СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Письменное умножение двузначного числа на однозначное (с переходом через разряд)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок сообщения новых знаний. Предназначен для учителей, работающих с детьми с нарушением интеллекта.

Просмотр содержимого документа
«Письменное умножение двузначного числа на однозначное (с переходом через разряд)»

Технологическая карта урока математики

ФИО педагога: Гаврилова Лариса Николаевна Должность: учитель математики

Полное название ОУ : МКОУ: « КШ № 7» города Можги Удмуртской Республики

Предмет : Математика Класс: 5А

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся: I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения -3 ученика

Учащиеся II группы достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы- 3 человека

К III группе относятся ученики, с трудом усваивающие программный материал, нуждающиеся в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). -2 человека

К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом специальной (коррекционной) школы VIII вида на самом низком уровне- 0.

ТЕМА

Письменное умножение двузначного числа на однозначное (с переходом через разряд).



Цель

Создать условия для усвоения знаний о письменном умножении двузначного числа на однозначное с переходом через разряд, формирования умения применять полученные знания на практике.


Планируемые результаты

Предметные умения

Метапредметные универсальные учебные действия


Ученик научится:

  • Умножать двузначное число на однозначное с переходом через разряд.

  • Совершенствовать вычислительные навыки.

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению.

Ученик получит возможность:

1. Проверять правильность выполнения различных заданий с помощью вычислений.

2. Находить разные способы решения одной задачи.

3. Выявлять закономерность ряда чисел, дополнять его в соответствии с этой закономерностью.

4. Классифицировать числа по разным основаниям, объяснять свои действия.


Формируемые УУД

Личностные:

- мотивация учебной деятельности, самоопределение;

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные:

- умение планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками;

- умение работать в парах, группах;

- умение внимательно слушать мнение одноклассников;

- умение формулировать, корректно высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- умение выслушивать разные точки зрения и приходить к единому мнению.

Познавательные:

- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- умение выделять существенную информацию;

- умение выдвигать гипотезы и обосновывать их;

- умение наблюдать и делать самостоятельно выводы;

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- умение выбирать вариант выполнения задания и обосновывать свое мнение.

Регулятивные:

- умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя.



Задачи

Научить учащихся:

  • Умножать двузначное число на однозначное с переходом через разряд.

  • Совершенствовать вычислительные навыки.

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению.

Сформировать планируемые универсальные учебные действия.


Тип урока

Урок открытия нового знания.



Организация пространства

Формы работы

Методы работы

Ресурсы

индивидуальная,

фронтальная,

групповая,

парная


По характеру учебно-познавательной деятельности: частично

проблемно – поисковый.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: 

словесный, наглядный, практический.

Программа для специальных ( коррекционных) образовательных

учреждений 8 вида под редакцией В.В. Воронковой для 5-9 классов

Учебник: М.Н. Перова, Г.М. Капустина «Математика 5»

для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,

компьютер, презентация,

таблица «Умножение двузначного числа с переходом через разряд»,

карточки для самостоятельных работ, электронная физминутка,

уровневые задания.





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

универсальные учебные действия

Мотивационно - целевой этап

(самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

- Все ль на месте, все ль в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

У кого все это есть могут тихо- тихо сесть! Здравствуйте!

- Садитесь.


Подготовка класса к уроку.

Эмоционально настраиваются на работу.











Личностные:

мотивация учебной деятельности, самоопределение.

Коммуникативные:

умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.



Ориентировочный этап


Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, организация фиксации каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
















































Физминутка

Все ученики работают с учителем.

На доске записан ряд чисел:

  1. Слайд (2)

64 7 32 84 31 11 88 93

О з р в о д ь е

- Какое число «лишнее»?

-Докажите.

- Есть другие мнения?

Слайд3

- Расположите числа в порядке возрастания, соотнесите число с буквой и прочитайте слово.

