СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План конспект русский язык 3 класс Фонемный характер написания гласных в личных окончаниях. Два набора в личных окончаниях.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Фонемный характер написания гласных в личных окончаниях. Два набора в личных окончаниях.

Цель урока: дать представление о двух наборах личных окончаний у слов, называющих действие.

Задачи:

  1. Развивать умение обнаруживать изучаемую орфограмму.
  2. Развивать умение правильно выбирать гласную букву в безударном личном окончании глаголов.
  3. Развивать умение анализировать, обобщать, аргументировать свою точку зрения, делать выводы.

Просмотр содержимого документа
«План конспект русский язык 3 класс Фонемный характер написания гласных в личных окончаниях. Два набора в личных окончаниях.»

Конспект урока русского языка

3 класс

Программа развивающего обучения Эльконина Д.Б – Давыдова В.В.

Учитель: Винтовкина Елена Евгеньевна

г. Губкинский

Тема: Фонемный характер написания гласных в личных окончаниях. Два набора в личных окончаниях.

Цель урока: дать представление о двух наборах личных окончаний у слов, называющих действие.

Задачи:

  1. Развивать умение обнаруживать изучаемую орфограмму.

  2. Развивать умение правильно выбирать гласную букву в безударном личном окончании глаголов.

  3. Развивать умение анализировать, обобщать, аргументировать свою точку зрения, делать выводы.

Тип урока: постановка учебной задачи.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

1) воспринимать одноклассников как членов своей команды;

2) вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.

Познавательные УУД:

1) развитие умений наблюдать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы и обобщения;

2) совершенствовать умение устанавливать последовательность действий и работать по алгоритму.

Коммуникативные УУД:

1) активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе урока;

2) умение работать в группе и паре.

Регулятивные УУД:

1) принимать участие в обсуждении и формулировании цели урока, задания;

2) участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе;

3) оценивать свой вклад в работу пары.







  1. Орг. Момент

- Настроились на работу, показали свою готовность к уроку. У нас на уроке сегодня гости, поприветствуйте их своей улыбкой. А теперь улыбнитесь друг другу. И с хорошим настроением начнём урок русского языка.

2. Актуализация знаний

- Ребята! А вы любите наблюдать? А исследовать? А эти умения мы можем применить на уроке русского языка?

- А у меня ещё один вопрос: вы уважаете, цените русский язык? А что это значит? Зачем это делать?

(Уважать язык – это прежде всего грамотно писать и говорить.)

- А какую учебную задачу мы решали на прошлых уроках?

(Выясняли, какую работу выполняют окончания слов, называющих действия)

- Так какую же работу они выполняют?

(Указывают на число слова, а в ед.ч. еще и на род) – Это слова – действия прошедшего времени.

- Кто сможет составить схему о работе окончаний прошедшего времени?

Схема

- В окончаниях прошедшего времени сложные орфограммы или простые?

(простые и их мало)

- Давайте проверим: Откройте тетради. Запишите число, кл. работа.

Слайд 1.

Вставьте окончания и определите работу:

Мы бежал_ по лугу.

Девочка увидел_ красивую бабочку.

Большое дерево шелестел_ молодой листвой.

Ветер дул_ с севера.

Раньше встан_шь – больше увид_шь.

- Какое высказывание отличается от других? А Чем? Как называются такие высказывания?

(последнее, там есть поучение, пословицы)

- А как вы понимаете эту пословицу?

(Чем раньше встаёшь, тем больше можно узнать нового. У человека больше времени для узнавания нового.)

- А теперь выпишите из этого высказывания слова, называющие действия, и выделите в них окончания.

(встан_шь, увид_шь)



- Какие это окончания? (личные)

- Если с орфограммами в окончаниях прошедшего времени мы разобрались, то в личных окончаниях орфограмм их гораздо больше.

- Как вы думаете, какая тема урока сегодня у нас?

(Орфограммы в личных окончаниях)

- Я предлагаю схему для обозначения нашей темы. (табличка)

- Итак, обратимся к нашим словам.

- Сколько орфограмм в каждом из этих окончаний? (три)

  • Ь после шип. в словах действиях

  • Орфограмма, обозначающая согласную фонему, непроверяемая, её нужно запомнить

  • А вот над третьей орфограммой, которая обозначает гласную фонему в каждом из этих окончаний, нужно подумать.

- Есть у нас способ проверки? (нет)

- Для начала нужно исследовать эти слова:

Исследовать вы будете в группах. Как мы работаем в группах? Напомним правила. У нас 3 ряда – это 3 группы. Без обид!

Послушайте Задание и только потом объединяйтесь в группы:

  1. Определить, одинаковы ли гласные звуки в этих окончаниях?

  2. Определить фонему. Если это возможно.

  3. Определить работу окончаний. Одинакова ли она?



