СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока по биологии на тему: «Дыхание растений» 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока по биологии на тему: «Дыхание растений» 6 класс»

МКОУ «Харбукская СОШ»

Дахадаевский район Республика Дагестан









План-конспект

открытого урока по биологии

на тему:

«Дыхание растений»

6 класс



















Учитель биологии: Амирханова Маржанат Амирхановна















2021 год

Урок биологии в 6 классе


ТЕМА: Дыхание растений.

Цель: формировать знания учащихся о дыхании организмов как составной части обмена веществ.

Задачи урока:

  1. продолжить формирование знаний о дыхании организмов как составной части обмена веществ; о

дыхании растений и его сущности; о роли устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений;

  1. ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и

объяснять их результаты;

  1. научить учащихся применять знания о дыхании растений при их выращивании и хранении

урожая.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями дыхания у растений; учатся определять значение дыхания в жизни растений; овладевают умением объяснять роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений.

Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умение наблюдать за жизнедеятельностью растений; учатся в ходе простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности растений фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов; работать с разными источниками информации, находить информацию о процессах жизнедеятельности растений в учебнике, научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её.

Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны.

Основные понятия урока: устьица, чечевички.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в тет­ради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов опытов.

Ход урока

  1. Организационный момент:

Громко прозвенел звонок - Начинается урок.

Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем.

2. Проверка знаний (фронтальный опрос): СЛАЙД 2

о Что такое дыхание?

о Как дышат насекомые?

о У кого клеточное дыхание?

о Как называется дыхание при помощи жабр?

о Наземные позвоночные животные дышат...

о Земноводные дышат...

о Как называется такое дыхание?

о Кто дышит жабрами?

3. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эпиграф урока «Я дышу, а значит, я живу!» СЛАЙД 3

В.С. Высоцкий

  • О дыхании каких организмов мы с вами только что говорили? ( о животных)

  • Какие газы из воздуха участвуют в этом процессе? ( кислород и углекислый газ) -А дышат ли так другие организмы? ( растения, записаваем тему урока в тетрадь).

  1. Актуализация и пробное учебное действие СЛАЙД 4



  • Вспомните, что Вам известно о дыхании, (заполняем 1 столбик таблицы)

  • Чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать? (заполняем 2-ой столбик таблицы)

  • Третью графу заполнить в конце урока.

Знаю

Хочу знать

Узнал

Дыхание - это свойство всех живых организмов

Как дышат растения


При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ

Зачем нужен кислород


  1. Выявление места и причины затруднения СЛАЙД 5

Английский химик Джозеф Пристли поставил опыт с мышонком: посадил под стеклянный колпак, опущенный краями в воду. Мышонок жил под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания воздухе.

  1. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения СЛАЙД 6

У нас возникла проблема'. Почему погиб мышонок в опытах Пристли?

-Что нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему?

  • узнать, что такое дыхание

  • что нужно для дыхания

  • что образуется в процессе дыхания

  • что вызвало гибель мышонка.

  1. Решение проблемы

-Я Вам расскажу продолжение истории опыта Джозефа Пристли.

"Я взял, - писал он, - некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нем погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевел в сосуд, погруженный в воду, а в другую часть, также заключенную в сосуд с водою, посадил ветку мяты. Это было сделано в августе 1771 года Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой части его. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых".

  • Что же произошло? ( процесс фотосинтеза у ветки мяты)

  • Какой можно сделать вывод?

Вывод: растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым газом. Оно росло, очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород.

  1. Дополнительна информация. СЛАЙД 7

Открытие Пристли произвело большое впечатление в учёном мире. Лондонское королевское общество ученых присудило Пристли большую золотую медаль и чествовало на торжественном собрании.

После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило о способности растений очищать воздух. В моду вошло ставить побольше цветов в комнатах: ведь они “исправляют” т.е.

«очищают» воздух.

Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь побольше растений. Наутро дама проснулась с сильной головной болью и в тот же вечер на приёме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик.

Учёные взволновались, и Королевское общество попросило Пристли повторить опыт.

