| | Содержание |
| Цель урока | Подготовка к концертному выступлению: Закрепление пройденного музыкального материала, его совершенствование. Совершенствование технических и музыкальных навыков на примере произведений, находящихся в работе. |
| Задачи урока | 1. Образовательные: закрепление навыков звукоизвлечения, необходимых для исполнительства; построение образной структуры музыкального произведения, посредством разнообразия способов звукоизвлечения. 2. Обучающие: изучение техники звукоизвлечения, необходимой для выразительного исполнения музыкальных произведений. Обучение учащихся основам работы над исполнительской техникой, на примере разнохарактерного музыкального материала и упражнений. 3. Развивающие: развитие эстетического вкуса и эмоционально-образного восприятия, развитие образного музыкального мышления, музыкально – исполнительское и идейно – художественное развитие. 4. Воспитательные: воспитание устойчивого интереса и чуткого отношения к исполняемой музыке, художественного воображения, воспитание у учащегося внимания, целеустремленности и настойчивости в овладении приемами и навыками игры на инструменте, умения анализировать свое выступление. 5. Здоровьесберегающие: правильная посадка, положение рук, постановка инструмента. Используемая образовательная технология: развивающее обучение с направленностью на развитие творческих качеств. Применяемая педагогическая технология: - направляет усилие детей в определённое русло - совершенствует самостоятельность в процессе обучения - способствует развитию коммуникативных навыков - даёт детям возможность высказывать своё мнение, самостоятельно делать выводы |
| Методы и приемы реализации поставленных задач | Наглядные: игра на инструменте, демонстрация концертной программы Словесные: беседа (сравнения, наблюдение и прослушивание, анализ, сообщение новых знаний) Практические: активизация слуха; обращение к музыкальному восприятию учащегося; метод творческой работы; метод контроля. |
Ход занятия по этапам работы |
Этапы работы | Содержание этапа |
1 этап Организационный момент, включающий: • постановка задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; • описание приемов и способов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог) | Организационный момент Цель для обучающегося: принять удобную правильную посадку, удобно установить инструмент и разыграться. Задача преподавателя: подготовить обучающегося технически и морально к проведению открытого урока. План урока; разыгрывание (игра гаммы G-dur в аппликатуре Сеговии и Этюда), проверка домашнего задания (исполнение произведений концертной программы): Н. Паганини «Соната», А. Иванов – Крамской «Вальс». Закрепление учебного материала, задание на дом. Методы организации работы: словесные (рассказ, приглашение к сотрудничеству), практические (игра гаммы, Этюда, произведений из концертной программы). Форма работы: индивидуальная. |
2 этап Опрос учащихся по заданному материалу (для учащихся инструментальных классов – прослушивание домашнего задания) включающий: • определение целей и задач, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися); • описание методов, которыми пользуется учитель на данном этапе урока, • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса. • определение возможных действий учителя в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей; | Опрос учащегося по заданному материалу: Домашнее задание: ритмическое исполнение гаммы G-dur в аппликатуре Сеговии, игра Этюда композитора Ф.Таррега в удобном для ученика темпе, произведений концертной программы: Н. Паганини «Соната», А. Иванов – Крамской «Вальс». Цель для обучающегося: продемонстрировать наилучшим образом самостоятельно отработанный материал. Задача преподавателя: проверка качества усвоенных учащимся знаний, умений, навыков по предыдущей теме. Методы решения задач - теоретический: слухового анализа и практические: тактирования, напевания, и показ исполнения произведений концертной программы: Н. Паганини «Соната», А. Иванов – Крамской «Вальс». Н. Паганини «Соната», А. Иванов – Крамской «Вальс». Критерии достижения цели — метроритмическая правильность исполнения гаммы, Этюда и произведений концертной программы. Действия учителя в случае, если ему или учащемуся не удается достичь поставленных целей — в случае неудовлетворительного уровня усвоения материала, акцентирование внимание ученика на выполнении данной задачи во время домашней подготовки и возвращение к ней на следующем занятии (в связи со спецификой индивидуального подхода к обучению по классу гитары). |
3 этап Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает: постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися описание форм и методов изложения нового учебного материала; описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала | Изучение нового учебного материала - совершенствование технических навыков у учащихся (точное ритмическое исполнение гаммы G-dur в аппликатуре Сеговии, игра Этюда в более подвижном темпе, концертное исполнение произведений. Цель для обучающегося: отработка точного темпового соотношения между видами в гамме, быстрая смена позиций при игре Этюда, работа над динамическими оттенками, метроритмом и темпами в пьесах, умение сыграть концертные произведения в характере, заданном темпе, соблюдая все динамические оттенки. Цель для преподавателя: определение трудных мест, подведение ученика к осознанию необходимости дополнительной тренировки на приемы, вызывающие затруднение при исполнении гаммы, Этюда и произведений. Методы изложения нового учебного материала: - наглядно-иллюстративные (метод слухового анализа и самоанализа, разбор произведений, метод личного показа учителя). - организация индивидуальной деятельности обучающегося (различается по степени самостоятельности: работа под непосредственным контролем учителя, совместная работа и самостоятельная работа). Методы мотивирования учебной активности — создание благоприятного климата на уроке, поощрение, сравнение с показанными высокими образцами. |
4 этап Закрепление учебного материала, предполагающее: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала; Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал | Цель для обучающегося: применить отработанные навыки исполнения гаммы, Этюда, произведений концертной программы: Н. Паганини «Соната», А. Иванов – Крамской «Вальс», исполнить их на более высоком техническом и музыкальном уровне. Цель для преподавателя: закрепить в сознании обучающегося взаимосвязь: проблема — поиск решения — отработка соответствующего трудного музыкального материала. Методы достижения поставленных целей: анализ тактильных ощущений при исполнении гаммы, Этюда, произведений концертной программы, корректные замечания по исправлению ошибок обучающегося и дополнительное разъяснение их причин. Критерии степени усвоения: чистота исполнения гаммы, Этюда, произведений концертной программы. Правильная постановка рук во время исполнения, более подвижный темп исполнения Этюда; создание исполнительского образа в произведениях, доведенного до идеального качественного состояния. |
5 этап Задание на дом, включающее: определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом; • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. Могут быть указаны разнообразные виды домашней работы, направленные не только на усвоение материала, но и на развитие у обучающегося творческой инициативы. | Цель для обучающегося: тренировать ритмический слух при работе над гаммой, следить над точной сменой позиций в Этюде, качественное исполнение произведений концертной программы. Цель для преподавателя: закрепить в сознании учащегося наиболее эффективный способ преодоления трудностей — многократное повторение трудных мест в исполняемых произведениях Критерии успешного выполнения домашнего задания: наиболее ритмически точное исполнение различных ритмических видов гаммы, быстрая смена позиций при игре Этюда, работа над динамическими оттенками, метроритмом и темпами в пьесах, умение сыграть концертные произведения в характере, заданном темпе, соблюдая все динамические оттенки. |
Анализ результатов урока Обучение игре на музыкальном инструменте – сложный и многогранный процесс, который зависит не только от индивидуальных способностей, но и от усидчивости, характера, темперамента учащегося – все это приходиться учитывать при составлении программы. Правильно подобранная программа позволяет ученику обучаться легче и быстрее, а значит испытывать положительные эмоции на уроках индивидуального обучения. Поляков Дмитрий, ученик шестого класса ДШИ по классу гитары, имеет хорошие природные данные: ритмический и мелодический слух, музыкальную память. Проявляет повышенный интерес к музыкальным занятиям, в связи с чем, добился хороших результатов игры на гитаре. Ученик достаточно усидчив, ответственно относится к учебе, добросовестно выполняет все задания, что позволяет проводить урок в творческой доброжелательной атмосфере, и способствует спокойному состоянию, без которого трудно добиться свободы самоощущения. Урок можно считать удавшимся, если цель урока - настроить ученика на творческий лад, побудить его к осмыслению характера произведения и эмоциональной игре, была достигнута. На данном занятии преподавателем было сделано все, чтобы ученик как можно лучше освоил исполнительскую технику, отработал умение анализировать состояние своего аппарата, выполняя упражнения и пьесы на различные виды техники и постановку рук. В работе с учеником учитывались его индивидуальные особенности и стремление познать новое. Поэтому на занятии был использован дифференцированный подход в обучении. Этот вид деятельности является стимулирующим фактором в процессе обучения, закладывает фундамент музыкальности, воспитывает творческое начало, творческое мышление и в дальнейшем найдет применение в профессии, в новых жизненных условиях. В конце урока были подведены итоги, проведен инструктаж, даны рекомендации к выполнению домашнего задания, которое основано на изученном материале. Так как, домашняя работа дополняет урок и выполняет функцию непрерывного образования, дисциплинирует, помогает повторить, закрепить материал, знания, умения и навыки, полученные на уроке, на уровне обобщения. Таким образом, можно сказать что, представленное занятие было проведено результативно. Применяемые методы и образовательная технология соответствовали целям и задачам, поставленным на уроке, и были реализованы в полном объеме. Воспитательные задачи во время урока осуществлялись через создание творческой деловой атмосферы. Доброжелательное отношение в сочетании с требовательностью и уважением к личности ученика способствовало созданию дружеской обстановки на уроке. Все запланированные этапы занятия были выполнены, уложены в урочное время, задачи урока определены. Чувствовалось волевое и эмоциональное воздействие педагога на ученика. Преподаватель владеет музыкальным материалом, воспитывает в ученике умение слышания зависимости звукового результата от технического приёма. Контакт ("обратная связь") с ребёнком у педагога есть. Учащийся показал умение работать над деталями и в целом, над музыкальными фразами, над исправлением дефектов игрового аппарата. Восприятие указаний педагога быстрое и сознательное. Благодаря усилиям педагога, ученик на уроке показал все своё умение правильно и разнообразно извлекать звук, показывая свои внутренние ощущения. Список литературы: Гитман А. Ф. Донотный период начального обучения гитариста. –М.: Престо, 2003 Гитман А. Ф. Как научит играть на гитаре. – М.: Классика – XXI. – 2006 Вещицкий П. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. – М.: Кифара, 1997 Иванов-Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. – Изд. 11-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013 Калинин В. Юный гитарист.- М.: Музыка, 2008 Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Кифара, 2002 Катанский А.В.,Катанский В.М. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: 2007 Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Советский композитор, 1986 Хрестоматия юного гитариста (учебно-методическое пособие), сост. Зубченко О. Ростов-на Дону, 2010 Хухро Л. Малыш играет на гитаре (учебно-методическое пособие), Новосибирск «Арт-классик», 1998 Школа радости (пособие по обучению игре на шестиструнной гитаре), сост. Иванова Л., Санкт-Петербург, 2005 Юному гитаристу (учебно-методическое пособие), М.,2004 |