СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План – конспект Открытого урока по дисциплине «Народная музыкальная культура» Преподавателя отделения «Сольное и хоровое народное пение» Щёголева Владимира Викторовича 28.02. 2015 г.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Традиционный свадебный обряд села Плёхово  Суджанского района Курской области». Цель урока: Изучение  традиционного свадебного  обряда села Плёхово в контексте музыкальной стилистики юга Курской области.  Задачи урока:  Образовательные:  - обеспечить ознакомление обучающихся с основными этапами этнографического содержания свадебного обряда села Плёхово; - определить место обрядовой нагрузки свадебных песен традиционного обряда; - определить музыкально – поэтические особенности обрядовой свадебной песни в контексте структурно – типологического анализа. Развивающие: - развитие комплексного метода усвоения материала с использованием памяти, мышления, воображения, воспроизведения музыкального материала, артистических возможностей. - развить  аналитическое мышление, умение рассуждать, сравнивать и систематизировать полученные знания; Воспитательные: - способствовать расширению профессионального кругозора обучающихся; - формировать и развивать компетенции: общекультурную, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, личностное самосовершенствование; -  воспитывать интерес и уважение к  истории и традиционному музыкальному творчестве своего края на примере характеристики свадебного обряда. Тип урока: Ознакомление с новым материалом. Форма урока: Групповая. Методы и технологии обучения: Словесные: изложение теоретического материала; Наглядные: аудио – иллюстрация примеров традиционного музыкального творчества; Исследовательские: самостоятельное исследование вопроса с помощью литературных и информационных источников. Технология: обучение в сотрудничестве преподаватель – обучающиеся. Оснащение урока: ноутбук, записи  песен села Плёхово из архива СТИ, нотации  свадебных песен села Плёхово, этнографическое описание свадебного обряда села Плёхово (Сухорукова С.В.). Структура урока: 1.    Организационный момент (1 мин.). 2.    Проверка домашнего задания (12 мин.). 3.    Изучение нового материала (22 мин.). 4.    Закрепление материала (3 мин.). 5.    Подведение итогов урока (2 мин.). 6.    Домашнее задание (1 мин.).  

Просмотр содержимого документа
«План – конспект Открытого урока по дисциплине «Народная музыкальная культура» Преподавателя отделения «Сольное и хоровое народное пение» Щёголева Владимира Викторовича 28.02. 2015 г.»

Областное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«СУДЖАНСКИЙ ТЕХНИКУМ ИСКУССТВ»







План – конспект

Открытого урока по дисциплине «Народная музыкальная культура»

Преподавателя отделения «Сольное и хоровое народное пение»

Щёголева Владимира Викторовича

28.02. 2015 г.





















Суджа 2015









Тема урока: «Традиционный свадебный обряд села Плёхово Суджанского района Курской области».

Цель урока: Изучение традиционного свадебного обряда села Плёхово в контексте музыкальной стилистики юга Курской области.

Задачи урока:

Образовательные:

- обеспечить ознакомление обучающихся с основными этапами этнографического содержания свадебного обряда села Плёхово;

- определить место обрядовой нагрузки свадебных песен традиционного обряда;

- определить музыкально – поэтические особенности обрядовой свадебной песни в контексте структурно – типологического анализа.

Развивающие:

- развитие комплексного метода усвоения материала с использованием памяти, мышления, воображения, воспроизведения музыкального материала, артистических возможностей.

- развить аналитическое мышление, умение рассуждать, сравнивать и систематизировать полученные знания;

Воспитательные:

- способствовать расширению профессионального кругозора обучающихся;

- формировать и развивать компетенции: общекультурную, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, личностное самосовершенствование;

- воспитывать интерес и уважение к истории и традиционному музыкальному творчестве своего края на примере характеристики свадебного обряда.

Тип урока: Ознакомление с новым материалом.

Форма урока: Групповая.

Методы и технологии обучения:

Словесные: изложение теоретического материала;

Наглядные: аудио – иллюстрация примеров традиционного музыкального творчества;

Исследовательские: самостоятельное исследование вопроса с помощью литературных и информационных источников.

Технология: обучение в сотрудничестве преподаватель – обучающиеся.

Оснащение урока: ноутбук, записи песен села Плёхово из архива СТИ, нотации свадебных песен села Плёхово, этнографическое описание свадебного обряда села Плёхово (Сухорукова С.В.).

Структура урока:

  1. Организационный момент (1 мин.).

  2. Проверка домашнего задания (12 мин.).

  3. Изучение нового материала (22 мин.).

  4. Закрепление материала (3 мин.).

  5. Подведение итогов урока (2 мин.).

  6. Домашнее задание (1 мин.).

Содержание урока:

  1. Организационный момент: приветствие; сообщение темы, цели и задачи урока.

  2. Проверка домашнего задания:

Слово преподавателя: Домашнее задание связано с темой нашего урока и касается исторических сведений о селе Плёхово. Что представляет собой традиция села?

Ответ студента: Село Плёхово Суджанского района Курской области, широко известное своей уникальной песенной и инструментальной традициями, является объектом исследования многих учёных - фольклористов. Село расположено в южной части Курской области, в бассейне реки Псёл и относится к так называемой традиции Курского Попселья.

Это локальная традиция выделяется фольклористами по музыкально-стилевым признакам. Они считают, что это культурная традиция не прерывалась со времён древних поселений славянских племён – северян (по сравнению с другими южнорусскими территориями, почти полностью опустевшими в результате монголо-татарских набегов в 12-15в.в.). Доказательством этой гипотезы служит тот факт, что именно здесь зафиксировано наибольшее число архаичных элементов в музыкальных напевах.

Слово преподавателя: Опишите основные исторические моменты формирования села Плёхово.

Ответ студента: Курские земли относятся к районам сравнительно поздней вторичной славянской колонизации.

Во второй половине первого тысячелетия н.э., до ордынских завоевателей, на территории этих земель были известны союзы славянских племён. Значительную часть современной Курской области занимали северяне, их область обитания захватывала значительную часть течения Десны, верховья Сулы, большую часть Посемья, верховья Ворсклы, Псла.

В бассейне реки Псёл находились славянские городища: Обоянское, Суджанское и др. В 11-12 веках уже были известны города Курск, Рыльск, Льгов. Историки и археологи в окрестностях Курска и на его территории обнаружили много древних славянских поселений, существовавших ещё задолго до существования этих городов.

Золотоордынское нашествие 13 века опустошило значительную часть Русской земли, особенно территорию центрально-черноземной зоны. Но по свидетельству историков, полного опустошения не было, и в стороне от татарских дорог под прикрытием лесов и болот сохранялись славянские поселения.

С севера на юг через Курскую губернию шёл Муравских шлях. Из Сум на Курск шли две дороги между реками Псёл и Сейм. Для защиты от набегов, на путях движения степных орд. Русское правительство в 30-годах 17 века приступило к строительству засечных черт. По этим причинам в 17 веке и был основан город Суджа, хотя поселение и укрепление в этом районе, по мнению многих историков, существовало с глубокой древности.

О древних заселениях этих мест говорят, в частности, многочисленные курганы и городища, в окрестностях города, а также топонимы и гидронимы. Например, по описи 1664 года в районе Суджи была река Стригося. Вероятно от наименования языческого бога - Стибога.

Основные поселения этих мест составляли переселения - черкасы, то есть украинцы из городов левобережной и слободской Украины – Прилук, Нежино, Гадяча, Глухово, Ахтырок и другие. Также население пополнялось за счёт беженцев из Литвы и Польши, ратных людей, переведённых правительством из центральных районов.

По свидетельству редкого документа «Опись новопостроенного города Суджи, учинённая воеводою Геннадием Семёновичем Рогозиным в 1664 году», представленной князю Григорию Ромодановскому, город Суджа представлялась крепостью, состоящей из двух частей: малого городка и большого города.

