СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект "Листопадный карнавал"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: Удивить детей разнообразием и многообразием осенних листьев; рассказать о подготовке растений к зиме, о причине исчезновения в листьях хлорофилла; формировать основы экологической культуры; создать условия для формирования устойчивого интереса к природе.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект "Листопадный карнавал"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»



План–конспект занятия по программе

«Занимательная экология»

для учащихся первого года обучения 6–8 лет

«Листопадный карнавал»



Ионина Галина Трофимовна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории





г.Трёхгорный - 2016г.

Тема: «Листопадный карнавал».


Форма занятия: учебная игра.


Тип занятия: комплексное занятие.


Возраст детей: 6–8 лет.


Цель: знакомство с причиной листопада.


Задачи:

Развивающая:

1. Развивать общеучебные навыки.

2. Учить детей делать выводы.

3. Принимать игровую задачу, перевоплощаться.

Обучающая:

1. Удивить детей разнообразием и многообразием осенних листьев.

2. Рассказать о подготовке растений к зиме, о причине исчезновения в листьях хлорофилла.

Воспитательная:

1. Формировать основы экологической культуры.

2. Создать условия для формирования устойчивого интереса к природе.

Здоровьесберегающая:

1. Чередовать статические позы детей с двигательной активностью.


Предварительная работа:

1. Сезонная экскурсия «Разноцветная природа».

2. Занятие «Солнце и волшебная радуга», цель которого, понимание детьми природы цвета и причины разноцветности мира.

3. Занятие: «Что такое растение?»

4. Экскурсия в природу: «Где растут растения».

5. Просмотр фильма «О чём шелестели листья».

6. Наблюдения за пожелтением листьев на деревьях. Сравнение хвойных и лиственных деревьев. Рассматривание лиственницы и сравнение её с елью, сосной.


Методы:

1. Мотивация и стимулирование (познавательные игры, творческие задания, поощрения и порицания).

2. Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа).

3. Контроль и коррекция (рефлексия деятельности, работа над ошибками).


Формы организации деятельности учащихся:

1. Рассматривание и беседа.

2. Игры с листьями: «Построй дерево», «Найди свой листок», «Опиши листок».

3. Танцуем вальс, польку, маршируем.

4. Рисуем листопад под музыку вальса, марша и польки.


Структура занятия:

  1. Подготовительный этап;

  2. Основной этап;

  3. Итоговый этап.


Оборудование, оформление:

1. Осенние листья деревьев. Плакаты: «Лес», «Хвойные и лиственные деревья», «Дуб».

2. Магнитофон, запись музыки вальса, польки, марша.

3. Бумага, гуашь, кисти.

Список литературы:

  1. Растительные ресурсы России и сопредельных государств: Цветковые растения, их химический состав, использование. СПб.: Наука, 1994. – 271с.

  2. Большой энциклопедический словарь «Биология» научное издательство «Большая Российская энциклопедия». – Москва, 1998. – 568с.

  3. Артамонов В.И. Зелёные оракулы. – М.: «Мысль», 1988. – 202 с.

  4. Фенологические наблюдения во внеклассной краеведческой работе: Учеб. Пособие для учителей биологии, географии, естествознания и природоведения сред. Школ. М.К. Куприянова, Ю.И. Новоженов, З.Г. Щенникова. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2000. – 244 с.







ХОД ЗАНЯТИЯ


I. Вводная часть (Обозначение детьми цели занятия)

- «Парад осенних листьев» - Дети, посмотрите внимательно на листья. Какие это листья? (Осенние)

- Осенние листья с одного дерева или с разных? (С разных)

- Почему? Рассказы детей о форме, цвете листьев: «Листья разной формы, цвета – принадлежат разным породам деревьев».

Теперь каждый из вас возьмёт по одному листку, заиграет музыка, вы будете красиво кружиться, как музыка остановится, вы должны собраться в группки, изобразив то дерево, от которого у вас листок.

Игра «Построй дерево». Дети называют дерево, которое изобразили: яблоня, клён платановидный, ясень, тополь, осина дрожащая, липа сердцелистная. Обратить внимание на то, что у дерева одной породы листья похожи по форме, но размер бывает разный. Отчего так? Ответы детей: «Не хватило солнечных лучей, воды. Листья одного дерева тоже отличаются, как и дети, изображающие их».