Был вечер. В большом зале сидели ученые в мантиях и белых париках. Горели свечи. Все в тишине сосредоточенно наблюдали за тем, что делал Пристли.

  • Вот видите мышонок в сосуде с веткой мяты жив....

  • Нет, он задыхается.... и умирает, - раздались голоса.

  • Кто же в этом случае прав? ( мышонок задыхается)

  • Почему у богатой дамы разболелась голова? (в темноте растения не выделяют кислород) Вернёмся в год 1987. Весна в этом году выдалась прохладной. Пожилая женщина решила обогреть рассаду томатов. Она занесла её в баню, затопила печь, но дым пошёл не в дымоход, а помещение, где стояла рассада. Когда она вернулась, рассада погибла.

-Почему? (было много углекислого газа)

  1. 1

Проблемный вопрос и его решение:

-А все ли органы растения дышат?

Демонстрация опытов. ДИСК «КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ» биология 6 класс урок 9 № 7,урок 15 № 6

Опыт: Взяли три прозрачных банки, в первую поместили 30-40 набухших прорастающих семян фасоли, во вторую - корнеплоды моркови, перед опытом поместили в воду на три дня, в третью - свежесрезанные стебли растения с листьями. Банки закрыли пробками и поставили в темное теплое место. На следующий день опустили в каждую банку зажженную свечу.

-Каким образом можно объяснить тот факт, что свечи гаснут?( учащиеся делают вывод : о том , что все органы дышат. Поскольку при протекании процесса дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ, который не поддерживает горения, а во всех банках свечи потухли) -Получается, что растения дышат только в темноте?(растения - живые организмы и они дышат круглосуточно, при любых условиях)

-Получается, в организме растения на свету протекают два процесса - фотосинтез и дыхание, но кислорода выделяется гораздо больше, чем его поглощается, а в темноте в организме растения

  1. Сранение процессов фотосинтеза и дыхания. СЛАЙД 8

Заполнение таблицы.

Черты процесса

Фотосинтез

Дыхание

1. В каких клетках происходит?

В клетках, содержащих хлоропласты

Во всех клетках растения

2. Какой газ поглощается?

Углекислый газ

Кислород

3. Какой газ выделяется?

Кислород

Углекислый газ

4. В какое время суток происходит?

Днём

Круглосуточно

5. Что происходит с органическими веществами?

Образуются

Окисляются (распадаются)

6. Энергия?

Накапливается

Выделяется

  1. Постановка вопроса. СЛАЙД 9

-Есть ли у растений специальные органы для дыхания?

Работа с учебником, стр. 108 пункт «Дыхание растений» 1 абзац и рис 59,

У растений нет специальных органов дыхания, но у них в кожице листа расположены устьица, через которые происходит газообмен. Устьица состоят из двух замыкающих клеток и устьичной щели, через которую кислород поступает в межклетники листа, а затем в клетки. В клетках происходит процесс окисления органических веществ (распад) образуется углекислый газ, который удаляется из клеток через устьичную щель.

12 .Охрана растений. СЛАЙД 10

-Итак, мы с вами установили, что растениям необходим кислород для дыхания. Но в растениях протекает противоположный процесс фотосинтез, в результате которого кислород выделяется. Без кислорода живые существа жить не могут. Ребята, как мы должны вести себя по отношению к зелёным «лёгким планеты?» (Леса являются легкими нашей планеты, поэтому нам нужно бережно относится к лесам и всем растениям на Земле и как к источнику кислорода, и как к живым существам.) Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели,

Чтобы новые леса поднимались в небеса

Мы должны их охранять всегда.

Нам жить в одной семье,

Лететь в одном полёте...



Давайте сохраним Ромашку на лугу, Кувшинку на реке, И клюкву на болоте.

  1. Подведение итога урока



  1. Домашнее задание СЛАЙД 12

  1. Изучить § 29, раздел «Дыхание растений», ответить на вопрос 3 после параграфа.

  2. Написать мини-сочинение от имени молекулы кислорода «Мое путешествие по растению»

  1. Рефлексия. СЛАЙД 13

Нарисуйте в тетради настроение на сегодняшнем уроке, используя обозначения кислорода (О)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!