СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Письмецо", авторская программа

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимость духовно - нравственного образования в школе основывается на потребности общества в нравственно - зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Понимая важность возрождения российских традиций эпистолярного жанра, привлечения внимания к ценностям русского языка и необходим такой клуб «Письмецо». Данная программа разработана на 34 учебных часа для детей 9-15 лет, рассчитана на годичный срок обучения. 

Просмотр содержимого документа
«"Письмецо", авторская программа»

Муниципальное казённое образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

города Мирного Архангельской области












Дополнительная общеразвивающая программа

клуба «Письмецо»

для обучающихся 9 -15 лет.

Срок реализации – 1 год.














Автор:

Степаненко Татьяна Владимировна,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория










г. Мирный, 2016

Пояснительная записка

«Это только кажется, что вам некому

писать. Задумайтесь, положите перед

собой лист бумаги и пишите такие письма,

которые захотелось бы получить самому»

Бернард Шоу

Идея создания клуба подсказана временем, богатейшими традициями, накопленными веками, и тем новым, что происходит в современной жизни. Необходимость духовно - нравственного образования в школе основывается на потребности общества в нравственно - зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки1. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста. Между первым сообщением в бумажном конверте и современной электронной почтой стоят целые столетия, а сегодня они рядом. Каждый человек может выбрать для себя удобный способ общения. Каждый человек ждёт с нетерпением и электронное послание, и традиционный почтовый конверт. Прошлое, настоящее и будущее сталкиваются рядом в повседневной жизни. Понимая важность возрождения российских традиций эпистолярного жанра, привлечения внимания к ценностям русского языка и необходим такой клуб «Письмецо». Данная программа разработана на 34 учебных часа для детей 9-15 лет, рассчитана на годичный срок обучения.

Статус документа:

Программа составлена в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования (письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. № 06 - 1844)

Направленность программы: культурологическая

Актуальность и педагогическая целесообразность: в настоящее время существует потребность в душевном общении между людьми, детьми и родителями. Посредством письма появляется возможность лучше понять себя каждому из тех, кто возьмётся за перо. Общение с людьми – это наука и искусство. Участвуя в занятиях клуба, есть возможность написать письмо президенту, губернатору, своей семье, другу, своему учителю, солдату срочной службы, обратиться с письмом к ветерану или рассказать о своём родном крае. Можно поговорить с писателем или художником. Написать родным, близким, любимым, знакомым и незнакомым людям (участие в конкурсах (приложение 10, рис.1-3). На занятиях клуба «Письмецо» есть возможность возродить несправедливо забытую форму человеческого общения, привлечь внимание школьников к ценности русского языка, пробудить в них любовь к творчеству и сформировать культуру общения. На безграмотном языке хорошего письма не получится. Занятия клуба будут способствовать тому, чтобы дети знали лучше родной язык. Здесь дети научатся бережно относиться к полученным письмам, так как, возможно, именно с этого начнётся их собственный архив, материальная история рода. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому.

 

Цель программы: формирование духовно - нравственной культуры в процессе написания письма грамотным русским языком, с учётом порядка написания данного документа, обучение владеть устным и письменным словом.


Задачи:

Развивающие:

  • Развивать у обучающихся способность к сочинительству, тонко выражать свои мысли; способствовать обогащению речеведческих знаний обучающихся (говорение, восприятие, ориентирование в литературоведческих понятиях);

  • Развивать у обучающихся умение и навыки оправданно пользоваться средствами языка в разных жизненных ситуациях при восприятии и создании высказываний с соблюдением русского речевого этикета;

  • Развивать творческие способности учащихся через разные формы работы


Воспитательные:

  • Воспитать читателя, умеющего размышлять над прочитанным произведением, извлекая из него уроки;

  • Формировать умения осуществлять нравственный выбор2; сконцентрировать внимание обучающихся на ценностях родного языка и традициях Родины;

  • Воспитывать наблюдательность, внимание, волевые качества, воображение. Прививать любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушного отношения к окружающему миру;


Образовательные:

  • Ознакомить обучающихся с правилами правильного написания писем: делового, официального, личного; научить обучающихся получать от чтения удовольствие; научить анализировать написанное.

