СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План анализа лирического произведения с опорой на теоретико-литературные понятия.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План анализа ,которым можно воспользоваться при разборе стихотворения.Теоретические сведения, данные для справки, помогут избежать фактических ошибок при анализе произведения, позволят наиболее полно проанализировать стихотворение.

Просмотр содержимого документа
«План анализа лирического произведения с опорой на теоретико-литературные понятия.»

План анализа лирического произведения с опорой на теоретико-литературные понятия.

I.Творческая история стихотворения в контексте биографии автора.

История создания произведения -время, место, история создания, черновые варианты.

II Восприятие. Истолкование. Оценка.


1.Восприятие стихотворения (чувства, мысли, вызванные прочтением)


2.Название стихотворения. Адресат посвящения ( если есть)

Адресат- тот, кому адресовано посвящение, то есть тот, кто его получит.

3.Композиция (количество строф ,форма, связь)

Композиция-это состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности.

4.Жанр (элегия, послание сонет; жанр поэтического произведения не всегда может быть определён).

Элегия-стихотворение, проникнутое настроениями грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышление.

Послание- стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу.

Эпиграмма- стихотворение, высмеивающее конкретное лицо.

Ода-стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержание. Прославление в стихах.

Сонет- лирическое стихотворение из 14 строк в виде сложной строфы: два катрена(четверостишия) и две терцины(трёхстишия).

4.Начало стихотворения(средства выразительности , помогающие представить передаваемую картину, чувства.)

Средства художественной выразительностилексические(тропы: эпитет, олицетворение, сравнение, метафора, метонимия, гипербола, литота, ирония, перифраза);

синтаксические(фигуры речи: антитеза, инверсия, градация, оксюморон, парцелляция, анафора, эпифора, риторический вопрос, риторическое восклицание, эллипсис, лексический повтор, однородные члены предложения);

звукопись(ассонанс, аллитерация)


5.Лирический герой, его внутренний мир, состояние (средства выразительности , способствующие раскрытию образа героя.)

Лирический герой- условный образ поэта в лирике, лирическое"я", художественный "двойник" автора в произведении.

6.Движение поэтической мысли от начала к финалу(с помощью лирического сюжета, смены картин, интонации и т.д.)

Лирический сюжет- это жизнь персонажей в пространственно-временном измерении в широком смысле, цепь событий, что были воссозданы в произведении .

7.Мотивы, их воплощение в образах.

Мотив (литература) — простейшая составная часть сюжета, тема (мотив одиночества, странничества и т. д)

8.Развитие поэтической мысли. Кульминация.(средства выразительности, с помощью которых это изображено)

Кульминация- переломный момент, то решающее действие, которое навсегда меняет сложившуюся ситуацию; наиболее напряженный момент в развитии конфликта литературного произведения.

9. Идея как вывод из всего сказанного.

Идея -основная мысль всего произведения.

IIIМастерство автора стихотворения. Традиционность и новаторство манеры. Место стихотворения в творчестве автора в целом и в общекультурном контексте.

Традиция и новаторство- понятия, характеризующие преемственность и обновление в литературном процессе, соотношение в нём между наследуемым и вновь созданным.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!