СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Плакатная графика Хакасии в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг). (Может ли искусство стать оружием)

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа ученицы 5 класса в предметных областях: искусство, история, краеведение. Выявление роли плакатного искусства в мобилизации сил народа в борьбе за освобождение Отчизны во время Великой Отечественной войны. 

Просмотр содержимого документа
«Плакатная графика Хакасии в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг). (Может ли искусство стать оружием)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2» города Абакана













Плакатная графика Хакасии в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг).

(Может ли искусство стать оружием)







Автор:

Симонова Анастасия Олеговна ученица 5 «Б» класса

Руководитель:

Симонова Виктория Николаевна

учитель изобразительного искусства

















Абакан, 2017

Содержание:



  1. Введение…………………………………………………………

стр. 3

  1. Глава 1. Вклад художников в борьбу с врагом в годы Великой Отечественной Войны…………………………………………..

стр. 5

  1. Глава 2. Художники Хакасии в годы войны………………….

стр. 9

  1. Глава 3. Практическое исследование………………………….

стр. 11

  1. Заключение……………………………………………………...

стр. 12

  1. Информационные ресурсы…………………………………….

стр. 14

  1. Приложения……………………………………………………...

стр.15

































Введение.

Стремясь к мировому господству, немецкий фашизм, развязал Вторую мировую войну 22 июня 1941 года, вероломно нарушив договор о ненападении, без объявления войны, фашистская Германия вторглась в пределы СССР, началась война. Народы нашей страны, поднялись на Отечественную освободительную войну против захватчиков, проявив невиданную стойкость и беспримерную отвагу в защите Родины. Страна превратилась в единый боевой лагерь.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, деятели музыки, как и других видов искусства, активно включились в борьбу с врагом, как никогда проявилась спасительная сила культуры. Многие представители творческой интеллигенции опровергли старое утверждение «когда говорят пушки – музы молчат».

1 мая 1942 года Н. Тихонов писал: «Искусство заговорило… Создали новый фронт – фронт искусства, который все ширится».


Актуальность данной темы в том, что для нашей страны культура и искусство играют огромную роль. Именно культура в период Великой Отечественной войны (1941 – 1945 годов) поднимала моральный дух и веру в то, что народ преодолеет все трудности, она вдохновляла защитников на то, чтобы они шли защищать свою Родину, работников тыла, чтобы они не покладая рук трудились на благо победы. Плакатное искусство сыграло высочайшую роль в мобилизации советского народа.

Культуре в годы войны уделялось огромное значение и мне захотелось узнать, какой вклад внесли деятели изобразительного искусства Республики Хакасия для достижения победы.



Гипотеза: Плакатное искусство художников Хакасии внесло значительный вклад в победу в Великой Отечественной войне.



Цель: Выявление роли плакатного искусства на мобилизацию сил народа в борьбе за освобождение Отчизны во время Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • Рассмотреть роль и значение плаката в жизни общества в военное время;

  • Изучить историю плакатного искусства в Республике Хакасия в годы Великой Отечественной войны по литературным и интернет источникам;

  • Выявить самые известные и популярные произведения военных лет художников Хакасии;

  • Провести анкетирование среди учеников школы;

  • Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Методы:

Теоретические:

  • исследование;

  • анализ;

  • обобщение.

Практические:

  • анкетирование;

  • наблюдение;

  • сравнение.


Объект исследования:

Изобразительное искусство Республики Хакасия в военные годы.


Предмет исследования:

Плакаты художников Хакасии в годы Великой Отечественной войны.































Глава 1.

Вклад художников в борьбу с врагом в годы Великой Отечественной войны.