  • Научить пользоваться богатством языковых средств: пополнение словарного запаса, развитие и совершенствование строя речи;

  • Создавать условия для литературного творчества;


Новизна и отличительные особенности программы.

Данная программа помогает решать задачи литературного образования, связанные как с читательской деятельностью обучающихся, так и с эстетической функцией литературы. Она направлена на совместную работу обучающегося и педагога, совместную работу ума, воли, чувств, на воспитание думающего, грамотного, духовно - подкованного гражданина, появление созидательного отношения к окружающему. Вся работа подчинена поставленным задачам, а также является пропедевтикой написания сочинений, подбора аргументов впоследствии при сдаче ЕГЭ.


Форма организации занятий:

  • Групповые занятия;

  • Индивидуально – творческая работа;

  • Экскурсии;

  • Встречи;

  • Проекты;

  • Исследования;

  • Конкурсы;

  • Презентации;

  • Выставки.


Возраст обучающихся: данная программа клуба «Письмецо» даёт возможность принимать участие в работе обучающимся 9-15 лет, с 3 по 9 класс. Предполагает как работу с коллективом в целом, так и работу в микрогруппах по возрастам для отдельных видов работ, индивидуальные занятия. Младшие учатся у старших, осуществляется принцип преемственности.


Место кружка в учебном плане: программа клуба «Письмецо» рассчитана на 34 часа в год, 1 ч. занятий в неделю длительностью 60 минут. Включает в себя работу: по восприятию чужой речи, по воспроизводству готового текста, по созданию собственных текстов. Занятия состоят из двух блоков: теории и практики, где теории и практике отводится одинаковое количество времени. На теоретических занятиях с обучающимися проводятся беседы, даётся прослушивание образцов художественного слова, просмотр тематических фильмов, мультфильмов. На практических занятиях проводятся экскурсии и встречи, обучающиеся ведут практически – исследовательскую работу, производят «письменное» моделирование социально - ориентированных ситуаций, работают с художественной литературой в целях развития духовно – нравственного, гражданско – патриотического воспитания, работают над техникой выразительного изложения мысли, анализируют художественные тексты и письма, участвуют в конкурсах, создают проекты. Проверка знаний, умений и навыков проводится в виде выполнения практических заданий, участия во встречах и других форм, а также анализом работ с использованием «Таблицы показателей промежуточной и итоговой аттестации обучающихся кружка» (Приложение 2).

Форма подведения итогов:

  • Участие в конкурсах написания писем;

  • Участие в праздничных мероприятиях города (письма - поздравления);

  • Организация переписки с социумом;

  • Анализ работ (Приложение 2 «Таблица показателей промежуточной и итоговой аттестации обучающихся клуба»);

  • Результативность участия в конкурсах, написания писем – поздравлений, участия в мероприятиях (Приложение 11).


Знания, которыми овладевают обучающиеся:

  • о разнообразных видах писем: деловое, официальное, личное;

  • научатся понимать значение терминов: «адресат», «адресант», «телеграмма», «письмо», «почтовая марка», «почтовый ящик», «почтальон», «почта» и др.;

  • овладеют речеведческими знаниями (говорение, восприятие, ориентирование в литературоведческих понятиях);

  • овладеют основами культуры устной и письменной речи;

  • знаниями о том, как взаимодействовать с другими организациями и учреждениями города;

  • овладеют ключевыми компетенциями, составляющими основу духовно- нравственной личности, гражданина страны;

  • научатся осуществлять поиск и извлечение информации из различных источников, грамотно работать с текстом;

  • осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.


Умения, которыми овладевают обучающиеся:

  • уметь ставить цели своей деятельности, планировать её;

  • использовать площадь листа, грамотно оформлять написанное;

  • подбирать материалы, слова в соответствии с настроением письма;

  • владеть основными навыками сочинительства, умением выражать свои мысли;

  • уметь осуществлять нравственный выбор3;

  • концентрировать внимание на ценностях родного языка и традициях родины;

  • уметь получать от чтения удовольствие;

  • уметь анализировать написанное;

  • уметь использовать язык в жизненных ситуациях общения.


