Муниципальное казённое образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
города Мирного Архангельской области
Дополнительная общеразвивающая программа
клуба «Письмецо»
для обучающихся 9 -15 лет.
Срок реализации – 1 год.
Автор:
Степаненко Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
г. Мирный, 2016
Пояснительная записка
«Это только кажется, что вам некому
писать. Задумайтесь, положите перед
собой лист бумаги и пишите такие письма,
которые захотелось бы получить самому»
Бернард Шоу
Идея создания клуба подсказана временем, богатейшими традициями, накопленными веками, и тем новым, что происходит в современной жизни. Необходимость духовно - нравственного образования в школе основывается на потребности общества в нравственно - зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки1. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста. Между первым сообщением в бумажном конверте и современной электронной почтой стоят целые столетия, а сегодня они рядом. Каждый человек может выбрать для себя удобный способ общения. Каждый человек ждёт с нетерпением и электронное послание, и традиционный почтовый конверт. Прошлое, настоящее и будущее сталкиваются рядом в повседневной жизни. Понимая важность возрождения российских традиций эпистолярного жанра, привлечения внимания к ценностям русского языка и необходим такой клуб «Письмецо». Данная программа разработана на 34 учебных часа для детей 9-15 лет, рассчитана на годичный срок обучения.
Статус документа:
Программа составлена в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования (письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. № 06 - 1844)
Направленность программы: культурологическая
Актуальность и педагогическая целесообразность: в настоящее время существует потребность в душевном общении между людьми, детьми и родителями. Посредством письма появляется возможность лучше понять себя каждому из тех, кто возьмётся за перо. Общение с людьми – это наука и искусство. Участвуя в занятиях клуба, есть возможность написать письмо президенту, губернатору, своей семье, другу, своему учителю, солдату срочной службы, обратиться с письмом к ветерану или рассказать о своём родном крае. Можно поговорить с писателем или художником. Написать родным, близким, любимым, знакомым и незнакомым людям (участие в конкурсах (приложение 10, рис.1-3). На занятиях клуба «Письмецо» есть возможность возродить несправедливо забытую форму человеческого общения, привлечь внимание школьников к ценности русского языка, пробудить в них любовь к творчеству и сформировать культуру общения. На безграмотном языке хорошего письма не получится. Занятия клуба будут способствовать тому, чтобы дети знали лучше родной язык. Здесь дети научатся бережно относиться к полученным письмам, так как, возможно, именно с этого начнётся их собственный архив, материальная история рода. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому.
Цель программы: формирование духовно - нравственной культуры в процессе написания письма грамотным русским языком, с учётом порядка написания данного документа, обучение владеть устным и письменным словом.
Задачи:
Развивающие:
Развивать у обучающихся способность к сочинительству, тонко выражать свои мысли; способствовать обогащению речеведческих знаний обучающихся (говорение, восприятие, ориентирование в литературоведческих понятиях);
Развивать у обучающихся умение и навыки оправданно пользоваться средствами языка в разных жизненных ситуациях при восприятии и создании высказываний с соблюдением русского речевого этикета;
Развивать творческие способности учащихся через разные формы работы
Воспитательные:
Воспитать читателя, умеющего размышлять над прочитанным произведением, извлекая из него уроки;
Формировать умения осуществлять нравственный выбор2; сконцентрировать внимание обучающихся на ценностях родного языка и традициях Родины;
Воспитывать наблюдательность, внимание, волевые качества, воображение. Прививать любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушного отношения к окружающему миру;
Образовательные:
Ознакомить обучающихся с правилами правильного написания писем: делового, официального, личного; научить обучающихся получать от чтения удовольствие; научить анализировать написанное.
Научить пользоваться богатством языковых средств: пополнение словарного запаса, развитие и совершенствование строя речи;
Создавать условия для литературного творчества;
Новизна и отличительные особенности программы.
