МБОУ "Меусишинская СОШ им. Абдурахманова Ш. Р."
Дахадаевский район Республики Дагестан
План-конспект открытого урока
по музыке на тему:
«Красота природы и правда отображения ее в музыке»
6 класс
Учитель:
Юсупова Зарема Муъминовна
2020 г
Конспект открытого урока музыки
6 класс
Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»
Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях.
Задачи
Развивать:
-чувства и эмоции детей, их воображение, побудить к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов;
-способствовать развитию детского воображения;
-развивать у детей познавательный интерес.
Воспитывать:
-воспитывать любовь к природе, к классической музыке;
Оборудование и материалы
Портрет Н.А. Римского – Корсакова;
Пьеса Островского «Снегурочка»;
Презентация «Снегурочка».
Песня «Ты слышишь, море?»
Компьютер с выходом в Интернет;
Интерактивная доска (задание «Раздели слова на две группы»);
Музыкальные инструменты: бубны, треугольник, маракасы, дудочка, металлофон, барабан, ложки.
Музыкальный материал:
«Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского
Ария Снегурочки из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова
Песня Леля из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова
«Ты слышишь, море?», муз. А. Зацепина, сл. М. Пляцковского.
Ход урока
«Природа вошла в русское искусство так, как входит она в нашу жизнь. Без природы искусство задохнулось бы, как мы сами задыхаемся, когда подолгу бываем от природы оторваны.»
Д. Кабалевский
Постановка цели и учебной задачи
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я вижу, что настроение у вас хорошее, все готовы к уроку и можно начинать наше путешествие в удивительный мир музыки. Наш занавес открывается.
На наших уроках мы говорим с вами о величайшей силе искусства – способности музыки воздействовать на сердце человека, наполнить его радостью, гордостью, печалью, состраданием, смелостью, мужеством, нежностью…
И вы не раз убедились в том, что воздействуя на людей, музыка может влиять на их жизнь, преобразуя ее. Почему так происходит? В чем сила музыки? На эти вопросы мы и отвечаем на наших уроках во втором полугодии.
О силе какой музыки пойдет сегодня речь?
Работа по теме урока
- С помощью каких музыкальных инструментов вы выразили бы звуки природы?
(Прошу детей назвать муз инструменты с помощью которых можно изобразить музыку природы, в том числе и виртуальных пианино и синтезатора, мелодию падающего снега, звона капели, громовых раскатов, птичьих трелей, дроби дятла, завывания ветра и т.д.)
- Как вы думаете, есть ли у природы свои знаменитые музыканты, композиторы, певцы? Расскажите о них.
- Есть ли у природы свои оркестры, свои хоры? Из каких музыкантов и певцов состоят эти оркестры и хоры?
Я вам сейчас прочитаю построчно стихотворение, а вы постарайтесь вспомнить и назвать произведение, о котором говорится в этой строке.
- Послушай стихотворение, о каком композиторе в нем идет речь?
Мы любим с детства ночь под Рождество,
Когда бормочет о царе Салтане
И о невесте царской няня Тане,
Ушедшей в майской ночи волшебство.
Девчата с парубками, в колдовство
Вовлечены, гуторят на поляне,
Как пел Садко в глубоком океане,
Пленен морским царем, пленив его.
К ним выйдя в эту пору, ты увидишь
Сервилию, невидимый град Китеж,
Кащея, Золотого петушка...
Взгрустнется о Снегурочке. Сев в санки,
О Младе вспомнив, ставши к Псковитянке
Искать путей, не сыщешь ни вершка...
+ Римский-Корсаков
- О русском композиторе Н.А. Римском-Корсакове, потому что в нем перечисляются произведения написанные им.
+ В стихотворении упомянуты следующие оперы Н.А. Римского-Корсакова:
... ночь под Рождество – «Ночь перед Рождеством»
(1894)
... о царе Салтане – «Сказка о царе Салтане» (1899)
... о невесте царской няня Тане – «Царская невеста» (1898)
... Ушедшей в майской ночи волшебство – «Майская ночь» (1879)
... Как пел Садко в глубоком океане – «Садко» (1896)
... ты увидишь Сервилию – «Сервилия» (1902)
... невидимый град Китеж – «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904)
... Кащея – «Кащей бессмертный» (1902)
... Золотого петушка – «Золотой петушок» (1907)
... Взгрустнётся о снегурочке – «Снегурочка» (1881)
... О Младе вспомнив – опера-балет «Млада» (1889)
... ставши к Псковитянке искать путей – «Псковитянка» (1872)
- Что вы знаете об этом композиторе?
Рассказ о творчестве композитора Н.А. Римского-Корсакова (Презентация ученика)
+ Что он был морской офицер, член музыкального сообщества «Могучая кучка», написал 15 опер…
- «В хмурое туманное утро сентября 1862 года из Кронштадской гавани отплывал корабль «Алмаз». Нам борту его находился 19-летний Николай Андреевич Римский-Корсаков, - так начинает рассказ о композиторе Р. Барановская. Несмотря на то, что впереди его ждало много интересного, на душе молодого моряка было безрадостно. Незадолго до окончания морского корпуса он познакомился с молодым композитором, последователем М.И. Глинки - М.А. Балакиревым и вошел в кружок под названием “Могучая кучка”. Это содружество молодых талантливых людей, которые решили посвятить себя делу создания русской национальной музыки. Н.А. Римский-Корсаков начал работать над Первой симфоний. И вот теперь наступила многолетняя разлука. Но кругосветное плаванье послужило композитору источником разнообразных впечатлений, которые отразились в его творчестве.
