План – конспект открытого урока
ДЕЛОВАЯ ИГРА ПО ТЕМЕ: «Решение ситуационных задач с помощью ФЗ»
Цели урока:
Образовательная: обобщение и закрепление знаний студентов по пройденной теме. В игровой форме выявить теоретические знания, практические умения и навыки учащихся.
Развивающая: способствовать развитию логического мышления и стремления к анализу полученной информации; формированию умений принятия решений в условиях ограниченности времени; активизировать мыслительную деятельность студентов.
Воспитательная: формирование устойчивых интересов к профессии. Воспитание профессионально важных качеств: творческая активность, дисциплинированность, потребность в постоянном совершенствовании своих профессиональных знаний и умений. Содействовать развитию коммуникативных умений студентов.
Задача урока:
Предоставить студентам возможность проявить свои творческие способности и показать знания и умения по теме: «Решение ситуационных задач с помощью ФЗ»
.
Тип урока: закрепление знаний, умений и навыков по теме: «Решение ситуационных задач с помощью ФЗ».
Вид урока: практическое занятие – конкурс профессионального мастерства.
Межпредметные связи:
МДК 01.02 Организация торговли. Тема «Продажа товара и обслуживание покупателей»
МДК 01.03 Техническое оснащение торговых организаций и охрана труда. Тема: «Контрольно – кассовые машины». Тема: «Обслуживание покупателей с применением ККМ и весоизмерительного оборудования.
МДК 02.03 Маркетинг. Тема « Культурное общение»
МДК 01.01 Организация коммерческой деятельности. Тема « Документальное оформление кассовой отчетности».
Время проведения: 90 минут.
Материальное – техническое и методическое оснащение урока:
Дидактический материал: карточки – задания, бланки типовых форм по учету кассовых операций.
Торговое оборудование: ККМ, калькулятор.
Оценочный лист
Конкурс «Профессионального мастерства» проходит в 6 этапов, и оценивается бальной системой.
Каждый конкурс оценивается от 1 до 5 балов.
Участники конкурса - набравшие максимальное количество балов получают: 1,2,3 места.
Награждение: за первые три места участники получают грамоты и призы.
Ход конкурса «Профессионального мастерства»
Здравствуйте, дорогие участники, уважаемое жюри.
Мы сегодня проводим конкурс профессионального мастерства «Моя профессия – менеджер по продажам», который состоит из следующих этапов:
Конкурс № 1 Организационный момент: приветствие домашнее задание (представь себя, резюме менеджера по продажам), оценка конкурса от 1 до 5 баллов.
Конкурс № 2 Карточки – задания (подсчет покупки с применением ККМ – «ЭВАТОР», подсчет покупки производится с промежуточным итогом, и с сдачей, оценка конкурса от 1 до 5 баллов.
Конкурс № 3 «Решение ситуационных задач с помощью ФЗ» (Знание законов РФ о защите прав потребителей), оценка конкурса от 1 до 5 баллов.
Конкурс № 4 «Быстрый и точный подсчет денежных купюр», правильное заполнение приходного кассового ордера, оценка конкурса от 1 до 5 баллов.
Конкурс № 5 «Заполнение накладной», заполнение накладной на товар и подсчет цен и стоимости товара, с применением калькулятора М+, оценка конкурса от 1 до 5 баллов.
Конкурс № 6 «Написание ценников на товар» правильное написание торговых ценников на товар, оценка конкурса от 1 до 5 баллов.
Заключительный этап конкурса: подведение итогов (подсчет балов) комиссией, награждение победителей.
Наша цель: Выявить лучшего участника, который покажет нам уровень профессиональных знаний, умений, сообразительность находчивость.
В настоящее время работодатели принимают на работу работников, которые соответствуют высоким требованиям, они должны обеспечивать приток покупателей, создавать имидж торговой организации.
Работники торговли должны соответствовать таким требованиям как -
внешний вид, культура речи, оформление витрин, встреча покупателя, выявление покупательского спроса, консультация о товаре, предложение взаимозаменяемого товара, правильность подсчета покупки и расчета покупателя и т. д.
Сейчас мы в этом убедимся и так конкурс
Итак, мы начинаем наш конкурс со знакомства наших участников или наше РЕЗЮМЕ – домашнее задание
Участник №1_________________________
Итак, наше жюри подводит итоги 1 этапа конкурса.