Данная программа помогает решать задачи литературного образования, связанные как с читательской деятельностью обучающихся, так и с эстетической функцией литературы. Она направлена на совместную работу обучающегося и педагога, совместную работу ума, воли, чувств, на воспитание думающего, грамотного, духовно - подкованного гражданина, появление созидательного отношения к окружающему. Вся работа подчинена поставленным задачам, а также является пропедевтикой написания сочинений, подбора аргументов впоследствии при сдаче ЕГЭ.
Форма организации занятий:
Возраст обучающихся: данная программа клуба «Письмецо» даёт возможность принимать участие в работе обучающимся 9-15 лет, с 3 по 9 класс. Предполагает как работу с коллективом в целом, так и работу в микрогруппах по возрастам для отдельных видов работ, индивидуальные занятия. Младшие учатся у старших, осуществляется принцип преемственности.
Место кружка в учебном плане: программа клуба «Письмецо» рассчитана на 34 часа в год, 1 ч. занятий в неделю длительностью 60 минут. Включает в себя работу: по восприятию чужой речи, по воспроизводству готового текста, по созданию собственных текстов. Занятия состоят из двух блоков: теории и практики, где теории и практике отводится одинаковое количество времени. На теоретических занятиях с обучающимися проводятся беседы, даётся прослушивание образцов художественного слова, просмотр тематических фильмов, мультфильмов. На практических занятиях проводятся экскурсии и встречи, обучающиеся ведут практически – исследовательскую работу, производят «письменное» моделирование социально - ориентированных ситуаций, работают с художественной литературой в целях развития духовно – нравственного, гражданско – патриотического воспитания, работают над техникой выразительного изложения мысли, анализируют художественные тексты и письма, участвуют в конкурсах, создают проекты. Проверка знаний, умений и навыков проводится в виде выполнения практических заданий, участия во встречах и других форм, а также анализом работ с использованием «Таблицы показателей промежуточной и итоговой аттестации обучающихся кружка» (Приложение 2).
Форма подведения итогов:
Участие в конкурсах написания писем;
Участие в праздничных мероприятиях города (письма - поздравления);
Организация переписки с социумом;
Анализ работ (Приложение 2 «Таблица показателей промежуточной и итоговой аттестации обучающихся клуба»);
Результативность участия в конкурсах, написания писем – поздравлений, участия в мероприятиях (Приложение 11).
Знания, которыми овладевают обучающиеся:
о разнообразных видах писем: деловое, официальное, личное;
научатся понимать значение терминов: «адресат», «адресант», «телеграмма», «письмо», «почтовая марка», «почтовый ящик», «почтальон», «почта» и др.;
овладеют речеведческими знаниями (говорение, восприятие, ориентирование в литературоведческих понятиях);
овладеют основами культуры устной и письменной речи;
знаниями о том, как взаимодействовать с другими организациями и учреждениями города;
овладеют ключевыми компетенциями, составляющими основу духовно- нравственной личности, гражданина страны;
научатся осуществлять поиск и извлечение информации из различных источников, грамотно работать с текстом;
осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Умения, которыми овладевают обучающиеся:
уметь ставить цели своей деятельности, планировать её;
использовать площадь листа, грамотно оформлять написанное;
подбирать материалы, слова в соответствии с настроением письма;
владеть основными навыками сочинительства, умением выражать свои мысли;
уметь осуществлять нравственный выбор3;
концентрировать внимание на ценностях родного языка и традициях родины;
уметь получать от чтения удовольствие;
уметь анализировать написанное;
уметь использовать язык в жизненных ситуациях общения.
