Тема урока: « Государство Украина»
- Сформировать представления о ГП государства Украины, природе, климате, населении и его основных занятиях.
- Закрепить и обобщить знания учащихся о разнообразии природы, уникальности животного и растительного мира Белоруссии , населении и его образе жизни. Закрепить картографические знания и умения учащихся по данной теме.
- Развивать образную память.
- Совершенствовать быстроту , полноту и точность воспроизведения.
- Развивать устойчивость и объем внимания.
- Работать над развитием импрессивной и экспрессивной сторон речи.
- Расширять активный словарь.
- Воспитывать активность, самоконтроль, взаимоконтроль, географическую культуру и интерес к предмету, любовь к природе, уважение к традициям и обычаям других народов.
Оборудование и материалы:
- слайды по теме урока
- экран, проектор, ноутбук
- политическая карта мира
- головоломка
- Кроссворд « Белоруссия »
- Ребусы
- карточки для индивидуальной работы
- Черный ящик
- Игра: « Расшифруй слово »
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, садитесь.
Сегодня на уроке мы проверим и закрепим ваши знания по теме государства Евразии, а так же познакомимся еще с одним государством. Каким именно узнаем позднее.
А сейчас начнем работу с традиционной географической разминки.
II. Географическая разминка.
1. Ребята, назовите государства, которые мы уже изучили.
2. показать изученные государства на карте.
3. « Подбери пару»
- Ребята. Я предлагаю сыграть в игру. Правила ее простые. Я показываю табличку с названием столицы или государства, а вы подбираете пару. У кого готов ответ, тот поднимает руку.
Учитель Ответы детей
Италия Рим
Великобритания Лондон
Париж Франция
Германия Берлин
Болгария София
Осло Норвегия
Швеция Стокгольм
( во время этого задания индивидуальная работа
Ш, К подбери пару)
4. Узнай по контору.
Учитель показывает контурное изображение государств учащиеся должны дать им названия ( Великобритания, Италия, Франция, Финляндия ).
III.Проверка домашнего задания.
1. Фронтальный опрос:
( во время выполнения задания индивидуальная работа:
В И.- у доски ребусы;
Ш Т. – собери картинку « лисица»)
- С каким государством мы познакомились на прошлом уроке? ( слайд Белоруссия)
- Покажите государство Белоруссия на карте мира. Назовите и покажите его столицу.
- С какими государствами граничит Белоруссия?
- Какова поверхность государства?
- Какие полезные ископаемые добываются в Белоруссии?
Как они используются?
- В какой природной зоне расположено государство?
- Что делается в Белоруссии для охраны природы?
- Какой крупный заповедник Белоруссии вы знаете?
( слайд Беловежская пуща)
- Каких животных можно встретить в заповеднике?
- Посмотрите на таблицу и скажите всех ли этих животных мы можем встретить в лесах Белоруссии? ( слайд животные)
- Какие виды промышленности развиты в Белоруссии?
- Посмотрите на экран и скажите все ли машины, которые вы видите выпускает машиностроение Белоруссии?
( слайд машины)
Молодцы!
- Какие отрасли с/ х есть в этом государстве?
« Черный ящик»
- Этот овощ широко распространен как в Белоруссии, так и у нас в России. Белорусы его очень любят и называют вторым хлебом. Из этого овоща можно приготовить более 100 различных блюд. Что находится в черном ящике?
Верно, это картофель.
« Головоломка»
- Ребята, если вы ее разгадаете, то узнаете, как называется картофель по – белоруски. ( бульба)
- Ребята, а что вы знаете о событиях ВОВ, которые происходили на территории Белоруссии?
( слайды: Хатынь, Брестская крепость)
Молодцы! ( Проверка ребусов и картинки)
2. Исправь ошибки.
Незнайке было дано задание составить рассказ о Белоруссии. Ваша задача найти имеющиеся ошибки.
( Во время задания индивидуальная работа:
Х В – « распутай лабиринт и прочти предложение»
Х К. – « собери и отгадай»
Ш Т., К О. – « собери словечко»
Слайд:
Государство Белоруссия расположено высоко в горах.
Белоруссия богата месторождениями алмазов и золота.
Самые крупные реки- Днепр, Сена, Западная Двина, Неман, Лена и Амур.
Белоруссия расположена в зоне тундры.
Основное население – русские и украинцы.
Символ счастья и любви в Белоруссии – дятел.
На заводах выпускают автомобили « Фиат», « Икарусы»
и « Жигули».
3. Кроссворд: « Белоруссия»
- Ребята, если вы все верно разгадаете, то сможете в выделенных клеточках прочесть название кроссворда.
1. Основное население Белоруссии. ( белорусы)
2. Одна из крупных рек, протекающих на территории государства Беларусь. ( Днепр)
3. Государство, с которым Белоруссия граничит на юге.
( Польша)
4.Полезное ископаемое, которое играет важную роль в хозяйстве Белоруссии. ( торф)
5.Климат на территории Белоруссии. ( умеренный)
6. Животное. Которое занесено в Красную книгу. ( зубр)
7. Низменная заболоченная равнина на юге Белоруссии.
( Полесье)
8. Боры, которые поднимаются на песчаных холмах Белоруссии. ( сосновые)
9. Марка мотоцикла и велосипеда. ( Минск)
10. Заповедник … пуща. ( Беловежская)
| Б | е | л | о | р | у | с | ы |
| | д | н | Е | п | р | |
| | | | | | | | п | о | Л | ь | ш | а | |
| | | | | | | | | т | О | р | ф | |
| | у | м | е | Р | е | н | н | ы | й | | |
| | з | У | б | р | |
| | п | о | л | е | С | ь | е |
| | с | о | С | н | о | в | ы | е | | |
| м | И | н | с | к | |
Б | е | Л | о | В | е | ж | с | к | а | Я | | | | | | | |
Молодцы!
Проверка индивидуальной работы.
IY. ФИЗМИНУТКА
- Потрудились – отдохнем!
Встали, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять,
Руки плавно опустили,
Всем улыбку подарили!
Молодцы!
Y. Введение в тему.
Расшифруй слово
- Ребята, расставьте цифры с буквами в порядке возрастания и прочтите тему урока.
о | г | у | а | с | р | с | о | д | в | т | | а | у | н | к | и | а | р |
2 | 1 | 4 | 6 | 3 | 7 | 8 | 11 | 5 | 10 | 9 | 7 | 1 | 6 | 2 | 5 | 4 | 3 |
( слайд: Тема урока: Государство Украина)
YI. Объяснение нового материала.
План:
1. ГП – в Восточной Европе. Юг – омывается Черным и Азовским морями. Граничит с Россией, Белоруссией, Польшей, Словакией, Венгрией, Румынией, Молдавией.
2. Рельеф: Большая часть – низменности – Приднепровская, Причерноморская, Полесская. Горы – на западе – Карпаты, юг – Крымские. ( работа с физической картой атласа, слайд – низменности и горы)
3. Климат. Умеренно холодная зима - -2 -8 градусов. Лето продолжительное теплое или жаркое средняя температура +18+24градуса.
4. Реки: Днепр, Дунай, Южный Буг. Все впадают в Черное море. Много озер, водохранилищ.
5.Природные зоны. Лесостепи и степи. Они распаханы – с/х земли. Склоны Карпат- дуб, бук, ель, пихта. Крымские – дуб, бук, сосна. Южный берег Крыма – сады, виноградники, парковые насаждения.
6. Животный мир. Представители леса и степи: медведи, зайцы, кабаны, лоси , тетерева, хомяки, хомяки, хорьки, куропатки. Для охраны природы созданы национальные парки и заповедники.
7. Полезные ископаемые.
Украина богата бурым и каменным углем, железной рудой, марганцем, калием, ураном, гипсом, нефть и газ, но основную часть закупают у России.
8. Промышленность.
В Украине развито производство оборудования для тяжелой промышленности (словарь), энергетики, горнодобывающей промышленности, технику, автобусы, автомобили, самолеты, трактора. ( слайд)
Рыболовство и рыбоперерабатывающая промышленность
( слайд)
Лов рыбы: осетра, хамсы, скумбрии, ставриды, камбалы, карпа ( слайд).
11. Сельское хозяйство. Растениеводство- пшеница, сахарная свекла, подсолнечник, овощи, фрукты. ( слайд) Животноводство- разводят крупный и мелкий рогатый скот и свиней.
10.Экономика.
Экспорт: металлы, машины и с/х продукты.
Импортирует ( словарь) нефть, природный газ, автомобили, одежду, лес, бумагу.
11.Население – украинцы и русские – основное. В селах до 80-90%, в городах – 50-60% украинцев. Кроме их проживают румыны, болгары, чехи, белорусы, венгры, татары. Язык – украинский и русский.
12. Обычаи и традиции.
Возрождение религии, национальных традиций после распада СССР. Украинские песни, зажигательные танцы: гопак, казачок, хороводы ( слайд).
Кухня: борщ, галушки, сало, вареники. ( слайд)
13. Города.
1. Киев – столица. Музей, храмы, Киево – Печерская лавра
(слайд)
2.Одесса –город –порт. ( слайд)
3. Севастополь –военно – морская база. ( слайд)
4. Ялта – город-курорт. ( слайд)
YII. Закрепление.
1. Составление карто-схемы Украины.
2. Запись словарных слов.
3. Чтение статьи для любознательных с. 102-103.
4. Вопросы 1-3 с. 102.
YIII. Итоги урока.
- С каким государством познакомились сегодня на уроке.
- Назовите его столицу.
- Имеет ли Украина выход к морю?
- С какими государствами граничит Украина?
- Чем мы занимались сегодня на уроке?
- Что вам больше всего понравилось в уроке?
Что сегодня на уроке вам не понравилось?
Оценки за урок.
Д/з: с. 99- 102, вопросы1-3 с. 102.в.4 – К, П, Х, П.
Урок окончен. До свидания.