СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока "Подготовка к концертному выступлению"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поэтапный ход открытого урока с учеником в классе  гитары, при подготовке к концертному выступлению.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока "Подготовка к концертному выступлению"»

План-конспект открытого урока

Преподавателя народного отделения по классу гитары

Хакимовой Нины Александровны


Дата проведения: 12.04.2022г.

Тема урока: Подготовка к концертному выступлению.

Ученик 6 класса: Поляков Дмитрий.





Содержание


Цель урока

Подготовка к концертному выступлению:

  1. Закрепление пройденного музыкального материала, его совершенствование.

  2. Совершенствование технических и музыкальных навыков на примере произведений, находящихся в работе.


Задачи урока


1. Образовательные: закрепление навыков звукоизвлечения, необходимых для исполнительства; построение образной структуры музыкального произведения, посредством разнообразия способов звукоизвлечения.

2. Обучающие: изучение техники звукоизвлечения, необходимой для выразительного исполнения музыкальных произведений. Обучение учащихся основам работы над исполнительской техникой, на примере разнохарактерного музыкального материала и упражнений.

3. Развивающие: развитие эстетического вкуса и эмоционально-образного восприятия, развитие образного музыкального мышления, музыкально – исполнительское и идейно – художественное развитие.

4. Воспитательные: воспитание устойчивого интереса и чуткого отношения к исполняемой музыке, художественного воображения, воспитание у учащегося внимания, целеустремленности и настойчивости в овладении приемами и навыками игры на инструменте, умения анализировать свое выступление.

5. Здоровьесберегающие: правильная посадка, положение рук, постановка инструмента.


Используемая образовательная технология: развивающее обучение с направленностью на развитие творческих качеств.

Применяемая педагогическая технология:

- направляет усилие детей в определённое русло

- совершенствует самостоятельность в процессе обучения

- способствует развитию коммуникативных навыков

- даёт детям возможность высказывать своё мнение, самостоятельно делать выводы


Методы и приемы реализации поставленных задач



Наглядные: игра на инструменте, демонстрация концертной программы

  1. Словесные: беседа (сравнения, наблюдение и прослушивание, анализ, сообщение новых знаний)

Практические: активизация слуха; обращение к музыкальному восприятию учащегося; метод творческой работы; метод контроля.


Ход занятия по этапам работы

Этапы работы


Содержание этапа

1 этап

Организационный момент, включающий:

постановка задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

описание приемов и способов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

Организационный момент

Цель для обучающегося: принять удобную правильную посадку, удобно установить инструмент и разыграться.

Задача преподавателя: подготовить обучающегося технически и морально к проведению открытого урока.

План урока; разыгрывание (игра гаммы G-dur в аппликатуре Сеговии и Этюда),

проверка домашнего задания (исполнение произведений концертной программы): Н. Паганини «Соната», А. Иванов – Крамской «Вальс». Закрепление учебного материала, задание на дом.

Методы организации работы: словесные (рассказ, приглашение к сотрудничеству), практические (игра гаммы, Этюда, произведений из концертной программы).

Форма работы: индивидуальная.

2 этап

Опрос учащихся по заданному материалу (для учащихся инструментальных классов – прослушивание домашнего задания)

включающий:

определение целей и задач, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

описание методов, которыми пользуется учитель на данном этапе урока,

описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.


определение возможных действий учителя в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

Опрос учащегося по заданному материалу:

Домашнее задание: ритмическое исполнение гаммы G-dur в аппликатуре Сеговии, игра Этюда композитора Ф.Таррега в удобном для ученика темпе, произведений концертной программы: Н. Паганини «Соната», А. Иванов – Крамской «Вальс».

Цель для обучающегося: продемонстрировать наилучшим образом самостоятельно отработанный материал.

Задача преподавателя: проверка качества усвоенных учащимся знаний, умений, навыков по предыдущей теме.