Вслед за Первой симфонией, исполненной в 1865 г., появилась симфоническая фантазия “Садко”, а затем и первая опера “Псковитянка”. В 1880 г. он пишет весеннюю сказку “Снегурочка”.
В историю мировой музыкальной культуры он вошел как былинный сказитель, летописец и музыкальный сказочник. “В сущности, мой род - это сказка, былина, и, непременно, русские”, - говорил про себя композитор.
Среди 15 опер Н.А. Римского-Корсакова девять написаны на сюжеты русских сказок и легенд (“Ночь перед Рождеством”, “Садко”, “Сказка о царе Салтане”). Некоторые из них имеют политический смысл: “Кощей Бессмертный”, “Золотой Петушок”. В них - едкая ирония, смелый протест против зла и насилия.
- Ребята, а слово «Опера» что означает?
+ Опера – музыкальный спектакль с участием певцов, хора и симфонического оркестра.
Предлагаю ребятам работу с Интерактивной доской:
Выполняя работу, ребята приходят к выводу о том, что слова на доске можно разделить:
-на группу слов, терминов, связанных с оперой, как с жанром музыки. (Опера, оркестр, хор, увертюра);
-и имена героев оперы «Снегурочка» композитора Римского - Корсакова. (Снегурочка, Лель, Весна, Мороз).
- На нашем уроке речь пойдет об опере “Снегурочка”.
- А теперь закройте глаза и вслушайтесь в мои слова. Представьте себе.
Полночь. Понурый лес окоченел от долгой зимы и трескучих морозов. Сосны и ели окутаны снегом. Под Красной горкой - скованная льдом река. За рекой - Берендеев посад.
“...Легкое, прозрачное звучание струнных как дрожание холодного воздуха. Настороженно, сурово вступили контрабасы, а потом тепло и нежно запел кларнет. Гобой изобразил крик петуха, а в ответ тот же напев повторил английский рожок...” (И. Котмина. “Весенняя сказка”.)
- Представили? Можете нарисовать мысленно картину?
“Это именно весенняя сказка - со всей красотой, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием”, - писал об опере композитор А.П. Бородин.
Сам автор оперы вспоминал о ней так: “Не было для меня на свете лучшего сюжета, чем “Снегурочка”. Ни одно сочинение до сих пор не давалось мне с такой легкостью и скоростью, как “Снегурочка”.
Всего два с половиной месяца потребовалось композитору для написания этой оперы.
Как вы думаете, почему?
+ Потому что все любят сказки и чудеса, даже взрослые;
+ Сказочная Снегурочка – это любимый персонаж, который привлекает и детей, и взрослых.
+ Герои этой истории разные, интересно сочинять музыку, которая передает характер, настроение и даже голоса героев;
+ В сказке – русская природа, композитор любил природу России;
+ Чтобы получилось быстро и красиво нужно вдохновение.
+ Когда у меня есть вдохновение, я рисую, и мои рисунки получаются красивыми. Наверное, у композитора было вдохновение.
Исполнение песни «Ты слышишь, море?» А. Зацепина на слова М. Пляцковского
- А сейчас я приглашаю вас еще в одно путешествие, которое поможет вам осуществить романтическая и красивая песня «Ты слышишь, море?».
1. Исполнение песни. «Ты слышишь, море?».
- Раскройте эмоциональное содержание песни.
- Какими средствами композитор передает его в музыке?
2. Исполнение песни Ах, Зима! В Кудрина.
-- Какая музыка напоминает вам солнце, море, ветер, дождь и т.д.?
Итог урока
- В чем сила музыки, звучащей на сегодняшнем уроке?
Музыка, звучащая на уроке, красива, потому что рассказывает нам о красоте природы, а следовательно, и о красоте жизни.
- В чем сила музыки Н. А. Римского-Корсакова?
а) В правдивом показе нравственной красоты жизни?
б) В мастерстве композитора?
в) В единстве жизненной красоты и мастерства композитора?
+ Опера и пьеса “Снегурочка” учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь природу, песни и добрые, человеческие чувства.
- Каким песням человек может научиться у природы?
+ Нам, кажется, разным. И веселым, и грустным, а главное – добрым и красивым.
- А как вы думаете, в какое время суток вы лучше всего слышите музыку природы?
ЗВУКИ НОЧИ (Читает ученица)
О ночь безлунная!..
Стою я, как влюбленный,
Стою и слушаю, тобой обвороженный...
Какая музыка под ризою твоей!
Кругом - стеклянный звон льющихся ключей;
Там - листик задрожал под каплею алмазной;
Там - пташки полевой свисток однообразный;
Стрекозы, как часы, стучат между кустов;
По речке, в камышах, от топких островов,
С разливов хоры жаб несутся, как -глухие
Органа дальнего аккорды басовые,
И царствует над всей гармонией ночной,
По ветру то звончей, то в тихом замиранье,
Далекой мельницы глухое клокотанье...
А звезды... Нет, и там, по тверди голубой,
В их металлическом сиянье и движенье
Мне чувствуется гул их вечного теченья.
А.Майков
- Что значит, когда говорят: “душа поет”?
О чем она поет и должна ли она петь?
- В какие моменты жизни вы чувствуете, что ваша душа поет?
- Вашим домашним заданием на следующий урок будет составление небольшого рассказа о природных оркестрах и хорах, можете их участников нарисовать в своих рабочих тетрадях.
- Вы замечательно сегодня на уроке работали (происходит оценка деятельности учащихся и всего класса) и давайте себе поаплодируем (все хлопают), а наш занавес закрывается.
До следующей встречи с удивительным миром искусства, с музыкой!
До свидания!