СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе на тему: «Конституция России. Основы конституционного строя».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка для учитедей обществознания . План конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«План конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе на тему: «Конституция России. Основы конституционного строя».»

Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе «Конституция России. Основы конституционного строя»





.




Учитель обществознания 1-ой категории: Рамазанова Д.Ш.
2019-2020 уч.год
Цели. 1. показать значение Конституции как документа;

2. определить принципы устройства общества;

3. формировать умение работать с источником;

4. воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства
Обучающиеся должны знать:

1.Конституция обладает высшей юридической силой.

2. Конституция провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей юридической силой».

3. Признание, соблюдение и защита этих прав и свобод – главная цель Основного закона.
Обучающиеся должны понимать:


  1. Конституция – закон высшей юридической силы.


  2. Конституция базируется на ценностях нравственных, демократии, патриотизма.


  3. Перед Конституцией стоят задачи: закрепить фундаментальные права человека, упорядочить государственную власть, утвердить правосудие.



Обучающиеся должны уметь:


  1. Объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы.


  2. Характеризовать смысл основных понятий.

  3. Анализировать тексты.



Тип урока – изучение нового материала (форма – урок-путешествие)
Ход урока

Я требую, чтобы государство защищало не только меня, но и других. Я требую, чтобы оно защищало свободу – и мою собственную, и всех окружающих людей.

Карл Поппер


  1. Вступительное слово учителя.


Главное место в системе законодательства государства занимает Конституция.

Конституция это (лат. constitutio) – установление, учреждение, устройство.

Конституция – основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации.

Конституция государства – это юридический, политический и идеологический документ, её содержание закрепляет соотношение социально-классовых сил в обществе, которые сложились к моменту принятия и введения в действие Конституции.

Конституция: закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти; обладает высшей юридической силой; является источником права; характеризуется особым порядком принятия и изменения.

Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных и переходных положений (раздел 2).



  1. Путешествие обучающихся по разделам Конституции..


Обучающиеся объясняют значение принятия Основного закона.

Преамбула – вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.

Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей. (Приложение 1)

Заключительные и переходные положения содержат 9 частей, в которых устанавливается порядок вступления Конституции в законную силу, определяется порядок применения законов, содержатся правила о порядке и сроках вступления в силу новых норм.

Сущность Конституции, её задачи и высшая ценность для человека и общества состоят в правовом ограничении государственной власти, в установлении для неё известных правовых пределов, которые она преступить не имеет права.

Конституционный строй – это система общественных отношений в странах, в которой соблюдается порядок, установленный нормами конституции.


  1. Групповая работа по изучению Конституции РФ.


1 группа изучает главу 2 «Права и свободы человека и гражданина» и составляет схему «Классификация прав и свобод». (Приложение 2).

2 группа изучает главу 3 «Федеративное устройство» и заполняет схему «Типы субъектов РФ». (Приложение 3)

3 группа изучает главу 4 «Президент РФ» и составляет кластер «Полномочия президента». (Приложение 4)

4 группа изучает главу 5 «Федеральное собрание» и объясняет другим группам назначение, структуру и полномочия Федерального собрания.

5 группа изучает главу 6 «Правительство РФ» и рассказывает о полномочиях правительства.

6 группа изучает главу 7 «Судебная власть», составляет схему «Полномочия судов РФ». (Приложение 5)

Все группы проговаривают свои задания и результаты друг другу. В конце выступления каждая группа делает вывод.

  1. Итог урока. Оценки.

  2. Домашнее задание §33. Подготовиться к конкурсу на лучшее знание Конституции РФ.





ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Глава 1. «Основы конституционного строя» (закрепляет принципы, определяющие государственный и общественный строй России).

Глава 2. «Права и свободы человека и гражданина» (устанавливает общие принципы правового положения личности в нашей стране, закрепляет ее основные права, свободы и обязанности, а также общие юридиче­ские гарантии этих прав и свобод).

Глава 3 «Федеративное устройство» (определяет территорию и со­став России как федеративного государства, предметы ведения РФ и субъектов РФ, закрепляет правовой статус субъектов федерации).

Глава 4. «Президент РФ» (определяет полномочия президента как главы российского государства).

Глава 5. «Федеральное собрание» (высший представительный и зако­нодательный орган в стране).

Глава 6. «Правительство» (высший исполнительный орган).

Глава 7. «Судебная власть» (устанавливает основополагающие прин­ципы отправления правосудия и основы организации судебной системы и органов прокуратуры).

Глава 8. «Местное самоуправление» (устанавливает основополагаю­щие принципы организации местного самоуправления).

Глава 9. «Порядок изменения Конституции» (определяется порядок изменения Конституции, внесение в нее поправок или коренной ее пере­смотр).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Классификация прав и свобод


Права и свободы


Личные Культурные

Социальные

Экономические Политические

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Типы субъектов РФ





Республики









Края




Три города федерального значения




Одна еврейская автономная




Области



ПРИЛОЖЕНИЕ 4








ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Полномочия судов РФ

На уроке мы рассмотрим понятие конституционного строя РФ и его основы. Вы узнаете, какими характеристиками наделяет наше государство Конституция России, на каких принципах строится вся государственная власть и взаимоотношения между государственными органами и населением в нашей стране. Также вы познакомитесь с понятиями прямой и косвенной демократии, референдума, политического и идеологического плюрализма.

