СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Тундра". 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Тундра". 4 класс»

МКОУ «Хунгиянская ООШ»

Кайтагский район



Открытый урок в 4 классе на тему:

«Тундра»




Подготовила: учитель начальных классов

Газиева Сарият Газиевна



Хунгия. 2020 г.




У рок – путешествие по окружающему миру на тему: «Тундра».


Цель: сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры; познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.

Задачи:

1. Формировать умения использовать научные методы познания природы, прививать навыки учебного труда.

2. Развивать речь, логическое мышление, умение высказывать свою точку зрения, способности к самостоятельному решению учебных задач.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление изученного.

Форма урока: урок – путешествие

Оборудование:

  • мультимедийная установка;

  • презентация;

  • карта «Природные зоны России»;

  • рисунки и фото растительного и животного мира тундры;

  • фильм «Природа России. Тундра»;

  • карточки для индивидуальной работы и работы в группах;

  • песня «Увезу тебя я в Тундру» Самоцветы.



Ход урока

I. Организационный момент.

- Добрый день! У нас сегодня необычный урок. Сегодня у нас много гостей. Давайте поприветствуем их!

Прозвенел звонок веселый. 
Мы начать урок готовы. 
Будем слушать, рассуждать, 
И друг другу помогать.


II. Проверка знаний.

- На прошлом уроке мы познакомились с самой холодной природной зоной России – Арктикой. Проверим, как вы усвоили материал.


Выполнение теста. Тест «Арктика». Слайд


  1. Природная зона арктических пустынь расположена…
    а) на островах Тихого океана;
    б) на островах Индийского океана;
    в) на островах Северного Ледовитого океана.

  2. В Арктике для растений и животных сложились…
    а) суровые условия;
    б) комфортные условия.

  3. В ледяной зоне растут…
    а) кедры, березы, черемуха;
    б) лишайники, мхи, полярные маки;
    в) бузина, орешник, айва.

  4. В Арктике обитают животные…
    а) бобры, нутрии, хомяки,
    б) волки, белые медведи, рыси;
    в) моржи, тюлени, белые медведи..

  5. Скопления птиц в Арктике называются
    а) птичьи рынки;
    б) птичьи слободки;
    в) птичьи базары.


поднимается на несколько градусов выше нуля).

Работа с картой.

- Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь, называя географические объекты.

- Как вы себе представляете Арктику?

Молодцы! А сейчас отправляемся в путешествие .




III. Введение в тему.

- Люди отправляются в путешествие по разным причинам. Одних побуждает любовь к приключениям, других - неутомимая жажда открытий, третьих - неизвестность и очарование таинственностью.
- А мы сегодня продолжим путешествовать по природным зонам России.



Мы сегодня снова будем наблюдать, 
Выводы делать и рассуждать.

В путешествиях можно многое узнать

И друзьям потом об этом рассказать.

Новая природная зона приглашает вас – 
И опять в экспедицию отправляется класс.


- А чтобы тему урока узнать, кроссворд , ребята, поспешим разгадать:

Разгадывание кроссворда.

Слайд

  1. Короткое название ледяной зоны (Арктика)

  2. Птица с необычным красным клювом (Тупик)

  3. Название острова, на котором расположен заповедник (Врангеля)

  4. Арктика - царство снега и … (Льда)

  5. Растения, живущие в толще воды (Водоросли)

  6. Вид рыбы, обитающий в северных морях (Сайка)

Ребята, какое же ключевое слова кроссворда? Дети: тундра.

Слайд Ключевое слово: Тундра– это тема нашего урока. (вывешивается на доску кластер)

- Слово «тундра» произошло от финского слова, которое означает «плоский безлесный холм», а другое значение этого слова: «бесплодная или враждебная территория». Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Расположена на материке Евразия. (Показ по карте.) На карте эта зона обозначена фиолетовым цветом.

Слайд

- В течение урока вы должны заполнить схему, ответив на следующие вопросы по плану. (Учитель вывешивает на доску схему).

- По какому плану изучаем любую природную зону? (Учащиеся называют основные пункты, по которым идет изучение каждой природной зоны, а учитель добавляет схему).

В результате на доске составляется кластер.

Тундра

Климат. Деятельность человека.