Мирные люди одевали военную форму и брали в руки оружие, мирные заводы начинали выпускать оружие и снаряды, артисты уходили во фронтовые бригады, поэты становились военкорами, композиторы писали солдатские песни. Не остались в стороне и те, кому жизнь наградила величайшим даром – говорить с людьми языком живописи. Художники вместе со всем народом встали в воинский строй. Молодые мастера направились в военкоматы, чтобы записаться добровольцами в Красную Армию. Но в военное время не менее важным, чем мужество на фронте, нужно было умение поднять боевой дух людей, повести их на борьбу, поддержать в трудную минуту и порадоваться успехам. Необходимость сделать это непосредственно и быстро – все это послужило в годы войны основой для развития плакатного искусства.

Плакат обращался к миллионам, часто решая с ними проблемы жизни и смерти. По своему духу, по способности мобильного отклика на события сегодняшнего дня, плакат оказался одним из самых эффективных средств выражения чувств всего населения, для призыва к действию, к защите Родины. Многие плакаты стали классикой советского искусства.

Для того чтобы понять, что такое плакат мы обратились к интернет источнику и словарю Ожегова.

Плака́т (нем. Plakat от фр. placard — объявление, афиша, от plaquer — налепить, приклеивать) — броское, как правило, крупноформатное изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. К особенностям жанра можно отнести следующее: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов. Для текста важным является шрифт, расположение, цвет. В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и с живописью.

В толковом словаре Ожегова плакат это - настенный лист - крупный рисунок с пояснительным агитационным, рекламным или учебным текстом.

Плакаты могут быть классифицированы исходя из цели создания:

  • имиджевые;

  • рекламные;

  • агитационные;

  • информационные;

  • революционные.

Виды плакатов:

  • Политический агитационный плакат. Пусть сегодня и получили широкое распространение различные виды плакатов во многих сферах, все же до первой мировой войны им отводилась роль исключительно коммерческой рекламы. Но на фоне громких политических событий, произошедших в нашей стране и за рубежом, а помимо этого и войны актуальным стало новое направление в плакатах. Речь идет политической рекламе.

  • Спортивный плакат. Такие плакаты часто можно увидеть в преддверии очередного чемпионата мирового или европейского уровня, чемпионата НХЛ или Кубка Стэнли. Основные надежды связаны со спортивными фанатами, которые не поскупятся приобрести портрет своего кумира. Здесь используются практически те же композиционные приемы, что и в случае с современными плакатами. Если говорить о маркетинговых ходах, то тут наблюдается полная аналогия, хотя обязательно приходится принимать во внимание особенности психологии болельщиков.

  • Социальный плакат. Плакаты, отличающиеся резкой, решительной композицией, которая сразу же ударяет по глазам и сознанию, способны добиться наилучших результатов. Пусть при помощи социальных плакатов нельзя оказать серьёзного влияния на мир, все же они могут в очередной раз напомнить о том, что пора перемен давно наступила.

  • Плакаты для выставок. Те, кто имеет розничный магазин, где предлагают покупателям жевательную резинку, приобретая в очередной раз оптовую партию данного товара, могут найти в этом же ящике плакат, на котором описаны достоинства данной резинки, пару стикеров, посвященных аналогичной теме, маленькую подставочку, на которой удобно хранить товар. В случае же покупки контейнера данной продукции продавца может ждать целая куча плакатов самых разных размеров, которые могут быть дополнены столиком и стульчиком, украшенным лейблом. Те же, кто покупает данный товар особо крупными партиями, может рассчитывать и на получение павильончиков из парусины, к которым будут прилагаться и обязательные вывески и щиты для плакатов[3].

  • Театральная афиша. Характерной чертой любого популярного на весь мир театра является наличие собственного фирменного стиля. Но отнюдь не всякий театр имеет его у себя. К тому же, в общем-то, для театра это не имеет большого значения. Все решают его актеры и их игра. В их распоряжении имеется не очень много денег, на которые невозможно купить декорации и костюмы. Это касается и афиш. В связи с этим нередко сами работники театра занимаются их созданием. Но постепенно все меняется. Все чаще возникают случаи, когда на организацию театральных постановок средства выделяет не муниципалитет, а частные лица. Ведь постановка отнимает немало времени и сил. Так что сильным будет разочарование, если информация о спектакле не дойдет до аудитории ввиду слабой медиа поддержки и дешевой визуальной рекламы.