Методы решения задач - теоретический: слухового анализа и практические: тактирования, напевания, и показ исполнения произведений концертной программы: Н. Паганини «Соната», А. Иванов – Крамской «Вальс». Н. Паганини «Соната», А. Иванов – Крамской «Вальс».

Критерии достижения цели — метроритмическая правильность исполнения гаммы, Этюда и произведений концертной программы.

Действия учителя в случае, если ему или учащемуся не удается достичь поставленных целей — в случае неудовлетворительного уровня усвоения материала, акцентирование внимание ученика на выполнении данной задачи во время домашней подготовки и возвращение к ней на следующем занятии (в связи со спецификой индивидуального подхода к обучению по классу гитары).

3 этап

Изучение нового учебного материала.

Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися

  • описание форм и методов изложения нового учебного материала;

описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала


Изучение нового учебного материала - совершенствование технических навыков у учащихся (точное ритмическое исполнение гаммы G-dur в аппликатуре Сеговии, игра Этюда в более подвижном темпе, концертное исполнение произведений.

Цель для обучающегося: отработка точного темпового соотношения между видами в гамме, быстрая смена позиций при игре Этюда, работа над динамическими оттенками, метроритмом и темпами в пьесах, умение сыграть концертные произведения в характере, заданном темпе, соблюдая все динамические оттенки.

Цель для преподавателя: определение трудных мест, подведение ученика к осознанию необходимости дополнительной тренировки на приемы, вызывающие затруднение при исполнении гаммы, Этюда и произведений.

Методы изложения нового учебного материала:

- наглядно-иллюстративные (метод слухового анализа и самоанализа, разбор произведений, метод личного показа учителя).

- организация индивидуальной деятельности обучающегося (различается по степени самостоятельности: работа под непосредственным контролем учителя, совместная работа и самостоятельная работа).

Методы мотивирования учебной активности — создание благоприятного климата на уроке, поощрение, сравнение с показанными высокими образцами.



4 этап

Закрепление учебного материала,

предполагающее:

постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

  • Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал

Цель для обучающегося: применить отработанные навыки исполнения гаммы, Этюда, произведений концертной программы: Н. Паганини «Соната», А. Иванов – Крамской «Вальс», исполнить их на более высоком техническом и музыкальном уровне.

Цель для преподавателя: закрепить в сознании обучающегося взаимосвязь: проблема — поиск решения — отработка соответствующего трудного музыкального материала.

Методы достижения поставленных целей: анализ тактильных ощущений при исполнении гаммы, Этюда, произведений концертной программы, корректные замечания по исправлению ошибок обучающегося и дополнительное разъяснение их причин.

Критерии степени усвоения: чистота исполнения гаммы, Этюда, произведений концертной программы. Правильная постановка рук во время исполнения, более подвижный темп исполнения Этюда; создание исполнительского образа в произведениях, доведенного до идеального качественного состояния.

5 этап

Задание на дом,

включающее:

определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Могут быть указаны разнообразные виды домашней работы, направленные не только на усвоение материала, но и на развитие у обучающегося творческой инициативы.

Цель для обучающегося: тренировать ритмический слух при работе над гаммой, следить над точной сменой позиций в Этюде, качественное исполнение произведений концертной программы.

Цель для преподавателя: закрепить в сознании учащегося наиболее эффективный способ преодоления трудностей — многократное повторение трудных мест в исполняемых произведениях

Критерии успешного выполнения домашнего задания: наиболее ритмически точное исполнение различных ритмических видов гаммы, быстрая смена позиций при игре Этюда, работа над динамическими оттенками, метроритмом и темпами в пьесах, умение сыграть концертные произведения в характере, заданном темпе, соблюдая все динамические оттенки.


Анализ результатов урока

Обучение игре на музыкальном инструменте – сложный и многогранный процесс, который зависит не только от индивидуальных способностей, но и от усидчивости, характера, темперамента учащегося – все это приходиться учитывать при составлении программы. Правильно подобранная программа позволяет ученику обучаться легче и быстрее, а значит испытывать положительные эмоции на уроках индивидуального обучения.

