План-конспект урока
10 класс
Тема урока: Географические исследованияБеларуси в 1919–1941гг.
Цели урока: 1. Образовательная:
Изучить второй этап (1919-1941) географических исследований Беларуси;
2. Развивающая:
Выработать умения анализироватьв достижении учёных
вгеографическихисследованиях Беларусина данном этапе
3. Воспитательная:
Показать значения исследования природы, изучение населения и хозяйства
Беларуси учеными
Тип урока: комбинированный
Оборудование: карта, учебник, тетрадь, иллюстрации.
Ход урока
I. Организационный момент
Захожу в класс. Говорю: «Здравствуйте! Садитесь». Отмечаю отсутствующих и заполняю журнал. Говорю: запишите домашнее задание.
II. Проверка знаний и умений
Фронтальный опрос:
Вопрос: «Назовите 3 основных этапа географических исследований Беларуси?»
Ответ учеников: «До 1918г., 1919-1941гг. и современный;
Вопрос: «Скажите, почему на первом этапе, исследования территории Беларуси носили эпизодический характер?»
Ответ учеников: «Потому что несовершенными были инструменты, однако на первом этапе появились карты территории, открыты месторождения полезных ископаемых, объяснено образование рельефа, описаны почвы и растительность»
Вопрос: «Что является основой картографического отображения?»
Ответ учеников: «Карта»
Вопрос: Назовите в каком году, где и по инициативе кого была подготовлена и издана карта ВКЛ?»
Ответ учеников: «В конце 16 впо инициативе несвижского князя Радзивилла была подготовлена и издана в 1613 г. в Амстердаме»
Вопрос: «Какая экспедиция внесла наибольший вклад в картографирование территории Беларуси в 19 в?»
Ответ учеников: «экспедиция военных топографов?»
Вопрос: «Кто эту экспедицию возглавил и результаты?»
Ответ учеников: «Русский геодезист Теннер. Были составлены подробные военно-топографические карты губерний, подготовлены статистические отчеты о природе и населении.
Вопрос: «Назовите речные системы которые на протяжении 18-19вв. были связаны каналами?»
Ответ учеников: «системы Припяти и Западного Буга, Немана и Вислы, Березины иЗападной Двины, Припяти и Щары»
Вопрос: «Назовите, где и когда была открыта первая метеорологическая станция?»
Ответ учеников: «В Могилеве в 1808г.»
Вопрос: «Назовите, где и когда был организован первый гидрологический пост?»
Ответ учеников: «В 1838 г в Витебске»
Вопрос: «С образованием какого института начались стационарные исследования почв Беларуси?»
Ответ учеников: «В 1848 г Горы-Горецкий земледельческий институт»
Вопрос: «Назовите крупнейшие экспедиции первого этапа?»
Ответ учеников: «Академическая под руководством Лепехина ( к 18в) и Севергина (19в), военных топографов под руководством Теннера (19в) и Западная под руководством Жилинского(к19)
Вопрос: «Расскажите, что изучала экспедиция Жилинского, результаты?»
III. Изучение нового материала
Говорю «А сейчас приступаем к изучению новой темы».
Тема урока: «Географические исследования Беларуси в 1919–1941гг»
План урока: 1.Вклад в географические исследования Белоруссии А.А. Смолича;
2.Исследования природы;
3.Изучение населения и хозяйства;
1.Вклад в географические исследования Белоруссии А.А. Смолича
Учитель: «Наибольший вклад в становление географической науки в Беларуси на данном этапе внес А.А. Смолич (см рис.10) –ученный-географ, общественный и политический деятель. В чем же его заслуги. Написал несколько фундаментальных географических работ. Такие работы как « Географию Белоруссии». Учебник был напечатан в 1919 г. в Вильнюсе, затем переиздавался с доработкой в 1923 и 1925 гг. четвертое издание вышло в свет в 1993г. В 1925г издал учебник « Кароткi курс географiiБеларусi». В этом же году в месте с Н.В.Азубкиным он напечатал учебник по географии материков « Географiя пазаеурапейскiх краiн». Научная деятельность Смолича была разносторонней. Его статья «Типы географических ландшафтов Беларуси» стала первой ландшафтоведческой работой в Беларуси. За работы «Размещение населения БССР» в 1929г. и Сельскохозяйственные районы, предыдущая схема и методологические примечания» в 1929 г. был награжден Малой золотой медалью Русского географического общества.
Первый пункт нашего плана мы рассмотрели. Есть ли у вас вопросы?»
Ответ учеников: «Нам все понятно».
2 Исследования природы
Учитель: «Дальнейшее развитие получили геологические и метеорологические исследования Беларуси. В 1919-1930 гг. была проведена 10-верстная геологическая съемка территории страны. Ее результат- открытие ряды полезных ископаемых. Во второй половине 1930-х гг. под руководством М.М. Цапенко вышли в свет карты четвертичных отложений республики, разработаны классификации рельефа и четвертичных отложений. В 1919-1941гг больших успехов достигли исследования водных объектов. На реке Ведрич в 1928 г. первая гидрологическая станция, а с 1931 г. начала действовать служба гидрологических прогнозов. Был составлен первый водный кадастр. Открыты источники минеральных вод около Минска и Бобруйска». В 1930 г. была создана Минская гидрометеорологическая обсерватория. Наибольший вклад в климатические исследования внес Кайгородов (основы климатологии Беларуси). Под его руководством в 1927 г издан « Климатический атлас Беларуси». В 1920-1930гг. создана Белорусская сельскохозяйственная академия, Институт агропочвовединия и удобрений АН БССР. Большое внимание стало уделяться изучению растительного и животного мира.
Вопрос: «Какие 2 заповедника были созданы первыми в Беларуси?»
Ответ учеников: «Березинский в 1925 г, Беловежская пуща в 1939г.».
Учитель: «Правильно. Под руководством Юркевича была разработана типология лесо».
Второй пункт нашего плана мы рассмотрели. Есть ли у вас вопросы?»
Ответ учеников: «Нам все понятно».
3. Изучение населения и хозяйства
Учитель: «На новый уровень вышли исследования территориальной организации промышленности, с/х, населения страны.
Большой вклад географы внесли в разработку вопросов индустриализации страны, были обоснованы схемы районирования, предусматривающие создание в Беларуси административных областей. В 1919-1941г.активизировалось изучение оптимизации территориальной структуры с/х. В1936г. под редакцией Я.Г. Ракова вышло в свет пособие « Экономическая география БССР». С 1920-х г.началась разработка вопросов размещения, динамики и национального состава населения республики, развития городских поселений.
Учитель: «Заполните таблицу, используя карту и учебник на страницах 11-15. После заполнения таблицы сделать соответствующий вывод». После того как заполнили таблицу, я ее проверяю».
IV. Закрепление знаний и умений
Вопрос: «Какой ученный внес наибольший вклад в становление географической науки в Беларуси на?».
Ответ: «Смолевич».
Вопрос: «Назовите его географические работы?»
Ответ: «Такие работы как « Географию БелоруссииВ 1925г издал учебник « Кароткi курс географiiБеларусi». В этом же году в месте с Н.В.Азубкиным он напечатал учебник по географии материков « Географiя пазаеурапейскiх краiн».
Вопрос: «Что было достигнуто на данном этапе в исследования природы?»
Ответ: «В 1919-1930 гг. была проведена 10-верстная геологическая съемка территории страны. Ее результат- открытие ряды полезных ископаемых. Во второй половине 1930-х гг. под руководством М.М. Цапенко вышли в свет карты четвертичных отложений республики, разработаны классификации рельефа и четвертичных отложений. На реке Ведрич в 1928 г. первая гидрологическая станция, а с 1931 г. начала действовать служба гидрологических прогнозов. Был составлен первый водный кадастр. Открыты источники минеральных вод около Минска и Бобруйска». В 1930 г. была создана Минская гидрометеорологическая обсерватория».
Вопрос: «Что было достигнуто на данном этапе в результате изучения населения и хозяйства?»
Ответ: «были обоснованы схемы районирования, предусматривающие создание в Беларуси административных областей. В 1919-1941г.активизировалось изучение оптимизации территориальной структуры с/х.».
Вопрос: «самый протяженный отрезок государственной границы?»
V. Домашнее задание
Говорю: «Домашнее задание: учить параграф 4, учить конспект.
Выставляю оценки за работу на уроке.
Урок окончен. До свидания!»
VI Рефлексия