Учебный план дополнительной общеразвивающей программы
№ | Тема занятия | Количество часов | Форма аттестации |
Всего | Теоретичес кие занятия | Практичес-кие занятия |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности во время проведения занятий. | 1 | 0,5 | 0,5 | Предложения обучающихся |
2 | Почта. Почтальон. Адресат. Адресант. | 2 | 1 | 1 | |
3 | Письмо. Телеграмма. Открытка. | 2 | 1 | 1 | |
4 | Открытка. Письмо учителю. | 1 | 0,2 | 0, 8 | Отзывы. Оформление поздравительной открытки |
5 | Почтовый ящик. | 1 | 0,5 | 0,5 | Отзывы. Выполнение проекта почтового ящика |
6 | Почтовая марка. | 1 | 0,5 | 0,5 | Составление коллекции марок, рисунок марки (по выбору) |
7 | Виды писем: деловое, официальное, личное. | 1 | 0,8 | 0, 2 | |
8 | Нравственная сила древнерусской литературы. Обзор произведений. Великая сила притчи. | 1 | 0,5 | 0,5 | Экспресс - повтор с обобщением. |
9 | Военные письма – треугольники. | 1 | 0,5 | 0,5 | Результативность. Написание письма «Письмо в 1941-й год» |
10 | В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном» | 1 | 0,5 | 0,5 | Проект: Создать «записную книжку Сухомлинского» |
11 | Письмо ветерану на День Добра и уважения. | 2 | 1 | 1 | Результативность. Проект письма – поздравления (вручение на празднике Дня пожилых людей) |
12 | Письмо на День Матери | 2 | 1 | 1 | Проект письма – поздравления (вручение на День Матери) |
13 | Хочу рассказать о своём родном крае. Улицы города, экологические и нравственные проблемы малой родины. | 1 | 0, 5 | 0, 5 | Фото, результативность. Написание письма (письмо губернатору, главе города) |
14 | Письмо сверстнику. Текст – повествование. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проект. Ролик мультимедийный «Ученик ученику» |
15 | О чудесах, мечтах. Яркое событие в моей жизни. | 2 | 1 | 1 | Результативность |
16 | Штрихи к портрету Великого Российского учёного. | 2 | 1 | 1 | Письмо М.В.Ломоносову (день рождения 19.11, день памяти 05.04) |
17 | Знакомство с положением конкурса «Лучший урок письма» | 1 | 0,2 | 0,8 | Предложения обучающихся |
18 | Виды номинаций. Выбор номинации. | 1 | 0,8 | 0,2 | |
19 | Информация по выбранной теме, её обработка. Оформление титульного листа. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
20 | Заказное письмо | 1 | 0,5 | 0,5 | |
21 | Письмо на День Космонавтики и Авиации. Письмо на космическую орбиту. | 2 | 1 | 1 | Проект письма – поздравления (вручение на День Космонавтики и Авиации) |
22 | Мы с вами, солдаты России! (к 9 Мая) | 2 | 1 | 1 | Письма – поздравления |
23 | День семьи. Письмо моей семье. Истории и легенды моей семьи. | 1 | 0,5 | 0,5 | письмо |
24 | Мой любимый вид спорта (ко Дню Здоровья) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
25 | Итоговое занятие. Праздник письма. Главная человеческая потребность – это потребность в другом человеке4. | 2 | 1 | 1 | Предложения обучающихся |
| Итого: | 34 | 17 | 17 | |
Содержание дополнительной общеразвивающей программы
Тема 1: Вводное занятие. Техника безопасности во время проведения занятий (1 ч)
Теория: Групповая деятельность. Сообщаются цели и задачи. Знакомство с вопросами программы на год. Беседа о материалах. Техника безопасности во время проведения занятий.
Практика: Знакомство с письмом Ваньки Жукова на деревню дедушке. Просмотр мультфильма «Каникулы в Простоквашино», книги С.Я. Маршака «Почта».
Тема 2: Почта. Почтальон. Адрес. Адресант. (2 ч.)
Теория: Сообщаются понятия «почта», «почтальон», «адресат», «адресант». Групповая деятельность. Знакомство с историей почты, почтовых доставок
XlX века.
Практика: Экскурсия на почту. Изучение литературы, выполнение упражнений по запоминанию адреса. Разгадывание кроссворда по пониманию новых терминов.
Тема 3: Письмо. Телеграмма. Открытка. (2ч.).
Теория: Сообщаются понятия «письмо», «телеграмма», «открытка». Знакомство с историей доставки писем, телеграмм в России. Групповая деятельность. Рассматривание коллекции конвертов.
Практика: Индивидуально-творческая работа. Оформление конверта, телеграммы, открытки.
Тема 4: Открытка. Письмо учителю. (1 ч.)
