Тема проекта: « Плакаты советских лет: ценности и принципы жизни».
Автор проекта: Кусакин Юрий,
обучающийся 7в класса
МОУ «СОШ № 64 им. Б. Ручьёва» г. Магнитогорска
Наставник проекта: Кусакина Ольга Владимировна,
учитель ИЗО и черчения
Предмет : изобразительное искусство
Тема проекта:
«Плакаты советских лет: ценности и принципы жизни».
Тип проекта: исследовательский
Проблема проекта: падение нравственности в современном обществе и уровня культуры поведения у современной молодёжи России.
Объект исследования: педагогические плакаты эпохи СССР.
Предмет исследования: чему учили детей в СССР?
Цель проекта: обратить внимание общественности на роль плаката в формировании жизненных ценностей у современной молодёжи России.
Задачи проекта:
1
найти плакаты советских лет;
2
определить, какие ценности и
принципы жизни они
пропагандировали;
3
сравнить их с современными
требованиями;
4
проанализировать и
выявить актуальность;
5
создать собственный продукт.
Конечный творческий продукт
Результатом воплощения моего замысла стал понятный и удобный каталог «Плакаты советских лет: ценности и принципы жизни» , который может быть полезен педагогам и родителям в воспитании детей.
Этапы работы над проектом
- нашёл необходимую информацию по теме (статьи, фотографии плакатов); изучил плакаты советской эпохи; проанализировал педагогические плакаты; узнал о том, какие нравственные ценности воспитывали у детей в СССР;
- сравнил их с современными требованиями к идеалу личности; выявил проблемы в формировании нравственных ценностей у юных россиян;
- учился определять проблему, ставить цель; применять информационные технологии для решения поставленных задач; проводить коррекцию результатов.
- спроектировал дизайн каталога «Плакаты советских лет: ценности и принципы жизни» (работал с изображениями, текстом, фотографиями; компоновал составляющие детали каталога в программе Microsoft Power Point ) и распечатал готовый продукт;
- подготовил документацию проекта (презентацию, портфолио) и выступление к защите.
Краткое описание замысла:
Приступая к работе над своим проектом, я искал ответ на вопрос: «Какие ценности и принципы жизни пропагандировали плакаты советских лет?» Изучая плакаты минувшей эпохи, я понял, что это наиболее распространенные нравственные человеческие ценности.
Сегодня и учителя, и родители указывают на то, что дети стали «другими». Педагоги почти ежедневно сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, которые, по их мнению, в прошлом были редкостью. Речь идет о повышенной нетерпимости, агрессивности и эгоизме. Неумение сочувствовать, дружить и уважать старших, излишняя рациональность и зацикленность на деньгах, связаны с недостатком воспитания, с тем, что современные дети «в своей жизни не ориентируются на духовно-нравственные идеалы». Альтруизм и коллективизм как ценности уходят, их место все чаще занимают прагматизм и индивидуализм, а это плохо влияет на учебу.
Так появилась идея проекта - «Детей нужно, прежде всего, воспитывать в нормах морали, прививать им духовные ценности».
И почему бы это не сделать по средствам советских плакатов.
Социальная среда, которую многие педагоги считают агрессивной, подталкивает ребенка к выбору в пользу приспособленчества.
Отсутствие положительных примеров в ближайшем окружении и обилие негатива формирует у подростков соответствующее поведение, отмечают и родители, и педагоги. Моральные нормы постепенно заменяются прагматичными правилами поведения.
Советский педагогический плакат. Чему учили детей в СССР?
Педагогика в СССР - это отдельная большая, необъятная тема. В дореволюционной России воспитание детей было патриархальным, ответственность делилась между семьёй и церковью, а нравоучительная проповедь сочеталось с розгой.
В СССР ведущую роль в воспитании детей взяло на себя государство, школе и обществу был отдан приоритет над семьёй, которой, впрочем, также отводилось важное место. Уже в 1920-е советский режим осуществил настоящую педагогическую революцию, символом которой стала "система А.С. Макаренко", которого ЮНЕСКО в 1988 г. признало одним четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.
Новая система воспитания была основана на научных и гуманистических принципах, она была ориентирована на формирование у ребенка всесторонне развитой личности, активной жизненной позиции, социальной ответственности и трудовых навыков. Конечно, кое-что потом оказалось деформировано суровыми историческими реалиями, но в целом и сегодня школа Макаренко выглядит вполне современной и почти безупречной.
Одной из главных задач советской педагогики было искоренение насилия над ребенком в семье, физическое воздействие признавалось абсолютно недопустимым.
Запад придёт к этому только через десятилетия. В английских школах порка детей была запрещена только в 1985 г.
1926, А. Фёдоров "Долой избиение и наказание детей в семье"
Педагогические плакаты в СССР были адресованы как взрослым, так и самим детям. Этот плакат 1930 г. призывает делать пожертвования на школу. Для современных российских родителей проблема "пожертвований на школу" снова стала актуальной.
