быстро ориентироваться на местности, точно вычислять расстояния и грамотно пользоваться орудиями. Мы тратим много времени на тренировки, но это не всегда помогает. На фронте вся ситуация может измениться за секунды, и мы должны быстро реагировать и адаптироваться к новой обстановке.
Одним из наших главных противников являются погодные условия. Иногда бывает так, что небо затянуто туманом или тяжелыми облаками, и мы не можем провести точные вычисления для наведения орудий. Тогда нам приходится руководствоваться своими интуициями и опытом, чтобы добиться максимальной точности в прицеливании.
Наша работа очень тяжела и опасна, но мы не жалуемся. Ведь мы знаем, что наш труд не напрасен и что мы делаем все возможное, чтобы наши братья-солдаты могли вести бой с максимальной эффективностью и безопасностью. Я надеюсь, что наша родина и наш народ всегда будут гордиться нами и нашей работой.
С любовью, Твой брат-артиллерист, Лёша
Учитель. Спасибо за ваши письма!
IV. Выставка фронтовых писем из Чкалова.
Учитель. Вы написали трогательные письма. Но пришло время познакомиться с письмами, которые писали наши предки. Давайте обратимся к письмам (приложение 1)1, (приложение 2)2, (приложение 3)3. Какие чувства они у вас вызывают? Почему?
Ученик 1: Я почувствовал большую грусть и сострадание к тем, кто проходил через страшные испытания на фронте.
Ученик 2: А я был поражен их искренностью и откровенностью. Это было прекрасное историческое свидетельство того времени.
Ученик 3: Я также почувствовал грусть, но и глубокое уважение к нашим предкам, которые вынесли так много трудностей и страданий во время войны.
Ученик 1: Меня потрясла открытость и искренность в этих письмах. Я даже не мог представить, что солдаты и их близкие делятся такими личными деталями.
Ученик 2: Я подумал, как ужасно было находиться на фронте, и как трудно было сохранять связь с близкими, но эти письма показали, что люди находят силы и мотивацию в своих отношениях.
Ученик 3: Я был поражен тем, как много искусства и литературы можно найти в этих простых письмах. Они показывают, что даже во время войны люди могут сохранять свою культуру и творческие способности.
Учитель: Как вы считаете, почему фронтовые письма имеют такое большое значение для истории и культуры нашей страны?
Ученик 4: Я думаю, что они показывают не только исторические события, но и личные чувства и переживания людей, которые прожили во время войны.
Ученик 5: Кроме того, эти письма документируют жизнь нашей страны в трудные времена, и мы можем узнать много о повседневной жизни, обычаях и традициях тех лет.
Ученик 6: Фронтовые письма также являются своего рода культурным наследием нашей страны, и мы можем узнать много о литературе, музыке и других формах искусства, которые были созданы во время войны.
Учитель: Спасибо, ребята, за ваше мнение и участие в обсуждении. Мы надеемся, что эта небольшая выставка поможет вам лучше понять значение фронтовых писем в нашей истории и культуре.
V. Круглый стол «Фронтовые письма: значение для истории и культуры» - обсуждение участниками мероприятия значения и роли фронтовых писем в сохранении истории и культуры нашей страны.
Ведущий: Друзья, мы подошли к самой интересной части нашего мероприятия - круглому столу. Сегодня мы будем обсуждать значение и роль фронтовых писем в сохранении истории и культуры нашей страны. Давайте начнем с первого вопроса: насколько важны фронтовые письма для истории?
Ученик 1: Я думаю, что фронтовые письма являются очень важным источником информации о жизни на фронте. Они позволяют нам узнать, каким образом военные справлялись с трудностями и строили свою повседневную жизнь в тяжелых условиях.
Ученик 2: Я полностью согласен. Фронтовые письма — это не только источник информации о военном времени, но и о тех людях, которые находились на фронте. Они рассказывают о чувствах, мыслях, переживаниях, что дает нам возможность лучше понять, какие сложности и трудности переживали наши предки.
Ведущий: Действительно, фронтовые письма дарят нам уникальную возможность проникнуться духом военного времени и узнать больше о жизни людей, которые находились на фронте. А как вы думаете, какие еще аспекты фронтовых писем важны для сохранения истории и культуры нашей страны?
