Ход урока: Внешняя интеграция (использование методических приемов урока самопознания) Внутренняя интеграция (интеграция общечеловеческих ценностей в содержание урока) Организационный момент. Позитивный настрой. Под звуки музыки учащиеся повторяют за учителем слова, сопровождая их движениями: Луч солнца золотой. Луч любви везде со мной. Любовь в тебе, Любовь во мне, Любовь кругом, Любовь везде. На доске помещается большой лист ватмана. Учащиеся в течение урока за каждый правильный ответ приклеивают "фундамент", "кирпичики", "крышу" на заготовке дома. На "кирпичиках" напишем слова, характеризующие дом. Например: уютный, светлый, чистый, просторный, теплый, красивый, высокий и т. д. Проверка домашнего задания: В качестве опережающего домашнего задания к первому уроку данной темы рекомендована к прочтению притча «Ладная семья». Целью опережающего домашнего задания является привлечение в учебный процесс родителей учащихся. Необходимо объяснить родителям, насколько важно их участие в развитии детей. Прочитав и изучив рассказ вместе с родителями дома, учащиеся, придя на урок, будут иметь первичные представления о теме предстоящего урока. Чтобы определить, читали дети рассказ дома или нет, учитель должен задать вопросы по содержанию. Целью данного метода является знакомство с содержанием текста тех учащихся, кто по каким-либо причинам не смог прочитать его дома. Читаем вместе Ладная семья Притча Жила-была на свете семья. Более ста человек насчитывалось в семье, жили они одной деревней. Семья была особая - мир и лад в ней были нормой. Ни ссор, ни ругани. До самого хана дошёл слух об этой семье. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в ту деревню, и сердце его возрадовалось: кругом чистота, красота, достаток, мир и лад. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился хан. Решил узнать, как жители деревни сумели найти способ жить так дружно. Пришёл он к старейшине семьи - аксакалу и попросил его рассказать, как они добились такого согласия и мира в семье. Тот молча взял лист бумаги и написал всего три слова: «любовь», «прощение», «терпение». Но написал эти слова особенно: сто раз было написано «любовь», сто раз - «прощение», сто раз - «терпение». Прочтя три слова, хан удивился: -И всё? - Да, - ответил аксакал, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, - затем, подумав, добавил, - и мира тоже. 3. Объяснение нового материала: Дома прошлого и настоящего. Обратите внимание учеников на изображения различных домов. Что они скажут о каждом жилище? Какой вывод сделают? Дополните их ответы информацией о жилищах разных стран. Спросите, какие виды домов они знают. Попросите сравнить их. Раздайте ученикам карточки-домики. Каждый учащийся на этой карточке описывает свой дом, рассказывает о его местоположении и вывешивает рядом с ватманом. 4. Позитивное высказывание (цитата) Учитель знакомит учащихся с казахской пословицей, предложенной на этапе урока «Позитивное высказывание»: Дружная семья гору сдвинет. Короткая и запоминающаяся пословица с глубоким нравственно-духовным смыслом выражает суть ценности, которая изучается на уроке. Вначале пословицу зачитывает учитель. Для запоминания рекомендуется повторить ее хором, затем поочередно, сначала повторяют девочки, затем мальчики. Для закрепления в памяти учащихся пословицы учитель задает вопрос: Как вы понимаете смысл этой пословицы? 5. Работа с учебником: После чтения текста проверьте знания о юрте. Узнайте, где они могли ее видеть. Ответы. На картинках, на праздниках, в сельской местности и т. д. 6. Рассказывание истории (беседа) Отвечая на вопросы, учащиеся должны прийти к выводу, что дружная и крепкая семья держится на трех правилах: «любовь», «терпение», «прощение». Каждый ответ данный учащимися, учитель должен внимательно выслушать. Важно обратить внимание на мнение каждого ученика. Если ученик не может ответить на вопрос, то необходимо задать наводящие вопросы. После ответов учитель делает заключение. Что делает семью дружной и крепкой? В чём заключается счастье семьи? Как вы проявляете свою заботу о членах семьи?
7. Творческая работа: Задание 1. Учащиеся делятся на 3 команды, и составляют коллаж на тему: «Моя дружная семья». Предложите учащимся подумать и обсудить друг с другом значение слова "забота", ответить на вопрос, как можно проявить ее в семье? В ходе обсуждения школьники приходят к выводу, что очень важно заботиться друг о друге, помогать, проявлять внимание. Каждый может рассказать о своей семье и выслушать мнения других. Учителю целесообразно дать определение слову «коллаж» и объяснить учащимся технику его выполнения. Коллаж (от фр. collage - «приклеивание, наклейка») - техника и вид изобразительного искусства, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличных от нее по цвету и фактуре (ткань, веревка, кружево, кожа, бусы, дерево, камень, фольга, металл и др.). В процессе работы учитель поможет выяснить, знают ли учащиеся, что входит в понятие "адрес". Это задание они выполняют самостоятельно. Задание закрепит умение учеников правильно называть и записывать свой адрес. Задание 2. Прослушайте стихотворение Акылбека Шаяхмета. Подумайте, как ещё можно проявлять свою любовь. Расскажите, какие приятные поступки вы совершаете, чтобы порадовать родных и близких. * * * А. Шаяхмет Бабушка «Солнышком» кличет Анар, Для мамы и вовсе - «Цветочек» она. Анар отзывается, а самой непонятно, Ведь ничуть не похожа! Однако приятно! 8. Работа с учебником: Знаешь ли ты? Попросите школьников прочитать текст. Вспомните вместе с ними значение слова "традиция", с которым они познакомились на предыдущем уроке. Обратите их внимание на то, что передача шанырака символизировала преемственность поколений, сохранение традиций и духовных ценностей семьи. Домашнее задание в качестве опережающего домашнего задания рекомендовано прочтение рассказа Ы. Алтынсарина «Отец и сын», выучить свой адрес. Заключительная минута урока В конце урока обратите внимание школьников на дом, который они вместе построили. Групповое пение: Данный этап урока предназначен для исполнения песни хором. Учитель предлагает учащимся спеть песню «Моя семья». Текст песни можно вывесить на доску либо распечатать и раздать каждому учащемуся. Учитель обязательно должен исполнять песню вместе с детьми. Моя семья Сл. и муз. А. Ермолова Лежит передо мной игрушек куча, Но всем уже давным-давно известно, Что мне одной играть довольно скучно И совсем-совсем неинтересно. А вот когда со мной мои родные И самые любимые мне люди, Я сразу забываю про унынье. И всегда так было, есть и будет... Припев: Будет день счастливый и чудесный самый, Если рядом будут папа и мама. Буду я весёлой, буду очень рада, Если будут рядом сестрёнка с братом. А ещё я буду бесконечно рада, Если рядом дедушка и бабушка рядом. Ну а больше всех буду рада я, Если будет рядом вся семья, Вся моя семья. И надо мне признаться папе с мамой, Что иногда бываю я, конечно, Немного непослушной и упрямой, Но люблю, люблю Вас бесконечно! Меня не напугают неудачи, Не страшен будет мне холодный ветер, Со мной моя семья, а это значит: Я счастливей всех на этом свете! Припев. |