СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект классного часа "Моё село - Мехельта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План -конспект классного часа "Моё село - Мехельта" предназначена учителям начальных классов. Он поможет привить детям чувство любви к своей малой Родине, пробудить интерес к истории своего села. 

Просмотр содержимого документа
«План - конспект классного часа "Моё село - Мехельта"»

МКОУ

«Мехельтинская средняя общеобразовательная школа»



Классный час на тему:



«Моё село Мехельта»













Выполнила учительница начальных классов

Оцомиева Патимат Хадисовна.





2017-2018 г.г.

Классный час:

Тема: Дир Мелъелт1а.

Цель:

1. Привить детям чувство любви к Родине, к родному краю; воспитание патриотизма.

2. Пробудить интерес к истории родного края.

3. Приобщать учеников к прекрасному, к богатому культурно-историческому наследию малой Родины.

.

Дарсил ин:

Гьаб дуниялалъул борхаилъиялда,

Г1ажаибаб росу буго Мелъельт1а.

Алжаналъул бут1а бат1аги гьабун,

Гьаб ракьалде бит1ун батилин ккола.



Дети, вы наверное, уже догадались о чем мы сегодня на классном часе будем говорить.

Дагъистаналъул тарих г1уц1араб буго щибаб росдал лъугьабахъиналдасан, ва щибаб росдал тарих рехсеялъул ц1ик1к1араб к1вар буго араб заманалъе бит1араб ва мух1канаб къимат кьеялъе. Дагъистаналъул тарихалда мустах1икъаб бак1 ккола Мелъельт1а росдал тарихалъги.(слайд)

Гьаниб щибаб росулъ хасаб нур буго,

Хасаб гIадат буго, хасаб хатI буго.

Гьонодагун Бакълъухъ, Гьарадирихъги,

Хунзахъги, Сивухъги рижананиги,

ЦохIо мурад буго гьал киназулго –

МагIарул мацI цIуни, гIадатал цIуни,

ГIагараб халкъалъе ритIухъал рукIин.



Республики Дагестан – расположен, как и сам район напротив солнца,

в 166 км к Ю.-З. от Махачкалы. Расположено в 84 км к Ю. от ж.-д. cт. Хасавюрт. Население 2,3 тыс. чел. В районе выращивают зерновые культуры; садоводствово, виноградарство. Разводят крупный и мелкий рогатый скот.

Дома мехельтинцев образуют красивый полукпуг на склоне гор.Здесь 8-мь авала: Хакуб (ХIахъуб), Хорих, Мухиб, Бакда, Раалда, Коночабах, Гохда и Посторик. Наиболее благоустроенный из них Посторик авал – от слова «постройка». Он возник в годы Советской власти. Это, по сути новый посёлок.(слайд)

«Коночабах» - некогда был окраиной села. Здесь, в честь павших в боях, за пределами села или защищая её раньше устанавливали камни – обелиски с надписями. Когда село стало разрастаться, по просьбе сельчан и разрешения джамаата камни были установлены в стенах домов жителей авала Коночабах.(слайд)



В 1981 году село посетила научная экспедиция, которая установила, сто надписи относятся к XVIII-XIX векам. Самый маленький из них в честь наиба Батыра – в стене дома Нуцалханова Мирзакади.(слайд)

На камнях в стене дома Гаджиева Магомеда (который уже разрушен и снесён) были рисунки ружья, сабли, лука и стрелы. На одном из камней надпись: «Сыну Магомеда Рамазану» На других: «Сыну Магомеда Шагбану», «Сыну Мусы Гаджимураду», которые убиты в бою 1786 году в составе войска Щейх Мансура. На 5 и 6 камнях: «Сыну Ханапил Муса Умару», «Сыну Магомеда Байсул Али, которые убиты в бою 1796 году против отрядов графа Зубова. На седьмом: «Сыну Бапихана Али», убитый в бою 1813 году, во время стычки с грузинским царевичем Александром, во время его бегства в Унсоколо.

На камнях в стене Нуцалханова Мирзакади есть надписи 1770 года по надписям можеопонять, что они в честь погибщих в Русско-Турецкой войне.

На некоторых камнях почерк одного и того же мастера. Удалось прочесть на одном из них имя мастера – Магомед, но ни даты, ни имени отца не обнаружено.(слайд)

Настоящими памятниками архитектуры можно считать мечети села. Их всего было семь: Хакуб 2, Ицда,ХIуриял, Раалдарохеналъул, НухIилазул и Джума-мечеть. Известными исламистами на селе были: Эсенбулатдибир, Саитдибир, Тимирбулатхаджи, Дарбищхаджи, Валихаджи, Хасбулатдибир, Дибирасул Ухумали, Бикал Муртаза, Каримил Мухамад, Бегав Хаджи, Сулаймандибир, Аминтазал Курахма, Абдулухума будун, Ахмад будун, Зайналабид, Сивуха Алихан, Алидибир, Исагаджияв. Медресе было в доме Кртмил Магомеда. Распространение ислама на селе произошло, как и в большей части Дагестана при Абумкслим Щейхе.(слайд)

Среди светских руководителей можно назвать таких людей, как Батыр, Адус, Алибегил Рурухма, Курбанил Курахма, Хъараласул Гайирбег.

Ученик читает стихотворение «Дун росулъа вас вуго» Г1абасил Мах1амад.

Управление осуществляли выборные лица и сел. сход (джамаат), в к-ром участвовало все взрослое нас. При выборах соблюдался принцип представительства тухумов. В состав управления входили старшина (бегаул), сел. судьи, чухби, адильзаби (от 1 до 5 чел., обычно избирались на 1 год). Старшине помогали выборные глашатаи (чавус) и исполнители (нукеры). Джамаат решал вопросы водопользования, строит-ва и ремонта дорог, выборов муллы, найма обществ, пастуха, следил за сроками сенокошения на обществ, участках, уборки урожая.

Традиц. форма семьи — малая. Придерживались эндогамии (родств., вну-тритухумная, сел.). Семейные отношения регулировались нормами шариата, но фактически женщине принадлежала ведущая роль в решении многих семейных и хоз. дел. Счет родства патрилинейный. Сильны были традиции внутри тухумной солидарности. Осн. форма брака — сговор (со сватовством), отмечались случаи выдачи замуж малолетних, люлечное обручение. Калыма не было. Свадебный обряд длился неск. дней, в нём принимало участие всё селение. В нек-рых селениях свадьба начиналась в доме дружки жениха, на второй день переносилась в дом жениха. Стороны жениха и невесты застолье устраивали отдельно. Выделяется обряд перехода невесты в дом жениха, с закрытым лицом, в сопровождении подруг; молодёжь селения перегораживала им дорогу, требуя выкуп. Свадебным пиршеством руководил специально выбранный тамада. Молодежь устраивала танцы под зурну и барабан. Существовал обряд первого выхода молодой (в сопровождении подруг) к источнику, после чего она приобщалась к хоз. жизни новой семьи. Отмечали рождение первого ребенка, особенно торжественно праздновали появление на свет мальчика: отец возвещал об этом выстрелом, в семье резали барана и собирали гостей.

Один из гл. праздников — день первой борозды (оцбай), открывавший цикл весенне-полевых работ. Он сопровождался ритуальной вспашкой, магич. действиями, устраивались пиршество, скачки, разл. игры.

Ученики представляют сценку «Первая борозда».

Свободное время мужчины посвящали в осн. играм (типа шахмат, шашек) и воен.-спорт, занятиям (особенно борьбе, бегу, метанию камня, джигитовке, скачкам). Обществ-ю жизнь регулировали обычаи взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести. Нормы поведения — уважение старших, строгое соблюдение адатов, этикета. Принуждающей силой выступало обществ-е мнение. Развит фольклор: ист. предания, сказки, пословицы, поговорки, плачи, песни — колыбельные, лирич., героич. («О сражении с Надиршахом», «Хочбар», «Ахульго» и др.), исполнявшиеся без музыки и под музыку. Муз. инструменты: чагьана (смычковый), чагур, тамур-пандур (струнные), лалу (вид свирели), зурна, бубен, барабан. Разнообразны танцы: быстрые (гIодоб), медленные (хIерен), мужские, женские, парные, коллективные. Развита нар. медицина. Сохранялись пережитки домусульм. верований: почитание природных явлений, небесных светил, святых мест, обряды, поклонение сухой голове.

Мелъелт1а росу.

Берцинаб сангаралъ сверун жиб ккураб,

Бокьула мун дие Мелъельт1а росу.

Дун жанив вижарав г1агараб росу

К1оченаро дида киве кканиги.

Рорхатал кьураби цояб рахъалъан,

Г1олохъанаб рохь цойги рахъалъан.

Гьадинаб гьайбатлъи, гьадинаб х1икмат

Бихьиларо кибго гьаниб гурони.

Ц1акъ лъик1ал г1адамал г1аданлъи т1ок1ал,

Гьеч1о дунялалда гьанир гурони.

Гьоболги хириял,гьудуллъи сахал,

Ратиларо кирго Мелъелт1а гурони.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!