СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект киноурока по повести Тамары Цинберг "Седьмая симфония" (к 80 - летию снятия блокады Ленинграда)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект бинарного киноурока литературы и истории по к/ф "Крик тишины", снятого по повести Тамары Цинберг "Седьмая симфония".

Просмотр содержимого документа
«План - конспект киноурока по повести Тамары Цинберг "Седьмая симфония" (к 80 - летию снятия блокады Ленинграда)»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОСИБИРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

















План-конспект бинарного киноурока по истории и литературе

Тема: «80 - летию снятия блокады Ленинграда посвящается…»

(просмотр и обсуждение к/ф «Крик тишины» режиссера Владимира Потапова, снятого по повести Тамары Цинберг «Седьмая симфония»).









Разработали:

преподаватель истории Шигина Н.Н.

преподаватель литературы Блохина И.А.













Новосибирск

2024



Бинарный киноурок истории и литературы по фильму «Крик тишины» режиссера Владимира Потапова.

Цель урока: воссоздать картину жизни и быта жителей Ленинграда в условиях 900-дневной блокады на примере жизни главной героини фильма Кати Никоноровой; показать, как неразрывно переплелись в этот период трагедия и мужество, боль и героизм наших соотечественников.

Задачи:

- расширить представления студентов о блокаде Ленинграда, причинах ее возникновения, о нелегкой жизни и героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны;

- формировать умения анализировать художественные произведения, выявлять главную тему, микротемы, проблемы и идеи, развивать способности к самостоятельной оценке фактов и событий;

- воспитывать чувство сострадания к испытаниям, которым подвергся советский народ и чувство гордости за его стойкость в период блокады Ленинграда.

Тип урока: киноурок, интегрированный.

Оборудование: военная кинодрама «Крик тишины» 6+ 2019 г., длительность – 76 минут, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Методы обучения: словесные, наглядные.

Слово учителя

Преподаватель истории

Сегодня мы будем смотреть фильм «Крик тишины» режиссера Владимира Потапова, посвященный 75- летию снятия блокады Ленинграда.

Захват Ленинграда позволил бы немецким войскам установить контроль над всеми балтийскими побережьями, уничтожить весь Балтийский флот СССР и отрезать советские войска от основных сил Красной Армии, не дав перебросить их на другие направления. После неудачи в попытке быстро захватить Ленинград немцы изменили тактику: фюрер принял решение стереть город с лица земли. Начались массированные артиллерийские обстрелы, многочисленные бомбардировки города. Нацисты стремились уничтожать склады с продовольствием, так как считали голод в Ленинграде своим союзником. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года, когда немцы отрезали сухопутные маршруты, связывавшие Ленинград со всей страной. В осажденном Ленинграде оказались более двух с половиной миллионов жителей, в том числе четыреста тысяч детей.

К началу осени в городе был определенный запас продуктов, рассчитанный на мирное время, поэтому ещё до начала блокады нормы выдачи продуктов по карточкам были довольно высокими. Но уже к концу осени ленинградцы ощутили на себе нехватку продовольствия,

Осень – зима 1941–1942 годов – самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод: отопления и горячей воды не было; транспорт стоял, в городе начался голод. От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Жизнь для жителей осаждённого Ленинграда разделилась на «до» и «после». Такие трагедии меняют людей. Как сохранить человечность в этих нечеловеческих условиях?

Преподаватель литературы

Жить в осажденном городе, бороться и выживать в этих жестоких условиях выпало и на долю Тамары Цинберг, автора книги «Седьмая симфония» по мотивам которой и снят фильм «Крик тишины». В дни Ленинградской блокады писательница была бойцом местной противовоздушной обороны, занималась художественным оформлением книг.

В память о пережитых событиях в 1964 году Тамара Цинберг выпустила в свет свою повесть «Седьмая симфония».

"Седьмая симфония" - книга, рассказывающая не столько об осаждённом Ленинграде, сколько о человеке в условиях блокады. Здесь мы встречаем очень мужественных, сильных, стойких, а также добрых и отзывчивых людей, но в то же время в городе много и тех, кто, устав бороться с голодом, холодом и постоянной тревогой, в отчаянии совершает страшные и порой жестокие поступки. А в центре повествования - девочка и трёхлетний малыш, оба остались одни, потеряв по разным причинам своих родных. Юная Катя, такая сильная и несгибаемая, берёт под свою опеку маленького Митю, такого слабенького, что в свои три года он даже не мог ходить. На пути Кати и Мити встречаются разные люди, не всем из них хочется сочувствовать, но можем ли мы осуждать их: в то страшное время каждый выживал, как мог. Судьба сводит названых сестру и брата с молодым бойцом, ему, одинокому, дети предложат кров, а он, отдавая им свой паёк, даже не подозревал, что помогает собственному сыну. Они прошли через эти жестокие испытания, не потеряли себя, а обрели друг друга. История, рассказанная Тамарой Цинберг, очень простая, светлая, и оттого такая реальная. Все персонажи предстают перед нами такими живыми, тонко чувствующими и сопереживающими.

Название повести посвящено «Симфонии №7» Дмитрия Шостаковича, которая были написана в блокадном Ленинграде в 1941 году. 9 августа 1942 года «Симфония №7» прозвучала в осаждённом городе. Этот музыкальный концерт имел огромное значение: специально для него в тот момент все силы артиллерии были брошены на подавление огневых точек противника. Выступление транслировалось по радио и всем громкоговорителям городской сети. Симфонию слышали не только бойцы, защищавшие город, жители Ленинграда, но и осаждавшие город немецкие войска, которые думали, что город мертв. Для героев повести это также ключевой момент, ведь именно тогда они осознают, что выстоят, несмотря ни на что!

Преподаватель истории

После просмотра фильмам дайте ответы на следующие вопросы:

1. Почему к/ф получил название «Крик тишины»?

2. Дайте оценку поступков героев к/ф.

3. Какие незаметные подвиги совершали жители блокадного Ленинграда каждый день?

4. Какой нравственный урок должны извлечь зрители из этого к/ф?

5. Какие ценности важны каждому из вас?

Просмотр фильма.

Обсуждение.

Рефлексия.

Подведение итогов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!