Теория: Беседа по данной теме занятия. Групповая, индивидуальная деятельность. Изучение художественной литературы, стихов.
Практика: Индивидуально-творческая работа. Оформление поздравительной открытки. Возможно торжественное вручение.
Тема 5: Почтовый ящик (1 ч.)
Теория: Беседа по теме занятия. Рассматривание видов почтовых ящиков.
Практика: Индивидуально – творческая проектная работа. Работа по выбору: а) Составление проекта почтового ящика для сказочного героя; б) Изготовление макета почтового ящика
Тема 6: Почтовая марка (1 ч.)
Теория: Беседа по теме занятия. Сообщается понятие «почтовая марка». Рассматривание коллекции марок.
Практика: Индивидуально – творческая исследовательская работа. Работа по выбору: а) Составление проекта почтовой марки города или своей семьи; б) Составление коллекции марок; в) Изготовление рисунка марки XIX века.
Тема 7: Виды писем: деловое, официальное, личное. (1 ч.)
Теория: Беседа по теме занятия. Знакомство с видами писем.
Практика: Работа в микрогруппах. Игра: «Определи вид письма».
Тема 8:Нравственная сила древнерусской литературы (1 ч).
Теория: Обзор произведений. Великая сила притчи. Притча о блудном сыне. Содержание, сюжет, смысл. Аргументация к сочинению.
Практика: Экспресс - повтор с обобщением.
Тема 9: Военные письма - треугольники (1 ч.)
Теория: Изучение литературы. Рассматривание и прочитывание писем военных лет.
Практика: Составление письма – треугольника. Написание письма «Письмо в 1941 –й год»
Тема 10: В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном (1 ч.)
Теория: Изучение литературы. Рассматривание и прочитывание писем.
Практика: 45 писем, изучение важных по проблематике.
Тема 11: Письмо ветерану на День Добра и уважения. (2 ч.)
Теория: Беседа по теме занятия. Групповая работа.
Практика: Практически – исследовательская работа. Проект письма – поздравления. Встреча. Вручение поздравительных писем в торжественной обстановке.
Тема 12: Письмо на День Матери (2 ч.)
Теория: Беседа по теме занятия. Групповая, индивидуальная работа.
Практика: Практически – исследовательская работа. Сбор информации (сотрудничество с социальными структурами города). Экскурсии в ЗАГС, госпиталь (по ситуации). Письма - поздравления (ветерану, роженицам, маме).
Тема 13: Хочу рассказать о своём родном крае. Улицы города. Экологическое и нравственные проблемы малой родины (1 ч.)
Теория: Беседа по теме занятия. Групповая, индивидуальная работа. Рассматривание всех рекламных и печатных материалах о проблемах города.
Практика: Работа в микрогруппах. Написание письма «Письмо губернатору», «Письмо главе администрации города»
Тема 14: Письмо сверстнику. Текст – повествование (1ч.)
Теория: Беседа по теме занятия. Групповая и индивидуальная деятельность. Знакомство с документацией. Информация по данной теме, её обработка. Текст – повествование.
Практика: Написание черновика - проекта. Выполнение упражнений по исправлению логических ошибок. Письмо сверстнику. Выполнение мультимедийного проекта «Ученик ученику». Ролик – письмо. Защита проекта.
Тема 15: О чудесах, мечтах. Яркое событие в моей жизни. (2 ч.)
Теория: Беседа по теме занятия. Групповая деятельность. Индивидуальная творческая работа. Выполнение упражнений по исправлению логических ошибок.
Практика: Изучение литературы. Написание письма по выбору: ветерану, Деду Морозу, солдату срочной службы. Оформление письма. Участие в конкурсе «Мечты сбываются» г. Архангельск. Написание письма Деду Морозу в Великий Устюг.
Тема 16: Штрихи к портрету Великого Российского учёного. (2 ч.)
Теория: Беседа по теме занятия. Групповая деятельность. Знакомство с литературой. Исторический хронометраж жизнедеятельности М.В.Ломоносова. Чтение очерков.
Практика: Индивидуально – исследовательская работа. Письмо М.В. Ломоносову, стихи об учёном на день рождения 19 ноября, на день памяти 5 апреля (по выбору).