Слайд (4)

7 11 31 32 64 84 88 93

З д о р о в ь е


- С этой темой будет связан наш урок. Что такое здоровье?

- В словаре Ожегова сказано, что здоровье это…правильная нормальная деятельность организма.

-Сегодня на уроке, если мы справимся со всеми заданиями, то сможем расшифровать это слово, составить так называемую формулу здоровья.

Слайд 5

Задание 2.

Найдите « лишнее» слово

I множитель

II множитель Сумма Произведение

Почему оно лишнее? Компоненты какого действия вы назвали?

Слайд (6)


Задание 3. «Найди пару»

21*4 639

103*2 84

213*3 7

206

21

-Найдите пару. Найдите значение выражений и соедините выражение с ответом

-Проверьте по эталону (Слайд 7)

-Оцените свою работу на этом этапе урока

Обведите числа, к которым не провели стрелки

- Что обозначают эти числа в режиме дня школьника?

- Чтобы быть здоровым, бодрым, веселым нужно соблюдать режим дня (слово РЕЖИМ выставляется под буквой Р)

-Что общего у чисел 206, 639? Назовите состав этих чисел.

- Эти числа связаны со строением тела человека. Оказывается, что в теле человека насчитывается 206 костей и 639 мышц. А на что влияют скелет человека и его мышцы? (Выставляется слово ОСАНКА)


- Проверьте, как вы сидите за партой.

- Что можете сказать о последнем числе 84?

- А я добавлю, что именно столько ресничек у человека на одном глазу. Ресницы – это защита наших глаз, благодаря зрению мы получаем большую часть (80 %) информации об окружающем мире. Следите за зрением. (Слово ЗРЕНИЕ - под буквой З)


- Дадим отдых нашим глазкам и выполним зрительную гимнастику

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза, считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль, считать до 5.Повторить 4-5 раз.

Взаимопроверка, указывание на ошибки, оценивание.




Работа в парах.

Предполагаемые ответы:

- «Лишнее» число 7, т.к. оно однозначное




7 11 31 32 64 84 88 93

З д о р о в ь е
















Сумма, т.к. названы компоненты умножения










Учащиеся работают самостоятельно на карточках







Меняются карточками

Ставят + или – на оценочном листе


- Обводят числа 7 и 21


- 7 часов – подъем, 21 - сон






- Эти числа трехзначные.639 состоит из 6 сотен, 3десятков, 9 единиц.206 состоит из 2 сотен и 6 единиц.




- На осанку. Если нарушена осанка, то это влияет на здоровье человека. Поэтому надо следить за осанкой, особенно в школе за партой.




- Оно двузначное, в нем 8 десятков и 4 единицы















Познавательные:

умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: наблюдать и делать самостоятельно выводы.

Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной форме.


Выявление места и причины затруднений.

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе осознание того, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.



- Глазками посмотрите на окно, открыто ли оно? - Как вы думаете, почему я задала этот вопрос? (необходимо проветривать помещение) - Почему же необходимо проветривание. -Всю свою жизнь человек дышит - вдыхает и выдыхает воздух. Причем при дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. Воздух должен быть чистым, т.е. кислорода должно быть больше, чем углекислого газа. Для этого необходимо проветривание. (слово «ВОЗДУХ» выставляется под букву «В» к слову «ЗДОРОВЬЕ»). - В течение урока каждому из нас требуется около 3 кг чистого воздуха. Давайте рассчитаем, сколько потребуется чистого воздуха на 16 человек(3*16) -Кто готов дать ответ? В чем проблема? Почему не можете выполнить это задание?


- Можете сформулировать тему нашего урока?

- Поставьте для себя цель на уроке.

-Цель: познакомиться еще с одним секретом умножения. Слайд 8

Оформление тетрадей: записываем число, классная работа. – Какое сегодня число. Какой месяц. Какой он по счету в году, какое время года























Затруднение.