Поляков Дмитрий, ученик шестого класса ДШИ по классу гитары, имеет хорошие природные данные: ритмический и мелодический слух, музыкальную память. Проявляет повышенный интерес к музыкальным занятиям, в связи с чем, добился хороших результатов игры на гитаре. Ученик достаточно усидчив, ответственно относится к учебе, добросовестно выполняет все задания, что позволяет проводить урок в творческой доброжелательной атмосфере, и способствует спокойному состоянию, без которого трудно добиться свободы самоощущения.

Урок можно считать удавшимся, если цель урока - настроить ученика на творческий лад, побудить его к осмыслению характера произведения и эмоциональной игре, была достигнута. На данном занятии преподавателем было сделано все, чтобы ученик как можно лучше освоил исполнительскую технику, отработал умение анализировать состояние своего аппарата, выполняя упражнения и пьесы на различные виды техники и постановку рук. В работе с учеником учитывались его индивидуальные особенности и стремление познать новое. Поэтому на занятии был использован дифференцированный подход в обучении. Этот вид деятельности является стимулирующим фактором в процессе обучения, закладывает фундамент музыкальности, воспитывает творческое начало, творческое мышление и в дальнейшем найдет применение в профессии, в новых жизненных условиях.

В конце урока были подведены итоги, проведен инструктаж, даны рекомендации к выполнению домашнего задания, которое основано на изученном материале. Так как, домашняя работа дополняет урок и выполняет функцию непрерывного образования, дисциплинирует, помогает повторить, закрепить материал, знания, умения и навыки, полученные на уроке, на уровне обобщения.

Таким образом, можно сказать что, представленное занятие было проведено результативно. Применяемые методы и образовательная технология соответствовали целям и задачам, поставленным на уроке, и были реализованы в полном объеме. Воспитательные задачи во время урока осуществлялись через создание творческой деловой атмосферы. Доброжелательное отношение в сочетании с требовательностью и уважением к личности ученика способствовало созданию дружеской обстановки на уроке.

Все запланированные этапы занятия были выполнены, уложены в урочное время, задачи урока определены. Чувствовалось волевое и эмоциональное воздействие педагога на ученика. Преподаватель владеет музыкальным материалом, воспитывает в ученике умение слышания зависимости звукового результата от технического приёма. Контакт ("обратная связь") с ребёнком у педагога есть. Учащийся показал умение работать над деталями и в целом, над музыкальными фразами, над исправлением дефектов игрового аппарата. Восприятие указаний педагога быстрое и сознательное. Благодаря усилиям педагога, ученик на уроке показал все своё умение правильно и разнообразно извлекать звук, показывая свои внутренние ощущения.






Список литературы:

    1. Гитман А. Ф. Донотный период начального обучения гитариста. –М.: Престо, 2003

    2. Гитман А. Ф. Как научит играть на гитаре. – М.: Классика – XXI. – 2006

    3. Вещицкий П. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. – М.: Кифара, 1997

    4. Иванов-Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. – Изд. 11-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013

    5. Калинин В. Юный гитарист.- М.: Музыка, 2008

    6. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Кифара, 2002

    7. Катанский А.В.,Катанский В.М. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: 2007

    8. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Советский композитор, 1986

    9. Хрестоматия юного гитариста (учебно-методическое пособие), сост. Зубченко О. Ростов-на Дону, 2010

    10. Хухро Л. Малыш играет на гитаре (учебно-методическое пособие), Новосибирск «Арт-классик», 1998

    11. Школа радости (пособие по обучению игре на шестиструнной гитаре), сост. Иванова Л., Санкт-Петербург, 2005

    12. Юному гитаристу (учебно-методическое пособие), М.,2004

















  • ,


137


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!