Ученик 1: Я считаю, что фронтовые письма также являются важным культурным наследием нашей страны. Они позволяют нам не только лучше понять военное время, но и проникнуться духом и культурой нашей нации.
Ученик 2: Кроме того, фронтовые письма дают нам возможность оценить роль и вклад наших предков в защиту нашей Родины. Они показывают, как они боролись за нашу свободу и независимость, и вносили свой вклад в историю нашей страны.
Ученик 3: Я также думаю, что фронтовые письма важны для понимания нашей истории. Они помогают нам узнать, как жили и думали наши предки, какие были их переживания и проблемы.
Учитель: А какие еще исторические и культурные значения могут быть связаны с фронтовыми письмами?
Ученик 4: Я думаю, что фронтовые письма могут быть важными свидетельствами героизма и мужества наших солдат, которые защищали нашу Родину. Они также показывают, как важна любовь к Родине и семье для наших солдат на фронте.
Ученик 5: Фронтовые письма также могут быть важным источником для изучения языка и литературы. Мы можем узнать больше о стиле письма, жанрах и темах, которые были популярны на тот момент. Это может быть полезным для людей, которые изучают не только историю, но и русский язык и литературу.
Учитель: Очень интересные и разносторонние мнения. Я думаю, что фронтовые письма действительно имеют огромное значение для нашей истории и культуры. Они помогают нам лучше понять прошлое и принимать наших героев и защитников в наших сердцах. Спасибо за ваше мнения и пронзительные письма. Время подводить итоги!
VI. Заключительное слово. Итоги мероприятия.
Учитель: Сегодня мы провели интересное и познавательное мероприятие, посвященное фронтовым письмам. Мы узнали о том, какие они бывают, как их писали и для чего, а также об их значимости для истории и культуры нашей страны. Я надеюсь, что вы не только получили новые знания, но и почувствовали настоящую связь со временем и событиями, которые происходили на фронте.
Теперь давайте подведем итоги нашего мероприятия. Какие мысли и эмоции у нас остались после проведенного занятия? Что нового мы узнали? Давайте поделимся впечатлениями.
Ученик 1: Я впервые читал фронтовые письма, и они вызвали у меня много эмоций. Я не мог представить, как трудно было жить на фронте, но благодаря этому занятию я могу лучше понять, что происходило тогда.
Ученик 2: Мне понравилось, как мы разбирали разные типы фронтовых писем и изучали их историческое значение. Я теперь понимаю, как важно сохранять такие документы для будущих поколений.
Ученик 3: Я была тронута тем, как сильны были чувства, которые люди выражали в своих письмах. Это было очень искреннее и эмоциональное письмо, которое заставило меня задуматься о том, насколько важно поддерживать связь с близкими, особенно в трудные времена.
Ученик 4: Я чувствовал себя, как будто я читаю исторический роман, но затем понял, что это была настоящая жизнь людей, которые действительно жили в трудное время. Это было очень увлекательное и информативное занятие, которое расширило мое понимание прошлого.
Таким образом, составление плана данного мероприятия соответствует требованиям современных образовательных стандартом и нацелен на воспитание у учеников чувства гражданственности, сопричастности судьбы своей страны и своих предков.