Игра «Найди свой листок». Предлагаю всем детям взять листья дуба. Нужно внимательно рассмотреть их: цвет листка – одинаков или разные цвета есть, есть ли повреждения, кто бы их мог сделать, посчитайте, сколько лопастей у вашего листка, как расположены прожилки, какой длины листоножка. Теперь положите их на стол, отвернитесь, а я их перемешаю. Посмотрим, кто же найдёт свой листок, кто хорошо рассмотрел, тот и узнает.


II. Основная часть.


Беседа: «Какой цвет мы называем цветом жизни и почему? Что происходит в зелёных листьях?»

Ответы детей: «Зелёный цвет – цвет жизни. Зелёные растения выделяют в атмосферу кислород. Растениями и их плодами питаются все живые существа на Земле.

В зелёных листьях образуются питательные вещества для растения. Из воды, углекислого газа при помощи солнца». Вывод: Зелёное вещество (хлорофилл) растений играет очень важную роль на нашей планете.

- Тогда почему приходит осень, и многие растения теряют хлорофилл? Сегодня мы и узнаем об этом.

Рассматривание плаката: «Хвойные и лиственные деревья». Дети называют породы деревьев, изображённые на плакате. Все деревья делятся на две большие группы: Хвойные и лиственные. Почему лиственница сбрасывает свои иголочки? «Лиственнице очень много надо солнечного света». Без достаточного количества солнечного света хлорофилл в листьях исчезает. Почему?

«Хлорофилл исчезает в листьях потому, что осенью мало солнечного света: день короче, ночь длиннее».

Как вы думаете, нужны ли листья растению, если в них уже не готовится еда? «Нет, не нужны». Что может произойти с деревом в сильный снегопад? «Налипнет на каждый листочек много снега, ветки от тяжести погнутся и сломаются».

Раз в листьях уже не готовится «еда», то в листья уже не поступает вода, они становятся сухими, подует ветер, и листья посыпались! Как называется такое явление? «Листопадом» Вы любовались листопадом? Какой он? «Красивый, разный. Во время листопада листья кружатся с разной силой, падают на землю, снова поднимаются, летят в одном направлении с большой скоростью». От чего зависит движение листьев? «От ветра – его направлений и скорости».

- Что такое листопад? «Листопад – это сбрасывание листьев» Сбрасывание листьев осенью – это подготовка деревьев к зиме. Рассказ о подготовке растений к зиме.


Игра «Листопадный карнавал».

Дети «листья» танцуют под музыку вальса, польки, маршируют. Обращаю внимание детей на сочетание движения и звуки музыки. Выбираем лучшего танцора.

Рисование осенних листьев под музыку. Теперь только ваша рука и кисточка будут танцевать вальс, польку и маршировать под марш.

Показ приёмов рисования листьев: по кругу – под музыку вальса; стройными рядами – под марш; хаотично «вверх-вниз» - под музыку польки.

Разместить рисунки на доске.

Рассматривание, выделение деталей рисунка. В рисунках детей прослеживается «движение» листьев: по кругу, «стройными рядами», хаотичное. Рассказы детей: «Листья тоже танцуют, но с ветром. Закружит, закрутит ветер, листья кружатся в вальсе. Подует рывком, листья летят вверх, или падают вниз с большой скоростью, словно танцуют польку. А подует северный холодный ветер, и летят листья, летят, словно солдаты в одну сторону. Опад листвы называется листопадом.

Растения готовятся к зиме: день становится коротким, солнечного света мало. Больше не готовится «еда» для растений в листьях. В них не поступает вода, становятся сухими и их легко срывает ветер.


III. Заключительная часть.

- У вас получился настоящий листопадный карнавал.

- Любите наблюдать за листопадом? Ответы детей: «Нравится смотреть на листопад, собирать букеты осенних листьев».

- Теперь вы знаете: «Почему листья осенью опадают».

- Что вам понравилось на занятии?

- Что бы вы хотели по-другому сделать?







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!