СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект интегрированного урока математики и финансовой грамотности по теме «Решение задач. Как управлять своими деньгами» (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку «Интегрированный урок математики и финансовой грамотности в 4 классе по теме: «Решение задач. Как управлять своими деньгами»» можно использовать на уроках математики в рубрике «Странички для любознательных», занятиях по внеурочной деятельности (классных часах), уроках по финансовой грамотности, в рамках  проведения «Недели финансовой грамотности».

Просмотр содержимого документа
«План-конспект интегрированного урока математики и финансовой грамотности по теме «Решение задач. Как управлять своими деньгами» (4 класс)»

Интегрированный урок математики и финансовой грамотности

в 4 классе по теме: «Решение задач. Как управлять своими деньгами»


Цель:

  1. Выработка умения решать задачи с экономическим содержанием, формирование вычислительных умений и навыков по теме «Числа, которые больше 1000».

  2. Формирование потребности к повышению финансовой грамотности, практическое закрепление навыков накопления, сбережения, разумной траты личных финансов.

Задачи:

1. Способствовать формированию экономического образа мышления.

2.Воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в быту.

3. Формирование понимания разницы между необходимыми тратами, и теми, от которых можно отказаться.

Личностные УУД: развивать умение работать в группе, воспитание рационального отношения к личным финансам, формирование социальной активности и самостоятельности, выработка навыков культурного общения.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

определять степень успешности своей работы и работы других;

проверять и оценивать друг друга.

Познавательные:

учиться работать в группе;

уметь делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные:

уметь договариваться о совместной работе;

уметь слушать других;

уметь предлагать помощь, сотрудничество.

Предметные УУД: развивать умение решать задачи; ознакомить учащихся с понятием “Личные деньги”, ознакомить с принципами формирования личного дохода, его сохранения и преумножения.

Средства обучения: ноутбук, карточки с задачами/заданиями.


Ход урока

  1. Актуализация знаний. Определение темы и задач урока.

- Ребята, вы любите ходить в магазин и делать покупки? Давайте поиграем! Продавцом будет тот, кто лучше всех умеет считать (Дети выбирают продавца). На доске кошелек (вырезан из ватмана) и в нем вы видите деньги («листики-денежки»). Решив верно пример или задачу (устно), записанные на денежке, вы можете потратить её на всё, что пожелаете (на столе-витрине лежат игрушки, школьные принадлежности, другие предметы с ценниками). Продавец проверяет правильность решенного задания.

- Денежки быстро закончились! Скажите, а можно было эти деньги потратить на что-то другое? На что? (Дети рассуждают).

- Делаем вывод: когда тратим деньги, то думаем, насколько важна нам та или иная вещь.

- Определите тему и задачи урока.

- Сегодня мы будем решать не просто задачи, а задачи по финансовой грамотности, закрепляя вычислительные навыки по математике.

II. Открытие новых знаний.

- Ребята, а откуда в нашем кошельке появляются деньги? (Родители и родные дают, дарят). Значит, это ваши личные деньги?

- Продолжите:

Коль трудился целый год

Будет кругленьким … (доход).

- Что такое доход? (Доход – это сколько денег все члены семьи зарабатывают вместе за это время в среднем. В доход включается не только зарплата, но и, например, стипендии или пособие.)

- Назовите антонимы к слову доход. (Расход, траты).

- Послушайте сейчас и проанализируйте стихотворение Шаукат Галиева.

«Три копейки на покупку»

Маму в магазин провожает сын,

Три копейки ей дает: «Вот!

Купи мне самолет.

А еще ружье, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть!

А на сдачу можешь даже

И свистульку мне купить…»


- Ребята, а вы любите совершать покупки? С чем они связаны?

- Всегда родители покупают вам то, что хотелось бы вам? Почему?

- Надо помнить, ребята, что деньги зарабатывают трудом! Значит, им нужно знать цену. Как вы понимаете выражение «знать цену деньгам»?

- Делаем вывод: деньги нужно тратить с умом. Сегодня мы с вами постараемся понять, как с умом управлять своими деньгами, на что их лучше потратить.

III. Закрепление новых знаний, умений.

- Итак, нам нужно научиться обращаться с деньгами. Понаблюдаем над тем, как увеличить их количество, чтобы быть успешными. Поучимся принимать правильные решения.

- Какие манипуляции вы можете совершать с личными деньгами? (Тратить, считать, копить, зарабатывать, экономить).

- Решите задачу:

Бабушка подарила вам на День рождения 1000 рублей, это в 2 раза меньше, чем подарил папа. Сколько всего денег вам подарили?

(За правильное решение – «денежка-листик»).

- Вспомните, пожалуйста, мультфильм «Богатый Бобрёнок». К какому выводу пришёл бобрёнок, когда хотел и купил водные лыжи?

- Значит, перед покупкой нужно хорошо подумать, что нужно купить? А ещё на что обращаем внимание? (Качество товара, срок годности, цену).

- Перед вами таблица.

ТОВАР

Лего

Пластилин

Шоколадка

ЦЕНА

2450 руб

720 руб

180 руб



- Сколько денег потратим, если купим 2 шоколадки?

- На сколько дороже стоит лего, чем пластилин?

- Во сколько раз дороже пластилин, чем шоколадка?

- Хватит ли нам денег, чтобы купить всё?

- Сколько денег не хватает?

- А где взять денег, если не хватает на покупку? (Заработать, накопить, купить по акции…)

- Ребята, а кто определяет давать ли вам деньги и сколько? ( Родители).

В нашей стране ребенок может начать зарабатывать с 14 лет. А в Германии, например, принят закон, который определяет, сколько давать ребёнку на карманные расходы. Пока дети маленькие, деньги получают родители и дают детям. Десятилетнему ребёнку дают 10-12 евро. Давайте посчитаем, сколько это в рублях. 1 евро приблизительно равен 90 рублей.

Во многих странах детям дают карманные деньги. Предлагаю вам побывать сегодня в роли родителей, решить экономические задачи семьи, не забыть выделить деньги на карманные расходы детям. Работаем в парах (мальчик, девочка).

Задача 1

В декабре мама получила премию 15000 рублей, а папа получил премию на 3000 рублей больше, чем мама. На сколько увеличился доход семьи в декабре?

Задача 2

п\п

Траты семьи

Сумма

1

Оплата электроэнергии

1800 руб.

2

Оплата газа

2500 руб.

3

Оплата водоснабжения

500 руб.

4

Оплата вывоза ТБО

140 руб.



В таблицу внесены траты семьи на оплату коммунальных услуг в месяц. Какая статья расходов самая затратная? На какую услугу уходит меньше всего денег? Найдите общую сумму на оплату коммунальных услуг. Сколько денег в семье останется от премии и как они могут ими распорядиться? (Празднование Нового года, Рождества, подарки близким, прочее). Сколько выделят на карманные деньги ребенку? От чего может зависеть выбранная ими сумма? (Получил хорошие отметки в полугодии, на подарки родным/близким к предстоящим праздникам, прочее).

- Вы будете хорошими родителями, если также хорошо будете решать экономические задачи семьи! А теперь давайте снова станем школьниками и поиграем в командах, ответив на вопросы викторины. У кого сегодня ещё нет ни одной денежки-листика, тому предоставим возможность набирать команду. Помним правила работы в команде? Тогда, начнём! На обсуждение 30 секунд. За верный ответ – денежка-листик.

Вопрос 1.

Что можно отнести к расходам школьника?

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

Варианты ответов:

  • оплата кружков и секций

  • покупка книг школьником

  • покупка продуктов впрок

  • питание школьника вне дома

Вопрос 2.

Где и как лучше всего хранить накопленные сбережения?

Выберите несколько из 6 вариантов ответа:

Варианты ответов:

  • в покупке старинных монет, марок и других предметов

  • в сберегательном банке

  • в копилке

  • в покупке ценных бумаг, ювелирных изделий, предметов антиквариата, произведений искусства

  • в приобретении недвижимости

  • в коробочке под кроватью

Вопрос 3.

Как называют расходы, которые нельзя предугадать, их невозможно учесть?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

Варианты ответов:

  • постоянные

  • непредвиденные

  • переменные

  • периодические

Вопрос 4.

К какой группе расходов относятся плата за завтраки в столовой, плата репетитору?

Выберите один из 3 вариантов ответа:

Варианты ответов:

  • переменные

  • постоянные

  • непредвиденные

Вопрос 5.

К какой группе расходов относится ремонт вашего мобильного телефона?

Выберите один из 3 вариантов ответа:

Варианты ответов:

  • переменные

  • постоянные

  • непредвиденные

Вопрос 6.

Основная функция сбережений заключается в …

Выберите один из 3 вариантов ответа:

Варианты ответов:

  • получении дополнительных доходов

  • формировании денежных запасов, необходимых для достижения поставленной финансовой цели

  • удовлетворении потребностей человека на данный период

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Вы многое узнали, обсудили. Хотите больше узнать и быть финансово грамотными? А зачем вам это?

- Чему вы сегодня учились?

- Учились ли вы сегодня зарабатывать? А что зарабатывали вы? Давайте посчитаем, сколько сегодня вы заработали интеллектуальным трудом, сложим все денежки в нашу копилку и решим, что можно было бы купить на эту сумму, если бы деньги были настоящими.

- Домашнее задание: нарисуйте свою мечту, для которой вы хотите накопить денег, составьте план накопления средств для вашей мечты (расчёты записать в тетрадь).

- Хотелось бы закончить наш урок изречением Бертольда Авербаха : «Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, умело расходовать -искусство».

































Библиографический список

1. Детская энциклопедия «Я познаю мир "Экономика."

2. Мухина Е. А. Люди и деньги «О роли денег в мировой истории» 2006 г.»

3. Битянова, М.Р. Игра как метод решения школьных проблем, или Как разработать и провести деловую игру / М.Р. Битянова. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013.

4. Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Книга для учителя / В.Г. Коваленко. – М.: Просвещение, 1990.

5. М.М. Воронина Школа юного экономиста. Волгоград.-2007.

Интернет ресурсы:

Банк методических разработок по финансовой грамотности - https://fmc.hse.ru/methbank

Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности». В трех томах. Т 1. Для 1-4-х классов/ составители Н. В. Новожилова, М. М. Шалашова. – Москва, 2019г. https://perm.hse.ru/data/2019/11/07/1531937790/Сборник%20%20задач%201-4%20класс.pdf

Разработка внеклассного мероприятия "Бюджет школьника" infourok.rutemu-byudzhet-shkolnika-2612365.htm

https://videouroki.net/razrabotki/intieghrirovannyi-urok-matiematiki-i-finansovoi-ghramotnosti-rieshieniie-zadach-.html - Солодовникова Анна Александровна, разработка урока

https://infourok.ru/urok-lichnye-dengi-4-klass-6553922.html – Гончаренко Вера Сергеевна, разработка урока












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!