СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект "Космос. Звезды и созвездия"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка плана-конспекта предназначена для учащихся 5 класса и может быть  использована учителем географии

Просмотр содержимого документа
«План-конспект "Космос. Звезды и созвездия"»

Тема урока: Космос. Звезды и созвездия

Цели урока: 1. Образовательная:

Сформировать понятие космос, звезды и созвездие;

2. Развивающая:

Выработать умения различать самые большие звезды на карте;

3. Воспитательная:

Воспитать культуру поведения на уроке и уважительное

отношение к одноклассникам и взрослым.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, тетрадь, иллюстрации, карта созвездий.



Ход урока



I. Организационный момент

Приветствую учеников и говорю им подготовиться к уроку.


II. Проверка знаний и умений

Провожу фронтальный опрос


Вопросы:

1. Перечислите способы познания мира?

2. Назовите самый первый и простой способ познания мира?

3. С какой целью проводятся наблюдения?

4. Приведите примеры наблюдения?

5 Что значит описать объект?

6. Назовите важный этап исследования?

7. Как вы думаете почему это этап является важным?

8. Какими приборами измеряют температуру и массу?

9. Как вы думаете для чего проводят опыт?

10.Расскажите об опыте со льдом?


Ответы:

1. Наблюдения, описание, измерения, опыт.

2. Самый первый и простой способ познания мира – наблюдения за явлениями.

3. С целью предсказания.

4. Например, наблюдая за пожарами после грозы, человек научился использовать огонь для обогрева жилища и т.д.

5. Описать объект – значит найти признаки, которые отличают одно тело от других.

6. Важным этапом исследования является измерения.

7. Потому что благодаря этому способу можно установить количественные характеристики объектов.

8. Температуру измеряют термометром, а массу - весами.

9. Для получения достоверного знания о телах ученые специально воздействуют на них.

10. Мы взяли кусок льда и положили в емкость, а в конце урок наблюдали на сколько он растаял за урок при комнатной температуре.


III. Изучение нового материала

Учитель: Открываем тетради, записываем сегодняшнюю дату и тему урока.

Тема урока: Звезды и созвездия

План темы: 1Звезды;

2. Созвездия;

3. Наша Галактика – Млечный путь.


Рассмотрим 1-ый вопрос Звезды.

Для изучения звездного неба необязательно нужен телескоп. Даже невооруженным глазом можно наблюдать многие тела и явления Вселенной (Космоса).

Запишем определение Вселенная в тетради.

Вселенная – это звезды, другие небесные тела, а также космическое пространство.

Запишем определение звезды в тетрадь.

Звезды ‒ гигантские светящиеся шары из раскаленного газа.

В зависимости от температуры их поверхности они светят голубым, желтым или красным цветом.

Вопрос: Какие звезды вы знаете?

Предполагаемый ответ ученика: Солнце ‒ это ближайшая к Земле звезда.

Учитель: Да, правильно. Солнце – звезда средних размеров. Оно в тысячу раз меньше звезд-великанов и в сто тысяч раз уступает им по яркости.

Вопрос: Знаете ли вы какая самая близкая из заметных на территории Беларуси звезда?

Предполагаемый ответ ученика: Нет ответа.

Учитель: Самая близкая звезда из заметных на территории Беларуси - белый Сириус. Ее можно увидеть только зимой. Это наиболее яркая на ночном небе звезда. Луч света от Сириуса летит к нам более восьми лет, а от Солнца доходит за 8 минут 20 секунд.

Первый вопрос мы рассмотрели. Есть ли у вас вопросы?

Вопросов нет.


Учитель: Тогда переходим ко 2-ому вопросу Созвездия.


Запишем определение созвездие в тетради

Созвездие – это определённый участок звёздного неба со всеми звёздами на нём. Каждое созвездие имеет уникальный узор из звёзд, видимых рядом, но не всегда находящихся поблизости. Звёздные рисунки напоминали людям фигуры людей, зверей и птиц, героев сказок и легенд.

Посмотрите в книгу на рисунок 11.

Вопрос: Какие созвездие вы знаете?

Предполагаемый ответ ученика: Большая Медведица, Водолей.

Учитель: Да, правильно. Большая Медведица – это семь ярких звёзд образуют сверкающий «ковш». Справа и внизу можно обнаружить ещё несколько звёзд, составляющих лапы и голову. Ковш Большой Медведицы за сутки медленно поворачивается. Он изменяет своё положение и в течение года. Осенью вечером его можно увидеть над горизонтом в северной части небосклона. А весной – в восточной части, высоко над линией горизонта и в перевёрнутом виде. Некоторые созвездие появляются над горизонтом только в определённое время года.

Теперь посмотрим в книгу на рисунок 12 (его зарисуете дома в тетрадь), если провести воображаемую прямую через две крайние звезды ковша Большой Медведицы и на этой линии отложить пять отрезков, равных расстоянию между этими звёздами, можно найти самую известную звезду в созвездии Малой Медведицы ‒ Полярную звезду. Полярная звезда «висит» над Северным полюсом – верхней точкой земной оси. Поэтому она всегда указывает направление на север.

По Полярной звезде определяют стороны света. Если встать лицом к ней, то впереди будет север, сзади – юг, справа – восток, а слева – запад. Это помогает заменить компас и также помогает в изучении расположения звёзд по карте звёздного неба.

Между звездами находятся облака разряженного газа и межзвездной пыли.

Запишем: Межзвездный газ состоит из атомов и молекул водорода и гелия. Облака водорода – материал для образования новых звезд. Поэтому водород – самое распространенное в Космосе вещество.


Второй вопрос мы рассмотрели. Есть ли у вас вопросы?

Вопросов нет.


Учитель: Тогда переходим ко 3-ему вопросу Наша Галактика – Млечный путь.


В безлунную ночь вдали от городских огней, различима протянувшаяся по всему небу бледная светящееся полоска ее называли Млечный путь.

После изобретения телескопа установили, что туманное свечение образует множество далеких и потому неразличимых невооруженным глазом звезд. Посмотрите на рисунок 14.

Запишем: Все видимые звезды и Млечный путь, входят в одну гигантскую систему, ее назвали Галактикой, от греческого слова «галактикос» - молочный, млечный.

Вопрос: посмотрев на рисунок, на что похожа наша Галактика?

Предполагаемый ответ ученика: Она похожа на диск с ядром и закрученными в спираль рукавами.

Учитель: Правильно. Мы видим Галактику изнутри и как бы «в профиль». Поэтому и наблюдаем ее виде полосы, опоясывающей все небо. Уже открыто более миллиарда галактик. Поэтому изучая эти галактики, мы видим то, что произошло в далеком прошлом.


Третий вопрос мы рассмотрели. Есть ли у вас вопросы?

Вопросов нет.


IV. Закрепление знаний и умений

Провожу фронтальный устный опрос учеников по закреплению нового материала.

Вопросы:

1. Что такое Вселенная?

2. Что вы понимаете под понятием звезды?

3. Назовите самую близкую звезду из заметных на территории Беларуси?

4. В какое время года ее можно увидеть?

5. Что такое созвездие?

6. Какие созвездия вы знаете?

7. Межзвездный газ состоит из атомов и молекул….?

8. что означает Галактика с греческого слова?


V. Домашнее задание

Домашнее задание:§ 4, устно вопросы 1-5 на стр. 20.

Собираю тетради, чтобы проверить, как ученики выполнили недельный эксперимент по теме «Способы исследования природы».


VI. Оценка знаний учащихся, выставление отметок


VII. Рефлексия




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!