МОЗДОКСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
ДЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК «КВАНТОРИУМ»
ПЛАН- КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
В ГРУППЕ I ГОДА ОБУЧЕНИЯ (ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ)
Составитель:
педагог дополнительного образования
Штарк Константин Анатольевич
г. Моздок
ноябрь, 2020 год
ТЕМА: Гамбит Блюменфельда. Занятие № 1.
ЦЕЛЬ: провести экскурс в отечественную историю шахмат, познакомить обучающихся с гамбитом Блюменфельда на классическом примере партии З.Тарраш- А.Алехин, Пестьен, 1922.
ЗАДАЧИ:
- ОБУЧАЮЩАЯ- повторение материала, изученного ранее по теме «Гамбиты в закрытых системах», его применение в новых условиях, продолжение изучения гамбитов в процессе знакомства с гамбитом Блюменфельда, на примере партии З.Тарраш- А.Алехин;
- РАЗВИВАЮЩАЯ- развитие внимания, шахматной памяти, способности к специальному шахматному расчёту, нестандартному мышлению, креативности;
- ВОСПИТЫВАЮЩАЯ- воспитание внимательного и бережного отношения к отечественной школе шахмат, чувства патриотизма на примере изучения биографии Александра Алехина, дисциплинированности характера, уважительного отношения к партнёру по игре.
ТИП ЗАНЯТИЯ- комбинированный.
ОБОРУДОВАНИЕ- электронная демонстрационная доска, шахматные доски и комплекты фигур, шахматные часы.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I Подготовительная часть (2-3 мин):
- вход в класс, перекличка,
- подготовка шахматных досок.
II Исторический экскурс (10 мин): рассказ о неизвестных собравшимся страницах биографии легендарного мастера, первого российского чемпиона мира- Александра Александровича Алехина (31.10.1982-24.03.1946).
III Основная часть.
Повторение материала, изученного ранее по теме «Гамбиты в закрытых системах» (5 мин.)
Новая тема (25 мин). Знакомство обучающихся, на электронной демонстрационной доске, с гамбитом Блюменфельда на классическом примере партии З.Тарраш- А.Алехин, Пестьен, 1922. Анализ партии и поиск лучшего хода.
Краткая нотация:
d4 Kf6 2. Kf3 е6 3. с4 с5 4. d5 b5
5. de? (5. Cg5!) fe
6. cb d5 7. еЗ? (7. g3!) Cd6 8. Кc3 0—0 9. Ce2 Cb7 10. b3 Kbd7 11. Cb2 Фе7 12. 0—0 Лad8
13. Фс2 e5
Чёрные построили идеальный центр, что в сочетании с перспективой их атаки на
королевском фланге с избытком компенсирует утрату пешки.
14. Ле1 е4 15. Kd2 Ке5 16. Kd1 Kfg4 17. С : g4 К : g4 18. Kf1 Фg5! 19. h3 Кh6 20. Kph1 Kf5 21. Kh2 d4! 22. Cc1 d3 23. Фс4 + Kph8 24. Cb2 Kg3+! 25. Kpg1 Cd5 26. Фа4 Ke2+ 27. Kph1 Лf7 28. Фа6 h5! 29. b6 Kg3+! 30. Kpg1 ab 31. Ф : b6 d2 32. Лf1 К:f1
33. К:f1 Се6!! 34. Kph1 С: h3! 35. gh Лf3 36. Kg3 h4 37. Cf6 Ф: f6 38. К : e4 Л:
h3+… Белые сдались.
IV Игры детей в группе (30 мин.) Дети играют тематический турнир
«Гамбит Блюменфельда».
V Заключительная часть (7 мин.) Подведение итогов и рефлексия.