СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект "Географические исследования Беларуси в 1919–1941 гг."

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка плана-конспекта предназначена для учителей географии

Просмотр содержимого документа
«План-конспект "Географические исследования Беларуси в 1919–1941 гг."»

План-конспект урока



10 класс


Тема урока: Географические исследованияБеларуси в 1919–1941гг.

Цели урока: 1. Образовательная:

Изучить второй этап (1919-1941) географических исследований Беларуси;

2. Развивающая:

Выработать умения анализироватьв достижении учёных

вгеографическихисследованиях Беларусина данном этапе

3. Воспитательная:

Показать значения исследования природы, изучение населения и хозяйства

Беларуси учеными

Тип урока: комбинированный

Оборудование: карта, учебник, тетрадь, иллюстрации.


Ход урока


I. Организационный момент

Захожу в класс. Говорю: «Здравствуйте! Садитесь». Отмечаю отсутствующих и заполняю журнал. Говорю: запишите домашнее задание.

II. Проверка знаний и умений

Фронтальный опрос:

Вопрос: «Назовите 3 основных этапа географических исследований Беларуси?»

Ответ учеников: «До 1918г., 1919-1941гг. и современный;

Вопрос: «Скажите, почему на первом этапе, исследования территории Беларуси носили эпизодический характер?»

Ответ учеников: «Потому что несовершенными были инструменты, однако на первом этапе появились карты территории, открыты месторождения полезных ископаемых, объяснено образование рельефа, описаны почвы и растительность»

Вопрос: «Что является основой картографического отображения?»

Ответ учеников: «Карта»

Вопрос: Назовите в каком году, где и по инициативе кого была подготовлена и издана карта ВКЛ?»

Ответ учеников: «В конце 16 впо инициативе несвижского князя Радзивилла была подготовлена и издана в 1613 г. в Амстердаме»

Вопрос: «Какая экспедиция внесла наибольший вклад в картографирование территории Беларуси в 19 в?»

Ответ учеников: «экспедиция военных топографов?»

Вопрос: «Кто эту экспедицию возглавил и результаты?»

Ответ учеников: «Русский геодезист Теннер. Были составлены подробные военно-топографические карты губерний, подготовлены статистические отчеты о природе и населении.

Вопрос: «Назовите речные системы которые на протяжении 18-19вв. были связаны каналами?»

Ответ учеников: «системы Припяти и Западного Буга, Немана и Вислы, Березины иЗападной Двины, Припяти и Щары»

Вопрос: «Назовите, где и когда была открыта первая метеорологическая станция?»

Ответ учеников: «В Могилеве в 1808г.»

Вопрос: «Назовите, где и когда был организован первый гидрологический пост?»

Ответ учеников: «В 1838 г в Витебске»

Вопрос: «С образованием какого института начались стационарные исследования почв Беларуси?»

Ответ учеников: «В 1848 г Горы-Горецкий земледельческий институт»

Вопрос: «Назовите крупнейшие экспедиции первого этапа?»

Ответ учеников: «Академическая под руководством Лепехина ( к 18в) и Севергина (19в), военных топографов под руководством Теннера (19в) и Западная под руководством Жилинского(к19)

Вопрос: «Расскажите, что изучала экспедиция Жилинского, результаты?»

III. Изучение нового материала

Говорю «А сейчас приступаем к изучению новой темы».

Тема урока: «Географические исследования Беларуси в 1919–1941гг»

План урока: 1.Вклад в географические исследования Белоруссии А.А. Смолича;

2.Исследования природы;

3.Изучение населения и хозяйства;

1.Вклад в географические исследования Белоруссии А.А. Смолича

Учитель: «Наибольший вклад в становление географической науки в Беларуси на данном этапе внес А.А. Смолич (см рис.10) –ученный-географ, общественный и политический деятель. В чем же его заслуги. Написал несколько фундаментальных географических работ. Такие работы как « Географию Белоруссии». Учебник был напечатан в 1919 г. в Вильнюсе, затем переиздавался с доработкой в 1923 и 1925 гг. четвертое издание вышло в свет в 1993г. В 1925г издал учебник « Кароткi курс географiiБеларусi». В этом же году в месте с Н.В.Азубкиным он напечатал учебник по географии материков « Географiя пазаеурапейскiх краiн». Научная деятельность Смолича была разносторонней. Его статья «Типы географических ландшафтов Беларуси» стала первой ландшафтоведческой работой в Беларуси. За работы «Размещение населения БССР» в 1929г. и Сельскохозяйственные районы, предыдущая схема и методологические примечания» в 1929 г. был награжден Малой золотой медалью Русского географического общества.

