СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока с использованием технологии критического мышления

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект открытого урока с использованием технологии критического мышления. 

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока с использованием технологии критического мышления»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОКРЫТОГО УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ


Тема: Глагол. Синонимия личных форм глагола.


Цели:

1.Систематизировать знания учащихся о правописании личных окончаниях глагола;

2.Развивать умение употреблять глаголы в речи;

3.Прививать чувства уважения и любви к матери.


Вид урока: объяснение новой темы

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в группах.

Оборудование: учебник, таблица, слайды


Ключевые слова: глагол, синонимы, пословица, доброта, мать, верность.



Структура и содержание урока


1.Осмысление

*Организационный момент:

формулировка задач урока:

*Проверка домашнего задания.

Опрос по теме «Имя существительное»

- фронтальная беседа;

-повторение при помощи кроссворда, ребуса.


*Разминка. Конкурс скороговорок.

Скороговорки:


Пакет под попкорн.

Невелик на ситиборде бодибилдире бицепс.

У рекламы ухватов-швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.

Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.

В Каннах львы только ленивым венки не вили.

Мерчендайзеры соврали-сорван семплинг самоваров!

Карл у Клары украл рекламу, Клара у Карла украла бюджет.

В Кабардино0Балкарии валокордин из Болгарии.


2.Осмысление

*Разминка

Я отправляюсь в путешествие по Лингвистике…

Медленно и спокойно погружаюсь в языковой океан… Я радуюсь этому…

В моём сознании оживают лингвистические термины… Память моя крепка…

Лингвистика – от лат. - язык, в целом наука о языке.

Лексика, т.е. состав языка, очень богата…

Грамматика объединяет в себе морфологию и синтаксис…

Орфография, содержащая правила правописания, представляется

мне интересной…

Я готовлюсь к уроку, меня ждёт успех…

Внимание моё растёт, голова мыслит ясно…

Я хочу много знать, я буду много знать и уметь…

Я готов в путь…

*Подготовка к основному этапу урока. 

Анализ текста.

 - Перед вами прекрасные стихи неизвестного автора. Приготовьте выразительное прочтение его.




Слайд1.


- Как вы думаете, о ком эти строки?

- Что автор хотел передать в своем стихотворении?

-Какова основная мысль этих строк?

- Какие отношения между детьми и матерью в наше время?

- Слова какой части речи помогли автору донести до нас основную мысль – задумку автора? Сколько их в строчках?  (Глаголы. Их 9)

        

*Слово учителя:

Давайте вспомним:

1.Что обозначают глаголы?

2.На какие вопросы они отвечают?

3.Как нужно определять личные формы глаголов?

4.Какие глаголы называются личными?

5.Что обозначают глаголы 1,2 и 3 лица?


Ответы учащихся:


*Дополнение к теме:

Глагол – это знаменательная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, и передает это значение в категориях вида, наклонения, времени и лица.

Глагол отвечает на вопросы «что делать?» и «что сделать?»

Основная задача глаголы – быть сказуемым: Рано утром дети пошли в школу. Глагол –пошли (что сделали?)

Значения действия и состояния – это наиболее обобщенные значения глагола. Глаголы могут обозначать физические действия(колоть, рубить), перемещения в пространстве (бежать, лететь), чувства (радоваться, горевать), состояние (спать, висеть), становление признака( краснеть, зеленеть), речь (говорить, кричать), мысль (думать, полагать) и др.

По своим признакам глагол противопоставлен имени.


Признаки

существительных глаголов


1.Обозначают предмет 1.Обозначают действие

2.Основные категории: род, число, 2.Основные категории: вид, залог, наклонение,

падеж время, лицо

3.Склоняются 3.Спрягаются

4.Основная функция-подлежащее, 4.Основная функция -сказуемое

дополнение


Синтаксическая функция глаголов

Слайд 2.


Прямая задача глагола-быть сказуемым в предложении. Но глагол может выполнять и другие функции:

учиться-подлежащее; желание учиться-несогласованное определение; прошу уволить-дополнение; пришел мириться- обстоятельство цели.




Слайд 3.

Личные формы глаголов можно определить при помощи местоимений.


Сайд 4.



Личные формы глаголов могут быть синонимичны.

