Разрешаю________________
Допускаю________________
Оценка за урок: ___________
План-конспект
урока русского языка
в 3 «А» классе
27 февраля 2019 года
Консультация методиста________________
Консультация учителя__________________
Конспект урока русского языка
УМК: «Школа XXI века», 3 класс
(Учебник «Русский язык» С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко стр. 53-57)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 27.02.2019г.
Время: 9:10-9:55
Место: МАОУ СОШ № 5
Класс: 3«А»
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: создание благоприятных условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных, формирования морфологических понятий и умений, орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний и умений обучающихся об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях.
Развивающие: способствовать развитию речи; умения применять ранее полученные знания, развитию мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; развитию умения распознавать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые; нахождения одушевлённых и неодушевлённых имен существительных в тексте и применение их в речи; расширению кругозора обучающихся.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формирование положительной мотивации к учебной деятельности; интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознать ценность совместной работы, проявлять интерес к русскому языку, этические чувства: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность;
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания; умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно- следственные связи, владеть общим приемом решения орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.
Предметные: умение распознавать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые; находить имена существительные одушевлённые и неодушевлённые в тексте и применять их в речи, осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Организация пространства: фронтальная, , работа в паре, индивидуальная.
Основные образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» 3 класс, часть 2, С.В. Иванов.
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
1. Приветствие.
У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада видеть вас, и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.
2. Проверка готовности к уроку.
У: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, пенал.
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У: - На доске вы видите карточки со словами: учеба, труд, и, победам, к , ведут. Соберите пословицу из них. Какая пословица у вас получилась?
О: - Учёба и труд к победам ведут.
У: - Как вы понимаете эту пословицу?
О.:- Если много трудиться и учиться , то тогда добьёшься своей цели .
У: - Отлично. Именно это и станет нашим девизом на сегодняшний урок.
II. Актуализация умений и знаний.
1.Минутка чистописания
У: - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
У: - Для начала нужно узнать, какую букву вы будете прописывать сегодня. Посмотрите внимательно на табличку. Найди ту букву, которая повторяется чаще всего.
П У Р Р А Б О Т А Р У Р И С У Н О К Й РР Ц У Ж И Н Р Х Т З А В Т Р А К П В Р М О Р О З А Н Р
У: - Какая буква встречается чаще всего?
О: - «р».
У: - Верно. Сейчас вы пропишите строчную букву «р» с элементом скорописи (показ учителя на доске)
2.Словарно – орфографическая работа
У: - Обращаемся к табличке. В ней спрятались слова. Найдите их.
О: - Работа, рисунок, ужин, завтрак, мороз.
У: - Что вы можете сказать об этих словах?
О: - Слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова. Это словарные слова.
У: - Запишите эти слова себе в тетрадь, поставьте ударение, выделите орфограмму.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У.: -Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам необходимо поработать в парах.
О
Задание
1. Чтобы определить тему урока вам необходимо разделить слова на две группы и объяснить: по какому признаку вы это сделали.
продавец, лиса, книга, жаворонок, роза, берёза, ребёнок, иней, шмель, автобус, жираф, камень
2. Сформулируйте тему урока.
.:-
У: - По итогам выполнения первого задания сформулируйте тему урока.
О: - Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
У: - Проверим по учебнику, правы ли вы? Откройте учебник на странице 53, урок 94.
У: - Прежде, чем мы продолжим, попробуйте определить задачи урока, используя «слова-помощники»,которые вы можете увидеть на доске.
Познакомимся.. |
Узнаем.. |
Будем учиться.. |
О.:- Познакомимся с одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными, узнаем, какие имена существительные называют одушевлёнными, а какие неодушевлёнными, на какие вопросы отвечают, будем учиться находить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные в тексте, выполнять различные задания.
У: - Молодцы!
У: - Ребята, а на какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные?
О.: - На вопрос «Кто»?
У: - А на какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные?
О: - На вопрос «Что»?
У: - Верно!
IV. Открытие новых умений, знаний.
Работа с учебником
У: - Откроем страницу 56 учебника и прочитаем правило, которое вы можете увидеть в начале страницы.
О: - Один из учеников читает правило.
У: - Переходим к упражнению №2 на странице 56, прочитайте задание.
О: - Запиши слова в 2 столбика: 1) одушевлённые; 2) неодушевлённые
Определи род каждого имени существительного.
У: - Как вы поняли задание?
О: - Нужно в один столбик записать одушевлённые существительные, а во второй неодушевлённые существительные, после этого определить род каждого имени существительного.
О: - Желающие по очереди выходят к доске, остальные выполняют задание в тетради письменно самостоятельно
О: -
капитан (м.р) пароход (м.р)
кит (м.р) дым (м.р)
чайка (ж.р) море (ср.р)
моряк (м.р) волна (ж.р)
дельфин (м.р) шторм (м.р)
медуза (ж.р) айсберг (м.р)
солнце (ср.р)
ветер (м.р)
У: - У кого возникли трудности, поднимите красную карточку, кто всё понял и справился с заданием, поднимите зелёную карточку.
О: - Поднимают красную/зелёную карточку.
У.: - Молодцы!
V. Физминутка
Упражнение на внимание:
Сейчас проверим, умеете ли вы отличать одушевлённые имена существительные от неодушевлённых. Если вы слышите одушевлённое имя существительное – хлопаем в ладоши, неодушевлённое – топаете ногами.
Банка, девочка, мороз, ягода, котик, машина, мостик , воробей, космонавт , летучая мышь, дождь, щука, солнышко, яблоко , бабочка, врач, телефон , черепаха, берёза, ландыш , медвежонок.
Открытие новых умений знаний (продолжение)
У: - Приступаем к упражнению № 3, прочитайте задание.
О: - Один из учеников читает задание.
Запиши два одушевлённых и два неодушевлённых существительных. Письменно поставь каждое слово в формы именительного, родительного и винительного падежей множественного числа. Обозначь окончания в словах.
У: - Как вы поняли задание?
О: - Нужно придумать 2 одушевлённых и 2 неодушевлённых имён существительных, письменно поставить слова в формы именительного, родительного и винительного падежей множественного числа, после этого обозначить окончания в словах.
У.:- Это задание мы выполняем по вариантам. 1 вариант записывает два одушевлённых существительных ( кот, кит) , 2 вариант записывает 2 неодушевлённых существительных (стол, пень). Есть желающие выполнить задание у доски?
О: - Желающие по очереди выходят к доске, остальные выполняют задание в тетради письменно самостоятельно
стол- неодуш. кот- одуш.
И.п. мн.ч. (есть) что? столы И.п. мн.ч. (есть) кто? коты
Р.п. мн.ч. (нет) чего? столов Р.п. мн.ч. (нет) кого? котов
В.п. мн.ч. (вижу) что? столы В.п. мн.ч. (вижу) кого? котов
пень- неодуш. кит- одуш.
И.п. мн.ч. (есть) что? пни И.п. мн.ч. (есть) кто? киты
Р.п. мн.ч. (нет) чего? пней Р.п. мн.ч. (нет) кого? китов
В.п. мн.ч. (вижу) что? пни В.п. мн.ч. (вижу) кого? китов
У.:- У кого возникли трудности, поднимите красную карточку, кто всё понял и справился с заданием, поднимите зелёную карточку.
У.:- Ребята, а формы каких падежей совпадают у одушевленных имен существительных во множественном числе?
О.:- Винительного и родительного падежей.
У.:- А у неодушевлённых?
О.:- Винительного и именительного падежей.
У.:- Отлично! Откроем страницу 55 и прочитаем правило.
У.:- Перейдём к заданию, что представлено ниже.
Слова кукла и снеговик называют неживые предметы. Почему же Вася утверждает , что это одушевлённые имена существительные? Сравните склонение слов кукла, снеговик, автобус. Какой вывод вы можете сделать?
? ? неодуш.
И.п. мн.ч. (есть) кто? что? куклы, снеговики, автобусы
Р.п. мн.ч. (нет) кого? чего? кукол, снеговиков, автобусов
В.п. мн.ч. (вижу) кого? что? кукол, снеговиков, автобусы
У.:- Совпадает ли понятие об одушевленных и неодушевленных предметах в реальной жизни и в языке? Обратите внимание на запись в учебнике.
VI. Закрепление открытых умений, знаний.
Работа в паре
У: - Переходим к упражнению №4. прочитайте задание.
О.:- Прочитай текст. Найди три одушевлённых и три неодушевлённых существительных и запиши их в начальной форме. Определи род и склонение этих слов. Выпиши выделенное предложение и разбери его по членам.
Текст: Ласточки - береговушки - удивительные птицы. Лапками и клювиками они роют в крутом береге реки глубокие норки. Внутри устраивают гнёздышко из мягких травинок. В таком гнезде птенчикам никакой хищник не страшен. В этом я как - то и сам убедился.
У.:- Приступаем к работе (ученики выполняют задание в парах), один ученик разбирает предложение по членам.
Одуш.- ласточка (ж.р., 1 скл.), птица –(ж.р., 1скл.) , птенчик – (м. р., 2 скл.)
Неодуш.- норка – (ж.р. 1 скл.) берег – (м.р., 2 скл.) гнездо – (ср.р, 2 скл.).
Лапками(- - - ) и клювиками(- - -) они роют(=) в крутом(~~~) береге( - - -) реки(- - -) глубокие(~~~) норки(- - - ).
У.:- У кого возникли трудности, поднимите красную карточку, кто всё понял и справился с заданием, поднимите зелёную карточку.
О.:- Поднимают красную/зелёную карточку.
У.:- Молодцы, ребята!
VII. Итог урока. Рефлексия.
У: С чем мы познакомились на сегодняшнем уроке?
О.:- С одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными.
У.:- Чему учились ?
О.:- учились распознавать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые; находить имена существительные одушевлённые и неодушевлённые в тексте
У: - Ребята, наш урок подходит к концу. Посмотрите на карточки, что лежат у вас на столах и закончите данные предложения.
Урок был … | Я на уроке … | Сегодня я … |
интересный и познавательный | работал | понял материал |
скучный | отдыхал | узнал больше, чем знал |
бесполезный | помогал другим | не понял материал |
У: - Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!
VIII. Домашнее задание.
У.:- Запишите в два столбика по 5 примеров одушевленных и неодушевленных существительных.
У: - Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания