СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект по литературному чтению. Былина «Ильины три поездочки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект по литературному чтению. Былина «Ильины три поездочки»»

План-конспект урока литературного чтения

УМК: «Школа России» 4 класс

(В.Г Горецкий, Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина Литературное чтение 4 класс 1 часть стр.12)


Организационно-деятельностный компонент:

Дата:

Время:

Место:

Класс: 4

Целевой компонент урока:

Тема урока: Былина «Ильины три поездочки»

Цель: организация деятельности обучающихся для осознанного восприятия, понимания понятия и специфики былины, для умения анализировать, выделять жанровые особенности, умения давать характеристику героям.

Задачи:

Дидактические: способствовать формированию умения анализировать былины, понимать смысл былины «Ильины три поездочки», определять жанровые особенности.

Развивающие: способствовать развитию произвольного внимания, воображения, произвольной памяти; развитию читательских умений (компонентов читательской деятельности: технический, смысловой, читательская самостоятельность), развитию связной речи, любознательности, умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы.

Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств: воспитывать любовь к устному народному творчеству; любви к природе, бережного отношения к ней, прививать любовь к живописи.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПин, гигиенических условий в кабинете; применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся; создание положительного эмоционального микроклимата.


Планируемые результаты:


Личностные: формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формирование положительного отношения к процессу познания, умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; формирование самоанализа и самоконтроля результата;

Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: осознают познавательную задачу, читают, строят логическую цепочку рассуждений, сравнивают, обобщают, делают выводы; осознают смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: ставят задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, вносят коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушают и понимают других, отвечают на вопросы, задают вопросы, ведут диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивают свою позицию, грамотно строят монологическую и диалогическую речь.
Предметные: правильно, сознательно, выразительно читают, анализируют текст, выделяют отличительные признаки былины, отвечают на вопросы и составляют вопросы по содержанию прочитанного, определяют особенности былины «Ильины три поездочки», понимают смысл былины, определяют тему, образы герое, основную мысль.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная работа, групповая.

Основные образовательные ресурсы урока: учебник, проектор, презентация.
























Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.
1) Приветствие
У.: Здравствуйте! Меня зовут Колесник Виктория и сегодня урок литературного чтения у вас проведу у вас я.
2) Проверка готовности к уроку
У.: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Порядок на рабочем столе.

- Молодцы! Я вижу, что все готовы. А теперь садитесь на свои места, мы начнем наш урок.
3) Мотивация к учебной деятельности

У.: Ребята, начинаем урок литературного чтения.

Чтоб злодеев побеждать
Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А ещё желательно

Делать всё внимательно!

У.: Для чего нам нужно быть активными?

О.: Нужно быть активным, чтобы хорошо работать на уроке.
У.: Для чего нужно делать всё внимательно?

О.: Для того, чтобы делать меньше ошибок.

II. Актуализация знаний обучающихся

Беседа

У: Ребята, что мы проходили на прошлом уроке?

О: Мы проходили летопись «И вспомнил Олег коня своего».

У: Верно. Назовите имена богатырей, которые вы уже знаете.

О.: Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец.

У.: Давайте вспомним из прошлого урока, что такое летопись?

О.: Ответы детей.

Беседа по домашнему заданию

У: Проверим домашнее задание. Что было задано?

О: Выразительное чтение отрывка из летописи «И вспомнил Олег коня своего».

Фонетическая разминка.

Но сначала нужно подготовиться к чтению, для этого проговорим скороговорку (Слайд со скороговоркой. Произносим с похлопыванием.)

Конкурс чтецов.

Деятельность обучающихся: выразительное чтение 3-х обучающихся.

У.: Внимательно слушаем чтение своих одноклассников и определяем лучшего чтеца.

О.: Ответы обучающихся.

У.: Обоснуйте свой ответ.

Критерии выразительного чтения (для учителя)

Оценка «5» - хорошо знает текст летописи, читает выразительно, без ошибок, без подсказок, без искажения слов, громко, четко, внятно, выбранный темп чтения соответствует данному жанру произведения, соблюдает нужные интонации, передает интонационно-эмоциональное настроение. Чтение выразительное, эмоциональное, смог(ла) в достаточной мере использовать средства выразительности.

