План-конспект урока по биологии на тему:
«Среда обитания, внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных»
Класс: 8
Тема: Среда обитания, внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных.
Цель урока: изучить внешнее строение и жизнедеятельность земноводных в связи с их жизнью на суше и в воде.
Задачи:
Образовательные:
1. Изучить внешнее строение земноводных.
2. Формировать представления о жизнедеятельности земноводных.
3. Изучить особенности скелета и мускулатуры земноводных.
4. Ознакомить с ролью земноводных в природе и жизни человека.
5. Организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению понятий.
Развивающие:
1. Продолжить развивать научное мировоззрение учащихся на основе изучения темы урока.
2. Продолжить развивать навыки работы с биологическими терминами, учебником и практические умения в ходе изучения новых тем.
3. Развитие умений выделять главное, сравнивать, анализировать.
4. Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, речь, внимание и память.
5. Активизировать познавательную деятельность обучающихся путем решения проблемных вопросов.
Воспитательные:
1. Воспитание интереса к жизни животных, желание узнать о них больше.
2. Формировать культуру диалогового общения.
3. Содействовать трудовому воспитанию учащихся через работу с рабочей тетрадью.
4. Содействовать развитию коммуникативных навыков у учащихся, умению целеполагания и рефлексии.
5. Воспитывать бережное отношение к животным.
Методы:
1. Словесные: рассказ, беседа, конспектирование опорных понятий.
2. Наглядные: демонстрация презентации, использование иллюстраций.
3. Частично-поисковые (самостоятельная работа с материалом) и составление информационного листа.
4. Проблемные (проблемные вопросы).
Тип урока: освоение нового материала.
Оборудование: Биология: учеб. пособие для 8-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / И. Г. Бедарик, А. Е. Бедарик, В. Н. Иванов. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2018. — 240 с.: ил.
План урока:
I. Ориентировочно-мотивационный этап
1. Организационный момент (1 мин)
2. Проверка домашнего задания (7 мин)
3. Совместное целеполагание (2 мин)
4. Мотивация (1 мин)
5. Актуализация опорных знаний и субъектного опыта учащихся (4 мин)
II. Операционно-познавательный этап
1. Изучение нового материала (15-18 мин)
2. Закрепление нового материала (8 мин)
III. Оценочно-рефлексивный этап
1. Рефлексия (3 мин)
2. Выводы учителя (2 мин)
3. Домашнее задание (1 мин)
I. Ориентировочно-мотивационный этап
1. Организационный момент:
Взаимное приветствие учителя и учащихся
Фиксация отсутствующих
Организация внимания учащихся
2. Проверка домашнего задания.
3. Совместное целеполагание:
Сегодня тема нашего урока «Среда обитания, внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных». Ребята, исходя из нашей темы, какую цель мы перед собой можем поставить на уроке? (изучить внешнее строение и жизнедеятельность земноводных в связи с их жизнью на суше и в воде).
4. Мотивация:
Ребята, я прошу вас серьезно отнестись к нашей теме, ведь знания, полученные на сегодняшнем уроке, будут полезны для вас.
II. Операционно-познавательный этап
1. Изучение нового материала.
Класс Земноводные, или Амфибии, — первая группа позвоночных животных, освоившая наземную среду жизни, но сохранившая тесную связь с водной средой. К ним относятся лягушки, тритоны, саламандры и им подобные животные. Живут земноводные почти повсеместно, кроме Крайнего Севера, Сибири и высокогорных районов. Предпочитают регионы с тёплым и влажным климатом.
Из 13 видов земноводных, обитающих на территории нашей страны, наиболее распространены лягушки. Чаще всего лягушек можно встретить на берегах пресноводных водоёмов, в сырых участках леса, луга. Поведение лягушек во многом определяется влажностью. В сухую погоду некоторые виды лягушек прячутся от солнца. После захода солнца или в мокрую, дождливую погоду наступает время их охоты.
Активны лягушки в тёплое время года. С наступлением осени они уходят на зимовку. Одни лягушки зимуют на дне незамерзающих водоёмов, в верховьях рек и ручьёв, собираясь десятками и сотнями особей, другие на зимовку зарываются в почву.
Внешнее строение и способы движения лягушки. Тело лягушки короткое, широкое, без выраженного хвоста. Окраска тела может быть зелёной или буро-зелёной на спинной стороне и белой или жёлтой на брюшной стороне. Заострённая спереди большая плоская голова без резких границ переходит в туловище. В отличие от рыб, голова земноводных подвижно сочленена с туловищем. На голове лягушки расположена пара выпуклых глаз, защищённых веками: кожистым прозрачным — верхним, подвижным — нижним. Лягушка часто мигает, при этом влажная кожа век смачивает поверхность глаз, предохраняя их от высыхания. Эта особенность развилась у лягушки в связи с её наземным образом жизни. Впереди глаз находится пара ноздрей с клапанами, препятствующими попаданию воды. Ноздри сообщаются через внутренние отверстия с ротовой полостью. Форма глаз и расположение ноздрей позволяют лягушке видеть и дышать атмосферным воздухом, не выходя из воды. Позади глаз на голове лягушки есть небольшие кружки, затянутые кожей. Это барабанные перепонки, наружная часть органа слуха.
Туловище лягушки имеет две пары конечностей: передние и задние. Задние конечности значительно длиннее передних, они играют важную роль в передвижении животного. Сидящая лягушка опирается на слегка согнутые передние конечности, задние при этом сложены и находятся по бокам тела. Быстро распрямляя задние конечности, лягушка совершает прыжок. Передние конечности при этом предохраняют животное от удара о землю при приземлении. Плавает лягушка, подтягивая и выпрямляя задние конечности, а передние при этом прижимает к телу.
Каждая конечность состоит из трёх отделов. В передней конечности различают плечо, предплечье и кисть. Кисть четырёхпалая. Задняя конечность образована бедром, голенью и стопой. Стопа заканчивается пятью пальцами, которые у лягушки соединены плавательной перепонкой.
Покровы тела. Кожа у всех земноводных голая. У лягушки кожа всегда влажная из-за слизистых выделений кожных желёз. Благодаря слизи на поверхности кожи создаётся плёнка, в которой растворяется атмосферный кислород. Этот кислород лягушка использует при кожном дыхании. Испаряясь, слизь понижает температуру тела земноводного на 5–8 °С по сравнению с температурой окружающей среды. Поэтому лягушка холодная на ощупь. Слизь также содержит вещества, которые подавляют рост болезнетворных микроорганизмов.
Кожа лягушки соединена с мускулатурой лишь в определённых участках. В пространствах между кожей и мускулатурой может запасаться много воды. Вода попадает в организм лягушки из окружающей среды через кожу и с пищей. Лягушка никогда не пьёт. В коже лягушки расположены пигментные клетки. Именно они придают озёрной лягушке зеленоватую окраску на спинной стороне и более светлую — на брюшной. Благодаря такой окраске лягушки не заметны в своей среде обитания.
Скелет лягушки состоит из тех же основных отделов, что и скелет окуня, однако в связи с полуназемным образом жизни и развитием ног он имеет ряд особенностей.
Скелет головы лягушки — череп — содержит меньше костей, чем череп рыбы. Череп с позвоночником соединён подвижно благодаря наличию одного шейного позвонка. За шейным следуют семь туловищных и один крестцовый позвонок. В хвостовом отделе все позвонки слились в одну косточку, лежащую в области таза. Шейный и туловищные позвонки имеют боковые отростки (рёбра у лягушки не развиты).
Пояс передних конечностей состоит из грудины и парных вороньих костей, ключиц и лопаток. Пояс задних конечностей образован сросшимися тазовыми костями и плотно прикрепляется к позвоночнику. Пояса конечностей служат опорой передним и задним конечностям.
Кости скелета конечностей называются так же, как их отделы. Мышечная система лягушки представлена пучками мышц в разных частях тела. При помощи мышц осуществляется захват и заглатывание пищи, передвижение животного по суше и воде и другие виды движения.
Классификация Земноводных
Отряд Безногие -
червяги
Отряд Безногие -
жабы, лягушки
Отряд Хвостатые -
тритоны, саламандры,
амбистомы
Класс Земноводные (Амфибии): Общая Характеристика
Общие признаки:
1. Размножение происходит в воде, личинки также развиваются в водной среде.
2. Яйцеклетки лишены плотных оболочек.
3. Органы дыхания – лёгкие.
4. Парные конечности наземного типа.
5. Холоднокровные животные.
Скелет задних конечностей включает бедро, голень, стопу (предплюсну, плюсну и фаланги пальцев).
Скелет передних конечностей составляют плечо, предплечье и кисть (запясть, пястье, фаланги пальцев).
Пояс задних конечностей представлен тазовыми костями и лобковыми хрящами, которые срастаются и присоединяются к боковым отросткам крестцового позвонка.
Пояс передних конечностей состоит из парных лопаток, парных ключиц и парных коракоидов. Ключицы и коракоиды соединяются с грудиной.
Череп широкий, плоский, вместе с верхними челюстями является единым образованием. Нижняя челюсть подвижная.
Позвоночник включает шейный, туловищный, крестцовый и хвостовой отделы. Шейный (способность поднимать и опускать голову) и крестцовый (прикрепеление задних конечностей к позвоночнику) отделы представлены одним позвонком. Хвостовой отдел выражен у хвостатых, у безногих мал, у бесхвостых представлен косточкой.
Отделы склете
Характеристика класса Земноводные (на примере лягушки)
Признак | Строение и функции |
Внешнее строение | Тело состоит из головы, туловища и двух пар конечностей. Шеи нет. На голове находится пара глаз с веками, одна пара ноздрей и две барабанные перепонки. Между пальцами на задней конечности образуются плавательные перепонки |
Покров тела | Кожа голая, содержит железы, выделяющие слизь, предохраняющую ее от иссушения и обладающую антибактериальным действием. Через кожу также происходит газообмен |
Скелет | Череп в основном состоит из хрящевой ткани. С помощью двух мыщелков он соединен с позвоночником. В позвоночнике четыре отдела: шейные (1 позвонок), туловищный, крестцовый (1 позвонок) и хвостовой (у лягушки редуцирован). Ребер нет. Передняя и задняя конечность включает пояс и свободную конечность. Предплечье и голень – единая кость |
Пищеварительная система | Ротоглоточная полость, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник, клоака. Есть зубы, язык и слюнные железы (появляются впервые). В слюне ферментов нет. Есть печень и поджелудочная железа |
Дыхательная система | Носовая и ротоглоточная полость, гортань и легкие – полые мешки с крупноячеистыми стенками. В газообмене участвует кожа (у лягушек доля кожного дыхания составляет 50 %). У личинок есть наружные жабры. При вдохе лягушка открывает ноздри, опускает дно ротовой полости и набирает в неё воздух. После этого ноздри закрываются клапанами, дно ротовой полости поднимается и воздух поступает в легкие. Затем легкие спадаются, сокращаются брюшные мышцы и происходит выдох |
Кровеносная система | Сердце трехкамерное (2 предсердия и 1 желудочек). В левом предсердии кровь артериальная, в правом – венозная, в желудочке – смешанная. Два круга кровообращения. От сердца отходят три пары артерий: сонные артерии, системные дуги аорты и легочные артерии. Есть передние и задние полы вены |
Выделительная система | Парные первичные почки, от которых отходят выводные протоки, впадающие в клоаку (служат у самок только для выделения, у самцов являются одновременно и семяпроводами). Есть мочевой пузырь, открывающийся в клоаку независимо. Основной продукт выделения – мочевина |
Нервная система | Спинной и головной мозг и нервы. В переднем мозге произошло полное разделение полушарий. Крыша переднего мозга содержит нервные клетки. Мозжечок развит слабо. Остальные отделы как и у всех позвоночных |
Органы чувств | Глаза с веками, есть третье веко- мигательная перепонка. Роговица выпуклая, хрусталик – линзовидный, двояковыпуклый. Орган слуха состоит из среднего (барабанная перепонка, одна слуховая косточка –стремечко) и внутреннего уха. У личинок есть боковая линия |
Половая система | Парные половые железы – семенники (у самцов) и яичники (у самок) и протоки, впадающие в клоаку. Размножение происходит весной. Наружное оплодотворение. Развитие с личинкой – головастиком (похож на рыб – есть жабры, боковая линия, один круг кровообращения, сердце двухкамерное) |
III. Оценочно-рефлексивный этап
1. Рефлексия
Вспомните, как вы работали на уроке. Всё ли вам было понятно? Довольны ли вы своей работой?
Обсуждаем некоторые ответы.
2. Выводы учителя:
Сегодня на уроке вы работали хорошо. Цель, которую мы с вами поставили в начале урока, была достигнута.
3. Домашнее задание: § 37.
Литература:
1. Учебная программа для общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения. «Биология. VII–XI классы». – Минск: НИО, 2009.
2. Елкина Л.В. Биология. Весь школьный курс в таблицах. - Мн.: Современная школа, 2009
3. Заяц Р.Г. и др., Биология. - Минск: Вышэйшая школа, 2006.
4. Биология: Кн. Для учащихся. В 3 Кн. 1: Пер. с нем. / Под общ. Ред. Б63 К. Певз-Хоке, Э. Цабель. - Мн.: Нар. Асвета, 2002.
5. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. Учеб. Для средней общеобразоват. Школы. - 2-е изд., перераб. И доп.- М.- Мн.: Мнемозина, 2003.
6. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т 2. - М.: Мир, 2004.
7. Резанов А. Г. Зоология в таблицах, схемах и рисунках. 7-8 класс- М. «Издат- школа 2000», 1999 г.
8. Интернет-ресурсы.
Класс Земноводные (Амфибии): Общая Характеристика Общие признаки: 1. Размножение происходит в воде, личинки также развиваются в водной среде. 2. Яйцеклетки лишены плотных оболочек. 3. Органы дыхания – лёгкие. 4. Парные конечности наземного типа. 5. Холоднокровные животные. |
Класс Земноводные (Амфибии): Общая Характеристика Общие признаки: 1. Размножение происходит в воде, личинки также развиваются в водной среде. 2. Яйцеклетки лишены плотных оболочек. 3. Органы дыхания – лёгкие. 4. Парные конечности наземного типа. 5. Холоднокровные животные. |
Класс Земноводные (Амфибии): Общая Характеристика Общие признаки: 1. Размножение происходит в воде, личинки также развиваются в водной среде. 2. Яйцеклетки лишены плотных оболочек. 3. Органы дыхания – лёгкие. 4. Парные конечности наземного типа. 5. Холоднокровные животные. |
Класс Земноводные (Амфибии): Общая Характеристика Общие признаки: 1. Размножение происходит в воде, личинки также развиваются в водной среде. 2. Яйцеклетки лишены плотных оболочек. 3. Органы дыхания – лёгкие. 4. Парные конечности наземного типа. 5. Холоднокровные животные. |
Класс Земноводные (Амфибии): Общая Характеристика Общие признаки: 1. Размножение происходит в воде, личинки также развиваются в водной среде. 2. Яйцеклетки лишены плотных оболочек. 3. Органы дыхания – лёгкие. 4. Парные конечности наземного типа. 5. Холоднокровные животные. |
Класс Земноводные (Амфибии): Общая Характеристика Общие признаки: 1. Размножение происходит в воде, личинки также развиваются в водной среде. 2. Яйцеклетки лишены плотных оболочек. 3. Органы дыхания – лёгкие. 4. Парные конечности наземного типа. 5. Холоднокровные животные. |
Класс Земноводные (Амфибии): Общая Характеристика Общие признаки: 1. Размножение происходит в воде, личинки также развиваются в водной среде. 2. Яйцеклетки лишены плотных оболочек. 3. Органы дыхания – лёгкие. 4. Парные конечности наземного типа. 5. Холоднокровные животные. |
Класс Земноводные (Амфибии): Общая Характеристика Общие признаки: 1. Размножение происходит в воде, личинки также развиваются в водной среде. 2. Яйцеклетки лишены плотных оболочек. 3. Органы дыхания – лёгкие. 4. Парные конечности наземного типа. 5. Холоднокровные животные. |
Класс Земноводные (Амфибии): Общая Характеристика Общие признаки: 1. Размножение происходит в воде, личинки также развиваются в водной среде. 2. Яйцеклетки лишены плотных оболочек. 3. Органы дыхания – лёгкие. 4. Парные конечности наземного типа. 5. Холоднокровные животные. |
Класс Земноводные (Амфибии): Общая Характеристика Общие признаки: 1. Размножение происходит в воде, личинки также развиваются в водной среде. 2. Яйцеклетки лишены плотных оболочек. 3. Органы дыхания – лёгкие. 4. Парные конечности наземного типа. 5. Холоднокровные животные. |