Конспект урока русского языка
3 класс
Программа развивающего обучения Эльконина Д.Б – Давыдова В.В.
Учитель: Винтовкина Елена Евгеньевна
г. Губкинский
Тема: Фонемный характер написания гласных в личных окончаниях. Два набора в личных окончаниях.
Цель урока: дать представление о двух наборах личных окончаний у слов, называющих действие.
Задачи:
Развивать умение обнаруживать изучаемую орфограмму.
Развивать умение правильно выбирать гласную букву в безударном личном окончании глаголов.
Развивать умение анализировать, обобщать, аргументировать свою точку зрения, делать выводы.
Тип урока: постановка учебной задачи.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
1) воспринимать одноклассников как членов своей команды;
2) вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.
Познавательные УУД:
1) развитие умений наблюдать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы и обобщения;
2) совершенствовать умение устанавливать последовательность действий и работать по алгоритму.
Коммуникативные УУД:
1) активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе урока;
2) умение работать в группе и паре.
Регулятивные УУД:
1) принимать участие в обсуждении и формулировании цели урока, задания;
2) участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе;
3) оценивать свой вклад в работу пары.
Орг. Момент
- Настроились на работу, показали свою готовность к уроку. У нас на уроке сегодня гости, поприветствуйте их своей улыбкой. А теперь улыбнитесь друг другу. И с хорошим настроением начнём урок русского языка.
2. Актуализация знаний
- Ребята! А вы любите наблюдать? А исследовать? А эти умения мы можем применить на уроке русского языка?
- А у меня ещё один вопрос: вы уважаете, цените русский язык? А что это значит? Зачем это делать?
(Уважать язык – это прежде всего грамотно писать и говорить.)
- А какую учебную задачу мы решали на прошлых уроках?
(Выясняли, какую работу выполняют окончания слов, называющих действия)
- Так какую же работу они выполняют?
(Указывают на число слова, а в ед.ч. еще и на род) – Это слова – действия прошедшего времени.
- Кто сможет составить схему о работе окончаний прошедшего времени?
Схема
- В окончаниях прошедшего времени сложные орфограммы или простые?
(простые и их мало)
- Давайте проверим: Откройте тетради. Запишите число, кл. работа.
Слайд 1.
Вставьте окончания и определите работу:
Мы бежал_ по лугу.
Девочка увидел_ красивую бабочку.
Большое дерево шелестел_ молодой листвой.
Ветер дул_ с севера.
Раньше встан_шь – больше увид_шь.
- Какое высказывание отличается от других? А Чем? Как называются такие высказывания?
(последнее, там есть поучение, пословицы)
- А как вы понимаете эту пословицу?
(Чем раньше встаёшь, тем больше можно узнать нового. У человека больше времени для узнавания нового.)
- А теперь выпишите из этого высказывания слова, называющие действия, и выделите в них окончания.
(встан_шь, увид_шь)
- Какие это окончания? (личные)
- Если с орфограммами в окончаниях прошедшего времени мы разобрались, то в личных окончаниях орфограмм их гораздо больше.
- Как вы думаете, какая тема урока сегодня у нас?
(Орфограммы в личных окончаниях)
- Я предлагаю схему для обозначения нашей темы. (табличка)
- Итак, обратимся к нашим словам.
- Сколько орфограмм в каждом из этих окончаний? (три)
Ь после шип. в словах действиях
Орфограмма, обозначающая согласную фонему, непроверяемая, её нужно запомнить
А вот над третьей орфограммой, которая обозначает гласную фонему в каждом из этих окончаний, нужно подумать.
- Есть у нас способ проверки? (нет)
- Для начала нужно исследовать эти слова:
Исследовать вы будете в группах. Как мы работаем в группах? Напомним правила. У нас 3 ряда – это 3 группы. Без обид!
Послушайте Задание и только потом объединяйтесь в группы:
Определить, одинаковы ли гласные звуки в этих окончаниях?
Определить фонему. Если это возможно.
Определить работу окончаний. Одинакова ли она?
Приступайте.
Проверка результатов.
У доски три карточки и три представителя.
Вывод: Звуки одинаковые - [И], фонему определить не можем, работа одинаковая: 2 лицо, ед.ч.
- Что нам нужно выяснить?
(нужно выяснить, какую фонему в каждом из этих окончаний представляет звук [И])
- Мы уже знаем, что в окончаниях 2 лица, ед.ч. может быть либо фонема уйдёшь, либо фонема поговоришь.
