Урок № 49-50
Класс: 6
Дата: 02.03.2021 года
Предмет: Технология
Учитель: Ибрагимова Эвелина Ремзиевна
Тема урока: « Вышивание швом крест».
Время урока: 2 урока по 45 минут
Тип урока: Комбинированный урок.
Цель урока: создать условия для
знакомства с историей возникновения вышивки крестом;
изучения опыта применения вышивки крестом в современном творчестве;
освоение технических условий и приёмов выполнения вышивки крестом;
овладения приёмами и способами работы по технологии вышивки крестом.
Задачи урока:
1. Образовательная — ознакомить учащихся с историей возникновения вышивки; ознакомить с методами и видами вышивки крестом; научить технике выполнения простого креста.
2. Развивающая — продолжить развивать творческое мышление, внимательность и аккуратность в работе ; развивать воображение, эстетический вкус.
3. Воспитательная - воспитывать умение работать в коллективе быстро, аккуратно, учитывая мнение учителя и одноклассниц.
Воспитывать любовь к одному из древнейших видов искусств – вышивке.
Методы обучения: Объяснительно- иллюстративный, демонстрация наглядного материала.
Практические упражнения.
Наглядные пособия: образцы вышивки, эскизы, расположение узоров, стилизованные рисунки, рабочие материалы, виды швов, технологическая карта по выполнению практической работы.
Материалы и инструменты: рабочая тетрадь ,учебник, карандаши, нитки мулине, пяльцы, канва, иглы, схемы рисунков, ножницы.
Оборудование: Компьютер, мультимедиа проектор, презентация .
План урока:
1.Организационный момент. 2 минуты
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 5 минут.
3. Актуализация знаний. 5 минут.
4.Изучение нового материала. Презентация. 15 минут.
5.Физминутка. 2 минуты.
6. Первичное усвоение новых знаний. 3 минуты.
7. Практическая работа. 45 минут.
8.Физминутка. 2 минуты
9. Самоанализ и анализ выполненной работы. 3-4 минуты.
10. Домашнее задание. 1-2 минуты.
11. Рефлексия 1-2 минуты.
Ход урока.
1. Организационный момент ( 2 мин.)
- Приветствие учителя и учениц.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
- Вступительное слово учителя. Тема и цели урока
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (5 мин.)
Скажите , пожалуйста какие виды вышивки вы знаете? (вышивание гладью, вышивание крестиком, вышивание лентами, вышивание бисером…)
Фантазии полёт и рук творенье
С восторгом я держу в своих руках…
Не знает, к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному живёт в веках! (Слайд № 1, 2)
Вышивка - одно из самых интересных и распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Вышивание - увлекательный, творческий труд, который может принести много радости, заполнит досуг, введет в мир прекрасного. Вышивание воспитывает такие качества как усидчивость, внимательность, аккуратность.
3. Актуализация знаний. (5 минут.)
В 5 классе, вы познакомились с ручными швами, которые можно использовать для отделки изделия . Давайте, вспомним, с какими ручными швами мы знакомы?
Ответы уч-ся … («шов вперёд иголка», «стебельчатый шов», «тамбурный шов», «петельный шов», «шов шнурок»). (Слайд№ 3)
4. Изучение нового материала (45 мин.) Презентация
В России вышивка крестом имеет древнюю историю. Крест всегда рассматривался русичами как оберег, который способен защитить от нечистой силы, дурного глаза и прочих напастей.(Слайд №4)
История возникновения вышивки крестом уходит далеко в глубь веков, когда появился первый стежок, сделанный первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Материалом для вышивки крестом служили: жилы животных, нити льна, хлопка, шелка, шерсти, а так же применяли натуральный волос.
Самые древние вышивки, сохранившиеся до наших дней, датируются учеными V веке до н.э. Вышивкой на Руси украшали обувь, одежду, жилище, предметы быта. Подробнее с историей вышивки вы можете познакомиться на сайте вышивание (Слайд № 5, 6)
Вышивание –древних славян ремесло,
И душою я в нем растворяюсь,
И становится снова на сердце тепло,
Когда пялец привычно касаюсь.
