![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/27/s_5c768874c87d3/1101274_1.jpeg)
План-конспект открытого урока по теме
«Натюрморт 3 разных предметов с драпировкой, в технике – гризайль»
Преподаватель рисунка, живописи и композиции - Субботина Е.А.
Предмет: живопись
Класс: 2
Количество часов в задании: 6
ЦЕЛЬ УРОКА: Научить обучающегося видеть и передавать предметы в технике гразайль, дать понятие тона.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательные:
найти конкретные различия тона предметов и драпировки; решение объема предметов тональными средствами; передача пространства; использование технических приемов работы акварелью;
Развивающая:
развить творческое мышление, наблюдательность, расширить кругозор учащихся, сферу творческих возможностей.
Воспитывающая: воспитание дисциплинированности в работе;, положительного отношения к знаниям.
ТИП УРОКА: комбинированный.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: лекция + практика.
ОБОРУДОВАНИЕ: мольберты, планшеты
ПОСТАНОВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: Натюрморт из бытовых предметов и драпировка.
зрительный ряд – репродукции картин художников, работы учащихся прошлых лет.
материалы и инструменты – бумага формат А-3, стиральные резинки, ветошь, банка с водой, акварель черная или сепия ,кисти, палитра.
ХОД УРОКА.
№ | План урока (первого из двух) | Время |
1 | Организационный момент | 5 мин |
2 | Определение целей и задач задания | 2 мин |
3 | Теоретическая часть: Объяснение нового материала. | 13мин |
4 | Практическая часть: композиционное размещение в листе, построения перемена работа цветом: большие тональные отношения предметов, ткани и окружения | 35 мин 5 мин 45 мин |
5 | Подведение итогов занятия, просмотр | 15 мин |
Организационный момент:
Учитель приветствует учащихся, размещает их за мольбертами таким образом, чтобы им хорошо был виден натюрморт и демонстрационный материал. Все учащиеся имеют необходимые материалы.
Определение целей и задач задания: преподаватель знакомит учеников с темой урока, определяет задачи.
3. Вводная беседа.
1) Знакомство с особенностями работы акварелью одним цветом
Этот натюрморт выполняется в технике Гризайль. Преподаватель поясняет термин.
Используются две краски: белила и черная или темно-коричневая, если работа ведется маслом или гуашью. В технике акварели выполняется одной темной краской-черной или сепией. Задача в этой работе сходна с той, которая решается в рисунке; только в первом случае работа выполняется сухим материалом - углем или карандашом, здесь проработка формы осуществляется кистью. Это задание - своеобразный переход от рисунка к живописи. В нем необходимо
Всесторонне проанализировать состояние светотени, провести проработку формы с тонкими рефлексами. Тщательно рассмотрите освещенные поверхности и внимательно отнеситесь к нужной тональности краски. Педагог демонстрирует иллюстративный материал.
На начальной стадии компонуется изображение в листе, определяются соотношения пропорций предметов и построение. Работу красками следует строго подчинить намеченному рисунку.
Необходимо вначале раскрыть все теневые части, а также положить падающие тени легкой прозрачной краской. Все освещенные части остаются не закрытыми.
Прописав очень легко полутени и фон, уточняют отношения между фоном, тенями и светом. В дальнейшем, сохраняя эти отношения, прорабатывают светотень более подробно. Проработка рефлексов ведется очень осторожно, они должны светиться и не выходить за пределы теневой тональности.
В работе над общим состоянием находят самую освещенную часть натюрморта и самую темную и уточняют светотень, сравнивая каждую деталь с этими двумя точками. Все мелкие проработки подчиняются целостному решению рисунка . (Это завершающая стадия задания и выполняется на втором уроке).
2) Методические рекомендации ученикам в работе. Не забывайте, что начинать работу следует от наброска, легко касаясь карандашом бумаги. Помните, что работаете акварелью. Вести работу необходимо методично, лессировками. Чаще отходите от работы, сравнивайте.
Практическая часть.
Композиционное решение в листе, построение предметов.
Дети работают карандашом. Преподаватель напоминает о грамотном композиционном размещении предметов в листе, постановке на плоскости, пропорциях предметов.
Перемена.
Работа тоном.
При выполнении работы в материале педагог просит учащихся определить, какие предметы являются самыми темными, где сосредоточилось наибольшее количество света. Все, что находится в сфере прямого света, не должно быть по силе равным теневым частям, и собственная тень не должна сбиваться на полутон. Преподаватель работает индивидуально с каждым учеником. Объясняет, что тела округлой формы характеризуются плавным изменением светосилы от света к тени. Поясняет, что рефлекс не может быть светлее полутона и что можно мерять характер мазка в зависимости от формы и что изображается.
Ученикам постоянно напоминается, что необходимо чаще отходить от работы и сравнивать свою работу с натурой.
Подведение итогов; просмотр.
Учащиеся выставляют свои работы на просмотр. Учитель вместе с учениками проводит анализ рисунков, обращая внимание на решение поставленных задач:
правильное композиционное решение;
правильность построений и пропорциональных соотношений;
правильную выдержанность работ в тоне.
Завершая работу над натюрмортом на следующем занятии, следует как можно чаще проверять состояние всего рисунка. Цельность в рисунке достижимо единством тонального решения, которое выражается общей степенью освещенности.
Словарь терминов
Гризайль - (франц. Grisaille ,gris-серый) – однотонная, монохромная живопись. В станковой живописи техника Гризайли часто применяется для подмалевков и эскизов. Однотонную живопись любого цветного оттенка (не только серую) называют «гризайлью».
Светотень – градация светлого и темного, распределение по яркости цветов, оттенков.
Тональность – общий строй колорита или светотени в произведениях живописи и графики.
Рефлекс –(лат. – обращенный назад, отраженный) – в живописи и графике отсвет, отраженный свет и цвет на какой- либо поверхности. Р. Возникает при падении на предмет отсвета от неба или соседних предметов.
Библиографический список:
1.Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. Москва, Пассим, 1995 г.
2.Методика работы над натюрмортом. Пучков А. С.,Триселев А. В. Москва «Просвещение» 1982 г.