Тема: Человек. Государство. Право

Урок: Конституционный строй

 

1. Введение

Конституционным строем принято называть форму или способ организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство.
Принципы конституционного строя – это основополагающие идеи и положения, определяющие наиболее существенные черты и принципы организации российского государства. Принципы конституционного строя находят свое закрепление в Конституции РФ, т.к. она регулирует наиболее важные общественные отношения, и ее нормы являются исходными для всей государственной и общественной жизни.


Рис. 1. Россия – наша общая Родина (Источник)

Прежде всего в Конституции Россия провозглашается демократическим правовым федеративным государством с республиканской формой правления. Рассмотрим каждый из этих принципов в отдельности.

Принцип демократического государства означает, что в нашей стране действует демократический политический режим, в основу которого положена идея народовластия. Народ в РФ является носителем суверенитета и единственным источником власти. Народ принимает реальное участие в управлении государственными делами. Он осуществляет свою власть непосредственно либо через органы государственной власти или органы местного самоуправления. В зависимости от формы волеизъявления народа, выделяют 2 формы демократии:
1. Представительная (косвенная) демократия – осуществление народом власти через выборных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют.
2. Непосредственная (прямая) демократия – форма прямого волеизъявления народа или каких-либо групп населения (выборы, референдум и др.).
Референдум – это всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. Считается, что решения, принятые на всенародном референдуме, обладают высшей юридической силой и обязательны для применения на всей территории страны. Так, в 1993 году была принята Конституция РФ.


Рис. 2. Призыв к проведению референдума (Источник)

Выборы в РФ являются всеобщими, прямыми, равными, свободными и осуществляются при тайном голосовании. Общефедеральные выборные органы – это Президент и Государственная Дума РФ.

Принцип правового государства означает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и государство обязано их признавать и защищать. Также в правовом государстве закрепляется принцип разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Ветви власти независимы друг от друга и самостоятельны в пределах своих полномочий.
Центральным признаком правового государства является верховенство закона.Это выражается в том, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы РФ. Кроме того, установлено верховенство Конституции по отношению к другим нормативным актам, то есть ни один нормативный акт не может ей противоречить.

Политический и идеологический плюрализм является важнейшим принципом правового и демократического государства. Политический плюрализм – это многопартийность, она предполагает существование и реальную конкуренцию в борьбе за власть нескольких политических партий в стране. При этом Конституция РФ запрещает создание и деятельность партий, направленных на насильственное свержение конституционного строя РФ. Идеологический плюрализм (многообразие) означает, что ни одна идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Принцип федеративного государства означает, что Россия является федерацией, состоящей из субъектов – республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Всего в РФ насчитывается 83 субъекта. При этом РФ имеет единую общую территорию, охватывающую территорию всех субъектов, входящих в ее состав. Взаимоотношения между федерацией и субъектами строятся на принципе равноправия и самоопределения народов: у всех народов, проживающих в России, есть равные права на развитие национального языка и национальной культуры.

Принцип социального государства. Социальный характер государства выражается в его политике, направленной на создание условий достойной жизни и свободного развития человека. Задачей государства является достижение такого общественного прогресса, который основывается на принципах социального равенства. При этом государство берет на себя ряд конкретных обязательств:
1. охрана труда и здоровья граждан;
2. гарантия минимального размера оплаты труда;
3. государственная поддержка семьи, инвалидов и пожилых людей;
4. государственные пенсии и система различных социальных служб.

Принцип светского государства. Светскимпризнается государство, в котором не существует официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Религиозные объединения отделены от государства и равны между собой перед законом. Это означает, что государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений и не поручает им выполнение каких-либо государственных функций. Также закреплена свобода совести как неотъемлемое право каждого.

Принцип республиканской формы правления – РФ является республикой, откуда следует, что высшие органы государственной власти формируются путем выборов. В РФ смешанная (полупрезидентская) республика, в которой сочетаются признаки президентской и парламентской республики.


Рис. 3. Россия – федеративное государство (Источник)

Принцип суверенного государства выражается в праве государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами. Государственная власть обладает верховенством и независимостью по отношению ко всем другим властям в государстве. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию.
Также Конституция закрепляет право граждан на местное самоуправление – это право населения различных территориальных единиц управлять общественными делами. Государство признает самостоятельность органов местного самоуправления как одной из форм власти народа. Эти органы не входят в систему органов государственной власти, они самостоятельны в рамках закона.
К экономическим основам конституционного строя относятся принципы рыночной экономики и свободной экономической деятельности. Вся территория России представляет собой единое экономическое пространство, где не должно быть административных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Государство поддерживает конкуренцию как основу рыночной экономики. Государство признает многообразие форм собственности и обеспечивает равную защиту частной, муниципальной, государственной и других форм собственности.

 

Список литературы

1. Кишенкова О.В. Обществознание / учебник для 9 класса. – М.: Академкнига, 2010.

2. Никитин А.Ф. Обществознание. 9 класс. – М.: Дрофа, 2011.

3. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание / учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2012.

4. Обществознание / под ред. М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2012.

 

Домашнее задание

1. Прочитайте главу 1 Конституции РФ.

2. Подумайте, какие еще принципы вы бы отнесли к основам конституционного строя РФ?

3. Какие формы прямой демократии в России вы можете перечислить? Как народ может непосредственно участвовать в управлении государством?













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!