СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока по музыке на тему: «Красота природы и правда отображения ее в музыке» 6 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока по музыке на тему: «Красота природы и правда отображения ее в музыке» 6 класс»




МБОУ "Меусишинская СОШ им. Абдурахманова Ш. Р."



Дахадаевский район Республики Дагестан






План-конспект открытого урока

по музыке на тему:

«Красота природы и правда отображения ее в музыке»

6 класс





Учитель:

Юсупова Зарема Муъминовна



























2020 г



Конспект открытого урока музыки
6 класс

Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»

Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях.

Задачи

Развивать:

-чувства и эмоции детей, их воображение, побудить к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов;

-способствовать развитию детского воображения;

-развивать у детей познавательный интерес.

Воспитывать:

-воспитывать любовь к природе, к классической музыке;

Оборудование и материалы

Портрет Н.А. Римского – Корсакова;

Пьеса Островского «Снегурочка»;

Презентация «Снегурочка».

Песня «Ты слышишь, море?»

Компьютер с выходом в Интернет;

Интерактивная доска (задание «Раздели слова на две группы»);

Музыкальные инструменты: бубны, треугольник, маракасы, дудочка, металлофон, барабан, ложки.

Музыкальный материал:


«Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского

Ария Снегурочки из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова

Песня Леля из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова

«Ты слышишь, море?», муз. А. Зацепина, сл. М. Пляцковского.


Ход урока

«Природа вошла в русское искусство так, как входит она в нашу жизнь. Без природы искусство задохнулось бы, как  мы сами задыхаемся, когда подолгу бываем от природы оторваны.»
 Д. Кабалевский


Постановка цели и учебной задачи


- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я вижу, что настроение у вас хорошее, все готовы к уроку и можно начинать наше путешествие в удивительный мир музыки. Наш занавес открывается.

На наших уроках мы говорим с вами о величайшей силе искусства – способности музыки воздействовать на сердце человека, наполнить его радостью, гордостью, печалью, состраданием, смелостью, мужеством, нежностью…

 И вы не раз убедились в том, что воздействуя на людей, музыка может влиять на их жизнь, преобразуя ее. Почему так происходит? В чем сила музыки? На эти вопросы мы и отвечаем на наших уроках во втором полугодии.

О силе какой музыки пойдет сегодня речь?

 Работа по теме урока



- С помощью каких музыкальных инструментов вы выразили бы звуки природы?

(Прошу детей назвать муз инструменты с помощью которых можно изобразить музыку природы, в том числе и виртуальных пианино и синтезатора, мелодию падающего снега, звона капели, громовых раскатов, птичьих трелей, дроби дятла, завывания ветра и т.д.)

- Как вы думаете, есть ли у природы свои знаменитые музыканты, композиторы, певцы? Расскажите о них.
- Есть ли у природы свои оркестры, свои хоры? Из каких музыкантов и певцов состоят эти оркестры и хоры?


Я вам сейчас прочитаю построчно стихотворение, а вы постарайтесь вспомнить и назвать произведение, о котором говорится в этой строке.

- Послушай стихотворение, о каком композиторе в нем идет речь?

Мы любим с детства ночь под Рождество, 

Когда бормочет о царе Салтане 

И о невесте царской няня Тане, 

Ушедшей в майской ночи волшебство.

Девчата с парубками, в колдовство 

Вовлечены, гуторят на поляне, 

Как пел Садко в глубоком океане, 

Пленен морским царем, пленив его.

К ним выйдя в эту пору, ты увидишь 

Сервилию, невидимый град Китеж, 

Кащея, Золотого петушка...

Взгрустнется о Снегурочке. Сев в санки, 

О Младе вспомнив, ставши к Псковитянке 

Искать путей, не сыщешь ни вершка...

 

Римский-Корсаков
О русском композиторе Н.А. Римском-Корсакове, потому что в нем перечисляются произведения написанные им.

+ В стихотворении упомянуты следующие оперы Н.А. Римского-Корсакова:
      ... ночь под Рождество – «Ночь перед Рождеством»

(1894)
      ... о царе Салтане – «Сказка о царе Салтане» (1899)
      ... о невесте царской няня Тане – «Царская невеста» (1898)
      ... Ушедшей в майской ночи волшебство – «Майская ночь» (1879)
      ... Как пел Садко в глубоком океане – «Садко» (1896)
      ... ты увидишь Сервилию – «Сервилия» (1902)
      ... невидимый град Китеж – «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904)
      ... Кащея – «Кащей бессмертный» (1902)
      ... Золотого петушка – «Золотой петушок» (1907)
      ... Взгрустнётся о снегурочке – «Снегурочка» (1881)
      ... О Младе вспомнив  – опера-балет «Млада» (1889)
      ... ставши к Псковитянке искать путей  – «Псковитянка» (1872)

- Что вы знаете об этом композиторе?

Рассказ о творчестве композитора Н.А. Римского-Корсакова  (Презентация ученика)

+ Что он был морской офицер, член музыкального сообщества «Могучая кучка», написал 15 опер…
- «В хмурое туманное утро сентября 1862 года из Кронштадской гавани отплывал корабль «Алмаз». Нам борту его находился 19-летний Николай Андреевич Римский-Корсаков, - так начинает рассказ о композиторе Р. Барановская. Несмотря на то, что впереди его ждало много интересного, на душе молодого моряка было безрадостно. Незадолго до окончания морского корпуса он познакомился с молодым композитором, последователем М.И. Глинки - М.А. Балакиревым и вошел в кружок под названием “Могучая кучка”. Это содружество молодых талантливых людей, которые решили посвятить себя делу создания русской национальной музыки. Н.А. Римский-Корсаков начал работать над Первой симфоний. И вот теперь наступила многолетняя разлука. Но кругосветное плаванье послужило композитору источником разнообразных впечатлений, которые отразились в его творчестве.
Вслед за Первой симфонией, исполненной в 1865 г., появилась симфоническая фантазия “Садко”, а затем и первая опера “Псковитянка”. В 1880 г. он пишет весеннюю сказку “Снегурочка”.

