СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План конкурсного урока литературного чтения 4 класс Тема: Е.С.Велтистов « Приключения Электроника». Чемодан с четырьмя ручками.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Региональный конкурс "Учитель года-2021"

Просмотр содержимого документа
«План конкурсного урока литературного чтения 4 класс Тема: Е.С.Велтистов « Приключения Электроника». Чемодан с четырьмя ручками.»

План конкурсного урока литературного чтения 4 класс

Тема: Е.С.Велтистов « Приключения Электроника».

Цели:

- познакомить с понятием научно-фантастической литературы, с жизнью и творчеством Е.С.Велтистова;

- проанализировать отрывок из повести «Приключения Электроника»;

-учить находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев;

-обогащать словарный запас учащихся; развивать память, речь, мышление

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Познакомятся:

с понятием научно-фантастической литературы, с произведением
Е. С. Велтистова «Приключения Электроника»; научатся: понимать авторскую фантазию в контексте жанра «научно-фантастическая литература»; характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского и собственного отношения к ним, выполнять анализ художественного произведения, слушать друг друга

Метапредметные:

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; осознавать сущность и значение произведений великих классиков литературы как части русской национальной культуры.

Регулятивные:

формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей.

Коммуникативные:

пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией; оформить 3–4 слайда к выступлению, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; осознавать цель своего высказывания

Личностные:

осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.

Ход урока.

1.Организация внимания учащихся.

-Здравствуйте ребята и уважаемые коллеги!

-Мне очень приятно, что мы с вами проведем сегодня этот урок вместе и надеюсь он будет плодотворным в первую очередь для вас.

2.Речевая разминка:

а) Чтение стихотворения.

Учитель:

-У вас на столах листы с известным стихотворением Смита «Про летающую корову». Выделенные слова читаете вы хором.

В. Смит «Про летающую корову»

 

Почему-то все считают,

Что коровы не летают.

Но вчера,

Даю вам слово,

В облаках плыла корова.

А за нею,

По два в ряд,

Двадцать рыженьких телят.

Вы схватились за бока?

Что ж, спросите у быка!

Он спешил за ними следом

Вместе с кроликом-соседом

И рассказывал о том,

Как на днях летал с китом!


3. Сообщение темы и постановка целей урока.

- О чём стихотворение?

- Как вы думаете, в какую страну мы сегодня попадём?

Сегодня я приглашаю вас в страну, которой нет на карте. Для каждого это страна будет своя. Для одного она будет огромной, для другого маленькой и уютной. Но для всех она будет разной и неповторимой. Послушайте песню и попробуйте угадать название страны.

Звучит песня «До чего дошел прогресс»

В моём детстве все школьники знали фильм в котором звучала эта песня. Я надеюсь, что вы тоже захотите его посмотреть после нашего урока.

- Вы догадались о чем поется в песне?

-Правильно!

Роботы пришли на помощь человеку .Издавна люди мечтали. Мечтали обо всём. Когда-то трудно было добывать огонь. 1000 лет понадобилось человеку, чтобы изобрести спички. Сейчас есть зажигалка – бензиновая, газовая и даже электрическая! Люди мечтали о полётах в космос.

Но вот мы живём уже в XXI веке, и никого не удивляют выходы в открытый космос, фотографии с Марса… Наука не стоит на месте, и, то, что казалось фантазией 100 лет назад, сегодня – реальность.

« Страна Фантазия».

-А что такое «фантазия»? ( воображение, нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.)

-А кто такой фантазер?


Фантазёр –

Человек, который любит фантазировать, мечтатель, выдумщик.


-А что как вы понимаете слово фантастика?

Фантастика – художественная литература, В которой человек попадает в нереальные события, читатели переносятся в далёкое будущее.

Давайте откроем учебники на странице 143. Прочитаем цели и задачи раздела.

-Мы познакомимся….

-Мы научимся…

-Мы будем учиться…

Первое произведение называется « Приключение электроника». Как вы думаете, о чем эта повесть? Кто такой электроник?

Сегодня мы впервые познакомимся с таким жанром литературы, как научно- фантастическая повесть и с её автором Евгением Серафимовичем Велтистовым.