  • Киноафиша. В наши дни при создании почти любого фильма обязательно учитываются затраты на рекламу, включая и создание серий плакатов. Серия обычно представлена группой плакатов, которые имеют общий внешний визуальный стиль. Создаваемые киноплакаты-афиши призваны рассказать об основном настроении фильма, какое эмоциональное состояние он несет с собой.

  • Музыкальная афиша. Основу содержания музыкальных плакатов образуют table (индивидуальные и групповые портреты музыкантов), которые непременно дополнены лого музыкального коллектива или новым альбомом. Нередки случаи, когда в плакатах находит выражение символика, графика и фотографии альбома, который вот-вот выйдет или находится в стадии разработки. Не так часто в качестве основной темы плакатов используется определенная песня.

Плакат явился одним из самых важных жанров советского изобразительного искусства в период Великой Отечественной войны[2]. Также, как и в годы Гражданской войны, он пережил расцвет; кроме того, традиции периода 1917-21 гг. использовались художниками в период новой войны, причем многие из них поработали в оба периода.

Советские политические плакаты времен Второй мировой войны имели особую значимость и актуальность. Страна напрягала последние силы в борьбе с немецкими захватчиками, поэтому плакаты концентрировались на чисто человеческих чувствах - гневе, ярости, страдания, мужественности, стремлении к победе. Особой популярностью пользовались сатирические плакаты выпуска "Боевого карандаша" и "Окон ТАСС", внушавшие защитникам Отечества и народу веру в неизбежность победы и разгрома фашистской Германии.

Военные плакаты различались как по качеству исполнения, так и по форме. Некоторые из них были грубыми карикатурами, в то время как другие были картинами на военную тематику или получившими известность фотографиями, с разъяснением о происходящем или стихотворным комментарием.

Во время Великой Отечественной войны плакаты производились в огромных количествах. Однако некоторые мотивы были особенно популярны:

  • Первым плакатным тезисом (сейчас бы это назвали слоганом) стала фраза из речи Молотова 22 июня 1941 года: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами» [7].

  • Одним из основных персонажей военного плаката был образ женщины – матери, Родины, подруги, жены. Она работала в тылу на заводе, собирала урожай, ждала и верила [7].

  • До последнего патрона! На заднем плане виден известный плакат: «Боец красной армии СПАСИ!»

  • В атаку! Очень популярный мотив. Использовался в огромном количестве плакатов. В таких плакатах часто изображается разнообразная техника. На плакате с мотивом: «За Родину, за Сталина!», — виден популярный у художников Т-35, на втором плакате виден Пе-2. Иногда вместо самолётов на заднем плане были изображены легендарные герои или полководцы прошлого, а также фигуры Ленина или Сталина. В начале войны встречались плакаты типа «За спиной Москва», отражавшие тяжесть сложившейся ситуации. В таких плакатах защитники часто изображены плечом к плечу готовыми стоять насмерть, не делая «ни шагу назад».

  • Боец побеждает неприятеля в рукопашном бою. В таких плакатах боец часто изображён красным, а неприятель зловеще серым. Неприятель часто был карикатурен.

  • Карикатура. Здесь Гитлер нередко изображён в виде обезьяны в головном уборе времён наполеоновских войн. Сравнение Гитлера с Наполеоном встречалось неоднократно.

  • Смерть детоубийцам.

  • Не болтай! Призывы к бдительности и плакаты с темой «Не болтай!» существовали не только в СССР, но и на Западе.

  • Коллаж: до и после. Плакаты такого типа часто призывали население к конкретным действиям, например, к сбору металлолома.

  • Под знамёна! В отличие от СССР, тема «Под знамёна» была гораздо более популярна в странах «оси».