Оценка «4» – хорошо знает текст летописи, рассказывает выразительно, читает не всегда громко, четко, внятно. Выбранный темп чтения соответствует данному жанру произведения, но не всегда соблюдает нужные интонации, передает интонационно-эмоциональное настроение.

Оценка «3» - плохо знает текст летописи, рассказывает не всегда выразительно, читает не всегда громко, четко, внятно. Выбранный темп чтения не соответствует данному жанру произведения, не всегда соблюдает нужные интонации, не передает интонационно-эмоциональное настроение.

Оценка «2»- не знает текст летописи, рассказывает невыразительно, тихо, не внятно. Нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст. Выбранный темп чтения не соответствует данному жанру произведения, не соблюдает нужные интонации, не передает интонационно-эмоциональное настроение.


Индивидуальная работа (разноуровневые задания)
1 уровень.
Подбери рифму.

Небеса –

Иней –

Снежок –

2 уровень. Придумай двустишие по рифмам.
Ковром – серебром

Бело – замело
3 уровень. Придумай четверостишие на тему «Зима».


III. Открытие новой темы. Целеполагание.

Отвыть тему

У.: Для того чтобы узнать, что мы будем изучать на уроке, вам нужно будет разгадать ребус и расположить слова в правильном порядке. Для начала разгадаем ребус.

О.: Разгадывают ребус.
У.: Какое слово получилось?
О.: Былина

У.: Правильно! Теперь расположите слова в правильном порядке, для того чтобы узнать, название былины, которую будем изучать.

О.: «Ильины три поездочки»

У.: Молодцы! Какую цель поставим перед собой?

О.: Познакомиться с былиной «Ильины три поездочки».
- узнаем о …

- познакомимся с…

- научимся…

IV. Открытие новых умений, знаний.

У.: Вспомним, что такое былина? Почитаем определение в словаре И. Ожегова.

О.: Былина- это русская народная эпическая песня о богатырях.

У.: От какого слова образовалось былина?

О.: Образовалось от слова быль.

У.: Что значит быль?

О.: Ответы детей

У.: Почитаем определение в словаре И. Ожегова.

О.: Быль- это то, что было в прошлом, в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы.

У.: Мы прочитали, что былина – песня о богатырях, а теперь ответьте на вопрос, кто такие богатыри?
О.: Богатырь- герой русских былин, совершающий воинские подвиги. Человек безмерной силы, стойкости, отваги.

1)Краткие сведения о жанре быль.

У былины есть 3 теории зарождения. 1) Мифологическая теория. По мнению сторонников этой теории, (О. Ф. Миллер, А. Н. Афанасьев), богатыри – это олицетворение стихийных явлений, а явления природы отождествляются с языческими славянскими богами. 2) Историческая теория источником былин называет исторические события, которые смешались в памяти народа (Л. Майков, Квашнин-Самарин). 3)Теория заимствований предполагает, что для создания былин могли быть использованы другие литературы. Некоторые склонялись к тому, что более сильно было влияние Востока, другие считали более тесным контакт с западным литературным творчеством.
Первые образцы жанра, которые, по мнению исследователей, относятся к эпохе создания и становления древнерусского государства (ХI-XIII века), существовали в качестве песен, исполнявшихся под аккомпанемент щипковых инструментов (гуслей) и передававшихся из уст в уста. Термин «былина» вошёл в обиход в 1839 году, когда фольклорист и этнограф И. П. Сахаров приступил к изучению этого самобытного жанра. В фольклористике былины традиционно делят на 3 группы: Богатырские (героические); Социально-бытовые; Сказочные.

2) Словарная работа.

Речитатив - это напевная речь в вокально-музыкальном произведении, чтение нараспев

Былина - древнерусская, позже русская народная эпическая песня о героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории

Сказывать - 1. Говорить; 2. Рассказывать.

Вымысел – Создание воображения, фантазии.