В предложениях обоих столбиках имеются глаголы едешь, будешь, читаешь, боится. Все они 2,3 лица. А одинаково ли у них значение?

Глаголы в первом столбике обозначают действие собеседника (ты; Дастан;Таня). А глаголы второго столбика называют действия не одного конкретного лица, а любого лица. Им может быть каждый.


Слайд 5



*Деятельность учащихся

Работа в малых группах.

Разминка. Конкурс «Пословицы в картинках».

Задание:

Подберите пословицы к картинкам. Найдите глаголы и охарактеризуйте их.









Ваши помощники: Яблоко от яблони недалеко падает. Друг познается в беде. Терпенье и труд все перетрут. Дорога ложка к обеду. Не рой другому яму-сам внее попадешь. Кота в мешке покупать нельзя. Много слов, да мало дела. Поспешишь- людей несмешишь. У страха глаза велики. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. Без труда не вытащишь рыбку из пруда. Жадный сам себе покоя не дает. Семь раз отмерь-один раз отрежь. Любишь кататься-люби и саночки возить. Шила в мешке не утаишь.

(учащиеся на доске выписывают глаголы и определяют формы глаголов)


3.Размышление


*Словарная работа

притча-

притормозила (тормозить)-

уделить внимание-

была вдовой (вдова)-

требовали-

годовщины (годовщина)-

крупный-



*Работа с текстом

Приемы критического мышления «чтение с остановками».

Текст заранее разбивается на смысловые отрывки. Каждый отрывок должен быть логически законченным. Чтение текста проходит поэтапно: чтение-вопросы по тексту-предложения (воображения учащихся).


Например:


Притча о двух курганах


Был у матери единственный сын. Женился он на девушке невиданной красоты, привел ее в родной дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу:

1остановка

-А что будет дальше? Как поступит сын?

Воображения учащихся:


«Пусть не заходит мать в комнаты, посели ее в сенях». Поселил сын мать в сенях. Боялась мать показываться злой снохе на глаза. Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.
Но и этого снохе показалось мало. Говорит она мужу:

2остановка

-Что придумает на этот раз сноха?

Воображения учащихся

Важно! Текст должен быть неизвестным для учащихся. В этом и заключается вся суть использования приема. Нужно выбирать небольшие тексты повествовательной формы, и не должен превышать 5-7 страниц.



Притча о двух курганах


Был у матери единственный сын. Женился он на девушке невиданной красоты, привел ее в родной дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу:

«Пусть не заходит мать в комнаты, посели ее в сенях». Поселил сын мать в сенях. Боялась мать показываться злой снохе на глаза. Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.
Но и этого снохе показалось мало. Говорит она мужу: «Чтобы и духом матери не пахло в доме! Пересели ее в сарай». Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила она из своего убежища.
Отдыхала однажды ночью молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из ее груди сердце и принеси мне».
Не дрогнул сын, околдовала его невиданная красота жены. Говорит он матери: «Пойдемте, мама, покупаемся в реке». Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рас сердился сын: «Что ты, мама, спотыкаешься? Почему под ноги не смотришь? Так мы до вечера будем идти».
Пришли, разделись, иску пались. Сын убил мать, вынул из ее груди сердце, положил на кленовый лис ток, несет. Трепещет маленькое материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее сердце на острый утес, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек мой родной, не больно ли ты ушибся?»
Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто никогда не любил его так горячо, преданно и бес корыстно, как родная мама.
И столь огромной и неисчерпаемой была любовь материнская, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоем степями и долинами, вышли на широкий простор и стали двумя высокими курганами.

*Обсуждение


*Прием «двухчастный дневник»

Применяется во время работы с текстом. Дает учащимся понимать и исследовать текст. Развивает навыки письменной речи.


Задание:

Заполните таблицу. В комментариях правильно употребляйте личные формы глаголов.


Цитата

Комментарий (реакция)

1. Женился он на девушке невиданной красоты, привел ее в родной дом.
Невзлюбила сноха свекровь



  1. Я думаю, что . . .






(в первый столбик учащиеся выписывают понравившиеся им предложения (цитаты), во второй – комментарии предложениям, т.е. свою точку зрения).

*Обсуждение.

*Оценивание.

*Домашнее задание

Повторить пройденный материал. Написать эссе на тему «Мама».






Скачать

© 2020, 1548 6

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!