  • Динамичный портрет. В таких плакатах, как и в плакатах на тему «Под знамена» и «До последнего патрона», персональность бойца является центральной темой композиции. Бойцы здесь демонстрируют оптимизм и боевой дух.


Плакаты обладали большим воздействием на зрителя, их хорошо знали на фронте и в тылу, в подполье на оккупированной территории и в партизанских отрядах, во многих странах мира, в том числе и в самой Германии. Министр пропаганды Геббельс приговорил к смертной казни всех, кто принимал участие в выпуске плакатов: «Как только будет взята Москва, все, кто работал в “Окнах ТАСС”, будут висеть на фонарных столбах”[8].

Листки “Боевого карандаша” можно было увидеть в цехах заводов и школах, в землянках и блиндажах Ленинградского фронта, на кораблях Балтики и даже на бортах фронтовых машин. Яркие, доходчивые, образные плакаты призывали к борьбе с врагом, позорили трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла. Они были злободневны, исполнены оптимизма, созвучны чувствам и мыслям защитников города. Для жителей блокадного Ленинграда каждый выпуск «Карандаша» был праздником. Художникам нередко приходили письма от ленинградцев. В одном из них были такие слова: “Смотришь на ваши плакаты, и становится легче дышать. Верим, наш народ непобедим!”[8].










Глава 2.

Художники Хакасии в годы войны.

Когда началась Великая Отечественная война, художники Хакасии активно создавали рисунки и плакаты, изображающие решимость советского народа бороться с фашизмом [6]. Главной задачей плаката стало укрепление веры советских людей в победу.

Рисунки художников Хакасии периода войны можно разделить на три вида: героические, сатирические и бытовые.

В первые месяцы войны рисунки были с героическими сюжетами. Динамичные изображения сцен атак и единоборства советского воина с фашистом. Основное внимание обращали на передачу движения, яростно устремленного на врага. Рисунки «Против фашизма» Рудольфа Кустиновича Руйги, «За Родину! За Сталина!», «Бить врага до полного разгрома, до конца!» К.Т. Солдатова призывали к борьбе с фашизмом. Ведущее место в рисунках занимал образ сражающегося бойца-красноармейца. К одним из лучших произведений 1941 года относят рисунок Р.К. Руйги «Что ты сделал для фронта?» В чем-то этот плакат напоминал плакат Дмитрия Моора «Ты записался добровольцем?».

В это же время создал свои бытовые рисунки, посвященные работе в тылу Николай Павлович Чебодаев. Главной героиней стала хакасская женщина, заменившая мужчину ушедшего на фронт. Художник создал особую атмосферу труда: девушка, держащая в руках сноп пшеницы; девушка в традиционном хакасском платье за рулем трактора; девушка в военной форме с перекинутым за спину ружьем сидит верхом на вздыбленной лошади, женщина за токарным станком.

Третью группу составили сатирические рисунки, разоблачавшие звериную сущность фашизма. Художники Хакасии создают обобщенный образ фашизма в виде звероподобного чудовища. В карикатурах Александр Емельянович Тищенко, Баян Николаевич Соколов, Константин Трофимович Солдатов раскрывают подлость, жесткость и садизм фашистской армии.

В свободные минуты между боями Варлаам Шоев делал зарисовки и наброски карандашом в походном альбоме. Так, в июле 1942 года появилась карикатура “Предсмертные судороги людоеда Гитлера”. В это время им было сделано много зарисовок из фронтовой жизни, но большинство из них, видимо, утеряны. В основном все зарисовки были панорамными, он делал их, через стереотрубу разглядывая противника на переднем крае, наносил на бумагу его огневые точки. В Хакасии в годы войны стали широко известны его карикатуры, опубликованные в газете “Советская Хакасия”: “Пиковое положение”, “Так сегодня выглядит жизненное пространство немецко-фашистских захватчиков”, “Художник-фронтовик” (автопортрет)[1].

