СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока по ОБЖ в 5 классе на тему:" Безопасность на улицах и дорогах"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данныу ра зработку урока можно использовать на куроках ОБЖ в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока по ОБЖ в 5 классе на тему:" Безопасность на улицах и дорогах"»

Конспект открытого урока по основам безопасности жизнедеятельности в 5 классе МОУ « Тумская общеобразовательная школа № 46 » преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности

Тихонова Ю.С.

Дата проведения урока 20 апреля 2015 года.


Тема урока: « Безопасность на улицах и дорогах ».

Цель: Формирование представлений о безопасном поведении на улицах и дорогах.


Задачи.

1.Обучающие: знакомство с понятиями «общественный транспорт», «виды транспорта»; изучение опасных и аварийных ситуаций на дорогах и улицах, а также правил безопасного поведения на улицах и в общественном транспорте.

2.Воспитательные: формирование сознательного отношения к выполнению правил дорожного движения; привитие навыков дисциплины и культуры поведения на дорогах и в общественном транспорте.

3.Развивающие: развитие умения самостоятельно ориентироваться в опасных ситуациях.

Учебно-наглядные пособия: презентация по теме урока, интерактивный тест; дорожные знаки, сделанные обучающимися.


Ход урока.

I .Повторение материала предыдущего занятия.

С высоты птичьего полета видно огромное количество дорог, по дорогам движется транспорт. А по тротуарам идут люди. И для каждого из них есть свои правила. Это правила дорожного движения. Их составили для того, чтобы упорядочить взаимодействие между собой всех участников дорожного движения.

На прошлом занятии мы повторили дорожные знаки, узнали, как они классифицируются. Предлагаю поработать в группах. Каждая группа получает фрагменты дорожного знака. Необходимо восстановить знак и рассказать о нём. (Ученики выполняют задание).


I Изучение новой темы урока.

1. Вступительное слово учителя.

Автомобиль. Дорога. Пешеход. Что объединяет эти три слова?

Ребята, послушайте загадки и попробуйте их разгадать.

1.Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Автомобиль)


Мой первый слог средь нот найдешь,

Покажет лось второй и третий.

Куда из дому не пойдешь,

Ты сразу ЦЕЛОЕ заметишь.

(Дорога)


Я по городу иду,

Я в беду не попаду.

Потому что твёрдо знаю -

Правила я выполняю.

(Пешеход)


Молодцы, ребята. А зачем нужен транспорт? Автомобиль стал неотъемлемой частью нашей жизни. Он оказывает помощь человеку как в перевозке грузов, так и в перевозке пассажиров. И мы настолько привыкли к нему, что часто забываем об опасностях, связанных с транспортом.

Так как, вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

.

II Изложение нового материала.

1.Работа со схемой.

Город Рязань, а тем более пос. Тума отличаются от крупных городов и посёлков. Но они имеют много дорог и перекрестков, поэтому нам необходимо быть внимательными на улицах нашего города. В зависимости от места передвижения весь транспорт делится на 4 большие группы: воздушный, наземный, подземный, водный.

Наши улицы и дороги заполняют разнообразные виды транспорта. Они различны по назначению, габаритам, передвигаются с разной скоростью. Сегодня мы поговорим о наземном транспорте - автомобилях.

Автомобили можно классифицировать следующим образом.


Слайд «Классификация автомобилей».

Автомобили




Транспортные

Специальные

Пассажирские

Грузовые




Общественные

Легковые




А теперь давайте попробуем эту схему оживить.

Для чего нужны автомобили транспортные? А специальные? Объясните их назначение. (ответы).

Какие вы знаете транспортные автомобили? Приведите примеры. (ответы)

Правильно, ребята. Наземный транспорт, в свою очередь, делится: на транспортные автомобили и специальные.

Транспортные делятся на: грузовые и пассажирские автомобили.

Пассажирские делятся на общественные и легковые.

2.Беседа.

Слайды «Транспортные средства».

Спецмашины – выполняют срочные задания.

Легковые, гоночные, спортивные (для чего служат?)

Общественный транспорт (кого перевозит?)
Грузовые автомобили - для перевозки, транспортировки различных грузов: песка, торфа, угля, снега. Машины–мусорщики. Панелевоз - на стройке. 
Машины-цистерны (молоко, мука, бензин). Забирают и отдают груз через шланги или особые приспособления. 
И др.


Аналогичные вопросы по всем видам транспортных средств:

  • (Какие автомобили относятся к специальным?

(Автокраны, пожарные, медицинские и др.)

  • Какие автомобили включает пассажирский транспорт?

(Легковые, трамваи, троллейбусы, автобусы).

  • Для чего служат легковые автомобили, автобусы, трамваи и троллейбусы?

  • (Легковые – для перевозки пассажиров; автобусы – для массовой перевозки пассажиров, они бывают городские, пригородные и междугородные; трамваи и троллейбусы – для перевозки пассажиров по определенным маршрутам по расписанию).

  • Зачем нужны грузовые автомобили? Ответы ребят.


3. Физминутка.

