СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект открытого урока по русскому языку для 4 класса "Упражнения в распознавании падежей имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока направлена на отработку и закрепление знаний в распознавании падежей имен существительных. 

Просмотр содержимого документа
«План - конспект открытого урока по русскому языку для 4 класса "Упражнения в распознавании падежей имен существительных"»

Открытый урок русского языка – 4 класс

Тема: Упражнения в распознавании падежей имён существительных.

Цели:

  • Отрабатывать приём распознавания существительных разных падежей;

  • Развивать умения различать падежи по совокупности их признаков, определять падеж имени существительного. Развивать орфографическую зоркость, речь, память, внимание;

  • Воспитывать любознательность, интерес к предмету.

Оборудование: вспомогательные карточки с текстами.

Ход урока

  1. Подготовительно – организационный момент.

Встали все, у нас гости, давайте поприветствуем…

- Ребята, все вместе прочитаем стихотворение вслух и доскажем пропущенное слово.

Утром в школу мы бежим.

На мороз мы не глядим.

Под ногами снег скрипит,

В небе солнышко блестит.

На уроке тишина,

А на улице … (зима)

- За что мы любим это время года? (можно поиграть в снежки; покататься на санках, лыжах, коньках; строить крепости, горки и снеговики)

- Да, зима это очень красивое время года. Её воспевают в народных песнях, в музыке. На полотнах живописцев изображены зимние пейзажи. Зиме посвящается много рассказов, стихотворений. В песнях, сказках, стихах зима названа волшебницей, чародейкою.

И наш урок мы тоже сегодня посвятим зиме. Но не только зиме. Я думаю, вы сможете сами определить тему урока. Над этой темой мы с вами уже начали работать, (дети говорят «падежи»)

- Тема нашего урока «Упражнения в распознавании падежей имен существительных». Что мы будем сегодня делать? т.е. какие цели поставим сегодня на уроке… будем отрабатывать умения определять разные падежи имен существительных, вспомним различие и сходство падежей.

Правильно.

- Запишите в тетрадях число и классная работа.

Минутка чистописания…какую букву мы прописываем?

Мм… мороз, какой звук он обозначает?

Кто мне даст характеристику этому звуку?

  1. Словарно-орфогрфическая работа.

- Прежде чем перейти к основной теме урока, проведем словарную работу в группах. Для этого, каждой группе нужно вспомнить и записать несколько словарных слов на тему «Зима». (Самостоятельная работа) Возможные слова: Коньки, валенки, север, иней, мороз, январь, февраль, декабрь, варежки.

С места называют слова и объясняют правописание).

  1. Работа по теме.

  1. Упражнение в склонении имен существительных. - Что называется склонением? (изменение по падежам и числам) - Сколько падежей существует в русском языке? (шесть) - Назовите их по порядку. (И., Р., Д., В., Т., П.)

2) Работа в группах

- Сейчас ваша задача - просклонять слова в группах. А каждое слово будет склонять каждая группа, отгадав загадку. (У каждой группы есть своя карточка с загадкой, один человек от группы её зачитывает, остальные отгадывают.)

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь,

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (снег)





1 группа





Какой это мастер

На стекле нанес

И листья, и травы,

И заросли роз? (мороз)

2 группа





Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня … (зима)

3 группа











4 группа

- Первая группа склоняет слово снег Вторая группа склоняет слово мороз Третья и четвёртая группа склоняет слово зима

И. п.

что?

(есть)

снег

мороз

зима

Р. п.

чего?

(нет)

снега

мороза

зимы

Д. п.

чему?

(дать)

снегу

морозу

зиме

В. п.

что?

(вижу)

снег

мороз

зиму

Т. п.

чем?

(доволен)

снегом

морозом

зимой

П. п.

о чем?

(думаю)

о снеге

о морозе

о зиме

- Проверка.

  1. Физминутка «Волшебный сон» (под тихую музыку, сидя на стуле дети под слова учителя расслабляются.



Реснички опускаются, глазки закрываются

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Напряженье улетело и расслаблено все тело.

Распахнуть глаза пошире – раз, два, три, четыре!

(дети встают и хором произносят «Веселы, бодры мы снова и к занятиям готовы»)

  1. Составление кластера «Алгоритм».

- Что нужно для того, чтобы определить падеж имен существительных в предложении? Чтобы ответить на этот вопрос, составим план-алгоритм (у каждой группы по одной карточке – дети выходят и прикрепляют таблички в нужной последовательности).

Алгоритм-план





по вопросу определить падеж

поставить от существительного вопрос

найти слово, с которым связано существительное







  1. Упражнение в определении падежей имен существительных.

- План составили, а теперь начинаем определять падежи имен существительных.

Работа по учебнику с.83, упр.140

Работа в парах

У каждой пары карточка, на которой записаны словосочетания с пропущенными орфограммами. Вам нужно вставить орфограммы, определить падеж имен существительных, выделить окончания у существительных.



Закруж…лись в воздухе, ложаться на крыши д…мов, з…сыпаны ин…ем, б…гут к горке, раскр…снелись щеки.

- Проверка (с объяснением).

  1. Развитие речи. (творческая работа) - Составьте с данными словосочетаниями рассказ. Примерный текст: Наступила зима. Закружились в воздухе белые снежинки. Тихо ложатся они на землю и крыши домов. Засыпаны серебристым инеем деревья и кусты. Дети бегут к горке. От мороза раскраснелись у них щеки.

- Зачитайте свои рассказы (от группы один ребенок зачитывает).



  1. Итог урока и рефлексия.

- Все дети сегодня старались и были активными. Вы большие молодцы . А мне остается только наградить за работу (оценки – с комментированием).

- Вспомните, чем мы занимались на уроке? (Провели словарную работу, склоняли существительные, определяли падежи, составляли рассказ)

- Что понравилось?

- В чем затруднялись?



  1. Домашнее задание.

Выучить все падежи имён существительных.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!