До войны искусство Хакасии только зарождалось. Война ускорила этот процесс, заставила его сделать скачок. С первых дней войны в плакате стали работать многие художники, ранее творившие в этой области. Александр Емельянович Тищенко, Баян Николаевич Соколов, Константин Трофимович Солдатов, Варлаам Георгиевич Шоев, Николай Павлович Чебодаев, Павел Иванович Сарычев, Рудольф Кустинович Руйга пополнили списох художников Хакасии. Большинство из них ушло на фронт, многие не вернулись.В книге памяти навсегда застыли имена: К.Т. Солдатов, В.П. Лосев, А.Е. Тищенко, Н.П. Чебодаев.

Солдаты вели борьбу на фронтах, партизаны и разведчики – на оккупированной территории, а труженики тыла собирали танки. Пропагандисты и художники превратили карандаши и кисти в оружие.

За мужество и героизм, проявленные в годы войны, художники Хакасии были награждены орденами и медалями. На портале документов Второй мировой войны «Память народа» нам удалось получить информацию о том, что

Варлаам Георгиевич Шоев был награжден: орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу» и «За оборону Ленинграда». Александр Емельянович Тищенко награжден медалью «За оборону Ленинграда».
































Глава 3.

Практическое исследование.


Изучив информацию по данной теме меня заинтересовало, что знают ребята нашей школы о плакатах времен Великой Отечественной войны, знают ли они художников Хакасии этого периода и об их подвигах. Мы провели анкетирование (Приложение 1).


Анкетирование проводилось среди учеников 5 «Б», 8 «А» классов. В опросе приняли участие 52 человека.


Место проведения: МБОУ «СОШ №2» города Абакана.


Проанализировав ответы учеников (Приложение 2) можно сделать вывод, что ученикам не знакомы особенности изобразительного искусства Великой Отечественной войны. Правильно на первый вопрос ответили лишь 4 человека (8%).

Ученики не знают художников Хакасии периода Великой Отечественной войны. Правильно на второй вопрос ответило 4% (2 человека).

Наиболее известные ученикам плакаты «Родина Мать зовет» и «Ты записался добровольцем?», но автора назвать ученики затрудняются. Плакаты хакасских художников ученикам не знакомы.

На четвёртый вопрос 76% опрашиваемых ответили положительно.

По результатам проведенного анкетирования можно сделать вывод: тема искусства военных лет требует подробного освещения среди учащихся школы. Произведения, созданные в военное время, их авторы не должны быть забыты.



















Заключение.


За время Великой Отечественной войны плакаты прочно вошли в использование. Они оказались одним из самых эффективных средств для выражения чувств всего населения, для призыва к действию, к защите Родины, для оповещения срочных новостей фронта и тыла и способствовали поддержке боевого духа каждого человека на фронте и в тылу. Таким образом, плакат можно назвать оружием – меткое слово лозунгов давало силы на борьбу, поднимало героический дух народа.

Тема Великой Отечественной войны стала ключевой в творчестве многих советских художников. Именно произведения искусства той поры являются мостиком, который связывает разные поколения, позволяет окунуться в то суровое, страшное, героическое время и понять: чем жила страна в годы Великой Отечественной войны, что поддерживало людей и давало им возможность выстоять и победить, где они черпали силы.

Анализ произведений помог нам ответить на главный вопрос исследования: может ли искусство стать оружием и помочь в борьбе против врагов. Бесспорно, искусство – это мощное оружие, которое в трудное время приходит на помощь человеку и выполняет не только эстетическую функцию. Великая Отечественная война сплотила всех творческих людей, которые создали свое "художественное оружие" и дали его народу, защищавшему Родину. Это «оружие» формировало мужество и ненависть к врагу, давало силы и надежду и в конечном итоге помогло народу выстоять в этой страшной войне.

