Открытый урок русского языка – 4 класс
Тема: Упражнения в распознавании падежей имён существительных.
Цели:
Отрабатывать приём распознавания существительных разных падежей;
Развивать умения различать падежи по совокупности их признаков, определять падеж имени существительного. Развивать орфографическую зоркость, речь, память, внимание;
Воспитывать любознательность, интерес к предмету.
Оборудование: вспомогательные карточки с текстами.
Ход урока
Подготовительно – организационный момент.
Встали все, у нас гости, давайте поприветствуем…
- Ребята, все вместе прочитаем стихотворение вслух и доскажем пропущенное слово.
Утром в школу мы бежим. На мороз мы не глядим. Под ногами снег скрипит, В небе солнышко блестит. На уроке тишина, А на улице … (зима) |
- За что мы любим это время года? (можно поиграть в снежки; покататься на санках, лыжах, коньках; строить крепости, горки и снеговики)
- Да, зима это очень красивое время года. Её воспевают в народных песнях, в музыке. На полотнах живописцев изображены зимние пейзажи. Зиме посвящается много рассказов, стихотворений. В песнях, сказках, стихах зима названа волшебницей, чародейкою.
И наш урок мы тоже сегодня посвятим зиме. Но не только зиме. Я думаю, вы сможете сами определить тему урока. Над этой темой мы с вами уже начали работать, (дети говорят «падежи»)
- Тема нашего урока «Упражнения в распознавании падежей имен существительных». Что мы будем сегодня делать? т.е. какие цели поставим сегодня на уроке… будем отрабатывать умения определять разные падежи имен существительных, вспомним различие и сходство падежей.
Правильно.
- Запишите в тетрадях число и классная работа.
Минутка чистописания…какую букву мы прописываем?
Мм… мороз, какой звук он обозначает?
Кто мне даст характеристику этому звуку?
Словарно-орфогрфическая работа.
- Прежде чем перейти к основной теме урока, проведем словарную работу в группах. Для этого, каждой группе нужно вспомнить и записать несколько словарных слов на тему «Зима». (Самостоятельная работа) Возможные слова: Коньки, валенки, север, иней, мороз, январь, февраль, декабрь, варежки.
С места называют слова и объясняют правописание).
Работа по теме.
Упражнение в склонении имен существительных. - Что называется склонением? (изменение по падежам и числам) - Сколько падежей существует в русском языке? (шесть) - Назовите их по порядку. (И., Р., Д., В., Т., П.)
2) Работа в группах
- Сейчас ваша задача - просклонять слова в группах. А каждое слово будет склонять каждая группа, отгадав загадку. (У каждой группы есть своя карточка с загадкой, один человек от группы её зачитывает, остальные отгадывают.)
Он пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь, Станет капелькою чистой, Как поймаешь на ладонь. (снег) |
1 группа
Какой это мастер На стекле нанес И листья, и травы, И заросли роз? (мороз) |
2 группа
Дел у меня немало – Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лед реки убираю, Белю поля, дома, Зовут меня … (зима) |
3 группа
4 группа
- Первая группа склоняет слово снег Вторая группа склоняет слово мороз Третья и четвёртая группа склоняет слово зима
И. п. | что? | (есть) | снег | мороз | зима |
Р. п. | чего? | (нет) | снега | мороза | зимы |
Д. п. | чему? | (дать) | снегу | морозу | зиме |
В. п. | что? | (вижу) | снег | мороз | зиму |
Т. п. | чем? | (доволен) | снегом | морозом | зимой |
П. п. | о чем? | (думаю) | о снеге | о морозе | о зиме |
- Проверка.
Физминутка «Волшебный сон» (под тихую музыку, сидя на стуле дети под слова учителя расслабляются.
Реснички опускаются, глазки закрываются
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело и расслаблено все тело.
Распахнуть глаза пошире – раз, два, три, четыре!
(дети встают и хором произносят «Веселы, бодры мы снова и к занятиям готовы»)
Составление кластера «Алгоритм».
- Что нужно для того, чтобы определить падеж имен существительных в предложении? Чтобы ответить на этот вопрос, составим план-алгоритм (у каждой группы по одной карточке – дети выходят и прикрепляют таблички в нужной последовательности).
Алгоритм-план
по вопросу определить падеж
поставить от существительного вопрос
найти слово, с которым связано существительное
Упражнение в определении падежей имен существительных.
- План составили, а теперь начинаем определять падежи имен существительных.
Работа по учебнику с.83, упр.140
Работа в парах
У каждой пары карточка, на которой записаны словосочетания с пропущенными орфограммами. Вам нужно вставить орфограммы, определить падеж имен существительных, выделить окончания у существительных.
Закруж…лись в воздухе, ложаться на крыши д…мов, з…сыпаны ин…ем, б…гут к горке, раскр…снелись щеки. |
- Проверка (с объяснением).
Развитие речи. (творческая работа) - Составьте с данными словосочетаниями рассказ. Примерный текст: Наступила зима. Закружились в воздухе белые снежинки. Тихо ложатся они на землю и крыши домов. Засыпаны серебристым инеем деревья и кусты. Дети бегут к горке. От мороза раскраснелись у них щеки.
- Зачитайте свои рассказы (от группы один ребенок зачитывает).
Итог урока и рефлексия.
- Все дети сегодня старались и были активными. Вы большие молодцы . А мне остается только наградить за работу (оценки – с комментированием).
- Вспомните, чем мы занимались на уроке? (Провели словарную работу, склоняли существительные, определяли падежи, составляли рассказ)
- Что понравилось?
- В чем затруднялись?
Домашнее задание.
Выучить все падежи имён существительных.