Учебный план дополнительной общеразвивающей программы

Тема занятия

Количество часов

Форма аттестации

Всего

Теоретичес

кие занятия

Практичес-кие занятия

1

Вводное занятие. Техника безопасности во время проведения занятий.

1

0,5

0,5

Предложения обучающихся

2

Почта. Почтальон. Адресат. Адресант.


2

1

1


3

Письмо. Телеграмма. Открытка.

2

1

1


4

Открытка. Письмо учителю.

1

0,2

0, 8

Отзывы. Оформление поздравительной открытки

5

Почтовый ящик.


1

0,5

0,5

Отзывы.

Выполнение проекта почтового ящика

6

Почтовая марка.

1

0,5

0,5

Составление коллекции марок, рисунок марки (по выбору)

7

Виды писем: деловое, официальное, личное.

1

0,8

0, 2


8

Нравственная сила древнерусской литературы. Обзор произведений. Великая сила притчи.

1

0,5

0,5

Экспресс - повтор с обобщением.

9

Военные письма – треугольники.

1

0,5

0,5

Результативность. Написание письма «Письмо в 1941-й год»

10

В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном»

1

0,5

0,5

Проект: Создать «записную книжку Сухомлинского»

11

Письмо ветерану на День Добра и уважения.

2

1

1

Результативность. Проект письма – поздравления (вручение на празднике Дня пожилых людей)

12

Письмо на День Матери

2

1

1

Проект письма – поздравления (вручение на День Матери)

13

Хочу рассказать о своём родном крае. Улицы города, экологические и нравственные проблемы малой родины.

1

0, 5

0, 5

Фото, результативность. Написание письма (письмо губернатору, главе города)

14

Письмо сверстнику. Текст – повествование.

1

0,5

0,5

Проект. Ролик мультимедийный «Ученик ученику»

15

О чудесах, мечтах. Яркое событие в моей жизни.

2

1

1

Результативность

16

Штрихи к портрету Великого Российского учёного.

2

1

1

Письмо М.В.Ломоносову (день рождения 19.11, день памяти 05.04)

17

Знакомство с положением конкурса «Лучший урок письма»

1

0,2

0,8

Предложения обучающихся

18

Виды номинаций. Выбор номинации.

1

0,8

0,2



19

Информация по выбранной теме, её обработка. Оформление титульного листа.

1

0,5

0,5


20

Заказное письмо

1

0,5

0,5


21

Письмо на День Космонавтики и Авиации. Письмо на космическую орбиту.

2

1

1

Проект письма – поздравления (вручение на День Космонавтики и Авиации)

22

Мы с вами, солдаты России! (к 9 Мая)

2

1

1

Письма – поздравления

23

День семьи. Письмо моей семье. Истории и легенды моей семьи.

1

0,5

0,5

письмо

24

Мой любимый вид спорта (ко Дню Здоровья)

1

0,5

0,5


25

Итоговое занятие. Праздник письма. Главная человеческая потребность – это потребность в другом человеке4.

2

1

1

Предложения обучающихся


Итого:

34

17

17



Содержание дополнительной общеразвивающей программы


Тема 1: Вводное занятие. Техника безопасности во время проведения занятий (1 ч)

Теория: Групповая деятельность. Сообщаются цели и задачи. Знакомство с вопросами программы на год. Беседа о материалах. Техника безопасности во время проведения занятий.

Практика: Знакомство с письмом Ваньки Жукова на деревню дедушке. Просмотр мультфильма «Каникулы в Простоквашино», книги С.Я. Маршака «Почта».


Тема 2: Почта. Почтальон. Адрес. Адресант. (2 ч.)

Теория: Сообщаются понятия «почта», «почтальон», «адресат», «адресант». Групповая деятельность. Знакомство с историей почты, почтовых доставок

XlX века.

Практика: Экскурсия на почту. Изучение литературы, выполнение упражнений по запоминанию адреса. Разгадывание кроссворда по пониманию новых терминов.


Тема 3: Письмо. Телеграмма. Открытка. (2ч.).