Предполагаемые ответы:

- Не умеем решать такие выражения (с переходом через разряд).

- Письменное умножение двузначного числа на однозначное с переходом через разряд (в столбик).

- Нужно научиться умножать числа с переходом через разряд.

Отвечают по просьбе учителя.

Регулятивные УУД:

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.



























Поисково – исследовательский этап


Цель:

постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.


- Попробуйте найти значение выражения 16 х 3

- Давайте вместе составим алгоритм умножения двузначного числа на однозначное с переходом через разряд.

Демонстрация слайда № 9 (открывается постепенно)

  • Записываем пример в столбик, единицы под единицами, подчеркиваем.

  • Умножаем единицы. Пишем под единицами, а 8 десяток запоминаем.

  • Умножаем десятки. Прибавляем 1 десяток, который запоминали. Пишем под десятками.

  • Читаем ответ: 48.


- Используя алгоритм, увеличьте 39 в 2 раза.


Учитель во время работы проходит между рядов и наблюдает за работой детей,




Записывают в тетрадях


16

х  3  

48


















1 сильный ученик решает у доски

с комментированием с опорой на схему с алгоритмом, остальные – в тетрадях



Познавательные:

умение выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы и обосновывать их,

формулировать свою точку зрения.


Коммуникативные УУД:

умение слушать собеседника;

умение оформлять свои мысли в устной форме;

умение выслушивать разные точки зрения и приходить к единому мнению.


Практический этап




Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

учащимися нового способа действия при решении типовых задач.



Работа с учебником: № 770 задание 2 стр. 165 предлагаю для тех ребят, которым сложно сразу решать самостоятельно такого вида примеры.

Кто считает, что справится с примерами самостоятельно, выполняют № 771( 1,2 столбик) стр. 165



Те, кто справился с заданием, подумайте над следующим заданием. Задание на карточках.


Слайд 10

- Разделите произведения на две группы.


27 х 2 31 х 3

46 х 2 12 х 4


- Кто сможет решить выражения первой группы самостоятельно?

- Кому нужна помощь? Можно обратиться к учителю и моим помощникам.


Проверка работы, взаимопроверка верно «+», ошибка «-«

Выставление оценок.







Решают у доски 2-3 человека ( Саша П., Слава А.)





Решают самостоятельно в тетрадях с проговаривание шепотом.

2 человека у доски.





Работа в парах, индивидуально

- В первую группу выделим произведения, в которых необходимо умножать с переходом через разряд.

27 х 2 46 х 2

- Во вторую группу все остальные произведения (в которых не надо умножать через разряд)

31 х 3 12 х 4

Самостоятельное решение (с проговариванием)

Тем детям, кому нужна помощь – помогают «сильные» ученики и учитель.

Три ученика решают самостоятельно по одному выражению на отдельных листах за конторками.


Ученики анализируют работы детей за конторкой и свою работу, дают им устную оценку, указывают на недостатки и причину возникновения ошибок.



Регулятивные УУД:

овладение умением прогнозировать.


Познавательные УУД:

умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник.


Личностные:

умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.


Физкультминутка (двигательная)



















Решение задачи

Ребята! Вы хорошо потрудились, я предлагаю вам подвигаться



- Как вы считаете, движение приносит пользу здоровью? (Выставляется слово «ДВИЖЕНИЕ» под букву «Д» к слову «ЗДОРОВЬЕ»)

- В нашей школе работают спортивные секции. Поднимите руки, кто посещает эти секции.

-Молодцы, я думаю те ребята, кто ещё не знает, чем заняться в свободное от учебы время последуют вашему примеру. -Выполняя любую работу - физическую, умственную- вы тратите энергию. Слайд 12. За один урок каждый из вас тратит 85 ккал. (ккал - это единица измерения энергии, более подробно вы о ней узнаете на уроках СБО). –Предположим, у вас 5 уроков. Давайте посчитаем общее количество затраченной вами энергии. Краткую запись кто составит?

-О чем говорится в задаче? - Что нам известно? -Что требуется найти в задаче? - Сколько действий в задаче? - Каким арифметическим действием решается задача?                                   Слайд 13, 14

- Запишем решение задачи.

- Какой ответ получился в задаче?


- Кто выполнил задание вперёд, кто уверен в своих силах, тот может выбрать дополнительное задание.

Запиши примеры в столбик и реши их

21х4 51х3 37х2 68х4 49х2

- Я проверю ваши работы по карточкам и поставлю оценки.

- А вы сами оцените свою работу.

- Движение, как и любое занятие спортом, укрепляет здоровье.



















1 ученик с объяснением работает у доски.

1 урок- 85 ккал

5 уроков - ? ккал.







1ученик с комментированием решает задачу у доски

Дети могут самостоятельно решить задачу.






Ученики выбирают примеры по своим силам. Затем проверяют по листам самоконтроля.

Познавательные:

умение выделять необходимую информацию, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

умение выдвигать гипотезы и обосновывать их.


Рефлексивно – оценочный этап

Информация о домашнем задании.

Цель:

организация обсуждения и запись домашнего задания; обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Слайд 15

У нас осталась еще одна нерасшифрованная буква. Учеба – это серьезный труд. Чтобы сохранить свое здоровье надо обязательно чередовать труд с отдыхом. Слово « отдых» выставляется под букву « О» Мы хорошо с вами поработали, давайте запишем домашнее задание.



1 уровень (обязательное для всех учеников):

- Повторить алгоритм умножения двузначного числа на однозначное с переходом через разряд.

2 уровень: по желанию


Записывают домашнее задание

I уровень:

№ 771(3, 4 стол.) стр. 165, повторить алгоритм.


II уровень( по желанию)


№ 771(3, 4,5 стол.) стр. 165, повторить алгоритм.


Познавательные:

умение выбирать вариант выполнения задания и обосновывать свое мнение.


Цель: самооценка

учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.


Давайте подведем итоги урока.

- Какова была тема урока? Цель?

- Какие задачи ставили перед собой?

- Достигли цели урока??

- У вас на партах лежит карточка лист самооценки.

- Заполните его. Оценки за урок. Кто набрал 5 « +», ставит «5», кто 4- 4.Кто набрал мало баллов, дома еще потренируется в решении примеров, повторит алгоритм, на следующем уроке у вас обязательно все получится.



Я вам хочу напомнить, что правила сохранения и укрепления здоровья нужно соблюдать постоянно, а не от случая к случаю. Желаю вам всем крепкого здоровья.

- Спасибо всем за урок.

Понял(а) новую тему (да, нет)


Могу новую тему объяснить другому (да, нет)


Нужна консультация учителя по новой теме (да, нет)


Сумел(а) применить новые знания при решении примеров(да, нет)


Напиши количество правильно решённых за урок примеров


Оцени свою активность на уроке (по 5 балльной шкале)


Самооценка за урок



На доске:

З - зрение

д - движение

о - осанка

р - режим

о - отдых

в - воздух

ь

е - еда

Личностные:

умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.






























Лист самооценки учащегося

Понял(а) новую тему (да, нет)


Могу новую тему объяснить другому (да, нет)


Нужна консультация учителя по новой теме (да, нет)


Сумел(а) применить новые знания при решении примеров(да, нет)


Напиши количество правильно решённых за урок примеров


Оцени свою активность на уроке (по 5 балльной шкале)


Самооценка за урок

















Этап урока

Оценка

(+, -)

1. Устный счет


2. Работа в микрогруппах (умножение в столбик)


3. Самостоятельная работа


4. Решение задачи




Лист самооценки учащегося


Этап урока

Оценка

(+, -)

1. Устный счет


2. Работа в микрогруппах (умножение в столбик)


3. Самостоятельная работа


4. Решение задачи





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!