Приложение 1
Здравствуйте, дорогие папочка и мамочка! Последнее письмо написал Вам 31-го августа с[его] г[ода] за № 215, а это будет следующее. От Вас последнее письмо получил за №№ 282 и 283 от 20-го и 23-го августа с[его] г[ода]. Я живу пока что по-прежнему, в том же европейском городе. Погода стоит хорошая и стало несколько прохладнее (а то было очень жарко)1 . Виноград уже почти что готов и его подают в столовой на десерт. Он продается очень дешево по всему городу в ларьках. Много продается груш. Я частенько купаюсь дома в ванне. Здесь ванна, как в ивановском доме. Подкладываются дрова и через час можно купаться. Есть также душ, но он что-то «шалит». Каждый день приносит все более хорошие известия. Очень возможно, что в этом году мы будем праздновать победу над фашизмом. Союзники тоже находятся в Голландии и Люксембурге, а мы вплотную подошли к болгарской и югославской границам. После ноты нашего правительства, Болгарии придется отказаться от «нейтралитета». Вот-вот наша Красная Армия соединится с армией маршала Тито . Сейчас я имею больше свободного времени и поэтому рассмотрел как следует город и все его достопримечательности. Здесь живет много евреев. Интересно то, что, когда я вхожу в магазин, то каждый еврей меня принимает тоже за еврея и пытается изъясниться на еврейском или немецком языке, некоторые пытаются заговорить по-французски, и никто не верит, что я знаю только по-русски, и что я не еврей… впрочем, когда бываешь в магазинах, то это сходство полезно, т[ак] к[ак] торгуют исключительно евреи и, за редким исключением, румыны. Пока, всего хорошего! Привет всем родственникам и знакомым! С приветом, любящий Вас Ваш сын Юрий
Приложение 2
Во-первых, сообщаю, что сегодня получил от тебя письмо, за которое очень благодарен.Шлю тебе вместе с мамой и твоими ребятами свой горячий привет и массу наилучших пожеланий в твоей жизни.
Я очень рад, что вы все живы и здоровы и пока живете не плохо. На днях я послал вам небольшой новогодний подарок, а именно денег пятьсот (500) руб[лей], которые вам будут нужны, в следующем м[еся]це еще пошлю, а сейчас простите, но не могу.
Правда, я также послал и дочери немного, как подарок новогодний.
Конечно, Валя, я немного хочу еще подкопить деньжат, возможно, мне удастся съездить домой. Я об этом все время думаю, одно только плохо, что вы не выслали мне справку о смерти папы.
Вчера получил от [Сережи письмо, на которое, конечно] дал ответ и хотел написать комчасти, где Витя служит. Но получилась ерунда, потерял адрес его, а поэтому пришлите его последний адрес.
На мой запрос в Москву ответа все нет, а поэтому я думаю, что он просто ленится писать, и мама понапрасну расстраивается.
Валя, ты пишешь, что получили вы справки, но немного не [в] порядке, я, конечно, постараюсь это дело исправить. Немного о себе. Я пока жив и здоров, живу точно также неплохо, дальше что будет, конечно, не знаю.
Передай мое поздравление Людмиле, а именно: поздравление с законным браком. Правда, я послал письмо ей, но поскольку забыл адрес их, то послал через Машу и прошу передать ей.
Передавайте привет Зарубиным, Павловым, Никифоровым, Бердниковым всем и, конечно, Наталье Викторовне. Привет моей дочке Фае.
Совсем забыл, посылаю две открытки и вперед послал две открытки поздравительные.Пока, до свидания, с приветом твой брат Шура.
Пиши ответ быстрее, да и вообще чаще пиши.
Приложение 3
Здравствуйте, дорогие мама, папа и Тамара! Не знаю, как вы получаете мои письма и открытки, но я пишу вам довольно часто. Продолжаю жить по-красноармейски и привыкаю к этой жизни. Все, что вперед казалось чужим, диким, нехорошим, сейчас стало как-то близким, родным 1 . Не пугает меня вид грубо сколоченных трехэтажных нар со всеми другими недостатками, привык вставать и ложиться вовремя, привык к норме продовольствия. Я жив и здоров, если не считать насморк и кашель, но здесь редко встретишь курсанта без этого. Сейчас работаю инструктором в группе девушек, которые на днях выедут в части. В связи с этой работой я освобожден от обязанностей командира отделения. Вчера меня выбрали в президиум комсомольской организации роты2 . В остальном живу пока по-прежнему. Обмундирование еще не получил. Вчера прибыла еще группа ребят из Чкаловской обл[асти] – встретил одного знакомого. Привет всем родным и знакомым. Целую всех. Костя
ГАОО. Ф. Р-2919. Сдаточная опись 1. Д. 22. Подлинник. Рукопись.
1Тебе эти сроки пишу я…»: сборник фронтовых писем (к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.). C. 10.
2 Там же. С. 144.
3 Там же. С. 146.