План-конспект урока русского языка
УМК: «Школа России» 3 класс
(Плешаков А.А. Русский язык, 3 класс 1 ч. стр. 47-48)
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Чем словосочетание отличается от слова?».
Цель: организация деятельности обучающихся по расширению и углублению знаний детей различии словосочетании от слова.
Задачи:
Образовательные: формировать умение различать словосочетание от слова.
Развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся; память, внимание, речь, воображение; умение различать, наблюдать, сравнивать, анализировать и формулировать выводы из изученного материала.
Воспитательные: воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки, чувство ответственности, дисциплины, аккуратности, добросовестного отношения к предмету, к учебе.
Здоровьесберегающие: соблюдать СанПиН, гигиенических условий в кабинете; применять методы, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся; создавать положительный эмоциональный микроклимат.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смыла учения.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: извлекают необходимую информацию из текста, владеют основами смыслового чтения учебного текста; осваивают способы решения проблем исследовательского характера.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи; находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: строить речевое высказывание в устной форме, понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения; принимать активное участие в работе в паре, использовать умения вести диалог.
Личностные: способствовать формированию основ мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения русского языка, интереса, переходящего в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем; положительного отношения к урокам русского языка, к учебе; понимания значения русского языка в собственной жизни.
Предметные: овладевают умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов, распознают род имён прилагательных.
Тип урока: открытие нового знания.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Основные образовательные ресурсы урока: учебник, презентация.
Содержательный компонент урока:
Ход урока:
I. Организация начала урока.
1) Приветствие
У.: Здравствуйте, меня зовут Виктория Сергеевна и сегодня урок русского языка, проведу у вас я.
2) Проверка готовности к уроку
У.: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Порядок на рабочем столе. Молодцы! Все готовы. А теперь садитесь на свои места, мы начнем наш урок.
3) Мотивация к обучению и познанию
У.: Обратите внимание на слайд, на ней представлена пословица, прочитайте её вслух и скажите мне, как вы её понимаете?
Слайд с пословицей «Знание и мудрость – украшают человека».
О.: читают пословицу.
У.: Как вы понимаете смысл этой пословицы?
О.: Я понимаю смыл этой пословицы так, что именно знаниями и ум, делают человека краше, потому что с умным человеком интереснее общаться.
У.: Кто ещё как думает?
О.: Если много знать и быть мудрым, человек будет внутри очень красив.
У.: Кто согласен, поднимите руку. Молодцы ребята, вы верно определили смысл пословицы.
II. Актуализация умений и знаний.
Минутка чистописания
У.: Откройте тетради, запишите число, классная работа.
О.: записывают число, классная работа.
У.: Посмотрите на доску. Какие звуки обозначает буква «ф».
О.: Буква «Ф» обозначает звук [ф] и [ф']
У.: Прочитайте словосочетание на доске.
О.: «Фамильная фотография»
У.: Как вы понимаете это словосочетание?
О.: Это семейная фотографии.
У.: Запишите это словосочетание.
О.: записывают.
Словарно-орфографическая работа
У.: Объясните правописание подчеркнутых букв.
О.: Фамильная – безударная непроверяемая гласная в корне слова (словарное слово); Фотография – безударная проверяемая гласная в корне слова, проверочное слова «фОто»; Фотография - безударная проверяемая гласная в корне слова, проверочное слова «фотОграф».
У.: Подчеркните выделенные орфограммы.
О.: подчеркивают орфограммы.
У.: Запишите предложение: «Дремлет Жучка в конуре, бурундук уснул в норе».
О.: Один ребенок у доски с комментированием записывает предложение. Дремлет – 1 спр. Жучка – имя собственное. Жучка – сочетание -чк- пишется без мягкого знака. Конуре – словарное слово. Норе - безударная проверяемая гласная в корне слова, проверочное слово «нОрка».
У.: Дайте характеристику предложению.
О.: Повеств., невоскл., имеет две грамматические основы.
У.: Назовите грамматические основы.
О.: Жучка дремлет; бурундук уснул.
У.: Что такое синонимы? Приведите пример.
О.: Синонимы – это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу одинаковы или очень близки.
У.: Дайте определение понятию «антонимы» и приведите пример
О.: Антонимы – слова, противоположные по смыслу.
У.: Продолжите: «Омонимы – это слова, которые…»
О.: Омонимы – это слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разные значения.
Индивидуальная работа
Работа по перфокартам
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У.: Посмотрите на доску. Разделите слова на две группы.
