Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Линёвская школа-интернат» Искитимского района Новосибирской области
Составила и провела:
Учитель начальных классов
Игнатова Н.Н.
Линёво
Классный час 2-й класс
«Питание и здоровый образ жизни»
Цели:
Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день;
учить детей выбирать самые полезные продукты;
познакомить с правилами питания.
Развивать наблюдательность, логическое мышление, образное мышление, внимание, память.
Воспитывать уважительное отношение к продуктам питания.
Ход занятия
Ученики:
Приветствуем всех, кто время нашел
И в школу на праздник здоровья пришел.
Зима улыбается пусть нам в окно,
Но в зале у нас уютно, светло.
Мы здесь подрастаем, мужаем мы здесь.
И набираем, естественно, вес.
Всегда мы здоровы, с зарядкой дружны,
Нам спорт с физкультурой, как воздух нужны.
А с ними порядок, уют, чистота.
Эстетика. В общем, сама красота.
Здоровье свое бережем с малых лет,
Оно нас избавит от болей и бед.
Учитель: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Я рада видеть вас на нашем празднике здоровья.
Скажите мне:
- Что будет с растением, если его не поливать? (Засохнет, погибнет)
- Как будет вести себя собака, если ее не кормить? (Будет злиться, лаять, заболеет, умрет)
- Как чувствует себя голодный человек? (Нет сил, плохое настроение, кружиться голова и т.д.)
1. Задание - стихотворение
Попробуйте ответить на вопрос стихотворения:
Мыло бывает разным-приразным
Синим, зеленым, оранжевым, красным…
Но не пойму, отчего же всегда
Черной-пречерной бывает вода?
Дети: Мыло смывает грязь, микробы.
Ведущий: Правильно, ребята. От простой воды и мыла у микробов тают силы. Все знают, что руки надо мыть, только не все дети знают когда, а главное – как нужно мыть руки.
- послушайте стихотворение – и постарайтесь запомнить, как правильно надо мыть руки:
Руки мой после игры
И после туалета.
С улицы пришел – опять
Не забудь про это.
И еще закон такой
Руки мой перед едой.
Сегодня мы поговорим с вами о самом важном для нашего организма, без чего существование нашего человека невозможно – речь пойдёт о питании.
Наша задача научиться заботиться о себе и быть всегда здоровыми. Древним людям принадлежат мудрые слова:
Слайд: 1 «Мы едим для того чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть»
- Но в жизни иногда можно увидеть и услышать и такое:
- инсценирование стихотворения Михалкова «О Девочке, которая плохо кушала».
Беседа по стихотворению :
- Что же стало с Юлей, если бы она не послушала доктора и продолжала плохо есть? (Заболела, могла даже умереть)
Еда, пища, питание…. Эти слова мы произносим довольно часто. Что же такое питание? На основании ваших ответов можно сделать вывод, что еда – это топливо, на котором работает наш организм. Надо грамотно подходить к выбору продуктов. Они должны быть не только вкусными, но, прежде всего, полезными. Это важно для каждого человека, но особенно для вас, детей и молодых людей.
( Неожиданно в класс входит ученик, у которого больной вид. Он держится за живот.)
-Дима, что случилось?
Дима: Я сегодня ел омлет, булочку с вареньем,
Конфеты ел и сушки, кофе пил с печеньем.
Съел потом я сыр с колбаской,
Сделал с ними бутерброд.
А теперь, друзья не знаю,
Отчего болит живот.
- Ребята, как вы думаете, почему у Димы заболел живот?
Одним из главных условий здоровья является правильное питание, т.к. неправильное питание приводит к болезням, что и случилось с Димой. У него заболел живот. Переедать очень вредно, т.к. наш желудок не успевает все переваривать.
Переедание, отсутствие меры в еде приводят к избыточному весу, ожирению. При этом в подкожной жировой клетчатке и большинстве органов отлагается избыточное количество жира, что мешает нормальной работе внутренних органов, снижает сопротивляемость детского организма различным болезням.
Наша задача научиться заботиться о себе и быть всегда здоровыми.
- Запомните выражение:
Слайд:2
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ЗА СТОЛ МНЕ СЕСТЬ, Я ПОДУМАЮ, ЧТО СЪЕСТЬ.
А теперь, ребята, послушайте этот текст и объясните его смысл:
Слайд:3
Ведь если б еда прибавляла года,
Всех дольше бы жили обжоры тогда.
Съел мало – и много покоя взамен.
Съел много – к болезням отправился в плен.
Чтобы правильно питаться, нужно выполнять несколько условий. Одно из них РАЗНООБРАЗИЕ.
- Как вы понимаете РАЗНООБРАЗИЕ ПИЩИ?
Не один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддерживания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать
( Слайды 4 (гречка, изюм, масло, рыба, мясо, орехи)
(например: гречка, изюм, масло). Другие помогают организму расти и стать сильным ( рыба, мясо, орехи) А третьи – снабжают организм витаминами и минеральными веществами, помогают расти и развиваться.
А еще питание должно быть умеренным.
Умеренность - мать здоровья. Не перегружайте желудок, не переедайте. Ощущение сытости приходит к человеку через 15-20 минут после окончания еды. Поэтому из-за стола нужно выходить, чувствуя легкий голод.
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно вовремя питаться
С самых юных лет уметь.
В жизни правила нужны,
В жизни правила важны.
И для здоровья тоже есть –
Что, когда, во сколько съесть.
Всем запомнить надо нам –
Кушать нужно по часам.
Есть питания режим,
Он нам всем необходим.
- Итак, перейдём к режиму питания.
- Внутри каждого из вас «спрятана» передвижная кухня. Сидите ли вы за партой или играете с друзьями во дворе, читаете ли любимую сказку или спите – в ней постоянно идёт приготовление пищи, которая нужна клеткам вашего организма.
Главное отделение нашей «внутренней кухни» - желудок. В его мускулистых стенках таятся особые желёзки. Они выделяют кислые соки. Эти соки растворяют вещества, из которых состоит наша пища. Кусочек хлеба ещё у вас во рту, а желёзки желудка уже готовят так состав сока, в котором лучше всего «сварится» именно хлеб, а не мясо или яблоко. Для разной пищи они выделяют разные соки.
Трудится желудок добросовестно, но медленно. Процесс пищеварения длится в желудке несколько часов. Только жидкость начинает переходить в кишечник почти сразу поступления в желудок. Пища же богатая белками (мясо, рыба), особенно жирная, надолго задерживается в желудке. Основная масса пищи покидает наш желудок примерно через 4-5 часов, и при этом наступает ощущение лёгкого голода. Значит, интервалы (промежутки времени) между приёмами пищи не должны превышать 4 – 4,5 часа. Иначе ощущение голода станет сильным. И чтобы насытиться, мы будем есть больше, чем это нужно нашему организму, переедать.
- Продолжительность вашего «активного» дня составляет 11 – 12 часов. Сколько же раз в течение этого времени вы должны есть?
- Отвечая на этот вопрос, учёные медики провели ряд исследований. Они установили, что одноразовое питание для человека опасно. Организм при таком питании находится в напряжении, неправильно работают все системы и органы тела. Это приводит к истощению организма, и человек может погибнуть.
Двухразовое питание (8часов утра – 8 часов вечера) тоже вызывает плохое самочувствие. Человек испытывает сильный голод. А самое главное пищевое вещество – белок усваивается организмом только на 75%.
При трёхразовом питании человек чувствует себя лучше. Чувство голода не ощущается, аппетит хороший, а белок усваивается на 85%.
При четырёхразовом или пятиразовом питании усвоение белка остаётся таким же, а самочувствие человека становится ещё лучше.
- Какой же вывод сделали учёные медики?
- Верно, ребята. Для здорового человека наиболее рационально есть 4-5 раз в день.
Слайд5
Здоровое питание:)
1. Разнообразное.
2. Регулярное.
3. Умеренное.
(Под музыку вбегает Старуха Шапокляк, бежит по залу, останавливается).
Шапокляк: - Здрасьте. . .
Учитель: - Здравствуйте, а вы кто?
Шапокляк: - Вы что, не узнаете благороднейшую старушку?
Учитель: - Как вы думаете, ребята, кто же эта дама? (Ответы детей).
Шапокляк: - Ну, наконец-то.
Учитель: - А зачем ты к нам пожаловала?
Шапокляк: - Слышала, что у вас тут праздник. “Секреты здорового питания” называется. Вот и решила угостить вас вкусной и полезной пищей.
(Достает из сумки чипсы, жвачки, газированную воду).
Угощайтесь, детки, не стесняйтесь.
Учитель: Подожди, подожди, Шапокляк. Ты присаживайся с нами, а мы сейчас спросим у доктора, так ли полезна твоя еда. Уважаемый доктор, подскажите нам, можно ли употреблять в пищу газированные напитки, жвачки?
Доктор: К газированным напиткам относятся такие как: “Кока-Кола”, “Пепси-Кола”, “Фанта” “Спрайт”,“Тархун”, “Колокольчик”, “Крем-сода” и многие другие.
В состав газированных напитков входят различные консерванты, ароматизаторы и красители, которые неблагоприятно влияют на желудочно-кишечный тракт школьников.
Сахар, в большом количестве присутствующий в газированной воде, провоцирует кариес.
Обычная сладкая газированная вода не содержит ни витаминов, ни минеральных веществ, так нужных растущему организму.
Учитель: А как же жвачки, которые любят многие дети?
Доктор: Ребята, в состав жвачек входят подсластители, красители, ароматизаторы.