Тема 17: Знакомство с положением конкурса «Лучший урок письма» (1 ч.)
Теория: Беседа по теме занятия. Групповая деятельность.
Практика: Знакомство с документацией. Рассматривание и прочитывание всех печатных и рекламных материалов, относящихся к данному конкурсу.
Тема 18: Виды номинаций. Выбор номинации. (1 ч.)
Теория: Беседа по теме занятия. Групповая, индивидуальная деятельность, практически – исследовательская работа.
Практика: Знакомство с документацией. Знакомство с видами номинаций, объявленных областным конкурсом, а также с номинациями, объявленных Всемирным почтовым союзом в международном молодёжном конкурсе. Работа с художественной литературой, архивными материалами клуба.
Тема 19: Информация по выбранной теме, её обработка. Оформление титульного листа. (1 ч.)
Теория: Беседа по теме занятия. Индивидуальная творческая деятельность. Прослушивание писем различного характера из художественной литературы, научных журналов.
Практика: Сбор информации. Сбор накопившегося материала в отдельную папку. Выполнение набросков. Редактирование текста.
Тема 20: Заказное письмо. (1 ч.)
Теория: Беседа по теме занятия. Групповая деятельность.
Практика: Оформление и отправление заказных писем с почтового отделения города. Экскурсия.
Тема 21: Письмо на День Космонавтики и Авиации. Письмо на космическую орбиту. (2 ч.)
Теория: Беседа по теме занятия. Групповая и индивидуальная работа. Изучение литературы.
Практика: Практически – исследовательская работа. Сбор информации. Сотрудничество с социальными структурами города (центр № 1, солдаты срочной службы, совет ветеранов). Встречи с военнослужащими Космодрома. Оформление письма – поздравления. Зачитывание набросков. Исправление логических ошибок. Экскурсия, либо организованная встреча с поздравлением.
Тема 22: Мы с вами, солдаты России! (к 9 Мая) (2 ч.)
Теория: Беседа по теме занятия.
Практика: Индивидуальная творческая работа. Встреча с ветеранами. Торжественное вручение писем – поздравлений.
Тема 23: День семьи. Письмо моей семье. Истории и легенды моей семьи. (1 ч.)
Теория: Беседа, практически – исследовательская работа.
Практика: Изучение литературы. Оформление мини – фотоальбома с посланием к своей семье.
Тема 24: Мой любимый вид спорта (ко Дню Здоровья) (1 ч.)
Теория: Беседа по теме занятия. Групповая работа.
Практика: Работа в микрогруппах. Создание проекта сборника стихов о видах спорта. Участие в конкурсах ЗОЖ города, области (по выбору).
Тема 25: Итоговое занятие. Праздник письма. Главная человеческая потребность – это потребность в другом человеке5 (2 ч.)
Теория: Коллективное творческое дело. Обмен опытом о впечатлениях во время написания писем.
Практика: Выставка проектов года. Праздничное чаепитие.
Методическое обеспечение программы
Данная программа разработана на 34 учебных часа для детей 9-15 лет, рассчитана на годичный срок обучения. Состав до 10 человек. Программой предусматривается индивидуальная работа с обучающимися в количестве 3,4 часа на каждого члена клуба. При наличии возможности в учреждении, на индивидуальную работу отводятся дополнительные часы. Тогда в программу закладывается 68 часов на год, это 2 часа в неделю. Обучающиеся работают в группе, микрогруппах и индивидуально. Данная программа предполагает теоретическую и практическую части занятия.
Теоретическая часть включает в себя знакомство с терминологией, историей родного края, учитывается специфика местности, изучением художественной и документальной литературы, умением читать и понимать печатные и рекламные материалы, относящиеся к данному курсу, исправлять логические ошибки в составленных текстах, умением делать нравственный выбор.
Практическая часть предполагает умение работать с художественной и документальной литературой; умение составлять письма разных видов: деловое, официальное, личное, умение изготовлять проекты разного характера: почтовый ящик, письмо – поздравление, телеграмму, открытку, видеоролик, конверт. Принимать участие во встречах; общаться с людьми разных возрастных категорий и различных социальных структур; отправлять письма простые и заказные.