1930, «Неделя помощи школам"
После разгула в СССР "полового либерализма" в 1920-е, уже в начале 1930-х советская идеология круто обратилась к защите семейных ценностей, укреплению семьи как ячейки социалистического общества.
Идеология, конечно, присутствовала на советских педагогических плакатах в виде красных галстуков и некоторых других атрибутов, но в целом их содержание было основано на общечеловеческих ценностях современного общества.
Явно идеологические плакаты с детьми встречались относительно редко.
1938, "Спасибо товарищу Сталину
за счастливое детство!"
1936, В. Говорков "Детство"
Педагогические плакаты преследовали вполне конкретные цели и задачи, что определяло их многообразное содержание.
1950, "Всем должно быть ясно
— играть на мостовой опасно"
1945, "Берегите жизнь ребёнка"
Педагогические плакаты преследовали вполне конкретные цели и задачи, что определяло их многообразное содержание.
1946, "Всюду светлые красивые
мы сады откроем детские"
1947, Н. Жуков
"Окружим сирот заботой"
Что стремились воспитать в советских детях?
1
Патриотизм
1950, В. Сурьянинов
"Будь достойным сыном Родины",
Что стремились воспитать в советских детях?
2
Честь и достоинство
1949, В. Говорков, «Честью семьи дорожи!"
Что стремились воспитать в советских детях?
3
Коллективизм и взаимопомощь
1950, Б. Решетников
"Пионер без лишних слов малышу помочь готов"
Что стремились воспитать в советских детях?
4
Дружбу
Что стремились воспитать в советских детях?
5
Самостоятельность
1950, Б. Решетников
«Учись всё делать сам!»
1957, Галина Шубина, "Научусь!"
Что стремились воспитать в советских детях?
1956, С. Низовая «Я сама!...»
Что стремились воспитать в советских детях?
6
Трудолюбие и мастерство
1954, С. Низова, "Люби труд"
Что стремились воспитать в советских детях?
Что стремились воспитать в советских детях?
7
Готовность помогать старшим
1955, С. Низова
«Помогай старшим!»
1960, Н. Вигилянская, Ф. Качелаев,
"Все умеем делать сами,
Помогаем нашей маме"
Что стремились воспитать в советских детях?
«С пионерским звоним маршем мы идём на помощь старшим!"
Что стремились воспитать в советских детях?
8
Уважение к любому труду
Что стремились воспитать в советских детях?
9
Готовность защищать слабых,
помогать младшим
1955, С. Низова, "Не обижай малыша!"
Что стремились воспитать в советских детях?
10
Нетерпимость ко злу
1955, С. Низова, "Не смей!"
Что стремились воспитать в советских детях?
11
Неравнодушие
1958, «А ты любила когда-нибудь?»
Что стремились воспитать в советских детях?
12
Честность
1959 "Пионер говорит правду,
он дорожит честью своего отряда"
1965, Г. Шубина,
"Не лги никогда"
Что стремились воспитать в советских детях?
13
Здоровый образ жизни
1959, "Ни капли"
Что стремились воспитать в советских детях?
14
Самодисциплину
1964, Е. Соловьев, "Распорядок дня"
Что стремились воспитать в советских детях?
15
Прилежание в учёбе
1957, Р. Сурьянинов
"Учись на пять!"
Что стремились воспитать в советских детях?
16
Уважение к старшим
1957, К. Иванов, В. Брискин
"Не будь таким!"
Что стремились воспитать в советских детях?
17
Любовь к спорту
Что стремились воспитать в советских детях?
18
Стремление к творчеству
1959, В. Говорков, «Уроки рисования,
музыки и пения культуру школьника
повысят без сомнения!"
Что стремились воспитать в советских детях?
19
Культуру досуга и общения
Выводы:
1
советские педагогические плакаты формировали
нравственные ценности и принципы жизни у
советской молодёжи, и их агитация была весьма
эффективной;
2
плакаты советских лет являются актуальными и сегодня;
3
общественности необходимо обратить внимание
на роль плаката в формировании жизненных ценностей
у современной молодёжи России и активно использовать
их в педагогической практике.
Работа над данным проектом помогла мне:
1
повысить мою личную уверенность;
2
развить критическое мышление;
3
научиться искать пути решения проблемы;
4
развивать мои исследовательские
умения и художественный вкус;
5
научиться сотрудничеству.
Тема проекта: Плакаты советских лет: ценности и принципы жизни.
Автор проекта: Кусакин Юрий,
обучающийся 7в класса
МОУ «СОШ № 64 им. Б. Ручьёва» г. Магнитогорска
Наставник проекта: Кусакина Ольга Владимировна,
учитель ИЗО и черчения
Список литературы
1.Григорьев Д.В. Духовное и социальное в воспитании человека// Народное образование.-2010.-№1.-с.47 .
2.Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2011.-23 с.
Электронные ресурсы:
3. http://kak-bog.ru/nravstvennye-cennosti
4. https://ru.wikipedia.org
5. https://visualhistory.livejournal.com/186027.html
6. https://iq.hse.ru/