Приступайте.

Проверка результатов.

У доски три карточки и три представителя.

Вывод: Звуки одинаковые - [И], фонему определить не можем, работа одинаковая: 2 лицо, ед.ч.

- Что нам нужно выяснить?

(нужно выяснить, какую фонему в каждом из этих окончаний представляет звук [И])

- Мы уже знаем, что в окончаниях 2 лица, ед.ч. может быть либо фонема уйдёшь, либо фонема поговоришь.

- А как вы думаете, может ли звук [И] в окончаниях слов встан_шь и увид_шь представлять фонему ?

- Давайте вспомним каким гласным звуком бывает представлена эта фонема в слабой позиции после мягкого согласного звука?

В этом нам помогут слова:

Клён – кленовый

Горит – светит

-Какой буквой по закону письма должна быть обозначена фонема в этой позиции? (е)

= [о] // [и]

Клён – кленовый

= [и] // [и]

Горит – светит





Вывод: е

[и]



и

- Я вам открою секрет, авторы учебника изначально эту пословицу дали нам уже с вписанными гласными в окончания:

Встанешь – увидишь (впишите в тетради)

- После нашего исследования, и помощи авторов, можем мы теперь сказать точно, что в окончании одного из слов фонема? Какого именно? (встанешь)

_ Соответствует ли буквенное обозначение этой фонемы закону письма? (ДА)

- Мы выяснили, что в слове ВСТАНЕШЬ звук [и] обозначен буквой Е, ПОТОМУ ЧТО ЭТОТ ЗВУК ПРЕДСТАВЛЯЕТ ФОНЕМУ .

- А как обозначен тот же звук в слове УВИДИШЬ? (буквой и)

Почему? (потому что этот звук представляет фонему )

- Соответствует ли буква И в окончании слова увидишь закону письма?

(соответствует, т.к. [и] - - И)

- Но почему же тогда окончания с одинаковой работой и одинаковым звучанием пишутся по-разному?

- Подсказка: к какому спряжению относятся слова с фонемой в личных окончаниях? (к первому)

- А слова с фонемой ? (ко второму)

Вывод детей, доделать схему

Вывод: е – I спр.

[и]



и - II спр.

- Ну а теперь прочитаем, что же нам говорит дедушка Ус. С. 62 – 63

Посте прочтения сообщения дедушки Уса.

РАЗДАТЬ КАРТОЧКИ С ТАБЛИЦЕЙ С ДВУМЯ НАБОРАМИ ОКОНЧАНИЙ.

- Итак, мы установили

  • Орфограммы в личных окончаниях пишутся по закону письма (буквами на письме обозначаются не звуки, а фонемы)

- Ну а тогда, как же проверять такие орфограммы? (?????????????)

- Я предлагаю вам такое словосочетание: ОН РИСУ_Т

- Почему нельзя сразу определить, какая буква пропущена в окончании?

- Какие фонемы может обозначать пропущенная буква? [и] - ?

- Сумеете ли вы правильно написать это слово, если знаете, как пишется какое-нибудь другое его изменение (кроме 1лица, ед.ч.) например,

ОНИ РИСУЮТ (З Л., МН.Ч.)

- Почему вы так считаете? (Посмотрев на два набора окончаний, можно увидеть, в какой набор 1 или 2 спр. входит известное окончание.)Если не могут сформулировать обратиться к учебнику.

Вывод: Дядюшка АГА с.63 №1 читаем

- А если неизвестно ни одного из личных окончаний слова, что нужно знать о нём, чтобы проверить орфограммы в его личных окончаниях?

Вывод: Дядюшка АГА с.63 №2

- А о том, как это можно узнать, мы поговорим позже.

3. Закрепление.

- А пока нужно поработать с наборами окончаний слов 1 и 2 спряжения.

- Вам предложены пословицы. Нужно выбрать одну, две или все три и записать , изменяя слова в скобках так, чтобы они были во 2 лице ед.ч. Рядом с каждым из этих слов цифрой указано, к какому спряжению оно относится. Как вы думаете зачем? (индивидуальная карточка)

Выполняем.

- Поменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка. Проверяем карандашом. Оцениваем.

Правильный ответ на доске.

  1. Итог урока.

- Итак, какую учебную задачу мы решали сегодня на уроке?

- Удалось ли нам достигнуть цели?

- Кому было трудно? Кому легко?

- Чем будем заниматься на следующих уроках?

(выделять окончания у слов называющих действия и указывать их работу, учиться применять наборы личных окончаний)



  1. ДЗ

у. 224

  1. Рефлексия

- У вас по три карточки + - ? Покажите мне и нашим гостям ту карточку, которая соответствует критериям.

+ - было легко, всё понятно

- - было сложно, многое непонятно

? – было многое понятно, но остались вопросы.

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!