Давно уже доказано, что чем дольше контакт сахара с зубами, тем выше риск развития кариеса. И здесь у жвачки, а также у жевательных конфет просто нет конкурентов.
В работе детских врачей были случаи, когда у детей, которые жаловались на боли в животе, находили в кишечнике резиновые “камни” из слипшихся разноцветных комочков, образовавшихся от жвачки.
Учитель: Спасибо доктор. А теперь я хочу спросить . не вредны ли для здоровья чипсы и картофель фри?
Доктор: А вы знаете, ребята, что в картофеле фри и чипсах ученые обнаружили целый ряд вредных веществ, в том числе вещества, которые используются при производстве различных пластмасс и красок. Доказано, что эти вещества оказывают токсичное действие на нервную систему животных и человека.
У детей, которые питаются в основном чипсами, конфетами, газированными напитками, может развиться витаминная недостаточность. Ученые полагают, что нехватка витаминов в пищевом рационе школьников может стать причиной нарушений дисциплины и низкой успеваемости.
Учитель: Ребята, так примем мы угощение Старухи Шапокляк? (Нет).
Учитель: Я думаю, ребята, вы прислушаетесь к советам нашего врача и будете стараться не употреблять эти вредные продукты.
- А какую пищу можно считать полезной?
(Ту, в которой много витаминов).
- А что такое витамины? (Ответы детей).
Учитель: Витамины-это вещества, необходимые организму человека. Они содержатся в продуктах питания. Без витаминов человек болеет. Сегодня они у нас в гостях. Давайте послушаем, что расскажут нам Витамины.
(Выходят Витамины, )
Витамин А: Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен я- витамин А! Витамин А содержится в моркови, помидорах, рыбе. слайд 6
Витамин В: Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен я- витамин В! Меня вы можете найти в рисе, горохе, фасоли, хлебе, йогурте, сыре. слайд 7
Витамин С: Если хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать, вам нужен я- Витамин С! Меня вы найдете в черной и красной смородине, шиповнике, лимоне, луке, киви, болгарском перце, капусте, вишне. слайд 8
(Витамины уходят).
Ведущая:
Чтобы быть всегда здоровым
Надо кушать помидоры,
Фрукты, овощи, лимоны,
Кашу – утром, суп – в обед,
А на ужин - винегрет.
Убери из рациона
Кексы, сникерсы и колу
И мороженое, спрайты,
Леденцы и шоколад –
Будет в организме – лад
И здоровы будут глазки
Головной твой мозг в порядке,
Также тело и душа -
Будет вечно молода!
Заключение.
Сегодня мы поговорили только об одной части здорового образа жизни - правильном питании. И я хочу вам сказать, что быть здоровыми может каждый из вас. Поэтому заботиться о своем здоровье нужно начинать сейчас.
Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.
СЛАЙД 9
Желаю Вам, цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие!
Ведь когда человек здоров, он весел и бодр, его глаза светятся, а лицо излучает улыбка.
1 Мы желаем вам ребята,
Быть здоровыми всегда!
Но добиться результата
Невозможно без труда.
2 Постарайтесь не лениться –
Каждый раз перед едой,
Прежде чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.
3 И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам,
И, конечно, закаляйтесь –
Это так поможет вам!
4 Свежим воздухом дышите
По возможности всегда,
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!
Учитель:
Мы открыли вам секреты,
Как здоровье сохранить.
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!
Вам друзья, хочу я дать несколько советов:
Лучше не переедать ни зимой, ни летом.
Даже если целый стол весь завален сладким:
Если в гости ты пришёл и живот в порядке.
Ты подумай о желудке и его не нагружай –
Он трудится будет сутки… и тебе его не жаль?
Дам я вам ещё совет Сухомятке скажем: «Нет!!!»
Если есть захочешь вдруг – яблоко – твой верный друг.
И другой совет дадим: соблюдать в еде режим
Завтрак, как обед и ужин человеку очень нужен.
И в процессе подрастанья эти правила питанья
Нужно помнить, соблюдать, чтоб здоровым взрослым стать!
«Питание и здоровый образ жизни»
Работа со стихотворением "Про овощи”
Жил один садовод,
Он развел огород,
Приготовил старательно грядки.
Он принес чемодан,
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна
И взошли семена.
Садовод любовался на всходы,
Утром их поливал,
На ночь их укрывал
И берёг от прохладной погоды.
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
- Никогда и нигде
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огорбузы росли
Помидыни росли,
Редисвекла, челук, и репуста.
Назовите правильно, что выросло на грядках. (Огурцы, арбузы, помидоры, дыни, редиска, свекла, чеснок, лук, репа, капуста).
- Подробно ли мы рассказали Диме о том, почему пища должна быть разнообразной?
-Дима, какие продукты ты теперь будешь употреблять в пищу?