СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Письменный прием вычитания в случаях вида 50 – 24

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по математике + самоанализ

Просмотр содержимого документа
«Письменный прием вычитания в случаях вида 50 – 24»

Открытый урок во 2 «в» классе

Дата проведения: 01.02.2021

Учитель: Янмаева Татьяна Андреевна

УМК: «Школа России». Программа «Математика» авторского коллектива под руководством М. И. Моро. Учебник «Математика» для 2 класса начальной школы в двух частях. М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.

Тема урока: Письменный прием вычитания в случаях вида 50 – 24

Тип урока: Открытие новых знаний.

Методы: Словесный, наглядный, поисковый, практический

Формы : Фронтальная, коллективная, работа в паре.

Образовательные цель и задачи

Цель урока: формирование у учащихся умения выполнять письменно действие вычитания двузначного числа из круглого в столбик с переходом через десяток.

Задачи: - усвоить математическое действие «вычитание двузначного числа из круглого в столбик с разбиением разряда десятков, где единиц в уменьшаемом меньше, чем в вычитаемом»;

- сформировать умение использовать алгоритм вычитания двузначного числа из круглого числа столбиком с переходом через десяток;

- формировать общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Ресурсы урока:

- учебник

- раздаточный материал

Предметные результаты

- дать возможность научиться решать примеры на вычитание двузначного числа из круглого числа в столбик, с переходом через десяток с использованием алгоритма,

- уметь правильно читать выражения и находить их значения;

-решать задачи разных видов.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

-использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений при выполнении учебных заданий,

- определять и формулировать тему и цели урока,

- учить самооценке самоконтролю выполняемой работы,

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки.

Познавательные УУД:

- устанавливать аналогии

- использовать модели, алгоритмы

- осуществлять поиск информации в учебнике

- строить речевые высказывания в устной форме

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать друг друга;

- высказывать свое мнение при обсуждении задания.

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках;

Личностные результаты

- положительное отношение к урокам математики;

- умение признавать собственные ошибки;

- формирование нравственно-эстетических ценностей;

-умение оценивать трудность предлагаемого задания;

-восприятие математики как части общечеловеческой культуры.


Ход урока.

  1. Организационный этап.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Все ребята тут

Все работу ждут.

К нам пришли сегодня гости

Повернитесь поскорей

Поприветствуйте гостей

- Здравствуйте, здравствуйте, приветствует вас

Старательный , внимательный 2 класс.

Ко мне ребята повернитесь

Все тихонечко садитесь.

- К уроку все готовы ? ( Да)

-Можем начинать тогда. Будем все внимательны, делать всё старательно. Думать, прежде чем писать. И пятёрки получать.

- А какой у вас урок ? ( математика )

- А какое настроение? (ответы детей)

- Сегодня на уроке нас ждёт, ребята, опять что-то новое, неизвестное пока для нас, но это открытие совершите вы сами. Но чтобы узнать что-то новое мы должны повторить те знания, которые нам понадобятся для совершения этого открытия.

- Кто готов пригласить сегодня в гости «4» и «5»? Поднимите руку. Ну, что ж, вперёд. Давайте подготовимся к открытию.

  1. Актуализация знаний.

- Началась работа, а разве может быть математика без устного счёта. Математика нас ждёт, Начинаем устный счёт.

- На доске записаны выражения. Но чего не хватает в записи этих выражений. (Не хватает арифметических знаков.)

- Так что мы сейчас будем делать? (Вставлять пропущенные арифметические знаки, чтобы получились верные равенства):

68…7….40 = 35

47…30….6 = 23

48…5…8 = 51

67…6…2 = 71

- Хорошо с выражениями справились, а теперь решим задачи (на партах карточки с задачами)

- В коробке было 20 шариков трёх цветов. Красных было 7, синих 9, остальные зелёные. Сколько было зелёных шаров?

- В гараже было 19 машин. Когда несколько машин уехало , в гараже осталось 8 машин. Сколько машин уехало?

- Бабушка связала 6 пар рукавичек. Сколько рукавичек на левую руку связала бабушка?

- Молодцы и с задачами вы справились.

- Решим логическую цепочку (записано на доске):

54 – 30 + 6 +9 +40 – 7 -50 +8 = 30

Устно реши примеры (на карточках):

46+30 60 – 20 45 +4 60-4 76+6 64 +20

- Ну, а как же устный счёт без геометрического материала (работа в парах и индивидуально)

- Как-то собрались ребята и стали рассматривать книгу головоломок. Вот они прочитали задачу: «Сколько вершин останется у треугольника, если у него срезать одну вершину?»

- По правилу вычитания, - сказал Коля, - останутся две вершины. Одну вершину срезали, значит, её отняли.

- Нет, - возразила Юля, - если срезать одну вершину, то вместо одной появятся ещё две и вершин будет 4. Оставшаяся часть будет четырехугольником.

- А я думаю, - сказал Петя, - снова получится треугольник, т.е. будет три вершины.

- Ребята давайте проверим предположения учеников. У вас есть треугольники и ножницы. Что мы должны сделать? (Отрезать один угол и узнать, что за фигура получится)

- Что у нас получилось?

- Кто из ребят оказался прав?

- У нас получился четырёх угольник, наша фигура имеет стороны длиной 7см, 4см, 6см, 3см. Найдите периметр. А как удобнее можно было найти сумму? (на доске фигуры)

-Что мы знаем о треугольнике?

- Что знаем о квадрате?

- Что знаем о прямоугольнике?

- Что такое отрезок?

- Что можешь сказать о прямой?

- Что такое луч?

  1. Физкультминутка.

  2. Работа по теме урока.

- Откройте тетрадки, запишите число, классная работа.

- На доске записан ряд чисел: 51, 74, 23, 9,16. Посмотрите.

- Найдите лишнее число. (9).

- Почему оно лишнее? (однозначное).

- Какая цифра использована для записи этого числа? (9).

- Сколько в этом числе единиц?

- Назовите соседей этого числа. (8 и 10)

1) Минутка чистописания: пропишите цифру 9 , посмотрите на образец.

2) Самоопределение к деятельности:

- Решим примеры (по одному у доски с объяснением)

44+23 37+ 48 37+53 (повторим алгоритм сложения)

57 – 26 75 – 52 (повторим алгоритм вычитания)


50-24 = ????

- Почему рядом вопрос? (Не умеем решать такие примеры)

3) Проблема:

- Давайте рассмотрим этот пример.

50 – круглый десяток, 24 – двузначное число. Значит вычитание из круглого десятка двузначное число

Цель: научиться выполнять вычитание двузначного числа из круглого числа. А тема урока? Вычитание двузначного числа из круглого десятка. Но это открытие вы сделаете сами.

- Не нужно провести исследование как решить такие примеры.

- Проведём практическую работу в группах и попробуем рассмотреть разные способы вычитания.

1 группа «Практики»:

- Вы должны с помощью счётных палочек показать и рассказать, как выполнить вычитание из круглого числа.

2 группа «Теоретики»:

- Вы должны будете вспомнить приём вычитания двузначного числа из круглого: 50 – 24 = 50 – (20 + 4) = (50 – 20) – 4 = 26

3 группа «Мыслители»:

- Вам нужно подумать и составить новый алгоритм вычитания из круглых чисел и объяснить всем нам, как найти разность чисел:

Пишу пример …

Вычитаю единицы …

Вычитаю десятки …

Читаю ответ …

Учитель организует проверку

- Ребята, вы вычисляли разными способами. Посмотрите на ответы. Что вы можете сказать? (ответы детей)

- А какой способ удобней? Почему? (ответы детей)

4) Работа с учебником:

-Давайте сравним наши рассуждения с алгоритмом вычитания, записанным в учебнике. Правильно ли мы составили алгоритм?

- Наше исследование прошло успешно. Выражение решили правильно. Какое новое умение открыли? (вычитание из круглого десятка двузначного числа)

  1. Физкультминутка.

  2. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Можно ли сказать, что вы уже все сделали на уроке? (Нет.)

- Что не сделали? (Не потренировались решать примеры такого вида)

- Давайте откроем учебник на с.19 №1. И прочтем хором.

- А теперь выберите только те примеры, которые относятся к теме нашего урока.

40 -21 70 – 45 45+16

50 -15 57 +24 30- 14

47 +21 60 – 27 50 -29

- Давайте решим их у доски, используя составленный алгоритм.

5) Самостоятельная работа с самопроверкой:

- Вы поработали все вместе, а теперь поработаете в парах, по очереди, объясняя друг другу, решите примеры.

- С какой целью вы будете работать самостоятельно? (Мы должны для себя выяснить, понятен ли нам новый способ, можем мы им самостоятельно пользоваться.)

- Придумайте по одному примеру и решите. Затем выполните взаимопроверку.

- Посмотрите в учебник. С.19 №2. Прочитайте условие задачи.

- О чем говорится в задаче? (О платьях, костюмах, брюках)

- Что сказано о платьях? (Их 26)

- Что сказано о костюмах? (Их на 4 больше, чем платьев)

- Что сказано о брюках? (Их на 10 меньше, чем костюмов)

На доске составляется краткая запись.

П. – 26

К. - ?, на 4 б.

Б. - ?, на 10 м.

 Решение:

  1. 26 + 4 = 30 (к.)

  2. 30 – 10 = 20 (б.)

Ответ: в ателье сшили 20 брюк.

- Запишите решение задачи одним выражением.    ((26 +4) – 10 = 20 (б.))

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какие цели вы сегодня ставили?

- Достигли вы этих целей?

- А сейчас вам нужно оценить свою работу на уроке. Понравился урок или нет? (смайлики)

  1. Домашняя работа: с.19 №3, №4




Самоанализ урока по теме

«Письменный приём вычитания в случаях вида 50 - 24»


Цель: формирование у учащихся умение выполнять письменно действие вычитания двузначного числа из круглого десятка в столбик с переходом через десяток.

Задачи: - усвоить математическое действие «вычитание двузначного числа из круглого в столбик с разбиением разряда десятков, где единиц в уменьшаемом меньше, чем в вычитаемом»;

- сформировать умение использовать алгоритм вычитания двузначного числа из круглого с переходом через десяток;

- сформировать общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Планируемые результаты(предметные):

Дать возможность научиться решать примеры на вычитание двузначного числа из круглого в столбик с переходом через десяток ., анализировать, обобщать, действовать по алгоритму, мысленно проигрывать варианты решения задач; уметь осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: Научиться: использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений при выполнении учебных заданий, определять и формулировать тему и цели урока, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, оценивать результат своих действий.

Познавательные: Научиться: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; использовать схемы, алгоритмы, находить и формулировать решение задачи.

Личностные: Будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному труду; умение признавать собственные ошибки.

Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; корректно сообщать товарищу об ошибках

Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные ресурсы: учебник, опоры, раздаточный материал

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

- фронтальная;

- работа в парах;

- индивидуальная;

- самостоятельная.


Свой урок я строила в соответствии с ФГОС. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.

Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования второклассника, соответствовал их жизненному опыту. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников второго класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Содержание урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

  2. Актуализация знаний. Устный счёт.

  3. Физкультминутка

  4. Формулирование темы урока, постановка цели

  5. Физкультминутка.

  6. Первичное закрепление.

  7. Рефлексия учебной деятельности на урок.

  8. Домашнее задание.

Основным в уроке являлся этап открытия «новых» знаний». На этом этапе использован проблемный метод: создание проблемной ситуации, организация поиска решения проблемы, приём сопоставления «открытого» знания с научной формулировкой учебника. Изложение новых знаний мною не давалось в готовом виде, детям было предложено самим сформулировать тему урока и определить цель, к которой они будут стремиться.

На протяжении всего урока осуществлялась взаимосвязь поставленных задач через организацию мотивации в начале урока, создание сюжета действий для актуализации знаний учащихся, плавного перехода одного этапа урока в другой, соблюдая принцип от простого к сложному, сочетая письменную работу с устной .

Использовала математическую терминологию и старалась, чтобы дети при ответе пользовались так же терминологией. Предложенные задания, работа в парах носили как развивающий, так и воспитывающий характер. По объёму материал был подобран верно, т.к. уложилась во временные рамки урока, и дети не испытывали большие трудности в его выполнении.

Выбранный темп учебной работы на уроке позволил добиться поставленных задач. Постепенно увеличивалась степень сложности заданий. Небольшая самостоятельная работа была проведена с целью закрепления и углубления знаний учащихся по теме урока.

При проведении урока я использовала различные виды контроля: ученик- ученик (при работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на доске);

Порядок и дисциплину учащихся на уроке были немного нарушены. Несмотря на это, я постоянно пыталась приветствовать проявление активности детей, поощряла самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения, позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке.

В конце урока была проведена рефлексия детей по поводу психо-эмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. Перегрузки учащихся на уроке не было, так как:

- проведена физкультминутка;

- чередование письменных и устных заданий;

- работа у доски.

Я считаю, что на данном уроке были реализованы все поставленные цели. По моему мнению, урок прошёл на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!