Теория: Сообщаются понятия «письмо», «телеграмма», «открытка». Знакомство с историей доставки писем, телеграмм в России. Групповая деятельность. Рассматривание коллекции конвертов.

Практика: Индивидуально-творческая работа. Оформление конверта, телеграммы, открытки.


Тема 4: Открытка. Письмо учителю. (1 ч.)

Теория: Беседа по данной теме занятия. Групповая, индивидуальная деятельность. Изучение художественной литературы, стихов.

Практика: Индивидуально-творческая работа. Оформление поздравительной открытки. Возможно торжественное вручение.


Тема 5: Почтовый ящик (1 ч.)

Теория: Беседа по теме занятия. Рассматривание видов почтовых ящиков.

Практика: Индивидуально – творческая проектная работа. Работа по выбору: а) Составление проекта почтового ящика для сказочного героя; б) Изготовление макета почтового ящика


Тема 6: Почтовая марка (1 ч.)

Теория: Беседа по теме занятия. Сообщается понятие «почтовая марка». Рассматривание коллекции марок.

Практика: Индивидуально – творческая исследовательская работа. Работа по выбору: а) Составление проекта почтовой марки города или своей семьи; б) Составление коллекции марок; в) Изготовление рисунка марки XIX века.


Тема 7: Виды писем: деловое, официальное, личное. (1 ч.)

Теория: Беседа по теме занятия. Знакомство с видами писем.

Практика: Работа в микрогруппах. Игра: «Определи вид письма».


Тема 8:Нравственная сила древнерусской литературы (1 ч).

Теория: Обзор произведений. Великая сила притчи. Притча о блудном сыне. Содержание, сюжет, смысл. Аргументация к сочинению.

Практика: Экспресс - повтор с обобщением.



Тема 9: Военные письма - треугольники (1 ч.)

Теория: Изучение литературы. Рассматривание и прочитывание писем военных лет.

Практика: Составление письма – треугольника. Написание письма «Письмо в 1941 –й год»


Тема 10: В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном (1 ч.)

Теория: Изучение литературы. Рассматривание и прочитывание писем.

Практика: 45 писем, изучение важных по проблематике.


Тема 11: Письмо ветерану на День Добра и уважения. (2 ч.)

Теория: Беседа по теме занятия. Групповая работа.

Практика: Практически – исследовательская работа. Проект письма – поздравления. Встреча. Вручение поздравительных писем в торжественной обстановке.


Тема 12: Письмо на День Матери (2 ч.)

Теория: Беседа по теме занятия. Групповая, индивидуальная работа.

Практика: Практически – исследовательская работа. Сбор информации (сотрудничество с социальными структурами города). Экскурсии в ЗАГС, госпиталь (по ситуации). Письма - поздравления (ветерану, роженицам, маме).


Тема 13: Хочу рассказать о своём родном крае. Улицы города. Экологическое и нравственные проблемы малой родины (1 ч.)

Теория: Беседа по теме занятия. Групповая, индивидуальная работа. Рассматривание всех рекламных и печатных материалах о проблемах города.

Практика: Работа в микрогруппах. Написание письма «Письмо губернатору», «Письмо главе администрации города»


Тема 14: Письмо сверстнику. Текст – повествование (1ч.)

Теория: Беседа по теме занятия. Групповая и индивидуальная деятельность. Знакомство с документацией. Информация по данной теме, её обработка. Текст – повествование.

Практика: Написание черновика - проекта. Выполнение упражнений по исправлению логических ошибок. Письмо сверстнику. Выполнение мультимедийного проекта «Ученик ученику». Ролик – письмо. Защита проекта.


Тема 15: О чудесах, мечтах. Яркое событие в моей жизни. (2 ч.)

Теория: Беседа по теме занятия. Групповая деятельность. Индивидуальная творческая работа. Выполнение упражнений по исправлению логических ошибок.

Практика: Изучение литературы. Написание письма по выбору: ветерану, Деду Морозу, солдату срочной службы. Оформление письма. Участие в конкурсе «Мечты сбываются» г. Архангельск. Написание письма Деду Морозу в Великий Устюг.


Тема 16: Штрихи к портрету Великого Российского учёного. (2 ч.)

Теория: Беседа по теме занятия. Групповая деятельность. Знакомство с литературой. Исторический хронометраж жизнедеятельности М.В.Ломоносова. Чтение очерков.

Практика: Индивидуально – исследовательская работа. Письмо М.В. Ломоносову, стихи об учёном на день рождения 19 ноября, на день памяти 5 апреля (по выбору).


Тема 17: Знакомство с положением конкурса «Лучший урок письма» (1 ч.)

Теория: Беседа по теме занятия. Групповая деятельность.

Практика: Знакомство с документацией. Рассматривание и прочитывание всех печатных и рекламных материалов, относящихся к данному конкурсу.


Тема 18: Виды номинаций. Выбор номинации. (1 ч.)

Теория: Беседа по теме занятия. Групповая, индивидуальная деятельность, практически – исследовательская работа.

Практика: Знакомство с документацией. Знакомство с видами номинаций, объявленных областным конкурсом, а также с номинациями, объявленных Всемирным почтовым союзом в международном молодёжном конкурсе. Работа с художественной литературой, архивными материалами клуба.


Тема 19: Информация по выбранной теме, её обработка. Оформление титульного листа. (1 ч.)

Теория: Беседа по теме занятия. Индивидуальная творческая деятельность. Прослушивание писем различного характера из художественной литературы, научных журналов.

Практика: Сбор информации. Сбор накопившегося материала в отдельную папку. Выполнение набросков. Редактирование текста.


Тема 20: Заказное письмо. (1 ч.)

Теория: Беседа по теме занятия. Групповая деятельность.

Практика: Оформление и отправление заказных писем с почтового отделения города. Экскурсия.


Тема 21: Письмо на День Космонавтики и Авиации. Письмо на космическую орбиту. (2 ч.)

Теория: Беседа по теме занятия. Групповая и индивидуальная работа. Изучение литературы.

Практика: Практически – исследовательская работа. Сбор информации. Сотрудничество с социальными структурами города (центр № 1, солдаты срочной службы, совет ветеранов). Встречи с военнослужащими Космодрома. Оформление письма – поздравления. Зачитывание набросков. Исправление логических ошибок. Экскурсия, либо организованная встреча с поздравлением.


Тема 22: Мы с вами, солдаты России! (к 9 Мая) (2 ч.)

Теория: Беседа по теме занятия.

Практика: Индивидуальная творческая работа. Встреча с ветеранами. Торжественное вручение писем – поздравлений.


Тема 23: День семьи. Письмо моей семье. Истории и легенды моей семьи. (1 ч.)

Теория: Беседа, практически – исследовательская работа.

Практика: Изучение литературы. Оформление мини – фотоальбома с посланием к своей семье.


Тема 24: Мой любимый вид спорта (ко Дню Здоровья) (1 ч.)

Теория: Беседа по теме занятия. Групповая работа.

Практика: Работа в микрогруппах. Создание проекта сборника стихов о видах спорта. Участие в конкурсах ЗОЖ города, области (по выбору).


Тема 25: Итоговое занятие. Праздник письма. Главная человеческая потребность – это потребность в другом человеке5 (2 ч.)

Теория: Коллективное творческое дело. Обмен опытом о впечатлениях во время написания писем.

Практика: Выставка проектов года. Праздничное чаепитие.


Методическое обеспечение программы

Данная программа разработана на 34 учебных часа для детей 9-15 лет, рассчитана на годичный срок обучения. Состав до 10 человек. Программой предусматривается индивидуальная работа с обучающимися в количестве 3,4 часа на каждого члена клуба. При наличии возможности в учреждении, на индивидуальную работу отводятся дополнительные часы. Тогда в программу закладывается 68 часов на год, это 2 часа в неделю. Обучающиеся работают в группе, микрогруппах и индивидуально. Данная программа предполагает теоретическую и практическую части занятия.

Теоретическая часть включает в себя знакомство с терминологией, историей родного края, учитывается специфика местности, изучением художественной и документальной литературы, умением читать и понимать печатные и рекламные материалы, относящиеся к данному курсу, исправлять логические ошибки в составленных текстах, умением делать нравственный выбор.

Практическая часть предполагает умение работать с художественной и документальной литературой; умение составлять письма разных видов: деловое, официальное, личное, умение изготовлять проекты разного характера: почтовый ящик, письмо – поздравление, телеграмму, открытку, видеоролик, конверт. Принимать участие во встречах; общаться с людьми разных возрастных категорий и различных социальных структур; отправлять письма простые и заказные.

Программа допускает сокращение или увеличение материала. В программе указано примерное распределение учебного времени по темам. Однако, на занятиях возможно варьирование материала: углубление, сокращение и их замена, использование освободившегося времени на различного рода практические работы (встречи с людьми или праздничная дата). Учащимся рекомендовано вести тетрадь (блокнот) «Письмецо», где ведутся записи обучающимися и выполняются черновые варианты писем.

Дидактические материалы: презентации («Виртуальное путешествие на родину М.В.Ломоносова» (Приложение 7, рис. 1); «Письмо, вложенное в посылку» (Приложение 7, рис. 2); «Напишу письмо ветерану», «Ученик ученику») , видеоролики6, художественная литература, набор раздаточного материала, письма по тематике занятия7, коллекция марок, коллекция конвертов.


Техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон, колонки.


Литература:

Для педагога:

  1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. М.: Просвещение, 1990. 192с.

  2. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. –М.: Просвещение, 1982 г.

  3. Карзова Н.А. Праздник письма.//Педсовет. Газета для учителей начальных классов.- М.: «ГУП «ИПК « Московская правда» № 12, 2005 г.

  4. Кулдашева Н.Н. Написание письма личного характера// Начальная школа, № 7, 2007 г.- М.: «Просвещение».

  5. Педсовет. Газета для педагогов начальной школы. – М.: «АО «Принт - экспресс», № 6- 7, 1996 г.

  6. Полетавкина Л.Г. Вечер «Будьте добрыми и человечными!» Педсовет. №3, 2005 г.

  7. Положение конкурса «Лучший урок письма».

  8. Полтавская И.Б. В царстве вежливости и доброты. // Педсовет. Газета для учителей начальных классов. – М.: ГУП «ИПК «Московская правда», №12, 2005 г.

  9. «Понятия «адресат - адресант». //Педсовет. Журнал для педагогов начальной школы.-М.: «АО «Принт - экспресс», № 100, 1996 г.

  10. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: ТЦ Сфера,2005. 64с

  11. Радина, Е.И. Ознакомление детей с трудом взрослых / Воспитание дошкольников в труде // Под ред. Нечаевой В.Н. М.: Просвещение, 1974. – С.98.

  12. Чудинова Г.В. Творчество Б Екимова в школьном изучении. Методические рекомендации, Пермь, 2009.


Для обучающихся:

  1. Аким Я. Неумейка. – М.: «Малыш», 1991 г.

  2. Барбас Л. "Жили-Были улицы". Л. "Детская литература. "1983г.

  3. Коваленко З. "Путешествие в историю России". С-Пб. "Благовест". 1993г.

  4. Кушан Ю. «Почтовая история» 

  5. Коллекция поделок кружка «Мукосольки», руководитель Степаненко Т.В.

  6. Маршак С. Я. "Почта". М. "Детская литература". 1982г.

  7. Михалков С. "Моя улица". М. "Детская литература". 1972г.

  8. Мультфильмы: «Простоквашино», «Почтальон Пэт», «Почтовая рыбка».

  9. «Несущие вести». // Мир детей и подростков. Почтовая газета. – М.: «ОАО «Московская газетная типография». №1 (4), 2007 г.

  10. Песни: Румянова К. «Песенка Зайки - Почтальона», Кристалинская М. «Песенка почтальона»

  11. Под руководством Степаненко Т.В. Видеоархив кружка: «Этика и этикет» - 2007-2016 г.г.

  12. Полякова Н. "Вместе с папой на парад". Л. "Детская литература". 1975.

  13. «Ты куда? На почту?»// Мир детей и подростков. Почтовая газета.-М.: «ОАО «Московская газетная типография». № 3(30), 2008 г.

  14. Шибаев.А. «Почтовый ящик»

  15. Швец В. Н. "Прогулки по городу". С-Пб. 1994г.














Приложение 1

Календарно – тематическое планирование общеразвивающей программы


п/п

Тема занятия

Дата

Примечание

1

Вводное занятие. Техника безопасности во время проведения занятий.


Приложение 3

2

Почта. Почтальон. Адресат. Адресант.



3

Почта. Почтальон. Адресат. Адресант. (Продолжение). Экскурсия.


Экскурсия на почту.

4

Письмо. Телеграмма. Открытка.


Коллекция конвертов

5

Письмо. Телеграмма. Открытка. (Продолжение).


Оформление конверта, открытки, телеграммы

6

Открытка. Письмо учителю.


Поздравление учителю.

7

Почтовый ящик.


Выполнение проекта по выбору.

8

Почтовая марка.


Коллекция марок

9

Виды писем: деловое, официальное, личное.



10

Нравственная сила древнерусской литературы. Обзор произведений. Велика сила притчи.


Притчи Светланы Копыловой.

11

Военные письма – треугольники


Письмо в 1941-й год. Приложение 8.

12

В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном»


Проект «Записная книжка Сухомлинского»

13

Письмо ветерану на День Добра и Уважения


Проект «Письмо»


14

Письмо ветерану на День Добра и Уважения (продолжение)


Выступление с вручением писем-поздравлений.

15

Письмо на День Матери.


Проект «Письмо маме» (Приложение 14, письмо Артёма)

16

Письмо на День Матери (продолжение).


Выступление с вручением писем – поздравлений ветерану, маме, роженицам.

17

Хочу рассказать о своём родном крае. Улицы города. Экологические и нравственные проблемы малой родины.


Приложение 5 (письмо девочки)

18

Письмо сверстнику. Текст – повествование.


Создание ролика «Ученик ученику»

19

О чудесах, мечтах. Яркое событие в моей жизни.


Письмо по выбору: ветерану, солдату срочной службы, Деду Морозу

20

О чудесах, мечтах. Яркое событие в моей жизни (продолжение).


Участие в конкурсе «Мечты сбываются»

21

Штрихи к портрету Великого Российского учёного.


Исторический хронометраж жизнедеятельности М.В.Ломоносова. Приложение 6.

22

Штрихи к портрету Великого Российского учёного (продолжение).


Письмо М.В.Ломоносову, стихи об учёном (по выбору)

23

Знакомство с положением конкурса «Лучший урок письма»


Предложения обучающихся

24

Виды номинаций. Выбор номинации.



25

Информация по выбранной теме, её обработка. Оформление титульного листа.


Проект «Письмо на конкурс»

26

Заказное письмо. Экскурсия.


Отправление заказных писем.

27

Письмо на День Космонавтики и Авиации. Письмо на космическую орбиту.


Экскурсия в музей ГДО

28

Письмо на День Космонавтики и Авиации. Письмо на космическую орбиту. (Продолжение).


Встречи с военнослужащими Космодрома

29

Мы с вами, солдаты России! (к 9 Мая)


Приложение 11

30

Мы с вами, солдаты России! (к 9 Мая). (Продолжение).


Встречи с ветеранами, вручение писем – поздравлений.

31

День семьи. Письмо моей семье. Истории и легенды моей семьи.


Приложение 4

32

Мой любимый вид спорта (ко Дню Здоровья).


Участие в конкурсе ЗОЖ (город, область)

33

Праздник письма. Главная человеческая потребность - это потребность в другом человеке.


Выставка проектов года

34

Итоговое занятие. Праздник письма. Главная человеческая потребность - это потребность в другом человеке. (Продолжение)


КТД. Чаепитие

Награждение активных кружковцев.

Приложение 2

Таблица показателей промежуточной и итоговой аттестации обучающихся клуба


  1. Теоретическая подготовка обучающихся

Показатели

    1. Теоретические знания (по основным разделам учебно – тематического плана программы)

    1. Владение специальной терминологией

Критерии

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Уровни

освоения

программ

Низкий (Н) 0-2 балла

Овладение менее чем 20% объёма знаний, предусмотренных программой

Не знает специальных терминов, в речи их не употребляет

Ниже среднего (Н/С) 3-4 балла

Овладении менее чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой

Знает минимум специальных терминов, при употреблении путает понятия

Средний (С) 5- 6 баллов

Овладение ½ объёма знаний, предусмотренных программой

Знает термины, при употреблении сочетает специальную терминологию с бытовой

Выше среднего (В/С) 7-8 баллов

Овладение ¾ объёма знаний, предусмотренных программой

Знает достаточно специальных терминов, старается использовать в речи, но допускает неточности

Высокий (В) 9-10 баллов

Освоение практически всего объёма знаний, предусмотренных программой за конкретный период

Специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием

Очень высокий (О/В) больше 10 баллов

Освоение практически всего объёма знаний, предусмотренных программой, самостоятельное изучение дополнительного теоретического материала по курсу, не входящего в программу

Специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием, самостоятельно овладевает терминологией, не предусмотренной программой

Инструментарий для проведения аттестации

Анкетирование, опрос, наблюдение, swot-анализ


  1. Практическая подготовка обучающихся

Показатели

    1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно – тематического плана программы)

    1. Владение специальным оборудованием и оснащением

    1. Творческие навыки

Критерии

Соответствие практических знаний программным требованиям

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

Креативность в выполнении практических заданий

Уровни

освоения

программ

Низкий (Н) 0-2 балла

Не овладел умениями и навыками, предусмотренными программой

Обучающийся испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием, отказ работать

Не может выполнять простейшие практические задания педагога.

Ниже среднего (Н/С) 3-4 балла

Овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков

Освоение простейшего оборудования, наблюдаются затруднения при использовании в работе

Выполняет практические задания на основе образца с помощью педагога.

Средний (С) 5- 6 баллов

Овладел ½ предусмотренных умений и навыков, выполнение операций с помощью педагога

Обучающийся работает на нужном оборудовании и с помощью педагога

Самостоятельно выполняет практические задания на основе образца.

Выше среднего (В/С) 7-8 баллов

Овладел более половины предусмотренных программой умений и навыков, выполнение необходимых операций под присмотром педагога

Обучающийся достаточно освоил необходимое оборудование, простые операции может выполнять самостоятельно

Выполняет практические задания на основе образца с элементами творчества.

Высокий (В) 9-10 баллов

Овладение практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период. Выполнение практических операций самостоятельно.

Работает с оборудованием самостоятельно, почти не испытывает затруднений

Осуществляет

Достаточный творческий подход в выполнении практических заданий.

Очень высокий (О/В) больше 10 баллов

Овладение всеми умениями и навыками, предусмотренными программой на должном уровне, самостоятельная работа по овладению умениями и навыками, не предусмотренными программой

Работает с оборудованием самостоятельно, почти не испытывает затруднений, освоил оборудование не предусмотренное программой

Высокий творческий уровень при выполнении практических заданий, применяет новые технологии, не предусмотренные программой.

Инструментарий для проведения аттестации

Продуктивная деятельность: практические, игровые, итоговые занятия, проекты, выступления, участие в конкурсах, Swot-анализ




1 Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. –М.: Просвещение, 1982 г.

2 Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. –М.: Просвещение, 1982 г.

3 Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. –М.: Просвещение, 1982 г.

4 Полетавкина Л.Г. Вечер «Будьте добрыми и человечными!» Педсовет. №3, 2005 г.

Полтавская И.Б. В царстве вежливости и доброты. // Педсовет. Газета для учителей начальных классов. – М.: ГУП «ИПК «Московская правда», №12, 2005 г.


5 Полетавкина Л.Г. Вечер «Будьте добрыми и человечными!» Педсовет. № 3, 2005 г. Полтавская И.Б. В царстве вежливости и доброты// Педсовет. Газета для учителей начальных классов. – М.: ГУП «ИПК «Московская правда», № 12, 2005 г.

6 Под руководством Степаненко Т.В. Видеоархив кружка: «Этика: азбука добра» - 2007-2016 г.г.

7 Коллекция поделок кружка «Мукосольки», руководитель Степаненко Т.В.

20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!