Первый пункт нашего плана мы рассмотрели. Есть ли у вас вопросы?»

Ответ учеников: «Нам все понятно».

2 Исследования природы

Учитель: «Дальнейшее развитие получили геологические и метеорологические исследования Беларуси. В 1919-1930 гг. была проведена 10-верстная геологическая съемка территории страны. Ее результат- открытие ряды полезных ископаемых. Во второй половине 1930-х гг. под руководством М.М. Цапенко вышли в свет карты четвертичных отложений республики, разработаны классификации рельефа и четвертичных отложений. В 1919-1941гг больших успехов достигли исследования водных объектов. На реке Ведрич в 1928 г. первая гидрологическая станция, а с 1931 г. начала действовать служба гидрологических прогнозов. Был составлен первый водный кадастр. Открыты источники минеральных вод около Минска и Бобруйска». В 1930 г. была создана Минская гидрометеорологическая обсерватория. Наибольший вклад в климатические исследования внес Кайгородов (основы климатологии Беларуси). Под его руководством в 1927 г издан « Климатический атлас Беларуси». В 1920-1930гг. создана Белорусская сельскохозяйственная академия, Институт агропочвовединия и удобрений АН БССР. Большое внимание стало уделяться изучению растительного и животного мира.

Вопрос: «Какие 2 заповедника были созданы первыми в Беларуси?»

Ответ учеников: «Березинский в 1925 г, Беловежская пуща в 1939г.».

Учитель: «Правильно. Под руководством Юркевича была разработана типология лесо».

Второй пункт нашего плана мы рассмотрели. Есть ли у вас вопросы?»

Ответ учеников: «Нам все понятно».

3. Изучение населения и хозяйства

Учитель: «На новый уровень вышли исследования территориальной организации промышленности, с/х, населения страны.

Большой вклад географы внесли в разработку вопросов индустриализации страны, были обоснованы схемы районирования, предусматривающие создание в Беларуси административных областей. В 1919-1941г.активизировалось изучение оптимизации территориальной структуры с/х. В1936г. под редакцией Я.Г. Ракова вышло в свет пособие « Экономическая география БССР». С 1920-х г.началась разработка вопросов размещения, динамики и национального состава населения республики, развития городских поселений.

Учитель: «Заполните таблицу, используя карту и учебник на страницах 11-15. После заполнения таблицы сделать соответствующий вывод». После того как заполнили таблицу, я ее проверяю».

IV. Закрепление знаний и умений

Вопрос: «Какой ученный внес наибольший вклад в становление географической науки в Беларуси на?».

Ответ: «Смолевич».

Вопрос: «Назовите его географические работы?»

Ответ: «Такие работы как « Географию БелоруссииВ 1925г издал учебник « Кароткi курс географiiБеларусi». В этом же году в месте с Н.В.Азубкиным он напечатал учебник по географии материков « Географiя пазаеурапейскiх краiн».

Вопрос: «Что было достигнуто на данном этапе в исследования природы?»

Ответ: «В 1919-1930 гг. была проведена 10-верстная геологическая съемка территории страны. Ее результат- открытие ряды полезных ископаемых. Во второй половине 1930-х гг. под руководством М.М. Цапенко вышли в свет карты четвертичных отложений республики, разработаны классификации рельефа и четвертичных отложений. На реке Ведрич в 1928 г. первая гидрологическая станция, а с 1931 г. начала действовать служба гидрологических прогнозов. Был составлен первый водный кадастр. Открыты источники минеральных вод около Минска и Бобруйска». В 1930 г. была создана Минская гидрометеорологическая обсерватория».

Вопрос: «Что было достигнуто на данном этапе в результате изучения населения и хозяйства?»

Ответ: «были обоснованы схемы районирования, предусматривающие создание в Беларуси административных областей. В 1919-1941г.активизировалось изучение оптимизации территориальной структуры с/х.».

Вопрос: «самый протяженный отрезок государственной границы?»

V. Домашнее задание

Говорю: «Домашнее задание: учить параграф 4, учить конспект.

Выставляю оценки за работу на уроке.

Урок окончен. До свидания!»

VI Рефлексия








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!