Большой город был окружён рвом, земляным валом и дубовой стеной с бойницами. На стенах возвышались 14 башен, из которых были видны направления в сторону Московской, Сумской и Белгородской дорог.

Помимо искусственных укреплений, военное значение возрастало ещё и потому, что эти укрепления дополнялись обилием водных преград и болот(реки Суджа, Ольшанка и несколько поодаль - Псёл). Местность в бассейне реки Псёл близ Суджи также называли «гусиным болотом».

В 17 веке и первой трети 18 века Суджа управлялась русскими воеводами, а в последствии она становится сотенным городом слободского казачьего полка.

В 1765 году казачьи сотни и полки были упразднены за ненадобностью, и казаки Суджи стали служить в регулярных частях русской армии.

С тех пор в городе развивается торговля и ремесленное производство.

Образовалась новая волна поселения. Вольные переселенцы из русских уездов, купив земли, жалованные казакам Сумского слободского полка основали русские сёла в междуречье рек Псла и Суджи: Русское Поречное, Скородное, Пушкарное, Русская Конопелька, Сторожевое, Моховое, Саморядово, Чёрный Олёх, Белица. Село Будище было основано боярскими детьми, а соседнее село Саморядово - рязанскими бондарями.

Примерно к этому времени можно отнести и образование села Плёхово в бассейне реки Псёл. По одной из версий село Плёхово возникло благодаря беглому служивому человеку по фамилии Плехан и помещику Сибину, которые основали поселение из ближайших хуторов по реке Псёл. Построив комплису - небольшую деревянную церковь, тем самым они образовали так называемое ядро села, вокруг которого и селились жители. По некоторым данным в начале 20 века в селе Плёхово было свыше 1000 дворов.

Некоторая географическая отдалённость села от города Суджи (40 километров) и других сёл, болотистая, труднопроходимая местность способствовала локализации местной традиционной народной культуры.

Если взять во внимание то, что село сформировалось из поселений, жители которых являются коренными потомками славянского племени северян, то это обстоятельство может объяснить наличие в традиционной культуре архаичных элементов.

Переселенческие волны с Украины и других регионов привнесли в местный певческий стиль некоторые новации, но доминирующей осталась традиционная народная культура.

Слово преподавателя: Расскажите об исследовании музыкальной традиции села.

Ответ студента: По мнению многих исследователей песенная традиция бассейна реки Псёл является древнейшим очагом народной культуры.

Начало экспедиционному обследованию села положил один из основателей советской музыкальной фольклористики Климент Васильевич Квитка, который осуществлял поиск редких музыкальных инструментов Курской области при этом выявил не только яркую инструментальную, но и богатую самобытную песенную традицию села Плёхово.

В состав экспедиции в 1937 года, организованной К.В. Квиткой, были включены опытные исследователи: В.М. Кривоносов, Н.Я. Брюсова, И.К. Зданович. Тростниковая флейта Пана (по-плёховски - кугиклы), в составе местного инструментального ансамбля стала одним из важнейших открытий, сделанных во время первых экспедиций.

Огромный вклад по собиранию и исследованию музыкального фольклора села внесла ученица и продолжательница дела К.В. Квитки А.В. Руднева. Совместная экспедиция в 1940 года с К.В. Квиткой.а затем и собственная поездка в село в 1964 году дала обширный музыкально-этнографический материал для научной и публицистической деятельности.

Обширный песенный материал села стал популярным благодаря и собирательской деятельности В.М. Щурова.

В последние годы в село был предпринят ряд экспедиций Московской консерватории, Воронежской академии искусств, а также Курского и Суджанского музыкальных училищ.

Песенная традиция села стала творческой мастерской для молодых фольклорных ансамблей: «Росстань» города Суджи (руководитель В.С. Савенко); «Славица» города Курчатова (руководитель Н. Ермакова). Обучение детей народной музыке в московском ансамбле «Веретёнце» под руководством Е. Краснопевцевой, осуществляется на основе этой музыкальной традиции.