- А как вы думаете, может ли звук [И] в окончаниях слов встан_шь и увид_шь представлять фонему ?
- Давайте вспомним каким гласным звуком бывает представлена эта фонема в слабой позиции после мягкого согласного звука?
В этом нам помогут слова:
Клён – кленовый
Горит – светит
-Какой буквой по закону письма должна быть обозначена фонема в этой позиции? (е)
= [о] // [и]
Клён – кленовый
= [и] // [и]
Горит – светит
Вывод: е
[и]
и
- Я вам открою секрет, авторы учебника изначально эту пословицу дали нам уже с вписанными гласными в окончания:
Встанешь – увидишь (впишите в тетради)
- После нашего исследования, и помощи авторов, можем мы теперь сказать точно, что в окончании одного из слов фонема? Какого именно? (встанешь)
_ Соответствует ли буквенное обозначение этой фонемы закону письма? (ДА)
- Мы выяснили, что в слове ВСТАНЕШЬ звук [и] обозначен буквой Е, ПОТОМУ ЧТО ЭТОТ ЗВУК ПРЕДСТАВЛЯЕТ ФОНЕМУ .
- А как обозначен тот же звук в слове УВИДИШЬ? (буквой и)
Почему? (потому что этот звук представляет фонему )
- Соответствует ли буква И в окончании слова увидишь закону письма?
(соответствует, т.к. [и] - - И)
- Но почему же тогда окончания с одинаковой работой и одинаковым звучанием пишутся по-разному?
- Подсказка: к какому спряжению относятся слова с фонемой в личных окончаниях? (к первому)
- А слова с фонемой ? (ко второму)
Вывод детей, доделать схему
Вывод: е – I спр.
[и]
и - II спр.
- Ну а теперь прочитаем, что же нам говорит дедушка Ус. С. 62 – 63
Посте прочтения сообщения дедушки Уса.
РАЗДАТЬ КАРТОЧКИ С ТАБЛИЦЕЙ С ДВУМЯ НАБОРАМИ ОКОНЧАНИЙ.
- Итак, мы установили
Орфограммы в личных окончаниях пишутся по закону письма (буквами на письме обозначаются не звуки, а фонемы)
- Ну а тогда, как же проверять такие орфограммы? (?????????????)
- Я предлагаю вам такое словосочетание: ОН РИСУ_Т
- Почему нельзя сразу определить, какая буква пропущена в окончании?
- Какие фонемы может обозначать пропущенная буква? [и] - ?
- Сумеете ли вы правильно написать это слово, если знаете, как пишется какое-нибудь другое его изменение (кроме 1лица, ед.ч.) например,
ОНИ РИСУЮТ (З Л., МН.Ч.)
- Почему вы так считаете? (Посмотрев на два набора окончаний, можно увидеть, в какой набор 1 или 2 спр. входит известное окончание.)Если не могут сформулировать обратиться к учебнику.
Вывод: Дядюшка АГА с.63 №1 читаем
- А если неизвестно ни одного из личных окончаний слова, что нужно знать о нём, чтобы проверить орфограммы в его личных окончаниях?
Вывод: Дядюшка АГА с.63 №2
- А о том, как это можно узнать, мы поговорим позже.
3. Закрепление.
- А пока нужно поработать с наборами окончаний слов 1 и 2 спряжения.
- Вам предложены пословицы. Нужно выбрать одну, две или все три и записать , изменяя слова в скобках так, чтобы они были во 2 лице ед.ч. Рядом с каждым из этих слов цифрой указано, к какому спряжению оно относится. Как вы думаете зачем? (индивидуальная карточка)
Выполняем.
- Поменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка. Проверяем карандашом. Оцениваем.
Правильный ответ на доске.
Итог урока.
- Итак, какую учебную задачу мы решали сегодня на уроке?
- Удалось ли нам достигнуть цели?
- Кому было трудно? Кому легко?
- Чем будем заниматься на следующих уроках?
(выделять окончания у слов называющих действия и указывать их работу, учиться применять наборы личных окончаний)
ДЗ
у. 224
Рефлексия
- У вас по три карточки + - ? Покажите мне и нашим гостям ту карточку, которая соответствует критериям.
+ - было легко, всё понятно
- - было сложно, многое непонятно
? – было многое понятно, но остались вопросы.
Спасибо за урок!