В историю мировой музыкальной культуры он вошел как былинный сказитель, летописец и музыкальный сказочник. “В сущности, мой род - это сказка, былина, и, непременно, русские”, - говорил про себя композитор.

Среди 15 опер Н.А. Римского-Корсакова девять написаны на сюжеты русских сказок и легенд (“Ночь перед Рождеством”, “Садко”, “Сказка о царе Салтане”). Некоторые из них имеют политический смысл: “Кощей Бессмертный”, “Золотой Петушок”. В них - едкая ирония, смелый протест против зла и насилия.


- Ребята, а слово «Опера» что означает?
+ Опера – музыкальный спектакль с участием певцов, хора и симфонического оркестра.


Предлагаю ребятам работу с Интерактивной доской:

Выполняя работу, ребята приходят к выводу о том, что слова на доске можно разделить:

-на группу слов, терминов, связанных с оперой, как с жанром музыки. (Опера, оркестр, хор, увертюра);

-и имена героев оперы «Снегурочка» композитора Римского - Корсакова. (Снегурочка, Лель, Весна, Мороз).


- На нашем уроке речь пойдет об опере “Снегурочка”.
- А теперь закройте глаза и вслушайтесь в мои слова. Представьте себе.
Полночь. Понурый лес окоченел от долгой зимы и трескучих морозов. Сосны и ели окутаны снегом. Под Красной горкой - скованная льдом река. За рекой - Берендеев посад.
“...Легкое, прозрачное звучание струнных как дрожание холодного воздуха. Настороженно, сурово вступили контрабасы, а потом тепло и нежно запел кларнет. Гобой изобразил крик петуха, а в ответ тот же напев повторил английский рожок...” (И. Котмина. “Весенняя сказка”.)

- Представили? Можете нарисовать мысленно картину?

“Это именно весенняя сказка - со всей красотой, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием”, - писал об опере композитор А.П. Бородин.

Сам автор оперы вспоминал о ней так: “Не было для меня на свете лучшего сюжета, чем “Снегурочка”. Ни одно сочинение до сих пор не давалось мне с такой легкостью и скоростью, как “Снегурочка”.
Всего два с половиной месяца потребовалось композитору для написания этой оперы.

Как вы думаете, почему?

+  Потому что все любят сказки и чудеса, даже взрослые;

+ Сказочная Снегурочка – это любимый персонаж, который привлекает и детей, и взрослых.

+ Герои этой истории разные, интересно сочинять музыку, которая передает характер, настроение и даже голоса героев;

+ В сказке – русская природа, композитор любил природу России;

+ Чтобы получилось быстро и красиво нужно вдохновение.

+ Когда у меня есть вдохновение, я рисую, и мои рисунки получаются красивыми. Наверное, у композитора было вдохновение.

Исполнение песни «Ты слышишь, море?» А. Зацепина на слова М. Пляцковского


- А сейчас я приглашаю вас еще в одно путешествие, которое поможет вам осуществить романтическая и красивая песня «Ты слышишь, море?».

1. Исполнение песни. «Ты слышишь, море?».
- Раскройте эмоциональное содержание песни.
- Какими средствами композитор передает его в музыке?
2. Исполнение песни Ах, Зима! В Кудрина.

-- Какая музыка напоминает вам солнце, море, ветер, дождь и т.д.?



Итог урока


- В чем сила музыки, звучащей на сегодняшнем уроке?

 Музыка, звучащая на уроке, красива, потому что рассказывает нам о красоте природы, а следовательно, и о красоте жизни.

- В чем сила музыки Н. А. Римского-Корсакова?

а) В правдивом показе нравственной красоты жизни?

б) В мастерстве композитора?

в) В единстве жизненной красоты и мастерства композитора?

+ Опера и пьеса “Снегурочка” учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь природу, песни и добрые, человеческие чувства.

- Каким песням человек может научиться у природы?

+ Нам, кажется, разным. И веселым, и грустным, а главное – добрым и красивым.

- А как вы думаете, в какое время суток вы лучше всего слышите музыку природы?

ЗВУКИ НОЧИ  (Читает ученица)

О ночь безлунная!..

Стою я, как влюбленный,

Стою и слушаю, тобой обвороженный...

Какая музыка под ризою твоей!

Кругом - стеклянный звон льющихся ключей;

Там - листик задрожал под каплею алмазной;

Там - пташки полевой свисток однообразный;

Стрекозы, как часы, стучат между кустов;

По речке, в камышах, от топких островов,

С разливов хоры жаб несутся, как -глухие

Органа дальнего аккорды басовые,

И царствует над всей гармонией ночной,

По ветру то звончей, то в тихом замиранье,

Далекой мельницы глухое клокотанье...

А звезды... Нет, и там, по тверди голубой,

В их металлическом сиянье и движенье

Мне чувствуется гул их вечного теченья.

А.Майков
- Что значит, когда говорят: “душа поет”?

 О чем она поет и должна ли она петь?

- В какие моменты жизни вы чувствуете, что ваша душа поет?

- Вашим домашним заданием на следующий урок будет составление небольшого рассказа о природных оркестрах и хорах,  можете их участников нарисовать в своих рабочих тетрадях.

- Вы замечательно сегодня на уроке работали (происходит оценка деятельности учащихся и всего класса) и давайте себе поаплодируем (все хлопают), а наш занавес закрывается.

До следующей встречи с удивительным миром искусства, с музыкой!

До свидания!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!