Слова: осень, золотая осень, игра, варенье, настольная игра, варенье из малины.
О.: Первая группа: осень, игра, варенье. Вторая группа: золотая осень, настольная игра, варенье из малины.
У.: Озаглавьте эти группы.
О.: Первая группа: слово, Вторая группа: словосочетание
У.: Какова же тема нашего урока?
О.: Слово и словосочетание
У.: С помощью слов помощников, поставим цели на сегодняшний урок.
О.: Познакомимся со словосочетаниями; Будем учиться различать словосочетания и слова.
IV. Открытие новых умений, знаний.
Работа с учебником
У.: Откроем учебники на странице 47 упражнение № 79. Прочитайте.
О.: Рассмотрите рисунки. Прочитайте слова и словосочетания слов.
У.: Прочитаем цепочкой.
О.: читают слова.
У.: Выберите для каждого предмета более точное название.
О.: Альбом из марок, книжная полка, кленовый лист, письменный стол.
У.: Что вы выбрали для названия: слово или словосочетание? Объясните свой выбор.
О.: Я выбрал словосочетание, так как оно более точно описывает каждую картинку.
У.: Что вы уже знаете о словосочетании?
О.: Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. связь слов устанавливается с помощью вопроса. Вопрос ставится от главного к зависимому. Связь подлежащего и сказуемого не является словосочетанием
У.: Прочитайте ниже, на что нужно обратить внимание.
О.: читают правило.
У.: Что же такое «словосочетание»? Что может называть словосочетание?
О.: Словосочетание - это «сложное название», которое более точно, чем слово, может назвать: предмет: стол- письменный стол; действие: светит- ярко светит; признак: храбрый- очень храбрый.
У.: Приведите примеры словосочетаний, которые называют предмет (действие, признак).
О.: Тетрадь- учебная тетрадь; идёт- долго идёт; добрый- очень добрый.
V. Физминутка.
1. И.п. – о.с. 1 - 2– поднять руки, потянуться вверх, 3 - 4 - и.п. Повторить 4 раза. Темп средний.
2. И.п.- стойка ноги на ширине плеч, руки к плечам, согнуты в локтях. 1 - 4 круговые вращения вперёд, 5 – 8 круговые вращения назад. Повторить 4 раза. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1–наклон вперёд, 2 – наклон назад, 3- наклон в левую сторону, 4 – наклон в правую сторону. Повторить 4 раза. Темп средний.
VI. Открытие новых умений, знаний (продолжение).
У.: Упражнение 80. Запишите слова и словосочетания. Вставьте пропущенные орфограммы, определите часть речи.
О.: Посуда (словарное слово) (сущ.), чайная (прил.) посуда (сущ.); животные (проверочное слово «жИвность» и «жИть»)(сущ.) домашняя ( проверочное слово «дОм») (прил.) животное (сущ.); ветка (сущ.) – ветка (сущ.) берёзы (словарное слово) (сущ.); говорит ( проверочное слово «договОр») (гл.) – тихо (нар.) говорит (гл.); мебель (словарное слово) (сущ.) – мебель (сущ.) для (пред.) кухни (сущ.).
VII. Закрепление изученного материала.
Индивидуальная работа
У.: Упражнение № 81 прочитайте.
О.: Составьте словосочетания, подбирая к главному слову зависимое с помощью вопроса.
У.: Выполняем самостоятельно.
О.: Надеть юбку, пилить пилой, идти быстро, дарить сестре, холодный ветер, тёплый ветерок, красное яблоко.
У.: Объясните, когда употребляют в речи глагол «надеть», а когда «одеть».
О.: Надеть можно что-то. Например, пальто. Одеть можно кого-то. Например, мальчика.
У.: Кого еще можно одеть?
О.: Ботинки, платье, туфли, шапка
У.: Составьте предложения с этими словами и запишите их.
О.: Мама купила красивые ботинки. Новое платье вывесили на витрину. Шапка была куплена зимой.
У.: Молодцы, верно составили словосочетания.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
У.: Итак, ребята, давайте подведём итог урока с помощью слов-помощников.
Слайд со словами познакомились с, учились.
О.: Познакомились со словосочетаниями; Учились различать словосочетания и слова.
У.: Ребята, сейчас я вам раздам листочки с рефлекторной мишенью. На ней вы найдёте «активно участвовал», «было интересно», «было понятно», «узнал новое», поставьте на каждой графе точку от 5 до 3. Молодцы, ребята! Сегодня на уроке мы выполнили все поставленные задачи и хорошо поработали на уроке.
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
У.: Упражнение №82