Слово жюри:
Участник № __, занявший 1 место, набравший___ баллов, награждается грамотой и ценным подарком.
Участник №____ занявший 2-е место, набравший____ баллов, награждается грамотой и ценным подарком.
Участник №____ занявший 3-е место, набравший____ баллов, награждается грамотой и ценным подарком.
На этом мы заканчиваем наш конкурс. Всем удачи!
Этапы проведения конкурса:
Конкурс № 1
Организационный момент: резюме (представь себя) максимальное количество балов от 1 до 5; Домашнее задание -
студент должен составить резюме и представить себя.
Критерии оценки резюме:
-ФИО и.т.д
-цель
-образование
-функциональные обязанности
-профессиональные качества
- личные качества
Студент может дополнить свое резюме, дополнительными критериями.
Конкурс № 2
Карточки – задания ( подсчет покупки с применением ККМ и калькулятора) максимальное количество балов от 1 до 5;
Студент получает карточку – задание, проходит в учебный магазин и приступает к работе.
Критерии оценки конкурса № 2
- чек от ККМ должен совпадать с суммой на карточке с заданием.
Конкурс № 3
Решение ситуационных задач с использованием ФЗ, максимальное количество балов от 1 до 5; Студент выбирает себе карточку с ситуационной задачей и разъясняет ситуацию.
Критерии оценки конкурса № 3
-точный и внятный ответ.
Конкурс № 4
Быстрый и точный подсчет денежных купюр. Заполнение документации ( приходный кассовый ордер). Максимальное количество балов от 1 до 5; Студент подходит к рабочему столу, где для него приготовлено задание, денежные купюры, приходный кассовый ордер, калькулятор, шариковая ручка.
Критерии оценки конкурса № 4
- быстрый и точный подсчет денежных купюр
- заполнение приходного кассового ордера
- купюры должны быть сложены правильно (от большого номинала купюр к меньшему номиналу купюр, лицевая к лицевой стороне купюр).
Конкурс № 5
Заполнение накладной по группе товара с применением калькулятора (М+ памяти) максимальное количество балов от 1 до 5; Студент подходит к рабочему столу где для него приготовлено задание, накладная, калькулятор, ручка. Студент должен правильно заполнить документ, выбрать 10 наименований товара одной группы, написать их в накладную, написать цену за товар и подсчитать стоимость товара, подсчитать итог.
Критерии оценки конкурса № 5
- правильное заполнение документа (без помарок)
- в накладной должна указываться одна группа товаров
- правильность подсчета суммы товаров.
Конкурс № 6
Оформление ценника (правильное заполнение ценника), максимальное количество балов от 1 до 5; Для студента приготовлен различный товар, он должен выбрать себе любой товар, написать на него ценник, прикрепить правильно заполненный ценник к товару и выставить на витрину.
Критерии оценки конкурса № 6
- правильное заполнение ценника (студент должен выбрать товар, с продовольственных и непродовольственных товаров, правильно оформить ценник, и представить товар, рекламу)
Конкурс № 1
Составление резюме «Менеджера по продажам». Для написания резюме необходимо указать профессиональные качества и навыки: знание кассовых дисциплин, умение работать с денежными средствами, активность, вежливость, внимательность, дисциплинированность, доброжелательность, сосредоточенность, эмоциональная устойчивость и т д.
Максимальное количество балов от 1 до 5;
(пример) Резюме
Матвеева Светлана Сергеевна
Дата рождения: 05.08.2003 г
Адрес проживания: с. Новинки, ул. Полевая, д. 15
Телефон: 89378056328
Цель: получение должности менеджера по продажам.
Образование: основное общее
Получаемая профессия: среднее профессиональное, «Менеджер по продажам».
Функциональные обязанности: консультирование и помощь покупателям в выборе и ассортименте товаров, оформление расчетов с покупателями, работа с кассой.
Профессиональные навыки: работа на кассовых аппаратах, выкладка товаров, прием денежных средств от покупателей.
Личные качества: вежливость, оперативность, ответственность, внимательность, доброжелательность.
Конкурс № 2
Карточки – задания ( подсчет покупки с применение ККМ- «ЭВАТОР», ЭКР, калькулятора), подсчет покупки производится с промежуточным итогом, и со сдачей.
