СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого занятия «Игра на шумовых инструментах. Песня "Эх, зима!»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект открытого занятия  «Игра на шумовых инструментах. Песня "Эх, зима!»

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого занятия «Игра на шумовых инструментах. Песня "Эх, зима!»»



МБУДО Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области

педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Герасимова Яна Константиновна



План — конспект открытого занятия

« Игра на шумовых инструментах. Песня Эх, зима!»



Дата проведения 02.12.2023

Возраст детей 8-11 лет

Количество воспитанников на занятии - 15 человек
































Программное содержание


Цель: Формирование начальных навыков игры на шумовых народных инструментах.

Задачи

Обучающиеся задачи

  • познакомить детей с шумовыми народными инструментами : бубен, барабан, ложки, иаракасы, колокольчики, бубенцы, колокольчики, трещетки

  • дать понятие «шумовые народные инструменты», «оркестр»;

  • разучить 1 и 2 куплет песни Эх, зима!


Развивающие задачи:

  • развивать музыкальную память и музыкальный слух, внимание, речь, мышление;

  • развивать общую моторику

Воспитательные задачи:

  • спосопствовать интересу и любви к народной музыке и культуре;


  • способствовать интересу и желанию игре на шумовых народных инструментах

Методы

  • словесные

  • наглядные

  • практические

  • арт — терапия( музыкотерапия, ирговая терапия)



Вводная часть



Педагог: Добрый день, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Педагог: Я вам сегодня раздам в руки народные музыкальные шумовые инструменты. У каждого он будет разный. Чтобы мы познакомились, каждый из вас должен проиграть свое имя на своем инструменте!


Коммуникативная игра — приветствие


Основная часть

1. Рассказ о шумовых инструментах ! Основу детского шумового оркестра составляют элементарные детские музыкальные инструменты-игрушки, рассчитанные на начинающих исполнителей: всевозможные ударные инструменты – погремушки, ложки, треугольник, трещотки, кастаньеты, пандейры, бубенцы, маракасы, детские металлофоны и ксилофоны, разного размера барабаны, бубны, тарелки (одинарные и парные) и так далее. Состав оркестра дополняется фортепиано (баяном, аккордеоном), на котором играет сам педагог.

Среди используемых в детском оркестре так называемых ударных инструментов есть такие, источником звука в которых является мембрана (из кожи или пластика) – это мембранофоны (барабаны всех видов, бубны) и такие, источником звука которых служит сам материал, из которого они сделаны, - это идиофоны или самозвучащие инструменты - маракасы, треугольник, бубенцы, трещотки, кастаньеты, тарелки, металлофоны, ксилофоны и т. п.).

Одни из шумовых инструментов обладают определённой высотой звучания, а другие не обладают ею. Первые можно назвать «мелодическими» (металлофоны, ксилофоны, колокольчики), а вторые – шумовыми или «ритмическими» (все остальные из перечисленных). Этой условной классификации и будем придерживаться.

Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. На уроке детей удобнее разместить полукругом так, чтобы они не мешали друг другу и на протяжении всего занятия все могли видеть педагога и доску, которая также понадобится.

Шумовые («ритмические») ударные инструменты.

Это наиболее многочисленная подгруппа инструментов и в большинстве своём наиболее доступна для освоения детьми. Для занятий на них не требуется особой выучки, и приёмы игры просты и представляют собой такие естественные движения, как покачивания, встряхивания, удары.

Ноты для всех этих инструментов обычно записываются на одной линии («нитке») без ключа и знаков альтерации, они обозначают только ритмический рисунок и способ исполнения (удар и встряхивание).

Инструменты, звучащие благодаря встряхиванию.

Погремушки.

Наверно, самый любимый детьми музыкальный инструмент. Создает шумовую окраску и прекрасно сочетается с другими звучаниями.

Погремушки бывают различных форм, могут быть в виде продолговатых трубочек, а могут и круглые.

Наполняют погремушки сыпучими материалами, это может быть и крупа, и мелкие камешки, которые при тряске издают интересный шумовой эффект.

Маракасы.

Один из древнейших музыкальных инструментов. Представляют собой два небольших деревянных или пластиковых шара с ручкой, наполненные камешками или дробью. Маракасы хоть и невелики, но для малышей бывают тяжеловаты, поэтому на занятиях возможно использование детских погремушек.

Бубенцы.

Небольшие металлические колокольцы шарообразной формы, прикреплённые к кожаной полосе или рукоятке.


Трещотка.

Трещотки - ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Употреблялся ли этот инструмент в Древней Руси в качестве музыкального инструмента письменных свидетельств нет. При археологических раскопках в Новгороде в 1992 году были найдены 2 дощечки, которые, по предположению В. И. Поветкина, входили в комплект древних новгородских трещоток в XII веке.

Впервые трещотки как музыкальный инструмент описал Квитка. В. Даль в толковом словаре объясняет слово "трещотка" как снаряд, устроенный для того, чтобы трещать, грохотать, шуметь.

Трещётки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более 10 человек. Во время свадьбы трещотки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками.

Трещотку берут за концы веревок в обе руки. От резкого или плавного движения пластины ударяются друг о друга, издавая сухой, щёлкающий звук. Держат трещотку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше; ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом.

Инструменты, звучащие благодаря удару.

Коробочка.

Это полый деревянный брусок прямоугольной формы с прорезью-резонатором на боковой стороне. Играют на ней молоточками от металлофона, ударяя ими по верхней плоскости коробочки.


Ложки.

С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для ритмизующего сопровождения пения или пляски. Использование этих инструментов родственно хлопанию в ладоши, притоптыванию, что существовало у всех народах мира с древности.

Употребление ложек в качестве музыкального инструмента не уникально. Известно, что на пирушках, в пылу плясового азарта в ход пускались не только ложки, но и сковороды, тазы, печные заслонки, самоварные трубы, кастрюли, вилки, словом всё, что может издавать звук. Среди предметов домашней утвари устойчивую музыкальную функцию приобрели коса и пила.

Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоядки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоядки подвешивают бубенцы.

В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большей величины. Оттого что размеры ложек разные возникает впечатление чередования звуков по высоте.

Существует множество приёмов игры на ложках. Держат их за ручки и ударяют одна о другую тыльной стороной черпаков. Динамика регулируется силой удара.

Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые две служат как бы двойной «наковальней» по которой бьют третьей ложкой. Причем бьют скользящим ударом с одной чашечки на другую, тут же еще раз прихлопывая ими при помощи пальцев левой руки. Получается все время многозвучный ажурный ритмический рисунок.

Иногда, при игре между пальцами левой руки выпуклостями полушарий наружу зажимают 3 ложки, расходящиеся веером. За голенище сапога левой ноги засовывают четвертую большую ложку. В правую руку берут пятую ложку, которой и производят удары: скользящий - по трем ложкам левой руки и сильный, отрывистый - по ложке, находящейся за голенищем сапога.


Бубен.

Этот инструмент имеет вид деревянного обруча, с одной стороны обтянутого кожей и открытого с другой стороны; по окружности его в специальные вырезы вмонтированы парные металлические тарелочки. У некоторых бубнов на открытой стороне натянуты пружины с колокольчиками. На бубне играют обычно стоя. Основные приёмы игры – встряхивание (бубен держат горизонтально обеими руками на уровне пояса, направляя движение от себя или покачивая, будто сеют через сито муку); удары правой рукой по мембране.


Колокольчики.

Они по виду напоминают металлофон, отличаются протяжённым звучанием и особой нежностью и прозрачностью.

2. Песня «Эх, зима!». 2 куплетная форма. В проигрыше используется игра на шумовых инструментах по ритмическому рисунку 1-2- 1-2-3, 1-2 — 1-2-3 с повторм 4 раза
в припеве 1 удар на сильную долю 1-и …..







3. Итоговая часть



Что должны дети запомнить и чему они должны научится


  • дети теперь знают, что такое народные шумовые инструменты и какие они бывают: ложки, трещетки, бубенцы, маракасы, колольчики,барабаны

  • дети понимамают почему эти инструменты называются народные, и что такое слово оркестр

  • освоили технику игры на шумовых инструментах

  • научились и бережно относиться к инструментам

  • разучили с педагогом песню Эх, зима и инсценировали небольшой оркесрт шумовых инструментов.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!