Открытый урок во 2 «в» классе
Дата проведения: 01.02.2021
Учитель: Янмаева Татьяна Андреевна
УМК: «Школа России». Программа «Математика» авторского коллектива под руководством М. И. Моро. Учебник «Математика» для 2 класса начальной школы в двух частях. М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.
Тема урока: Письменный прием вычитания в случаях вида 50 – 24
Тип урока: Открытие новых знаний.
Методы: Словесный, наглядный, поисковый, практический
Формы : Фронтальная, коллективная, работа в паре.
Образовательные цель и задачи
Цель урока: формирование у учащихся умения выполнять письменно действие вычитания двузначного числа из круглого в столбик с переходом через десяток.
Задачи: - усвоить математическое действие «вычитание двузначного числа из круглого в столбик с разбиением разряда десятков, где единиц в уменьшаемом меньше, чем в вычитаемом»;
- сформировать умение использовать алгоритм вычитания двузначного числа из круглого числа столбиком с переходом через десяток;
- формировать общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Ресурсы урока:
- учебник
- раздаточный материал
Предметные результаты
- дать возможность научиться решать примеры на вычитание двузначного числа из круглого числа в столбик, с переходом через десяток с использованием алгоритма,
- уметь правильно читать выражения и находить их значения;
-решать задачи разных видов.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений при выполнении учебных заданий,
- определять и формулировать тему и цели урока,
- учить самооценке самоконтролю выполняемой работы,
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки.
Познавательные УУД:
- устанавливать аналогии
- использовать модели, алгоритмы
- осуществлять поиск информации в учебнике
- строить речевые высказывания в устной форме
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать друг друга;
- высказывать свое мнение при обсуждении задания.
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках;
Личностные результаты
- положительное отношение к урокам математики;
- умение признавать собственные ошибки;
- формирование нравственно-эстетических ценностей;
-умение оценивать трудность предлагаемого задания;
-восприятие математики как части общечеловеческой культуры.
Ход урока.
Организационный этап.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Все ребята тут
Все работу ждут.
К нам пришли сегодня гости
Повернитесь поскорей
Поприветствуйте гостей
- Здравствуйте, здравствуйте, приветствует вас
Старательный , внимательный 2 класс.
Ко мне ребята повернитесь
Все тихонечко садитесь.
- К уроку все готовы ? ( Да)
-Можем начинать тогда. Будем все внимательны, делать всё старательно. Думать, прежде чем писать. И пятёрки получать.
- А какой у вас урок ? ( математика )
- А какое настроение? (ответы детей)
- Сегодня на уроке нас ждёт, ребята, опять что-то новое, неизвестное пока для нас, но это открытие совершите вы сами. Но чтобы узнать что-то новое мы должны повторить те знания, которые нам понадобятся для совершения этого открытия.
- Кто готов пригласить сегодня в гости «4» и «5»? Поднимите руку. Ну, что ж, вперёд. Давайте подготовимся к открытию.
Актуализация знаний.
- Началась работа, а разве может быть математика без устного счёта. Математика нас ждёт, Начинаем устный счёт.
- На доске записаны выражения. Но чего не хватает в записи этих выражений. (Не хватает арифметических знаков.)
- Так что мы сейчас будем делать? (Вставлять пропущенные арифметические знаки, чтобы получились верные равенства):
68…7….40 = 35
47…30….6 = 23
48…5…8 = 51
67…6…2 = 71
- Хорошо с выражениями справились, а теперь решим задачи (на партах карточки с задачами)
- В коробке было 20 шариков трёх цветов. Красных было 7, синих 9, остальные зелёные. Сколько было зелёных шаров?
- В гараже было 19 машин. Когда несколько машин уехало , в гараже осталось 8 машин. Сколько машин уехало?
- Бабушка связала 6 пар рукавичек. Сколько рукавичек на левую руку связала бабушка?
- Молодцы и с задачами вы справились.
- Решим логическую цепочку (записано на доске):
54 – 30 + 6 +9 +40 – 7 -50 +8 = 30
Устно реши примеры (на карточках):
46+30 60 – 20 45 +4 60-4 76+6 64 +20
- Ну, а как же устный счёт без геометрического материала (работа в парах и индивидуально)
- Как-то собрались ребята и стали рассматривать книгу головоломок. Вот они прочитали задачу: «Сколько вершин останется у треугольника, если у него срезать одну вершину?»
- По правилу вычитания, - сказал Коля, - останутся две вершины. Одну вершину срезали, значит, её отняли.
- Нет, - возразила Юля, - если срезать одну вершину, то вместо одной появятся ещё две и вершин будет 4. Оставшаяся часть будет четырехугольником.
- А я думаю, - сказал Петя, - снова получится треугольник, т.е. будет три вершины.
- Ребята давайте проверим предположения учеников. У вас есть треугольники и ножницы. Что мы должны сделать? (Отрезать один угол и узнать, что за фигура получится)
- Что у нас получилось?
- Кто из ребят оказался прав?
- У нас получился четырёх угольник, наша фигура имеет стороны длиной 7см, 4см, 6см, 3см. Найдите периметр. А как удобнее можно было найти сумму? (на доске фигуры)
-Что мы знаем о треугольнике?
- Что знаем о квадрате?
- Что знаем о прямоугольнике?
- Что такое отрезок?
- Что можешь сказать о прямой?
- Что такое луч?
Физкультминутка.
Работа по теме урока.
- Откройте тетрадки, запишите число, классная работа.
- На доске записан ряд чисел: 51, 74, 23, 9,16. Посмотрите.
- Найдите лишнее число. (9).
- Почему оно лишнее? (однозначное).
- Какая цифра использована для записи этого числа? (9).
- Сколько в этом числе единиц?
- Назовите соседей этого числа. (8 и 10)
1) Минутка чистописания: пропишите цифру 9 , посмотрите на образец.
2) Самоопределение к деятельности:
- Решим примеры (по одному у доски с объяснением)
44+23 37+ 48 37+53 (повторим алгоритм сложения)
57 – 26 75 – 52 (повторим алгоритм вычитания)
50-24 = ????
- Почему рядом вопрос? (Не умеем решать такие примеры)
3) Проблема:
- Давайте рассмотрим этот пример.
50 – круглый десяток, 24 – двузначное число. Значит вычитание из круглого десятка двузначное число
Цель: научиться выполнять вычитание двузначного числа из круглого числа. А тема урока? Вычитание двузначного числа из круглого десятка. Но это открытие вы сделаете сами.
- Не нужно провести исследование как решить такие примеры.
- Проведём практическую работу в группах и попробуем рассмотреть разные способы вычитания.
1 группа «Практики»:
- Вы должны с помощью счётных палочек показать и рассказать, как выполнить вычитание из круглого числа.
2 группа «Теоретики»:
- Вы должны будете вспомнить приём вычитания двузначного числа из круглого: 50 – 24 = 50 – (20 + 4) = (50 – 20) – 4 = 26
3 группа «Мыслители»:
- Вам нужно подумать и составить новый алгоритм вычитания из круглых чисел и объяснить всем нам, как найти разность чисел:
Пишу пример …
Вычитаю единицы …
Вычитаю десятки …
Читаю ответ …
Учитель организует проверку
- Ребята, вы вычисляли разными способами. Посмотрите на ответы. Что вы можете сказать? (ответы детей)
- А какой способ удобней? Почему? (ответы детей)
4) Работа с учебником:
-Давайте сравним наши рассуждения с алгоритмом вычитания, записанным в учебнике. Правильно ли мы составили алгоритм?
- Наше исследование прошло успешно. Выражение решили правильно. Какое новое умение открыли? (вычитание из круглого десятка двузначного числа)
Физкультминутка.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Можно ли сказать, что вы уже все сделали на уроке? (Нет.)
- Что не сделали? (Не потренировались решать примеры такого вида)
- Давайте откроем учебник на с.19 №1. И прочтем хором.
- А теперь выберите только те примеры, которые относятся к теме нашего урока.
40 -21 70 – 45 45+16
50 -15 57 +24 30- 14
47 +21 60 – 27 50 -29
- Давайте решим их у доски, используя составленный алгоритм.
5) Самостоятельная работа с самопроверкой:
- Вы поработали все вместе, а теперь поработаете в парах, по очереди, объясняя друг другу, решите примеры.
- С какой целью вы будете работать самостоятельно? (Мы должны для себя выяснить, понятен ли нам новый способ, можем мы им самостоятельно пользоваться.)
- Придумайте по одному примеру и решите. Затем выполните взаимопроверку.