Программа допускает сокращение или увеличение материала. В программе указано примерное распределение учебного времени по темам. Однако, на занятиях возможно варьирование материала: углубление, сокращение и их замена, использование освободившегося времени на различного рода практические работы (встречи с людьми или праздничная дата). Учащимся рекомендовано вести тетрадь (блокнот) «Письмецо», где ведутся записи обучающимися и выполняются черновые варианты писем.
Дидактические материалы: презентации («Виртуальное путешествие на родину М.В.Ломоносова» (Приложение 7, рис. 1); «Письмо, вложенное в посылку» (Приложение 7, рис. 2); «Напишу письмо ветерану», «Ученик ученику») , видеоролики6, художественная литература, набор раздаточного материала, письма по тематике занятия7, коллекция марок, коллекция конвертов.
Техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон, колонки.
Литература:
Для педагога:
Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. М.: Просвещение, 1990. 192с.
Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. –М.: Просвещение, 1982 г.
Карзова Н.А. Праздник письма.//Педсовет. Газета для учителей начальных классов.- М.: «ГУП «ИПК « Московская правда» № 12, 2005 г.
Кулдашева Н.Н. Написание письма личного характера// Начальная школа, № 7, 2007 г.- М.: «Просвещение».
Педсовет. Газета для педагогов начальной школы. – М.: «АО «Принт - экспресс», № 6- 7, 1996 г.
Полетавкина Л.Г. Вечер «Будьте добрыми и человечными!» Педсовет. №3, 2005 г.
Положение конкурса «Лучший урок письма».
Полтавская И.Б. В царстве вежливости и доброты. // Педсовет. Газета для учителей начальных классов. – М.: ГУП «ИПК «Московская правда», №12, 2005 г.
«Понятия «адресат - адресант». //Педсовет. Журнал для педагогов начальной школы.-М.: «АО «Принт - экспресс», № 100, 1996 г.
Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: ТЦ Сфера,2005. 64с
Радина, Е.И. Ознакомление детей с трудом взрослых / Воспитание дошкольников в труде // Под ред. Нечаевой В.Н. М.: Просвещение, 1974. – С.98.
Чудинова Г.В. Творчество Б Екимова в школьном изучении. Методические рекомендации, Пермь, 2009.
Для обучающихся:
Аким Я. Неумейка. – М.: «Малыш», 1991 г.
Барбас Л. "Жили-Были улицы". Л. "Детская литература. "1983г.
Коваленко З. "Путешествие в историю России". С-Пб. "Благовест". 1993г.
Кушан Ю. «Почтовая история»
Коллекция поделок кружка «Мукосольки», руководитель Степаненко Т.В.
Маршак С. Я. "Почта". М. "Детская литература". 1982г.
Михалков С. "Моя улица". М. "Детская литература". 1972г.
Мультфильмы: «Простоквашино», «Почтальон Пэт», «Почтовая рыбка».
«Несущие вести». // Мир детей и подростков. Почтовая газета. – М.: «ОАО «Московская газетная типография». №1 (4), 2007 г.
Песни: Румянова К. «Песенка Зайки - Почтальона», Кристалинская М. «Песенка почтальона»
Под руководством Степаненко Т.В. Видеоархив кружка: «Этика и этикет» - 2007-2016 г.г.
Полякова Н. "Вместе с папой на парад". Л. "Детская литература". 1975.
«Ты куда? На почту?»// Мир детей и подростков. Почтовая газета.-М.: «ОАО «Московская газетная типография». № 3(30), 2008 г.
Шибаев.А. «Почтовый ящик»
Швец В. Н. "Прогулки по городу". С-Пб. 1994г.
