СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План характеристики литературного героя

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Различные подходы к анализу героя художественного произведения

Просмотр содержимого документа
«План характеристики литературного героя»

План характеристики литературного героя:

1. Место, занимаемое персонажем в произведении.
2. Прототип героя (если он есть), значение его имени и фамилии.
З. Портрет (внешний облик, манера держаться, особенности костюма).
4. Речевая характеристика.
5. Поступки, которые характеризуют героя.
6. Отношение героя к другим персонажам и его влияние на окружающих.
7. Отношение других действующих лиц произведения к герою.
8. Отношение автора к персонажу.
9. Значение персонажа в произведении, его влияние на раскрытие авторского замысла.
10. Ваше личное отношение к персонажу литературного произведения.

Речевая характеристика персонажа может быть составлена при анализе монологов и диалогов персонажей.



План характеристики персонажа

  1. Возраст героя. Что из этого следует? ( еще молод, отсюда юношеский максимализм; еще молод, но уже проявляет муждрость; нет жизненного опыта или он есть; зрелый человек, поэтому способен оценить...; уже немолодой, поэтому ему трудно понять или принять...и т.п.)


2. Воспитание, образование ( традиционное для людей его круга - глубокое, поверхностное, прошло даром и т.п.)


3. Время и его влияние на героя ( спокойное, переломное, надвигаются...; необходимы перемены; герой вне времени, опережает его, застыл в прошлом и т.п.)


4. Положение в обществе ( лидер, один из...; аристократ, разночинец, маленький или лишний человек, пользуется авторитетом в своем или не только в своем кругу, хочет пробиться выше, доволен своим положением или нет, не задумывается об этом и т.п.)


5. Умение чувствовать  ( эмоционален, держит себя в руках, скрывает чувства, эмоционально глух, чувствителен только там, где это касается его лично, глух к чувствам других или замечает их и т.п.)


6. Поведение в обыденной жизни ( если оно чем-либо выделяется из общего рисунка)


7. Поведение в экстремальной ситуации ( если таковая описана)


8. Отношение героя к обществу и общества к герою ( как и в чем проявляется, причины и следствия)


9. Система ценностей ( что для него в жизни главное, на что обращается минимум - максимум внимания, как это соотносится с системой ценностей, принятой в его кругу, в его время)


10. Авторская позиция по отношению к герою ( обратить внимание на стиль писателя, художественно-изобразительные средства, художественные детали, которые помогут сформулировать авторское отношение к герою).
11. Ваша  позиция по отношению к герою. Высказать ее АРГУМЕНТИРОВАННО.


Как рассказать о герое произведения

  1. Место, занимаемое героем в произведении.

  2. Общественное и семейное положение героя, обстановка, в которой он живет.

  3. Портрет ("говорящие имена", внешность, манера держаться, особенности одежды).

  4. Речь героя.

  5. Поступки, особенности поведения, деятельности, влияние на окружающее и влияние окружающего.

  6. Цели жизни, основные интересы.

  7. Чувства литературного героя, его отношение к другим действующим лицам, их отношение к нему.

  8. Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения. Наблюдения над стилем автора, художественно-изобразительными средствами, ролью художественной детали.

  9. Ваше отношение к герою. Насколько он современен? (аргументация своей точки зрения).

  10. Речевые обороты, которые могут помочь в написании характеристики литературного персонажа.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!