СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План анализа прозаического текста

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы разработки могут быть использованы для подготовки к олимпиаде по литературе

Просмотр содержимого документа
«План анализа прозаического текста»


Анализ прозаического текста. 1. Историко-биографический комментарий.

- Связь произведения с эпохой, биографией автора, его творчеством.

* Не раз обращался к этой теме…

* Автора всегда волновал вопрос о …

* Рассказ посвящён острую проблему современности.

* Автор поднимает важную проблему, волнующую человечество на протяжении веков и т.п.

2. Жанровое своеобразие.

Рассказ (какой?) юмористический, сатирический, философский, исторический, рождественский, святочный, притча, миниатюра, зарисовка, жанровая сценка и т.п.

3. Смысл названия.

- отражает тему или идею

- противоположен смыслу всего рассказа

- символика названия

- этимология, семантика слов, составляющих название

- перекличка названия с произведениями других авторов, возникающие ассоциации

- смысл эпиграфа, посвящения (если есть)

4. Тема произведения.

- Главная тема (тема маленького человека, любви, войны, детства и т.п.

- Рассказ посвящён изображению взаимоотношений между людьми, отношению человека к природе, животным, Родине и т.п.

- Рассказ раскрывает «вечную» тему … Как её интерпретирует автор? Как изменён подход к теме по сравнению с традиционным раскрытием?

_ Мотивы (не главная тема) творчества, исторической памяти, нравственного совершенствования и т.п.

  1. Идея произведения.

Идея – это главная мысль автора, что писатель хотел сказать своим рассказом. Она может быть понята и сформулирована по-разному, это зависит от индивидуального читательского восприятия.

6. Проблематика произведения.

Автор поднимает (рассматривает, обозначает) важные проблемы:

- смысла жизни, предназначения человека

- несоответствия желаемого и действительного

- духовной нищеты, нравственного несовершенства человека

- человеческого равнодушия, неравноправия и т.п.

7. Конфликт, его развитие.

Тип конфликта: социальный, нравственно-психологический, идеологический, личностный, внутренний …

  • Рассказ строится на столкновении представителей разных социальных классов.

  • В основе развития сюжета лежит конфликт между старшим и младшим поколением.

  • События в рассказе развиваются динамично, потому что они основываются на противоречии между желаниями героя и его возможностями.

Развитие конфликта:

- контраст начала и конца рассказа

- неожиданные повороты событий

- постепенное или резкое, стремительное нарастание остроты конфликта

- особенности его разрешения: закономерный (ожидаемый) финал, неожиданная развязка событий, внешняя незавершённость.

8. Фабула, сюжет.

Фабула – это расположение событий в их временной последовательности.

Сюжет – это последовательность событий в художественном произведении.

Фабула и сюжет могут совпадать и не совпадать.

  • События рассказа изображены автором в их хронологической последовательности.

  • Писатель начинает рассказ с самого напряжённого момента и сразу овладевает вниманием читателей.

  • В начале рассказа автор показывает финальную сцену, всё дальнейшее повествование помогает разобраться в ней.

9. Композиция.

- Сколько частей в рассказе, как они соотносятся?

- Роль эпиграфа.

- Объяснить, что собой представляет экспозиция (если есть), завязка, как развивается действие.

- Какой эпизод является кульминационным?

- Развязка: неожиданная, подготовлена развитием действия и т.п. Что она меняет , раскрывает, подчёркивает в герое?

Композиция может быть кольцевой: наличие обрамления, его роль.

Композиция может быть построена на контрасте (антитезе):

Внешнего мира и внутреннего состояния героя

Душевного состояния героя в начале и в конце рассказа и т.п.

Могут быть лирические отступления. Зачем они использованы?

Отметить своеобразие композиции, в чём оно заключается.

10. Система образов.

- главный герой, второстепенные герои, их характеристика;

- их взаимодействие, взаимовлияние, изменения в процессе действия;

- наличие внесценических персонажей, смысл их присутствия в рассказе;

11. Образ автора-повествователя.

- В чем заключается авторская позиция (как автор относится к героям и их поступкам)?

- Как проявляется авторская позиция: через прямые характеристики героев, через значимые имена и фамилии, с помощью иронии или сатиры, через комизм (драматизм, трагизм) ситуации, через речевые самохарактеристики героев и т.п.?

12. Хронотоп – характеристика художественного времени и пространства.

- Какой временной отрывок охватывает рассказ?

- Время может быть сжато, сконцентрировано, один день вмещает целую жизнь.

- Может быть отражено историческое время: прошлое или современность.

Пространство – место действия, расширение и сжатие пространства, символизм места и т.п.

13. Художественные средства выразительности.

Для создания образа автор использовал разнообразное средство художественной выразительности: метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты, гиперболы, иронию, сарказм.

Динамизм повествования удался благодаря использованию инверсии, градации, антитезы, оксюморона, риторических вопросов и обращений.

При построении отдельных частей текста автор употребляет параллелизм, анафору, эпифору.

Значимые характеристики, речь героев, авторские интонации.

14. Язык, стиль.

- Эмоциональность, взволнованность авторского повествования.

- Авторская ирония, контраст в создании образов.

- В основе рассказа диалог, через него раскрываются характеры.

- Использование просторечий, искажение слов, канцеляризмы , пословицы и поговорки и т.п. как средство изображения богатства или бедности внутреннего мира героя.



15. Место произведения в творчестве автора.

* Рассказ является одним из важнейших в творчестве.

* Вопросы, поднятые автором в рассказе, получили дальнейшее рассмотрение в…

16. Личностное восприятие.

Рассказ взволновал, заставил задуматься…

Особенно сильное впечатление произвел эпизод…

Больше всего понравилось …



Желаю удачи!!!

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!