Уникальный фольклорный материал села, разнообразный по жанровому составу, отличающими необычно ладовыми свойствами и мелодическими особенностями, в настоящее время пользуется большой популярностью и публикуется.



  1. Изучение нового материала: Этнографическое описание свадебного обряда села Плёхово.

Слово преподавателя: свадьба – это один из главнейших обрядов в традиционной народной культуре.

Основная функция свадебного обряда - это утверждение обществом новых социальных ролей и признание молодожёнами определённых обстоятельств перед друг другом и обществом.

В Плёхово наилучшим возрастом вступления в брак считали возраст 17-20 лет, как для парня, так и для девушки.

Обычно невесту для сына подбирали родители, руководствуясь социально-экономическими соображениями. Сватать и играть свадьбу могли только в мясоед.

Прежде чем идти сватать, родители жениха посылали кого-нибудь из близких родственников на спрос, узнать готовы ли родители отдать дочь, не просватана ли она.

Сватать отправлялись близкие родственники и знакомые жениха: родители, дядя, крёстные, свашка, дружко. В современном варианте жених также ходит свататься. С собой брали хлеб и угощение.

Придя в дом невесты статья становились под палатным брусом не входя за матицу и заводили разговор в иносказательной шутливой форме:

- Здоровеньке. З добрым вещером. Вот мы шли да шли, и заблудилисе, глянули аганёк. А на дваре холодно. Абагреться можно?

- Да можо, садитесе.

- Вот мы ходим, пытаем купить нам надо тёлащку.

- Есть у нас тёлащка как понравится знащит купитя.

Дальнейший разговор шел по установленному порядку. Сватья расхваливали жениха и пытались побольше узнать о невесте, приданом. Если жених был подходящим могли вывести невесту, спросить её согласия и тут же устроить пропой. Однако обычно пропой устраивали через несколько дней после сватовства – в церковный праздник или в воскресенье.

Пропой. Жених, его родители, родственники шли в дом невесты, где собирались и родственники со стороны невесты. Женихова родня приносила с собой скрыню – сундук с мясом, мисками холодца, хлебом, водкой. Устраивалось большое застолье, где и происходило знакомство родов. Здесь обговаривались условия проведения свадьбы, издержки, приданое.

После пропоя невеста считалась просватанной, и отказ от свадьбы был невозможен. Невеста освобождалась от домашних работ и садилась за шитьё приданого.

В приданое богатой невесты входили: пастель: дярюжки, пастилки, валуи, две головные подушки, четыре обычны, лантух, полотенца, настольники, рушники; одежда: наряд, кохты, полушубок из крашеной овчины. Реже отец отдавал к приданому скотину – корову или овцу, которую дарил в «даровую субботу» - первую субботу Великого поста.

Для жениха невеста готовила – портки, рубаху, пояс. Для его родни полотенца, настольники, платки, холсты, подругам ленты и косники.

От пропоя до свадебного дня проходило не менее недели.

В свадебной традиции села нет дивишника – это характерная черта для всей курской области, его функции выполняют обряды совершаемые утром свадебного дня.

Утро свадебного дня в доме невесты. Рано утром к невесте приходили подруги, будили её, одевали, заплетали косу. Девушку одевали в будничный наряд, голову покрывали платком. Поверх платка набрасывали миткалик – кружевную ткань, а большим платком укрывали с головой. Невесту вместе с подругами сажали за стол – на посад дожидаться жениха. Обязательной песней в этот момент считалась песня «Пошла наша Татьянушка, да на терем».

Звучит песня в исполнении этнографического ансамбля села – экспедиционная запись.

Свадебный поезд у жениха собирался когда невеста сидела на посаде. Готовилось несколько подвод, лошадей украшали яркими поясами в полоску. Перед отъездом мать благославляла сына, а поезжане и провожающие пели «Собирался Иванушка на охоту», «Александров конь изыгрался».