Презентация об авторе.


Евгений Серафимович Велтистов родился 21 июля 1934 г. в Москве.

В школу мальчик пошёл, когда шла уже второй год Великая Отечественная война. Книг было мало. Тетрадей ещё меньше. Читать хотелось очень сильно. Когда его спросили, кем ты станешь, ответил: «Продавцом детских книжек. Чтобы прочитать всё. Потом он передумал. Решил стать журналистом. Окончил факультет журналистики. Стал работать – в газетах, потом- редактором отдела в популярном журнале «Огонёк».

Писатель был очень худой. И поэтому казался ещё длинней. В многоэтажном доме редакция занимала три этажа. И когда в праздничные дни вывешивали весёлую стенгазету, Велтистова изображали примерно так: голова на третьем этаже, туловище на втором, а бегущие ноги на первом.

Он был настырным. Копил впечатления. Обдумывал будущие книги. Рукопись первой повести «Приключения на дне моря» принёс в издательство «Детская литература» и вскоре она увидела свет (1960 г). Электроник мальчик из чемодана. (1961 г)

Е.С.Велтистов оставил нам много хороших книг. За сценарий трёхсерийного фильма «Приключения электроника» он получил в 1982 году государственную премию.

Как возник мальчик из чемодана? Этот образ возник так. Однажды автор собрался в отпуск к тёплому морю. Несёт чемодан по перрону к поезду и удивляется: тяжёлый. Словно там не рубашки и ласты, а камни. Чтобы веселей было нести, стал фантазировать:

« Может, в чемодане кто – то есть? Может, там….. Электронный мальчик? Вот поставлю чемодан на полку, откину крышку. Мальчик откроет глаза встанет и скажет: «Здравствуйте! Меня зовут Электроник…» Вошёл в купе, щелкнул замками и ахнул. Оказывается, в спешке перепутал чемоданы: взял другой, набитый книгами. Пришлось у моря обойтись без ластов. Зато начитался вволю.

Умер Е.С. Велтистов в 1989г.


Продолжение работы по теме.

4. Работа над новым материалом

Итак, мы начинаем читать 1 главу «Приключения Электроника», которая называется «Чемодан с четырьмя ручками»

IV. Решение учебной задачи. Работа с текстом: чтение с остановками, комментированное чтение. / 13-15 мин.

Первую часть повести мы прослушаем в аудиозаписи. (1-ая часть до слов: … и директор удалился.)

- Мы прослушали первую часть. Давайте выясним, что мы узнали.

-Кто такой Громов?(профессор, почётный гость конгресса кибернетиков)

Конгресс-это собрание учёных.


Кибернетика – наука об автоматических системах управления; одно из направлений кибернетики – создание роботов.


Кибернетики - ученые, которые изучают, конструируют электронные, вычислительные и другие машины


-Зачем Громов приехал? ( Для участия в конгрессе)

- Для чего собираются кибернетики на конгрессе? (Для того, чтобы обменяться опытом, доложить об успехах и достижениях в науке.)

Чтение и анализ второй части.(2-ая часть до слов:…Да, он много лет не был в этом городе?)

- Какие детали в благоустройстве города кажутся необычными, фантастическими? (Воздушное такси - маленький вертолёт, прозрачные раздвижные купола на крышах зданий. Сады висят над головой.)

Чтение и анализ третьей части. (3-я часть до слов:…Предупреждаю, вас ждёт сюрприз!)

- Почему, ни один человек не смог бы догадаться, что в чемодане был кибернетический мальчик, т.е. робот? (Робот был похож на обычного мальчика. Чемодан подписан «Осторожно! Приборы!»)

- В чем Электроник был похож на обычного мальчика? (Робот был похож на обычного мальчика: курносый нос, вихор на макушке, длинные ресницы, синяя курточка, рубашка, летние брюки. Он умеет говорить.)

-Что отличало его от человека? (вилка, торчащая из-под куртки, питается электроэнергией)

- Почему процедура подкрепления электрическим током была так необходима мальчику? (Профессор предупредил, что Электронику предстоит много двигаться.)

