1. Отличие орфограмм-букв гласных и, у, а после букв шипящих от сходных с ними написаний после букв шипящих. На доске записаны слова: Жестянка, шерстяной, железный, чистовик, щекотка. – Что общего у всех записанных слов? (Во всех есть шипящие звуки, состоят из трёх слогов, гласный после шипящих безударный.) – Произнесите эти слова в соответствии с законами произношения. – Какие звуки вы слышите после шипящих? ([ы], [и]) А какие буквы видите? (Буквы е, и.) – Есть ли здесь слова с изученной орфограммой-буквами гласных и, у, а после букв шипящих? Подсказка: вспомните изученные буквосочетания. (Нет, здесь другие виды орфограмм.) – Какие здесь орфограммы после шипящих? (Проверяемые и непроверяемые буквы гласных е, и.) – Назовите слова с орфограммой-проверяемой буквой гласного после шипящих (жестянка, шерстяной, чистовик). – Подберите к ним проверочные слова, запишите их парами. (Жестянка – жесть, шерстяной – шерсть, чистовик – чистый.) Подчеркните проверяемую букву безударного гласного после шипящего. – Как называются оставшиеся слова? (Словарными.) – Запишите их. (Железный, щекотка.) Как можно узнать их написание? (По словарю.) Подчеркните букву после букв шипящих. – Сделайте вывод: какое правило является основным для написания букв безударных гласных после шипящих? (Сначала подобрать проверочное слово, а если его нет, обратиться к словарю.) 2. Работа в учебнике. – Прочитайте слова в рамке после упр. 184. – Что в них общего? (Пишется же.) – Как они называются? (Словарными.) – Можно ли их отнести к орфограммам-буквам гласных и, у, а после шипящих? (Это другая орфограмма – непроверяемая буква гласного.) – Запишите эти слова в тетрадях и обозначьте орфограмму. Упр. 183 – развивается умение самостоятельно подбирать слова с орфограммами в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу. После выполнения упражнения дети должны ответить на проблемный вопрос: правильно ли жевать и железный отнести к словам с орфограммой после шипящих? 4. Работа с «Дидактическим материалом». Упр. 158 (выборочное списывание) – развивается умение находить в тексте слова с изученными орфограммами-буквами гласных после шипящих и отличать их от сходных написаний проверяемых букв безударных гласных после шипящих (чистюля). Выполняется самостоятельно. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. 5. М Дополнительно: упр. 161 («Дидактический материал»). – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) |