По дороге к дому невесты пели: «Конь бежит, земля дражит», «Тёмный лес, да зелёная дуброва».

Звучит фрагмент песни «Тёмный лес, да зелёная дуброва».

Приезд свадебного поезда за невестой знаменовался песней «Воин, воин Алексеюшка». Звучит фрагмент песни «Воин, воин Алексеюшка».

Вошедших в дом поезжан – свашку, дружко, родственников жениха встречают подруги невесты. У порога дома начинается торг за постель. Вся сцена выкупа сопровождается не песней, а особыми припевками, которые поют то подруги, то женихова родня.

«Хорошие дружки, пошили подушки, из скрыни перину, за четыре с полтиной».

Если дружко отказывался платить выкуп его корили:

«Дружко, дружко долу, матня до падолу, тебе не дружкавать, тебе свиней пасти».

Такие специальные песни дают возможность двум родам найти свой общий язык торга.

После того как дружко одаривал подруг они пели:

«Хорошаи дружки продали подушки, из скрыни пярину за четыре с полтиной».

Затем выносили остальное приданое и складывали в телегу, показывая его окружающим.

Атмосфера веселья сменялась торжественным ритуалом благословления невесты. Невеста не причитала – эту роль выполняла прощальная песня подруг «Вот Аннушка богу молится». Звучит фрагмент песни «Вот Аннушка богу молится».

После благословления дружко связывает руки молодых рушником и трижды обводит их вокруг стола, причём невеста старалась незаметно дёрнуть за край скатерти, чтобы всей подруг за собой замуж увести. Этот ритуал сопровождается песней «Дубровушка зелёная». Эта песня с характерным для Курской области двойным рефреном «Ладу, ладу, душель моя». Жениха обыгрывали следующей песней «Соловей по конушку ходя. Звучит фрагмент песни «Соловей по конушку ходя».

Затем под песню «Ай, выкатили, ай, выкатили, да дубовую бочку» дружко, разметая дорогу веником, выводит молодых из дома, усаживает их в повозку под песню «Паехала Татьянушка со двора» и везли к венчанию.

Звучит фрагмент песни «Паехала Татьянушка со двора».

Обряд повивания. Начинается вторая часть свадьбы, ориентированная на возвращение героев в реальный мир людей, наделение признаками нового статуса, смена образа – причёски.

Сразу после венчания молодых везут в дом невесты для обряда повивания. Это кульминация всей свадьбы. Жениха и невесту садили под святыми в угол. Рядом с невестой садятся свашка и близкая подруга. Две другие подруги держат миткалик, закрывая молодых.

Свашка просила разрешения присутствующих повить молодых: Князья, бояре разрешите, благословите молодому князю русы кудри расчесать, а молодой княгине русу косу расплесть.

Свашка расплетала косу невесте. Делила волосы на прямой пробор, заплетала две косы, сплетая их на конце в одну (это означало единство мужа и жены). Затем закручивала косы в пучок и покрывала голову невесте платками: небольшим – вокруг головы, а нарядным под подбородком. Жениху просто расчёсывали волосы и приглаживали маслом. Обряд сопровождался песней «Свашенька - гоголушка, не плутай голубушка».

В завершении действия свекровь каталкой или чапильником поднимала миткалик и спрашивала «наша чи ни наша» и целовала молодых.

Застолье в доме жениха. Затем все ехали в дом жениха. Отец и мать жениха встречали молодых хлебом, солью, благословляли иконой, а гости обсыпали молодых пшеничным зерном, желая им благополучия.

Родители и гости садились за стол, а молодые обносили всех гостей и родственников стопочкой водки тут же поднося дары.

После даров свашки обменивались караваями, и уводили молодых в отдельное неотапливаемое помещение – хлев или польку для брачной ночи.

Второй день свадьбы.

Рано утром дружко будил молодых, заранее приносил в хату огромный пень, который ставил у печи или стола,

- Вставайтя, там корова отелилась, телёнок замерзае, а вы спитя.

Молодуха, уже как хозяйка, вытаскивает пень, разжигает огонь в печи, накрывает стол.

Также проходили испытание молодухи на порядочность. Свекровь разбрасывала на полу деньги и заставляла невестку убраться в хате. Если молодуха находчива, то деньги положит на стол и скажет: тут вчера гости были, наверно потеряли. Ну а если заберёт себе, то прослывёт воровкой. Как правило, деньги свекровь затем отдавала невестке.

Затем в дом жениха приходили гости и родственники невесты приносили с собой угощение и спиртное. Застолье продолжалось до вечера. Затем гости и родственники организовывали шествие по селу, которое
так и называлось с рушниками водить. Все гости нарядно одеты с песнями идут по селу показывая молодожёнов, соседи перекрывают дорогу требуя выпивки, откупившись, свадебная процессия заканчивает своё шествие в доме невесты, где зять должен поблагодарить тёщу за дочь.

Завершающие обряды. В богатых семьях и родах пиршество могло продолжаться несколько дней, затем родственники попеременно приглашали к себе молодых для более тесного знакомства родов. Заключительный пир, как правило, устраивался в доме жениха. Но такие длительные свадебные гуляния в селе давно не проводятся. Сказались, с одной стороны трудности бедной жизни, а с другой – тенденция к сокращению и упрощению свадьбы вообще.

  1. Закрепление материала.

Слово преподавателя - предполагаемый ответ студента: Итак, подытожим наши знания об этнографии свадебного обряда.

  1. Тип свадебного обряда – свадьба веселье.

  2. Три стадии, фазы обрядового перехода – фаза приготовления, ламинальная (сам переход), закрепление.

  3. Какие действия относятся к стадии приготовления – спрос, сватовство, пропой, шитьё приданого,

  4. Какие действия относятся к стадии перехода – посад, выкуп, венчание, обряд повивания, дары.

  5. Какие действия относятся к фазе закрепления - заключительные обряды и действия. Обряды 2-го дня – испытание молодой, гуляние по селу.

  1. Подведение итогов урока.

Слово преподавателя:

Сегодня на уроке мы познакомились с ходом свадебного цикла села Плёхово, который относится к 20-30 годам прошлого столетия. Современный обряд претерпел ряд изменений. Обряд сокращён и упрощён, но сохраняет основные элементы. Обязательные это: сватовство, пропой, выкуп, прощание невесты с родительским домом, катание молодых, свадебное застолье.

Утратил своё ритуальное значение обряд повивания, т.к. изменились современные представления о значении волос и головном уборе.

Современное катание совершается на празднично убранных лентами, цветами автомобилях.

С 90-х годов нашего века вернулось традиционное венчание в церкви. Свадебное застолье стало кульминацией всей свадьбы.



  1. Домашнее задание.

  1. Слушание свадебных песен села Плёхово.

  2. Просмотр реконструкции свадебного обряда села Плёхово в исполнени фольклорного ансамбля «Росстань» (записи разных лет).















Список литературы.



  1. «Исторические заметки о городе Судже и его уезде». изд.1884 год.

  2. Гаврилова Н.Н. Народные песни Курской области. Курск. 1992 г.

  3. Руднева А.В. Курские танцы и карагоды. изд-во «Советский композитор», 1975г.

  4. Щуров В.М. Южнорусская песенная традиция изд-во «Советский композитор». 1987 г.

  5. Большая Курская энциклопедия. Курск, 2004 г.

  6. И.Татарская «Очерки музыкальной жизни соловьиного края», изд. Курск, 2006 г.

  7. Дипломная работа Сухоруковой С.В. «Обрядовые песни села Плёхово Суджанского района Курской области в контексте локального стиля Попселья. Воронеж, 2001г.



















































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!