Приложение 1
Календарно – тематическое планирование общеразвивающей программы
№ п/п | Тема занятия | Дата | Примечание |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности во время проведения занятий. | | Приложение 3 |
2 | Почта. Почтальон. Адресат. Адресант. | | |
3 | Почта. Почтальон. Адресат. Адресант. (Продолжение). Экскурсия. | | Экскурсия на почту. |
4 | Письмо. Телеграмма. Открытка. | | Коллекция конвертов |
5 | Письмо. Телеграмма. Открытка. (Продолжение). | | Оформление конверта, открытки, телеграммы |
6 | Открытка. Письмо учителю. | | Поздравление учителю. |
7 | Почтовый ящик. | | Выполнение проекта по выбору. |
8 | Почтовая марка. | | Коллекция марок |
9 | Виды писем: деловое, официальное, личное. | | |
10 | Нравственная сила древнерусской литературы. Обзор произведений. Велика сила притчи. | | Притчи Светланы Копыловой. |
11 | Военные письма – треугольники | | Письмо в 1941-й год. Приложение 8. |
12 | В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном» | | Проект «Записная книжка Сухомлинского» |
13 | Письмо ветерану на День Добра и Уважения | | Проект «Письмо» |
14 | Письмо ветерану на День Добра и Уважения (продолжение) | | Выступление с вручением писем-поздравлений. |
15 | Письмо на День Матери. | | Проект «Письмо маме» (Приложение 14, письмо Артёма) |
16 | Письмо на День Матери (продолжение). | | Выступление с вручением писем – поздравлений ветерану, маме, роженицам. |
17 | Хочу рассказать о своём родном крае. Улицы города. Экологические и нравственные проблемы малой родины. | | Приложение 5 (письмо девочки) |
18 | Письмо сверстнику. Текст – повествование. | | Создание ролика «Ученик ученику» |
19 | О чудесах, мечтах. Яркое событие в моей жизни. | | Письмо по выбору: ветерану, солдату срочной службы, Деду Морозу |
20 | О чудесах, мечтах. Яркое событие в моей жизни (продолжение). | | Участие в конкурсе «Мечты сбываются» |
21 | Штрихи к портрету Великого Российского учёного. | | Исторический хронометраж жизнедеятельности М.В.Ломоносова. Приложение 6. |
22 | Штрихи к портрету Великого Российского учёного (продолжение). | | Письмо М.В.Ломоносову, стихи об учёном (по выбору) |
23 | Знакомство с положением конкурса «Лучший урок письма» | | Предложения обучающихся |
24 | Виды номинаций. Выбор номинации. | | |
25 | Информация по выбранной теме, её обработка. Оформление титульного листа. | | Проект «Письмо на конкурс» |
26 | Заказное письмо. Экскурсия. | | Отправление заказных писем. |
27 | Письмо на День Космонавтики и Авиации. Письмо на космическую орбиту. | | Экскурсия в музей ГДО |
28 | Письмо на День Космонавтики и Авиации. Письмо на космическую орбиту. (Продолжение). | | Встречи с военнослужащими Космодрома |
29 | Мы с вами, солдаты России! (к 9 Мая) | | Приложение 11 |
30 | Мы с вами, солдаты России! (к 9 Мая). (Продолжение). | | Встречи с ветеранами, вручение писем – поздравлений. |
31 | День семьи. Письмо моей семье. Истории и легенды моей семьи. | | Приложение 4 |
32 | Мой любимый вид спорта (ко Дню Здоровья). | | Участие в конкурсе ЗОЖ (город, область) |
33 | Праздник письма. Главная человеческая потребность - это потребность в другом человеке. | | Выставка проектов года |
34 | Итоговое занятие. Праздник письма. Главная человеческая потребность - это потребность в другом человеке. (Продолжение) | | КТД. Чаепитие Награждение активных кружковцев. |
Приложение 2
Таблица показателей промежуточной и итоговой аттестации обучающихся клуба
Теоретическая подготовка обучающихся
Показатели | Теоретические знания (по основным разделам учебно – тематического плана программы) | Владение специальной терминологией |
Критерии | Соответствие теоретических знаний программным требованиям | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии |
Уровни освоения программ | Низкий (Н) 0-2 балла | Овладение менее чем 20% объёма знаний, предусмотренных программой | Не знает специальных терминов, в речи их не употребляет |
Ниже среднего (Н/С) 3-4 балла | Овладении менее чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой | Знает минимум специальных терминов, при употреблении путает понятия |
Средний (С) 5- 6 баллов | Овладение ½ объёма знаний, предусмотренных программой | Знает термины, при употреблении сочетает специальную терминологию с бытовой |
Выше среднего (В/С) 7-8 баллов | Овладение ¾ объёма знаний, предусмотренных программой | Знает достаточно специальных терминов, старается использовать в речи, но допускает неточности |
Высокий (В) 9-10 баллов | Освоение практически всего объёма знаний, предусмотренных программой за конкретный период | Специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием |
Очень высокий (О/В) больше 10 баллов | Освоение практически всего объёма знаний, предусмотренных программой, самостоятельное изучение дополнительного теоретического материала по курсу, не входящего в программу | Специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием, самостоятельно овладевает терминологией, не предусмотренной программой |
Инструментарий для проведения аттестации | Анкетирование, опрос, наблюдение, swot-анализ |
Практическая подготовка обучающихся
Показатели | Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно – тематического плана программы) | Владение специальным оборудованием и оснащением | Творческие навыки |
Критерии | Соответствие практических знаний программным требованиям | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения | Креативность в выполнении практических заданий |
Уровни освоения программ | Низкий (Н) 0-2 балла | Не овладел умениями и навыками, предусмотренными программой | Обучающийся испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием, отказ работать | Не может выполнять простейшие практические задания педагога. |
Ниже среднего (Н/С) 3-4 балла | Овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков | Освоение простейшего оборудования, наблюдаются затруднения при использовании в работе | Выполняет практические задания на основе образца с помощью педагога. |
Средний (С) 5- 6 баллов | Овладел ½ предусмотренных умений и навыков, выполнение операций с помощью педагога | Обучающийся работает на нужном оборудовании и с помощью педагога | Самостоятельно выполняет практические задания на основе образца. |
Выше среднего (В/С) 7-8 баллов | Овладел более половины предусмотренных программой умений и навыков, выполнение необходимых операций под присмотром педагога | Обучающийся достаточно освоил необходимое оборудование, простые операции может выполнять самостоятельно | Выполняет практические задания на основе образца с элементами творчества. |
Высокий (В) 9-10 баллов | Овладение практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период. Выполнение практических операций самостоятельно. | Работает с оборудованием самостоятельно, почти не испытывает затруднений | Осуществляет Достаточный творческий подход в выполнении практических заданий. |
Очень высокий (О/В) больше 10 баллов | Овладение всеми умениями и навыками, предусмотренными программой на должном уровне, самостоятельная работа по овладению умениями и навыками, не предусмотренными программой | Работает с оборудованием самостоятельно, почти не испытывает затруднений, освоил оборудование не предусмотренное программой | Высокий творческий уровень при выполнении практических заданий, применяет новые технологии, не предусмотренные программой. |
Инструментарий для проведения аттестации | Продуктивная деятельность: практические, игровые, итоговые занятия, проекты, выступления, участие в конкурсах, Swot-анализ |
1 Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. –М.: Просвещение, 1982 г.
2 Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. –М.: Просвещение, 1982 г.
3 Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. –М.: Просвещение, 1982 г.
4 Полетавкина Л.Г. Вечер «Будьте добрыми и человечными!» Педсовет. №3, 2005 г.
Полтавская И.Б. В царстве вежливости и доброты. // Педсовет. Газета для учителей начальных классов. – М.: ГУП «ИПК «Московская правда», №12, 2005 г.
5 Полетавкина Л.Г. Вечер «Будьте добрыми и человечными!» Педсовет. № 3, 2005 г. Полтавская И.Б. В царстве вежливости и доброты// Педсовет. Газета для учителей начальных классов. – М.: ГУП «ИПК «Московская правда», № 12, 2005 г.
6 Под руководством Степаненко Т.В. Видеоархив кружка: «Этика: азбука добра» - 2007-2016 г.г.
7 Коллекция поделок кружка «Мукосольки», руководитель Степаненко Т.В.
20