А кто такой Электроник?(робот)

Робот

давайте подберем два прилагательных к этому слову

Современный, автоматический.

Три глагола

Помогает, облегчает, осуществляет.

Предложение,состоящее из нескольких слов ,-характеристика темы в целом.

Необходимый миру.

Слово-синоним.

Изобретение.

Таким образом мы смогли составить синквейн к слову робот.

– Как вы думаете, почему Электроника привезли в чемодане???????

- Какой сюрприз хотел сделать профессор Громов своим коллегам??????

Кибернетический мальчик (словарь)

Чтение и анализ четвёртой части.

- Почему мальчик спрыгнул со 2-го этажа и убежал? (Робот получил заряд высокого напряжения, 220 вольт.)

-Как вы думаете, по какой ещё причине Электроник мог сбежать от профессора?

- Обиделся? Почему? (Видеофрагмент: желание стать человеком)

- После бегства Электроника профессор был очень встревожен.Что его испугало? Предположите, почему? (Электроник окажется среди людей, он не знает как вести себя с людьми и т.д..)

ФИЗМИНУТКА

«Раз» - поднялись, потянулись,

«Два» - нагнулись, разогнулись,

«Три» - в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка,

На «четыре» - руки шире,

«Пять» - руками помахать,

«Шесть» - на место тихо сесть!

6. Продолжение работы по теме.

-Ма с вами узнали кто такой Электроник- это робот.

Межпредметные связи (окружающий мир):

- Напомню, это произведение было написано в 1964 году. С того времени прошло 57 лет.

- Вспомните, какие изменения в нашей стране происходили в 60-е годы прошлого столетия? (Техническая революция: запуск первого в мире спутника, полёт первого человека в космос, выход человека в открытый космос и др. 1960-ые годы - электронная эра.)

ПРОБЛЕМА

- Предположите, почему повесть «Приключения Электроника» — это научно-фантастическая повесть?

- Что делает повесть Велтистова научно-фантастической? (какие особенности)

(Обращаемся к значению слова: научная фантастика описывает вымышленные научные открытия, которые в будущем могут стать реальностью)

Поиск выхода из проблемной ситуации.

-Что необходимо доказать, прочитав текст? (найти вымысел в произведении и узнать стали ли реальностью вымышленные научные открытия, описанные в повести)

Поиск решения/ 1 мин.

Итак, нам необходимо выяснить:

1. Что стало реальностью? (видеотелефон).

2. Что не могло стать реальностью? (Электроник не сможет стать человеком)

Работа в группах.

Каждой группе вопрос от мальчика робота.

Кто приехал к гостинице « Дубки» с большим чемоданом?
(Алиса, Карлсон, Громов)

Что находилось в чемодане?

(Электроник, спящая красавица, кукла)

Кто такой Электроник?

(ученик 4 класса, кибернетический мальчик, сын профессора Громова)

V. Итог / 3 мин

Ответили мы на главный вопрос: повесть «Приключения Электроника» — это научная фантастика?

Да, ответили.

-Как вы думаете, Электроник может стать человеком?

- Какими качествами должен обладать человек? (уметь думать, сопереживать другим, уметь дружить, любить, чувствовать…)

- Поскольку повесть научно-фантастическая, то в ней всё возможно…

Рефлексия

Велтистову принадлежат слова «Хочешь быть человеком – будь им…»

-Как вы их понимаете? (обсуждение)

Д/З. / 1 мин.

- Когда говорят «богатая фантазия», «полёт фантазии», «на крыльях фантазии»?

Пофантазируйте и если у вас возникнет такая мысль и такой полет фантазии, можете составить рассказ на тему «Наш друг Электроник» это у вас получится я уверенна.

Спасибо за урок .

Звучит запись песни «Крылатые качели»

В этом году замечательная дата.

60 лет с момента полета первого космонавта Ю.А.Гагарина в космос.

Разрешите мне преподнести вам маленький подарок в память о нашей встрече.






























План конкурсного урока литературного чтения

4 класс

Тема: Е.С.Велтистов « Приключения Электроника».

Чемодан с четырьмя ручками.



г.Грозный 2021г


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя