МКОУ «Хунгиянская ООШ»
Кайтагский район РД
Открытый урок
по русскому языку в 4 классе
на тему:
«Второе склонение имен существительных»
Подготовила: Газиева Сарият Газиевна
Хунгия. 2019 г.
Открытый урок по русскому языку в 4 классе.
Тема: Второе склонение имен существительных.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, дидактический материал (карточки со словами из пословиц для составления предложений).
Цель урока: познакомить с признаками имен существительных 2-го склонения, формировать умение распознавать имена существительные 2-го склонения.
Задачи урока:
- обучающие:
формировать представление о склонении имён существительных;
учить распознавать падежи имён существительных по вопросам;
учить склонять имена существительные;
развивать умение правильно писать с непроверяемыми гласными в корне слова;
- развивающие:
развивать речь учащихся путём образования однокоренных слов;
развивать умственную деятельность (выполнять операции анализа и синтеза, способность наблюдать, делать выводы, строить план своего ответа);
- воспитательные:
воспитать интерес к предмету;
воспитать чувство взаимопомощи;
аккуратность при выполнении работ.
Структура и ход урока
I.Организационный этап.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
• 1-2 минуты;
1.Создание эмоционального настроя, рабочей обстановки.
Настрой детей на работу:
Мы познакомимся с новым материалом, тему урока вы должны сами определить.
Что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
2.Мотвационный момент .
Игра «Кубик вопросов»
- Сколько падежей в русском языке?(6)
- Что такое склонение имен существительных? (Изменение существительных по вопросам и по падежам)
-Что такое начальная форма имени существительного? (Это форма именительного падежа единственного числа)
-Как называется имена существительные, которые имеют одну и ту же форму во всех падежах? (Несклонямые)
1.Словарная работа.
На доске: АГРОНОМ. Учитель обращает внимание на орфограммы в слове. Дети читают лексическое значение слова с доски.(СЛАЙД)
Чтение стихотворения Упр165.(Марганова Арина)
2. Оформление рабочей записи.
Какие буквы мы будем сегодня писать?(Ао)
- Откройте тетради, запишите число, "классная работа". и записывают слово в тетрадь
3. Орфографическая минутка
Прочитайте слова, определите часть речи. (слайд 2)
Карточка№1
(дер..во, зв..зда, в..лна, оз..ро, д..ждь, к..рабль, вет..р, д..дуля)
-Слова с какой орфограммой вы прочитали?
- Как проверить безударный гласный звук в корне слова?
- Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.
III. Самоопределение к деятельности
Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
- В 1 столбик запишите имена существительные 1 склонения. По каким признакам вы это определили?
- Докажите, что вы выписали существительные 1 склонения.
- Что вы заметили?(Остались слова)
- Почему так вышло? (Они не относятся к 1 склонению)
-Во 2 столбик выпишите все остальные существительные.
- Как вы думаете , к какому склонению относятся эти существительные?
-Какая проблема появилась перед нами?
Как определить второе склонения имен существительных?.(Слайд)
-Кто догадался какова тема урока? (Имена существительные второго склонения).
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
. - Проверьте свои предположения по учебнику стр.93.
- Посмотрите на таблицу и ещё раз скажите , какие существительные относятся ко 2 склонению?
Посмотрите падежные окончания второго склонения (Слайд)
-Что такое второе склонение у имён существительных, как его определить в словах? Поиграем в игру «Мозговой штурм»
Игра: «Мозговой штурм»
Попробуем составить алгоритм –памятку определения 2 склонения имен существительных.(Слайд)
1. Поставить слово в именительный падеж, единственное число.
2. Определить род имени существительного.
3. Посмотреть на окончание имени существительного.
4. Вспомни правило:
1 скл. Ж.р. – а, -я М.р. – а, - я
2 скл. М.р. - Ср.р. -о, -е
5. Определить склонение.
V. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Упражнение по учебнику с.94, упр.164.
Чтение стиха.
Объяснение значение выделенных слов. (Слайд)
Сервиз – муж. род, франц. Полный набор столовой, чайной, кофейной или другой подающейся на стол посуды на определенное количество человек
Бутерброд - муж. род , немец. Ломтик хлеба с маслом, с сыром, колбасой, рыбой, икрой.
Натюрморт – муж род, франц. Жанр изобразительного искусства ,посвященный изображению неодушевленных предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности и т. д.)
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
К берегам мы добрались, и к воротам собрались,
Но стоит за ними в ряд повелителя отряд.
Защищают, без сомненья, их бесстрашные склоненья.
Испытанья мы пройдем – в дивный город попадем.
Отвечаем разом, дружно – вот и все что только нужно!(Слайд)
1.В стихотворение найти имена существительные второго склонения (Слайд)
6. Физминутка (Музыкальная песня «На острове Буяне»
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Определить склонение имен существительных по уровням
1 уровень
царь
дед
дедушка
каравай
озеро
дворец
стекло
2 уровень
в деревне
ядрышком
в море
к городу
у двора
с Колей
лебедем
Учитель читает словосочетания: 1 - дивится чуду, 2 - обернулась царевной, 3 - погощу у Гвидона, 4-хлынет на берег, 5-обходить дозором, 6 - гуляет ветер, 7- дивится диву, 8-лежит на острове, 9 - сбегает с башни, 10 - торговали серебром, 11 - говорит царю, 12 - сидит в палате
- У кого 5 и больше промахов?
- Какой вывод вы сделаете для себя?
- Кто допустил 3-4 промаха?
-Кто допустил 1-2 промаха поднимите руки.
-Кто попал во все цели без ошибок, поднимите руки
Самопроверка в группе: каждый проверяет свою карточку, контролер читает правильные ответы: 1- Д.п., 2-Т.п., 3- Р.п., 4- В.п., 5-Т.п., 6-И.п., 7-Д.п., 8-П.п., 9-Р.п., 10- Т.п, 11-Д .п., 12-П.п
Если точка поставлена неверно - зачеркивают ее (это промах).
Критерии оценок на доске:
3-4 ош. –«3»
1-2 ош.-«4»
0 ош.-«5»
Те, кто допустил промах, делают вывод: им нужно повторить падежи, умение их определять.
Если им нужна помощь, то выбирают себе консультанта из класса (из числа тех ребят, которые справились с заданием без ошибок)
VIII.Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.