Именно в годы Великой Отечественной войны, как никогда до этого времени, проявились патриотизм и интернационализм советского народа, выступившего как единое целое в борьбе с фашизмом. С первых дней войны на защиту Родины вместе со всеми встали и жители Хакасской автономной области. Труд художников способствовал поднятию морального духа народа и ещё больше мобилизовывал его на уничтожение немецко-фашистских захватчиков. Многочисленные положительные отзывы бойцов, командиров и политработников показывают, каким могучим средством в деле поднятия боевого духа является искусство.

Неоценимый вклад в победу над фашистской Германией внесли и художники Хакасии, которые проводили выставки, посвященные военной тематике, труженикам тыла, выпускали плакаты, карикатуры, газетные рисунки и листовки. С профессиональной точки зрения творчество художников Хакасии в целом носило еще явный отпечаток самодеятельного искусства, сказывалось отсутствие традиций станковой живописи. Тем не менее, самобытность и национальное своеобразие произведений ярко свидетельствует о культурном росте хакасского народа. Многое, созданное художниками в годы Великой Отечественной войны стало ценным вкладом не только в хакасское, но и во всероссийское изобразительное искусство.

Почти каждое произведение искусства военных лет сохранили для нас значение как исторический документ, поскольку в них нашла свое отражение одна из величайших эпох в жизни нашего народа.

В ходе работы были приложены большие усилия для изучения источников, которых оказалось очень мало. Но эта работа была проделана не напрасно. Она обогатила нас знаниями в области плакатного искусства, заставила по-новому взглянуть на проблему влияния искусства на человека и дала возможность убедиться, насколько это влияние сильно.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материал, изложенный в ней, может быть в дальнейшем использован на занятиях в школьном музее, учителями МХК, ИЗО, Истории, Краеведения, классными руководителями для проведения уроков, дискуссий и классных часов, посвященных Великой Отечественной войне. Работу можно использовать для оформления школьных стенгазет или для написания статей.

Перспектива развития темы видится в дальнейшем изучении данного вопроса. Интересным представляется проследить, как в плакатах художников Хакасии отражалась хронология боевых действий Великой Отечественной войны.



























Информационные ресурсы:


  1. Хакасия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gazeta19.ru/news/6428, свободный. Война и мир художника Варлаама Шоева.

  2. История русского и советского искусства. Под ред. Д. В. Сарабьянова. Высшая школа, 1979. С. 336.

  3. МЕДИАМЕТРИКС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.media-metrix.com/vidy-plakatov-i-osobennosti-ix-primeneniya/, свободный. Виды плакатов и особенности их применения.

  4. Тихонов Н. Навстречу весне // Советское искусство. – 1942. – 21 мая.

  5. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=21017 , свободный. Плакат.

  6. Графика Хакасии в годы Великой Отечественной войны (1941-1945).Альбом/Сост. Чебодаева М.П: СПб, 2010- 74с.

  7. LIVEJOURNAL [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ss69100.livejournal.com/2762407.html, свободный. Советский военный плакат.

  8. Волковский Н.Л. История информационных войн. Часть 2. – Изд-во «Полигон», 2003.

  9. Юферова А. А. Великая Отечественная война в произведениях советских художников / М. : Изобразительное искусство, 1985



































Приложения:

















Приложение 1.

Анкетирование.

1. Какой жанр изобразительного искусства характерен для 1941-1945 годов?

  1. живопись;

  2. плакат;

  3. декоративно-прикладное творчество.

2. Варлаам Георгиевич Шоев – это…….

  1. знаменитый живописец;

  2. автор графических рисунков газеты «Советская Хакасия»;

  3. мастер декоративно-прикладного творчества.

3. Какие плакаты времен Великой Отечественной войны Вы знаете? Назовите их авторов?

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Может ли искусство стать оружием?

____________________________________________________________________





Приложение 2. Результаты анкетирования.





























































































19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!