Мы шагаем по дороге,

Повстречали переход.

Стоп!

Кверху мы глаза подняли

И увидели светофор.

Красный свет нам «Стой!» кричит.

Ждать зеленого велит.

Чтобы было ждать не скучно,

Наклоняемся мы дружно.

И назад, и вперед.

Влево, вправо поворот.

Потянулись высоко и вздохнули глубоко.

Вот зеленый загорелся.

Можно нам идти вперед.

Левой, правой,

Левой, правой

А потом руками хлоп!

Смело мы идём вперёд.

Светофор – помощник славный

Уставать нам не даёт.
Все садятся.


Мы должны уважать дорогу, чтобы дорога уважала вас. Зачем нам это? Давайте посчитаем, сколько детей погибает на дорогах.

Ежедневно на дорогах России погибает около 1,5 тысяч детей чьих-то самых лучших, самых любимых, чьих—то самых, самых...

24 тысячи получают ранения. И это не просто цифры. Это чьи-то невосполнимые потери, чьи-то страдания, боль, крушение чьих-то надежд. Если смотреть на эти цифры в сравнении с вселенной, то они ничтожно малы. Если рассматривать по количеству выплаканных слез матерей, родственников, то это огромные цифры.

4. Слайд «Статистика» и слайд «Общая статистика».

Кто виноват в их смерти? Виноваты сами дети. Дети не уважали дорогу, а дорога “отплатила” им за это. Дорога не терпит непослушания и забирает жизни.

А в чём заключаются опасности на улицах и дорогах? (ответы)

Теперь посмотрим, какова статистика ДТП?

Каковы причины несчастных случаев на дороге? (дети дают свои варианты ответов)

Давайте посмотрим, какие еще могут быть причины ДТП? (ответы)


5. Слайд «Причины ДТП», Слайд «Причины ДТП с участием пешеходов».


6. А как вы думаете, по каким причинам происходят чаще всего ДТП в Рязанской области? (ответы). Посмотрите какие еще причины ДТП могут быть.

Слайд «Причины ДТП в Рязанской области».



7. Ребята, а чтобы избежать опасных ситуаций на улице, что необходимо помнить?

Ответы ребят.

Слайд «Правила безопасного поведения на улице и дорогах

(Примерные ответы детей: 1.Соблюдать ПДД. 2. Ждать автобус нужно на остановке. 3.Нельзя баловаться на остановке и стоять на краю проезжей части. 4.Улицу нужно переходить по пешеходному переходу. 5.Нужно уступать место инвалидам и пожилым людям. 6.Нужно вести себя спокойно в общественном транспорте, не ходить без дела, не шуметь. 7.Когда садишься в трамвай или выходишь из него, убедись, все ли машины остановились. 8.Переходи улицу перед трамваем по пешеходному переходу.)

Молодцы, ребята. Вы правильно сформулировали правила безопасного поведения на улице и в общественном транспорте.




III Закрепление.

А теперь посмотрим, как вы усвоили тему урока. Предлагаю ответить на вопросы небольшого теста.

Отвечают на тест «Опасные ситуации на дороге и улице». (на слайдах).

Посмотрим, как вы справились (смотрим результаты теста на экране).

  • А кто нам поможет, если произошел несчастный случай? (Служба спасения).

  • По какому телефону нужно позвонить? (01).


1.Практическое занятие – ролевые игры А сейчас проведём ролевые игры. Предлагаю разыграть небольшие сценки по правилам поведения на дороге и улице и по видам современного транспорта. Делимся на 3 команды.

Одна команда – «Мы пешеходы» (сценка на пешеходном переходе, разговаривают по телефону (невнимательность).

Вторая – «Мы пассажиры» (едет автобус, пассажиры громко смеются, водитель резко поворачивает руль, теряет управление, неправильное поведение в автобусе).

Третья – «Мы на остановке» (в ожидании автобуса, толкаются и выталкивают на проезжую часть одного человека, нарушение правил поведения на остановке).

Время – 2 мин. (показ сценок).


2.Итог урока.

Ребята, что нового узнали, открыли для себя на уроке?

Ответы ребят:

  1. Виды транспорта.

  2. Причины ДТП.

  3. Опасные ситуации на дорогах и улицах.

4. Правила безопасного поведения на улице, на дороге и в общественном транспорте.

Давайте составим инструкцию по правилам безопасного поведения на дороге и улице (приём «Синквейн») Выполняют.

Количество машин на дорогах растет с каждым годом. Но это не значит, что число несчастных случаев будет расти, что на улицу и на дорогу будет опасно выходить. Главное – хорошо знать правила дорожного движения, быть внимательными и дисциплинированными, и тогда количество несчастных случаев сократится. Правильное поведение на дорогах -  показатель культуры человека. Желаю всем безопасных дорог. Будьте воспитаны.


3.Рефлексия (самооценка по лестнице успеха в виде ёлочки).

4.Домашнее задание: параграф №11, составление безопасного маршрута от школы до дома в тетради, с обозначением красным цветом опасных участков.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!