Максимальное количество балов от 1 до 5;
Практическое задание
Задание № 1 Продано покупателю:
колбасы «Докторской» - 830 г по цене 72-00 за кг;
колбасы «Красовской» - 220 г по цене 74-00 за кг;
масла сливочного - 330 г по цене 55-00 за кг;
сосисок сливочных - 270 г по цене 75-00 (итого 114-44р)
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 200 рублей.
Итог сдачи 85-56р
------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 2 Продано покупателю:
сахарного песка - 500 г по цене 15-00 за кг;
крупы перловой - 1 кг 500 г по цене 9-00 за кг;
чая индийского - 3 пачки по цене 15-00 за шт.;
соуса томатного - 2 банки по цене 15-00 за шт.;
хлебцы «Любительские» - 4 пачки по цене 6-00 (итого 120р)
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 150-00
Итог сдачи 30р
-----------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 3 Продано покупателю:
шоколад «Пористый» - 3 плитки по цене 18-50;
карамель «Абрикос» - 400 г по цене 78-00;
конфеты «Ласточка» - 1 кг 250 г по цене 98-00;
сухари с маком - 850 г по цене 55-00 (итого 255-95р)
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 500 рублей
Итог сдачи 244-05р
------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 4 Продано покупателю:
сахар - 1 кг 100г по цене 30-00 за кг;
газированная вода - 3 шт. по цене 9-00 за шт.;
яблоки - 1 кг 750 г по цене 25-00 за кг;
баранки - 250 г по 40-00 за кг;
майонез «Провансаль» - 2 банки по цене 16-00 (итого 145-75р)
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 300-00
Итог сдачи 154-25р
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 5 Продано покупателю:
- каша « Быстров» - 6 пачек по 27-00 за шт;
- маргарин « Хозяюшка» - 3 пачки по 8-50 за шт;
-майонез «Провансаль» - 3 шт. по цене 11-00;
-яблоки - 4 кг 250 г по цене 35-00 за кг;
-рыба «Морской окунь» - 1 кг 320 г по цене 24-00 за кг (итого 400-93р)
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 500-00
Итог сдачи 99-07р
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 6 Продано покупателю:
карамель «Коровка» - 620 г по цене 42-00 за кг;
торт «Причуда» - 1 шт. по цене 37-00;
консервы овощные - 3 шт. по цене 17-00 за шт.;
кофе «Нескафе» - 2 шт. по цене 109-00;
мороженое - 1 шт. по цене 32-00 (итого 364-04р)
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 500-00
Итог сдачи 135-96р
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 7 Продано покупателю:
чай «Индийский» - 3 шт. по цене 15-00;
кофе «3в 1» - 5 шт. по цене 2-50;
кетчуп «Острый» - 3 шт по цене 15-00;
пряники «Мятные» - 1кг 300 г по цене 25-00;
печенье «Юбилейное» - 800 г по цене 28-50 ( итого 157-80)
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 500-00
Итог сдачи 342-20р
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 8 Продано покупателю:
груши - 1 кг 250 г по цене 30-00;
кефир питьевой - 3 шт. по цене 12-00;
конфеты «Ласточка» - 1 кг 300 г по цене 44-30 за кг;
колбаса «Русская» - 2 кг 350 г по цене 155-00;
соль - 3 пачки по цене 17-00 ( итого 546-340
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 600-00
Итог сдачи 53-66р
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 9 Продано покупателю:
бананы - 2 кг 150 г по цене 28-00 за кг;
масло шоколадное - 500 г по цене 140-00 за кг;
торт «Причуда» - 1 шт. по цене 45-00;
йогурт - 3 шт. по цене 8-50 ( итого 200-70р)
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 1000-00
Итог сдачи 799-30р
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 10 Продано покупателю:
вермишель - 500 г по цене 16-00 за 1 кг;
кофейный напиток - 2 пачки по цене 15-00;
кисель фруктовый - 6 пачек по цене 8-50;
торт «Сказка» - 2 кг 600 г по цене 99-00 за кг;
печенье «Сливочное» - 300 г по цене 84-00 (итого 371-60р)
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 1000-00
Итого сдачи 628-40р
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Конкурс № 3
«Решение ситуационных задач с использованием ФЗ РФ»
знание Законов о защите прав потребителей.
Ситуация № 1
За 10 минут до закрытия магазина был прекращен допуск покупателей в торговый зал.
Правильно ли поступила администрация магазина?
Ситуация № 2
При снятии кассы обнаружены излишки денежной суммы в размере 50 рублей.
Кассир объявил, что это его деньги.
Прав ли кассир?
Ситуация № 3
Покупателю не был продан товар, выставленный в витрине.
Правильно ли поступил продавец?
Ситуация № 4
Покупатель попросил продавца продать ему дезодорант из парфюмерного набора фабричного производства.
Продавец отказал.
Прав ли продавец?
Ситуация № 5
При покупке в магазине мягкой мебели покупатель оставил ее на хранение на 1 сутки.
С покупателя была взята плата за хранение.
Правильно ли поступила администрация магазина?
Ситуация № 6
Продавец по просьбе покупателя не нарезал ему купленный батон колбасы, объясняя это тем, что это не входит в его обязанности.
Прав ли продавец?
Конкурс № 3 «Решение ситуационных задач с использованием ФЗ РФ» (ОТВЕТЫ)
Ситуация № 1
Неправильно.
Согласно правилам торговли, доступ покупателей в магазин прекращается согласно режиму работ и все находящиеся покупатели должны быть обслужены продавцами.
Ситуация № 2
Кассир не прав.
Согласно правилам торговли, кассир не имеет право хранить личные вещи, в том числе и деньги на рабочем месте.
Ситуация № 3
Продавец поступил не правильно.
Согласно правилам торговли продавец обязан по требованию покупателя продать товар с витрины.
Ситуация № 4
Продавец прав.
Согласно правилам торговли наборы фабричного производства раскомплектовывать нельзя.
Ситуация № 5
В правилах оказания услуг есть пункт « Гарантированное хранение товаров». Оказываемые услуги могут быть платными и бесплатными, на усмотрение администрации.
Ситуация № 6
Продавец не прав.
Колбасные изделия и копчености отпускаются одним куском, а по просьбе покупателя - в нарезанном виде. (Продажа отдельных видов продовольственных товаров).
Конкурс № 4
« Быстрый и точный подсчет денежной выручки», « Правильное заполнение приходного кассового ордера на выручку»
Каждому участнику предоставляются денежные купюры различного достоинства.
Нужно быстро разложить купюры по номиналом , пересчитать их и составить денежную опись, приходный кассовый ордер. ( учитывая скорость и правильность подсчета)
Подсчет купюр ( 30 шт ) и заполнение приходно-кассового ордера - 4 минуты
Максимальное количество балов от 1 до 5;
№1
- 50 рублей – 5 шт
- 100 рублей – 8 шт
- 500 рублей – 6 шт
-1000 рублей – 6 шт
-5000 рублей – 5шт
Итого 35050руб
№2
- 50 рублей – 5 шт
- 100 рублей – 7 шт
- 500 рублей – 6 шт
-1000 рублей – 7 шт
-5000 рублей – 5шт
Итого 35950
№3
- 50 рублей – 5 шт
- 100 рублей – 10 шт
- 500 рублей – 5 шт
-1000 рублей – 5 шт
-5000 рублей – 5шт
Итого 33750
Заполнение накладной по группе товара с применением калькулятора ( М+ памяти)
Конкурс № 5
Заполнение накладной по группе товара с применением калькулятора ( М+ памяти), максимальное количество балов от 1 до 5;
(образец)
Данные для выполнения задания:
16.11.2021 года от «ИП Васильева А.И.» поступили на склад магазина ООО «Семейный спорт» следующие товары:
Футболка женская – 5 шт. по цене 380,00 руб.;
Костюм спортивный женский – 3 шт. по цене 1680, 00 руб.;
Футболка мужская- 10 шт. по цене 290,00 руб.;
Костюм спортивный мужской – 6 шт. по цене 1530,00 руб.;
Кроссовки детские – 6 пар по цене 8960,00 руб.;
Ботинки лыжные - 12 пар по цене 960,00 руб.;
Лыжи – 10 пар по цене 2350,00 руб.;
Палки лыжные – 20 шт. по цене 270,00 руб.
Конкурс № 6
Правильное заполнение ценника.
Оценочный лист
Конкурс профессионального мастерства « Моя профессия - менеджер по продажам 2021»
Конкурс «Профессионального мастерства» проходит в 6 этапов, и оценивается бальной системой.
Каждый конкурс оценивается от 1 до 5 баллов.
Участник конкурса, набравший максимальное количество балов получает: 1; 2; 3 места.
Награждение: за первые три места участники получает грамоты и призы.