V. Физкультминутка.

1. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

VI. Чтение былины «Ильины три поездочки». Анализ первичного восприятия.

У.: Откройте учебники на стр. 12 (былина «Ильины три поездочки» на стр. 12-21 учебника.). Чтение былины цепочкой. После того как мы прочитаем, вы ответите на следующий вопрос: «Почему богатырь выбирал, куда ему ехать?»

(Дети читают былину)

У.: Почему богатырь выбирал, куда ему ехать?

О.: Ответы обучающихся.

Словарная работа.

У.: Какие слова и выражения вам были непонятны?

О.: Перечисление слов.

У.: Сейчас мы с вами откроем словарь И. Ожегова и узнаем значение этих слов.

О.: Застава- сторожевой или наблюдательный укреплённый пункт отряда служилых людей с военным начальником.

Булатной броне – стальные и узорчатые доспехи, их надевают поверх одежды, укрывая жизненно важные части тела во время боя.

Яхонты- одно из устаревших названий ювелирных минералов, камней.

Кремневёньких- из кремня

Деревенщина – житель деревни, простоватый, грубый, неотесанный человек

Кряковистый - громкий, пронзительный, резкий (о голосе)

Убранство- украшение, внешняя отделка

Смета–несметное, несчитанное богатства

Сажень- 2,134 метра (заршина)

Росстань- перекрёсток двух или нескольких дорог, распутье

Палицей- старинное оружие, тяжёлая дубина с утолщенным концом.

У.: Теперь при работе с текстом трудностей в понимание у нас не будет.

VII. Анализ содержания текста.

У.: Кто же является главным героем в былине?

О.: Главный герой Илья Муромец

У.: Куда поехал богатырь?

О.: Богатырь поехал на Западную сторону, на дозор.

У.: Что увидел на пути своем Илья Муромец?

О.: На пути Илье повстречался камень с надписью.
У.: Найдите и прочитайте,  что было написано на камне.

О.: Прямо ехать – убитому быть!..
У.: Какой пусть выбрал Илья?
О.: Богатырь решил ехать прямо.
У.: Почему богатырем был выбран путь поехать прямо?
О.: Ответы детей

У.: Прочитайте, каким стало небо, когда Илья поехал прямо.
О.: Навалилась туча чёрная…
У.: Кто выскочил из кустов?
О.: На пути богатыря появились разбойники.
У.: Как описаны разбойники, найдите и прочитайте.
О.: Голоса у них горластые, а щиты у них крестастые…
У.: Кого по описанию вам напомнили разбойники?
О.: Напомнили воинов крестоносцев
У.: Почему они названы разбойниками, как вы думаете?
О.: Ответы детей
У.: Как разбойники разговаривали с богатырем?
О.: Разговаривали с угрозой, грозили гибелью
У.: Что хотели отобрать у Ильи Муромца?
О.: Хотели ограбить и забрать коня
У.: Выполнили свою угрозу разбойники? Почему?
О.: Ответы детей
У.: Что написал Илья Муромец на камне, найдите и прочитайте.
О.: Надпись новую написал…
У.: Чему учит нас былина?
О.: Ответы детей

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У.: Что было трудным?

О.: ответы детей.

У.: Что лег­ко удавалось выполнить?

О.: ответы детей.

У.: Что было интересным?

О.: ответы детей.

У.: Что захотели узнать?
Попробуйте с помощью «слов – помощников» определить, как мы выполнили задачи, поставленные в начале урока

- вспомнили о….

- узнали о …

- познакомились с особенностями…

- учились…

(Раздать бумажные листочки дуба)

В древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной земли. Этот обычай брать с собой горсть земли сохранился до сих пор, с тех далеких времен от наших предков.

Ребята, если вы считаете, что на уроке поработали хорошо и всё поняли, то листочек дуба закрасьте в зеленый цвет, если считаете, что были неточности, то лист дуба закрасьте в желтый цвет.

IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

У.: Выразительно почитать отрывок из былины «Ильины три поездочки» стр. 12-13, составить характеристику главного героя.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!