СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 «г» классе на тему Н.Н. Носов «Федина задача».

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 «г» классе на уроке на тему Н.Н.Носов «Федина задача»

МКОУ «Калининаульская СОШ имени Героя России М.М.Гайирханова» учителя начальных классов

 Махмудовой Иры Магомедовны.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 «г» классе на тему Н.Н. Носов «Федина задача».»

План-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 «г» классе МКОУ «Калининаульская СОШ имени Героя России М.М.Гайирханова» учителя начальных классов

Махмудовой Иры Магомедовны.



Тема урока:  Н.Н. Носов «Федина задача».

Дата: 24.04.2018 год;

Цели:

  • знакомство с понятиями «сатира» и «юмор»;

  • знакомство с новым произведением Н.Н. Носова «Федина задача»;

  • совершенствование навыков выразительного чтения и глубокого анализа текста;

  • развитие речи, логического мышления,  чувства юмора и творческих способностей обучающихся;

  • формирование нравственных качеств обучающихся.

Задачи:

1. Предметные:

- высказывать и аргументировать  своё отношение к  прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

- видеть в художественном тексте средства выразительности;

- самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

- прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

- развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст;

- развивать умение определять тему, главную мысль произведения;

2. Метапредметные:

а) познавательные УУД:

- развивать творческое мышление;

б) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах, группе;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

     в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу (синквейн);

3. Личностные:

- формировать чувство сопереживания героям, чувство сострадания, милосердия.

    - формирование умения адекватно оценивать свою работу.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, диск «Детям о писателях» ( видеоуроки, ООО «Компэду» 2014), учебник «Литературное чтение»  (4 класс, часть 2, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Баласс, 2011), толковый словарь, предметы для инсценировки, записи песен из рассказа, карточки с дифференцированными заданиями, записи на доске.



Ход урока:


I. Организационный момент.

Настраивание на деловой лад.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

- Сегодня на уроке много гостей. А гостям мы всегда рады, так ведь, ребята. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.

Начнем урок с речевой разминки.


II. Речевая разминка  Работа над скороговоркой.


-Кто познакомит нас с новыми скороговорками?

Ах, вы сени, сени, сени

Вышел в сени сонный Сеня.

И в сенях споткнулся Сеня,

И кувырк через ступени.

Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене будет Сеня.


III. Проверка домашнего задания.  Ответ на вопросы учителя (учебник закрыт).

Дети отвечают на вопросы учителя по домашнему произведению.


IV. Определение темы и постановка целей.


- Сегодня мы продолжаем путешествие в мир литературы 20 века.

- Как вы думаете, о каких по характеру произведениях мы будем сегодня говорить? (о смешных).

-Объявление темы, целей урока.


V. Актуализация опорных знаний.


(Учитель по очереди достаёт из секретного ящика предметы. Учащиеся высказывают свои предположения.)

• Игрушечный щенок. (Учитель говорит: «Его зовут Дружок.»)

• Шляпа.

• Автомобиль (игрушечный).

• Каша (в упаковке).

(Конверты с отрывками из произведений Н.Носова для  обсуждения в группах).

1.Отгадывай  название  произведения по отрывку:

- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.

- Врешь!

- Нет, правда!

- Почему же ты не умер?

- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой…(«Фантазеры»)

2.Отгадывай  название  произведения по отрывку:

Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить.

Мама рассердилась:

- Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?“ («Заплатка»)

3. Закончи фразу.

Штаны у Бобки были замечательные:

 - школьные

 -солдатские

 - спортивные

 -джинсовые. ( «Заплатка»).


VI. Изучение нового материала.

1. Продолжение открытия темы.

- Кто автор всех этих произведений?

- О ком мы сегодня будем говорить? (Н. Носов).

        - Правильно. Николай Николаевич Носов – замечательный писатель, удивительной и интересной судьбы человек. И мы познакомимся ещё с одним его произведением.

- Каким? Отгадайте. Ачадаз анидеф. («Федина задача»).

        - Ещё о чем мы будем говорить? (О сатире и юморе).

        - Как вы понимаете значение слова “сатира” и значение слова “юмор”?

 2. Работа с учебником по тексту статьи.

 - А сейчас я прошу вас открыть учебник и прочитать название “Путешествия”.

        - Какое оно? (самостоятельное).

        - Предлагаю вас самостоятельно прочитать и разобраться, а потом ответить на вопросы, записанные на доске.

1.        Кого называли “чистокровным детским юмористом”?

2.        Почему Н. Носов не обижался, когда его называли сатириком?

3.        Зачем нужен сатирический жанр в литературе?

4.        Чем сатира отличается от юмора?

Учитель. «Сатира и юмор – разные формы смешного в литературе. Юмор – осмеивание с оттенком сочувствия, а сатира – осмеивание с оттенком негодования, гневный смех».

- Кто дал такие определения сатиры и юмора?

3. Постановка проблемного задания к теме.

- После текста “Путешествия” написаны слова автора. Найдите и зачитайте вопрос, на который нам предстоит ответить (Мы должны определить, с каким отношением автор осмеивает героев – гневным или сочувственным).

4..Постановка задачи на ближайшие уроки.

- Мы с вами на ближайших уроках будем читать рассказы Николая Носова, Виктора Драгунского, стихи Агнии Барто. Наша задача: подумать, сатирические или юмористические произведения включены в этот раздел.

5. Физминутка «В траве сидел кузнечик».

- Кстати, слова этой песни написал Н.Носов.

6. Работа с произведением до чтения.

- Мы начинаем читать новое произведение. Наши действия? (составление плана).

7. Словарная работа.

Титулярный советник – высокий служебный чин в дореволюционной России.

Репродуктор – в радиовещании: громкоговоритель.

Рокочущий бас – громкий грубый голос.

Чурбан – обрубок бревна; неповоротливый человек, болван (переносное значение), глупый человек.

Кафтан – старинная мужская верхняя одежда,  удлиненный пиджак.

8. Инсценирование рассказа «Федина задача».

9. Работа с текстом после чтения.

- Какие вопросы возникают после прочтения произведения?

-Откуда пришёл Федя? (с катка)

- Как понимаете выражение «по крайней мере, никто не будет мешать делать уроки?» (может быть сестра, брат)

- А что же сделал, Федя? (включил радио, решил делать уроки под музыку)

Найдите и прочитайте на что отвлекался Федя? (выборочное чтение)

-Чем заканчивается рассказ? (пошёл к другу)

•        О чем хочется спросить автора произведения?

•        Расскажите, каким вам представляется Федя?

•        Какой у него характер?

•        Можно ли сказать, что Федя – человек с чувством юмора? Почему вы так думаете? Объясните.

•        Нравится ли вам Федя? Почему?

•        А как относится автор к своему герою? (Осмеивает).

•        Почему вы так думаете?

•        Найдите строки, где автор смеется над Федей. (20 раз прочитал задачу и все равно ничего не понял).

•        Как вы думаете, просто так автор написал рассказ или же есть авторский замысел, “спрятанный между строк”?

•        Если бы автор этих замечательных произведений был сейчас здесь, какой бы вы ему вопрос задали?

10.Закрепление изученного.

1).Восстановление деформированного плана.

- Вы внимательно читали рассказ, слушали своих товарищей. Задание по группам. Переверните листок.

План (который должен получиться):

1.Дома никого не было.

2.Он отрегулировал репродуктор

3. Из репродуктора послышались звуки рояля

4. Он почесал кончик носа и принялся читать задачу заново.

5. Пойду лучше к Юре Сорокину.

План:

(восстанови последовательность смысловых частей)

Из репродуктора послышались звуки рояля

Дома никого не было

Он отрегулировал репродуктор

Пойду лучше к Юре Сорокину.

Он почесал кончик носа и принялся читать задачу заново

-Что увидели? (цитатный план)

-Соответствует ли план последовательности событий?

-Какое задание нужно будет выполнить? -Поработайте в группах.

-Проверим по доске. (на доске появляется план, дети проверяют).

2.  Выбери пословицу, которая подходит к рассказу:

1) Ум хорошо, а два лучше.

2) Делу время, потехе час.

3) Сделал дело, гуляй смело.

4) Какие труды, такие и плоды.

5) Без охоты нет и работы.

3. Тест « Проверь себя»

1. Как звали главного героя?

А) Слава Б) Костя В) Федя

2. Откуда пришёл главный герой?

А) из школы Б) с катка В) из магазина

3. Сколько раз прочитал Федя задачу?

А) 6 раз Б) 5 раз В) 4 раза

4. Сколько концертных номеров прослушал Федя?

А) 6 Б) 7 В) 5

5. Какая фамилия была у друга?

А) Воронин Б) РыбкинСорокин

Ответы на тест

1.В

2.Б

3.Б

4.Б

5.В

12. Биография писателя. Видеопрезентация.

- Если вы спросите любого взрослого или ребенка: “Знаете ли вы писателя Н. Носова?” И любой, прежде чем ответить “да” – улыбнется, так как книги Носова приносят в дом добрый, веселый смех. Благо и радость, если в каждой семье живет смех. Надеюсь, что рассказы Носова будут полезны и вам. И может в его произведениях вы встретите знакомых.

- Если вернуться к началу урока (к вопросу № 4), как вы думаете, что такое сатира и что такое юмор?

Послушайте, как он рассказывает о себе, и попробуйте ответить на вопрос, почему Носов стал именно детским писателем. (Читает заранее подготовленный ученик.)

Учитель. Почему же Носов стал именно детским писателем?

Ученик. Он хотел рассказать детям о них самих.

 13.Итог. Проблемный вопрос:

 -Почему Федя не мог решить задачу? (Федя имел плохую привычку – одновременно с  выполнением домашних заданий, он любил смотреть телевизор)

 - Нет ли среди вас таких детей?

 - Чему нас учит это произведение?

 - Как вы выполняете домашние задания? Есть у вас свой уголок, где можно спокойно готовить домашние задания?

14. Рефлексия.

- Сегодня я узнал…

- Для себя я сделал вывод…

- Мне понравилось…


VII. Выставление оценок за работу на уроке.


 Благодарность детям

 - А вот такие книги у нас имеются в школьной библиотеке, можете взять их и прочитать.


VIII. Домашнее задание (вариативное)


Домашнее задание.

- Какое бы домашнее задание вы бы предложили своим товарищам? (подготовить выразительное чтение по ролям, пересказ, нарисовать рисунок, составить синквейн, подготовить сообщение об авторе)

1.Прочитать рассказ

2. Решить  задачу из рассказа.

3. Сочинить рассказ «Федя у друга» .




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!