Вышивка превращает самую простую вещь в произведение искусства и повествует о художественном вкусе, трудолюбии и терпении рукодельницы.(Слайд № 7)
Народные вышивки поражают разнообразием орнаментов и цветовых решений.
(Слайд № 8)
Повторение счётных швов счетный шов «набор», «роспись», «русская гладь» и т.д.
(Слайд №9)
Что такое – вышивка крестом
Объяснение учителя
(Слайд 10)
Методы вышивания
(Слайд 11,12,13)
Виды крестов (отличительные особенности) (Слайд №14)
Современное вышивание (Слайд №15)
Инструменты для работы (Слайд№16)
5.Физминутка (3 мин)
Отвели свой взгляд направо,
Отвели свой взгляд налево,
Оглядели потолок,
Посмотрели все вперед.
Раз-согнуться-разогнуться,
Два-согнуться-потянуться,
Три-в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Пять и шесть тихо сесть.
6. Первичное усвоение новых знаний.
-Как вы понимаете пословицу «Кто не работает, тот не ошибается.»
- Требования к вышивке крестом (Слайд№ 17)
-Критерии оценки работы (Слайд №18)
7. Практическая работа.
Перед вами лежат технологические карты «Практическая работа» (Слайд №19)
1. Прошить простым крестом несколько рядков
2. Просмотр способов прошивания столбиком и по диагонали
Правила безопасности при работе иглой, булавками и ножницами (Слайд№ 20)
1.Прежде чем приступить к работе, нам необходимо организовать своё рабочее место.
2.Важно принять правильное положение при вышивании.
3.Необходимо следить за положением корпуса, не сутулиться, не наклонять низко голову.
Иглы и булавки
1. Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой. Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой.
2. Сломанную иглу не бросать, а положить в специально отведенную для этого коробку.
3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.
4. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески, не оставлять иголку в изделии.
5. Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться.
6. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться.
Ножницы
1. Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробке.
2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.
5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.
6. Использовать ножницы только по назначению.
Этапы работы:
1.Вам необходимо определить центр изделия
2.Заправить канву в пяльцы.
3.Выбрать необходимый цвет нитей мулине и заправить нить в иглу.
4. Нить заправляется в иглу двойная и выполняется по схеме начало вышивки.(Слайд№21)
5. Затем приступить к вышивке . Просмотр правильности выполнения элементов вышивки.
Самостоятельная работа.
Напоминаю, как правильно выполнять частные случаи и вертикальные ряды вышивки.(Слайд №22)
Провожу целевые обходы:
-проверить все ли учащиеся приступили к работе.
-соблюдение правил по технике безопасности.
-правильная организация рабочего места.
-правильность закрепления рабочей ленты в начале и в конце шва.
-правильность выполнения приёмов.
-оказать помощь слабым учащимся путём индивидуального инструктажа на рабочем месте.
8.Физкультминутка.
Физминутка:
Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе.
1–2. Правую руку вперед, левую вверх.
3–4. Переменить положение рук.
Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
Выполняют физминутку
9. Самоанализ и анализ выполненной работы.
-Учащимся предлагается обменяться работами с рядом сидящим одноклассником и оценить качество выполненной им работы.
-Учитель проводит обсуждение результатов урока, дает оценку тренировочным упражнениям с показом лучших работ .
10. Домашнее задание: (Слайд № 23)
Повторить дома технику выполнения шва « крест» по своим схемам .
Принести ткань для вышивки(канва), пяльцы, нитки-мулине, иглу, ножницы, простые схемы для вышивки .
11. Рефлесия учебной деятельности на уроке:
-Подводится итог урока.
-Выясняются сложности в работе учащихся.
- Где пригодятся знания, полученные на уроке.
-рефлексия учителя и учащихся о достижении целей
-самооценка практической работы
-выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Технология. 6 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.; под ред. В. М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2020.-192с.