- Посмотрите в учебник. С.19 №2. Прочитайте условие задачи.
- О чем говорится в задаче? (О платьях, костюмах, брюках)
- Что сказано о платьях? (Их 26)
- Что сказано о костюмах? (Их на 4 больше, чем платьев)
- Что сказано о брюках? (Их на 10 меньше, чем костюмов)
На доске составляется краткая запись.
П. – 26
К. - ?, на 4 б.
Б. - ?, на 10 м.
Решение:
26 + 4 = 30 (к.)
30 – 10 = 20 (б.)
Ответ: в ателье сшили 20 брюк.
- Запишите решение задачи одним выражением. ((26 +4) – 10 = 20 (б.))
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какие цели вы сегодня ставили?
- Достигли вы этих целей?
- А сейчас вам нужно оценить свою работу на уроке. Понравился урок или нет? (смайлики)
Домашняя работа: с.19 №3, №4
Самоанализ урока по теме
«Письменный приём вычитания в случаях вида 50 - 24»
Цель: формирование у учащихся умение выполнять письменно действие вычитания двузначного числа из круглого десятка в столбик с переходом через десяток.
Задачи: - усвоить математическое действие «вычитание двузначного числа из круглого в столбик с разбиением разряда десятков, где единиц в уменьшаемом меньше, чем в вычитаемом»;
- сформировать умение использовать алгоритм вычитания двузначного числа из круглого с переходом через десяток;
- сформировать общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Планируемые результаты(предметные):
Дать возможность научиться решать примеры на вычитание двузначного числа из круглого в столбик с переходом через десяток ., анализировать, обобщать, действовать по алгоритму, мысленно проигрывать варианты решения задач; уметь осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: Научиться: использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений при выполнении учебных заданий, определять и формулировать тему и цели урока, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, оценивать результат своих действий.
Познавательные: Научиться: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; использовать схемы, алгоритмы, находить и формулировать решение задачи.
Личностные: Будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному труду; умение признавать собственные ошибки.
Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; корректно сообщать товарищу об ошибках
Методы: словесный, наглядный, практический
Образовательные ресурсы: учебник, опоры, раздаточный материал
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- фронтальная;
- работа в парах;
- индивидуальная;
- самостоятельная.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования второклассника, соответствовал их жизненному опыту. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников второго класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Содержание урока.
Мотивация к учебной деятельности.
Актуализация знаний. Устный счёт.
Физкультминутка
Формулирование темы урока, постановка цели
Физкультминутка.
Первичное закрепление.
Рефлексия учебной деятельности на урок.
Домашнее задание.
Основным в уроке являлся этап открытия «новых» знаний». На этом этапе использован проблемный метод: создание проблемной ситуации, организация поиска решения проблемы, приём сопоставления «открытого» знания с научной формулировкой учебника. Изложение новых знаний мною не давалось в готовом виде, детям было предложено самим сформулировать тему урока и определить цель, к которой они будут стремиться.
На протяжении всего урока осуществлялась взаимосвязь поставленных задач через организацию мотивации в начале урока, создание сюжета действий для актуализации знаний учащихся, плавного перехода одного этапа урока в другой, соблюдая принцип от простого к сложному, сочетая письменную работу с устной .
Использовала математическую терминологию и старалась, чтобы дети при ответе пользовались так же терминологией. Предложенные задания, работа в парах носили как развивающий, так и воспитывающий характер. По объёму материал был подобран верно, т.к. уложилась во временные рамки урока, и дети не испытывали большие трудности в его выполнении.
Выбранный темп учебной работы на уроке позволил добиться поставленных задач. Постепенно увеличивалась степень сложности заданий. Небольшая самостоятельная работа была проведена с целью закрепления и углубления знаний учащихся по теме урока.
При проведении урока я использовала различные виды контроля: ученик- ученик (при работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на доске);
Порядок и дисциплину учащихся на уроке были немного нарушены. Несмотря на это, я постоянно пыталась приветствовать проявление активности детей, поощряла самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения, позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке.
В конце урока была проведена рефлексия детей по поводу психо-эмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. Перегрузки учащихся на уроке не было, так как:
- проведена физкультминутка;
- чередование письменных и устных заданий;
- работа у доски.
Я считаю, что на данном уроке были реализованы все поставленные цели. По моему мнению, урок прошёл на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения