СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока по биологии на тему: «Типы питания клетки. Фотосинтез и хемосинтез»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока по биологии на тему: «Типы питания клетки. Фотосинтез и хемосинтез»»




МКОУ «Харбукская СОШ»

Дахадаевский район Республика Дагестан









План-конспект

открытого урока по биологии

на тему:

«Типы питания клетки.

Фотосинтез и хемосинтез»



















Учитель биологии: Амирханова Маржанат Амирхановна















Тема

«Типы питания клетки.

Фотосинтез и хемосинтез»

Цель : познакомить учащихся с типами питания живых организмов; подробно рассмотреть процесс фотосинтеза, выявить особенности протекания темновой и световой фаз фотосинтеза; рассмотреть, в чем особенность хемосинтеза и у каких организмов он встречается.

Элементы содержания: автотрофы, гетеротрофы, фототрофы, хемотрофы, фотосинтез, световая фаза фотосинтеза, темновая фаза фотосинтеза, фотолиз воды, хемосинтез.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблицы «Фотосинтез», «Классификация организмов по способу питания», «Строение растительной клетки».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний учащихся.

Этапы энергетического обмена

Особенности

I этап

II этап

III этап

1

2

3

4

1. Где происходит расщепление?

В органах пищеварения

Внутри клетки

В митохондриях

2. Чем активируется расщепление?

Ферментами пищевари-
тельных соков

Ферментами
мембран клеток

Ферментами
митохондрий

3. До каких веществ расщепляются соединения?

БЕЛКИ → аминокислоты

УГЛЕВОДЫ → глюкоза

ЖИРЫ → глицерин
и жирные кислоты

глюкоза →

2 молекулы мо-
лочной кислоты
+ энергия

Молочная
кислота
до СО2 + Н2О

4. Сколько выделяется энергии?

Мало, рассеивается
в виде тепла

60 % рассеивается в виде тепла, 40 % идет на синтез двух молекул АТФ

Более 90 % энергии запасается
в виде АТФ

5. Сколько энергии синтезируется
в виде АТФ?

2 молекулы АТФ

36 молекул АТФ

III. Изучение нового материала.

1. Все организмы по способу питания делятся на несколько групп.

2. Автотрофы самостоятельно синтезируют органические вещества из неорганических для своего питания (растения, некоторые бактерии). Растения (фототрофы), используя энергию солнечного света, строят сложные органические соединения из СО2 и Н2О, то есть фотосинтезируют.

Что же такое фотосинтез? Русский ученый, физиолог растений К. А. Тимирязев так описал это явление:

«Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил Вам сахар, крахмал, жиры и зерно, – он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений».

Фотосинтез – это длинная и сложная цепь реакций, протекающих в хлоропластах при участии большого количества ферментов. Главное вещество фотосинтеза – зеленый пигмент хлорофилл. Это сложное органическое вещество, в центре которого находится атом магния. Хлорофилл находится в мембранах тилакоидов гран, из-за чего хлоропласты приобретают зеленый цвет.

Процесс фотосинтеза включает два типа реакций: световые (светозависимые) и темновые (не зависящие от света). Поэтому фазы фотосинтеза так и называются: световая и темновая.

Общее уравнение фотосинтеза:

6СО2 + 6Н2О (свет, хлоропласты) → С6Н12О6 + 6О2

Продуктивность – 1 г глюкозы  1 час на 1 м2 листьев.

Фотосинтез протекает в клетках зеленых растений в хлоропластах. Этот процесс лежит в основе всей жизни на Земле и заключается в превращении энергии солнца в энергию химических связей органических веществ

Фотосинтез

Фазы
фотосинтеза

и локализация

их в клетке

Процессы,
происходящие в этой фазе

Результаты
процессов

Световая
фаза (осуществ-
ляется в тила-
коидах гран)

1. а) хлорофилл – (свет) → хлорофилл + е;

б) е + белки-переносчики → на наружную
поверхность мембраны тилакоида;

в) НАДФ+ + 2Н+ + 4 е → НАДФ · Н2

Образование НАДФ · Н2

2. Фотолиз воды (разложение)

Н2О (свет) → Н+ + ОН

Н+ → в протонный резервуар тилакоида

ОН → ОНе → ОН

4ОН → О2 + 2Н2О

е + хлорофилл → хлорофилл

О2 – в атмосферу

3. Н+ протонного резервуара – источник
энергии, необходимой АТФ-фазе для синтеза АТФ из АДФ + ФН

Образование АТФ

Темновая фаза
(осуществляется

в строме хлоро-пластов)

Связывание СО2 с пятиуглеродным сахаром рибулёзодифосфатом при использовании
АТФ и НАДФ · Н2

Образование
глюкозы


схема Фотосинтеза

3. Хемосинтез (окисление) – синтез органических веществ из неорганических за счет энергии химических реакций окисления.

Используется бактериями: нитрифицирующими, серобактериями, железобактериями.

IV. Закрепление изученного материала.

Задание 1. Ответьте письменно на вопрос: «В чем заключается космическая роль зеленых растений?».

Задание 2. Заполните таблицу «Сравнение фаз фотосинтеза».

Световая фаза

Темновая фаза



Домашнее задание: §2.10, 2.12

§2.11; повторить §1.4, Лабораторная работа «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!