Местоположение. Животный мир.

Растительный мир.




- Экскурсия наша планировалась заранее, поэтому сопровождать нас будут синоптики, ботаники, зоологи и экологи (4 группы – на столах выставлены таблички с названиями групп), которые побывают в тундре в составе научно - исследовательских экспедиций.

- Итак, садимся на оленьи упряжки и отправляемся в путь, а пока будем ехать, послушаем песню о тундре и попробуем представить эту природную зону.

Актуализация знаний.

Подбор одежды

- А теперь, оценив расположение тундры, вспомнив песню, подумайте, как одеться в экспедицию. (Слайд – названия одежды)

- На слайде есть виды одежды (меховая куртка, валенки, рубаха, кожаные перчатки, рукавицы, майка, меховая шапка и другие); подумайте, какая одежда подходит для нашего путешествия?

Слайд «Одежда населения тундры»

– А вот как одеваются коренные жители тундры.

– Как вы думаете, с чем это связано?

– Да тундра – очень холодная зона.

- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах, выполнить задания и заполнить кластер. (Учащиеся в группах обсуждают ответы на вопросы)



Вывод: Слайд (на доске дополняется схема)

  • Расположена чуть южнее Арктики;

  • Холодная бескрайняя равнина;

  • Зима длится около 7-8 месяцев, t – ( -50 С) ;

  • 2 месяца – полярная ночь;

  • За короткое лето поверхность оттаивает

на глубину от 50 см до 1 метра;

  • Кругом болота, мелкие озера;

  • Лето очень короткое (2-3 месяца) и прохладное. Температура в июле не превышает (+14 С.)


- Мы познакомились с климатическими условиями тундры, а сейчас нам предстоит узнать, как растения приспособились к жизни в таких суровых условиях.

Группа «Ботаников». Слово ботаникам.

– Растительный мир тундры значительно богаче, чем в Арктике.

Ученик – ботаник №1. Слайд.

Коротким полярным летом снега и льды тают, обнажая тундру. Разнообразные растения и мелкие животные, населяющие ее, мгновенно просыпаются. Растения переносят долгую зиму либо в семенах, либо вообще не замерзая. Поэтому они остаются под снегом, как бы в законсервированном состоянии, с вполне развитыми листьями и почками. Летом растения быстро развиваются и успевают дать семена за короткое северное лето. Оттаивает только поверхностный слой почвы на глубину от 10 до 40-50 см. Талые воды не просачиваются, а потому в тундре много болот.

Вывод: Слайд «Особенности растений» (на доске составляется кластер)

  • карликовые формы растений, т. к. сильные ветры;

  • их мелкие листья часто свернуты, одеты волосяным покровом,

  • растения стелятся по земле, образуя подушки;

  • корни расположены близко к поверхности;

  • короткий период цветения и созревания плодов;

  • яркая окраска цветов, привлекает насекомых;

  • растения многолетние.

  • короткие корни, т. к. многолетняя мерзлота


Физминутка. Слайд (Встали)

Ты по тундре стал шагать (шагаем)
Далеко кругом видать (присели, повороты вправо, влево, взгляд из-под руки)
Перешагивай деревья (шаг с высоким подниманием бедра)
Их, смотри, не растопчи (прыжок)
Если летом оказался, гнус скорее отгони (машем руками)
А зимою – не дрожи (похлопывают себя)
Сядем в нарты, и опять
Дальше тундру изучать (сели на место)






Ученик – «зоолог»: Северные олени хорошо приспособлены к жизни в тундре. Их передние ноги имеют широкие копыта с углублениями в виде ложки или совка, удобные для разгребания снега и откапывания из-под него ягеля. Во время хождения по мягкой почве или рыхлому снегу копыта раздвигаются в стороны, увеличивая поверхность опоры и тем самым способствуя успешному передвижению по льду, снегу или болоту. Волосяной покров хорошо защищает оленя от стужи. На зиму волосы утолщаются, под ними образуется воздушный слой, препятствующий потере тепла. Кроме того, в шерсти увеличивается количество белых волос, отчего олень как бы седеет. Такая шерсть задерживает излучение тепла в окружающее пространство и согревает тело. К зиме олени жиреют, подкожный слой жира достигает 3-4 см, это тоже помогает им переносить сильные морозы. Кроме того, в морозную погоду олени сбиваются в плотные кучи, вследствие чего стадо окутывается густым облаком согретого воздуха. Слайд



  1. Злая вьюга сугробы намела,
    Все затихло, будто тундра замерла.
    На снегу еле заметные следы,
    Что за птиц белых стаи залегли?
    (Белая куропатка) Слайд

  2. Маленький шарик по тундре шарит. (Лемминг) Слайд

Ученик – «Зоолог»: Лемминги – серые небольшие мышевидные грызуны. Окраска у некоторых из них желтоватая с темными и светлыми пятнами. Очень интересно лемминги проводят свой день. Один час кормятся, два часа спят. Леммингами питаются многие животные тундры.

  1. Всю зиму до самого лета
    В наряд белоснежный одета.
    Глаза, как зеленые блюдца,
    Не плачут и не смеются.

При солнце таится и спит,
Во тьме на охоту летит. (Сова) Слайд

Ученик – «Зоолог»: За бесшумный полёт, способность видеть в темноте, острый слух, мгновенную реакцию в народе сову прозвали «пернатой кошкой». Как и кошки, питается грызунами. В тундре таким является лемминг. Она отличается от своей лесной сестры окраской перьев: они у нее белого цвета. Размах ее крыльев – до 160 см, вес – 2,5 кг. Увидит – взлетает и глотает. Нападает на куропаток и даже ловит рыбу.

  1. Белый клубок – за белым – скок. (песец и заяц, заяц-беляк или таймырский беляк) Слайд

Вывод: Слайд «Особенности животных» (на доске составляется кластер)

  • Белая окраска меха зверей и оперенья птиц зимой, лишь на короткое время – летом – сменяется на пёструю.

  • Накопление слоя подкожного жира.

  • Густой мех у зверей, тёплый пух - у птиц.

  • Утепление конечностей на зиму: у песцов –тёплые стельки, у птиц опушение ног.

  • Зимняя спячка.

  • Сезонные миграции и кочевники (осенью покидают тундру).

- А сейчас я проверю, какие животные и растения преобладают в тундре?









Физкультминутка.

Поработали мы дружно, 
Отдохнуть немножко нужно. 
1,2 -- кругом голова; 
3,4 -- ноги шире; 
5,6 -- всем присесть;
7,8 -- встать попросим.

Дружно встанем, тихо сядем,
И закроем все глаза.
Наступает, наступает,
Наступает тишина.


Вывод экологов: Слайд. (составляется на доске кластер).

Надо стать хозяином на своей земле и научиться рационально использовать ее ресурсы. Надо создавать заповедники. Надо беречь природу!

Слайды

- Под особую охрану взяты редкие и исчезающие животные, например, птицы:

  • белый журавль или стерх;

  • малый или тундровый лебедь;

  • краснозобая казарка, кречет;

- Все они внесены в красную книгу России.Слайд

- Как спасти животных Тундры, находящихся на грани исчезновения?

(Надо создавать заповедники)


IV. Закрепление изученного материала.

- Наш урок подходит к концу. Надеюсь, что вы узнали на нём много нового и интересного. Давайте ещё раз полюбуемся красотой тундры.



V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Итак, мы познакомились с удивительным краем – тундрой.

Вы молодцы!

С задачей урока справились.

Что особенно понравилось?

Что удивило, что узнали?

О чем бы другу рассказали?

- Ребята, проанализируйте свою работу на уроке. Выберите нужный знак (+; -; интересно) и объясните. Слайд

- Благодарю за сотрудничество на уроке! Слайд

VI. Д/З

Дома с домашними поговорите,

О путешествии расскажите.

Составить цепи питания, характерные для тундры.

Слайд «потомкам»: Берегите нашу природу! Будущее России в наших руках! Знай и береги природу- колыбель человечества!



Используемая литература и источники:

  1. Электронная энциклопедия «Кирилла и Мефодия»

  2. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?»

  3. Учебник А. А. Плешакова «Окружающий мир» 4 класс.

  4. Звуки природы Тундры

  5. Песня «Самоцветы» – «Увезу тебя я в Тундру».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!