СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План конспект Русское государство при Ярославе Мудром

Нажмите, чтобы узнать подробности

План конспект следующей темы, в нем так же отражено все поминутно

Просмотр содержимого документа
«План конспект Русское государство при Ярославе Мудром»

План конспект урока 2.

Класс 6

Тема урока: Русское государство при Ярославе Мудром

Цель урока: сформировать представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого; о системе управления Древнерусским государством.

Задачи.

Образовательные: дать представление о личности Ярослава Мудрого, его заслугах перед Отечеством; охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Ярослава Мудрого, систему управления Древнерусским государством в период его расцвета.

Развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой, развивать навыки групповой работы, учить анализировать исторические документы, научить сравнивать, сопоставлять полученную информацию, ставить и разрешать проблемы, видеть причинно-следственные связи.

Воспитательные: воспитание гордости за свой народ, его исторический выбор; формировать навыки и умения работать в коллективе.

Этап урока

Название

Время (в мин.)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1 этап. Организационный момент


3

Учитель приветствует учеников. Отмечает отсутствующих. Записывает дату и тему урока на доске. Тема: «Русское государство при Ярославе Мудром».

Ученики приветствуют учителя. Отмечаются. Записывают в тетрадях дату и тему урока.

Повторение пройденного материала

Проверка домашнего задания.

15

Учитель делит класс на 3 группы поровну. И на основании ранее заданной проблемы на прошлом уроке, раздает задание.

Группа 1 – дискуссирует и предполагает как бы выглядело Российское государство если бы Владимир принял мусульманскую веру;

Группа 2 – дискуссирует и предполагает как бы выглядело Российское государство если бы Владимир принял католичество;

Группа 3 – дискуссирует и предполагает как бы выглядело Российское государство если бы Владимир принял иудаизм.
После того как группы подготовят свои ответы преподаватель их выслушивает и задает по ходу ответа наводящие вопросы.

Ученики готовятся 10 минут, обсуждая между собой предположение, далее выбирают лидера группы, который выходит к доске и рассказывает, что по вопросу той или иной веры могло быть. Остальные 2 группы задают вопросы, которые возникают в ходе ответа.

Этап 2. Изучение нового материала

Лекция

7

Учитель диктует основные понятия, данной темы.

Наместник - глава местного управления, назначенный местной властью (поначалу, как правило, это были сыновья Великого киевского князя).

Посадник - назначенный или выборный глава местной власти (как правило, в городах).

Усобицы - княжеские раздоры, борьба князей династии Рюриковичей за великокняжеский престол. Правда Ярослава - первый писанный свод законов на Руси.

Далее преподаватель предлагает ученикам зафиксировать в тетради основные даты которые были заранее записаны на доске.

Даты: 1019-1054 гг. - правление Ярослава Мудрого;

1036 г. - разгром Ярославом печенегов под Киевом;

1030 г. - основание города Юрьева;

1041 г. - союзный договор с Польшей;

1043 г. - неудачный поход на Византию;

1046 - договор с Византией, брак Всеволода с византийской принцессой, дочерью императора Константина Мономаха.

Учащиеся записывают в тетрадь сначала понятия.

Затем записывают ключевые даты с доски.


Рассказ учителя

5

Владимир отправил 12 сыновей своих в разные земли Руси (править от его имени, ослабить власть племенных князей, укрепить единство державы).

В Киеве предполагал передать власть одному из своих любимых сыновей – Борису (второй - Глеб).

Это не понравилось двум старшим сыновьям - Святополку и Ярославу .

Первым проявил неповиновение Ярослав (Новгород отказался платить дань Киеву. Владимир готовит поход на Новгород, но умирает в 1015 году.)

Власть в Киеве захватывает старший брат Святополк и отдает приказание вероломно убить своих братьев Бориса и Глеба, а позднее ещё и Святослава.

В ответ Ярослав с дружиной (варяжская дружина + новгородское ополчение) выступил против Святополка. (дружина + печенеги).

1016г - трехмесячное противостояние по разным берегам Днепра (у г.Любеч) разгром Ярославом киевлян (Святополк бежит к своему тестю - польскому королю) Ярослав становиться во главе Киева.

1018 г.- Святополк при помощи польского короля возвращает престол.

1019 г. новый поход Ярослава с новгородцами - Святополк повержен, бежит в Польшу и по дороге умирает.

1019-1036 гг. - период совместного правления Ярослава и Мстислава (князя Тму-тараканьского);

С 1036 г. - Ярослав полновластный правитель в Киевской Руси.

Вопросы к классу: за что Святополк был прозван Окаянным?

Почему именно Борис и Глеб стали первыми русскими святыми?

Учащиеся прослушивают материал, после чего отвечают на вопросы.

Примерный ответ: 1) за расправу со своими братьями: Борисом, Глебом и Святослава.

2) мученическая смерть князей Бориса и Глеба была осмыслена их потомками как святая жертва, как послушание старшему «даже до смерти».


Работа группами

6

1 группа работает с пунктом 2 «Внутренняя политика Ярослава Мудрого»

Задание: прочитать 2 пункт и выполнить в рабочей тетради задание № 3 (заполнить таблицу 1 и 2 пункты).

2 группа работает с пунктом 4 «Отношение с другими государствами»

Задание: прочитать 4 пункт и выполнить в рабочей тетради задание № 3 (заполнить таблицу 3 и 4 пункты).

Ученики выполняют задание, после чего обмениваются знаниями устно.


Просмотр видео фрагмента

4

Просмотр 21 серии «Истории государства России»

Смотрят видео

3 этап. Окончание урока

Домашнее задание, выставление оценок за работу на уроке

5

§ 7, текст "Ярослав Мудрый" пересказ, рабочая тетрадь стр. 39 задание 8; дополнительно стр. 38 задание 6.

Вопросы учащихся по пройденному материалу.

Оценки за урок.

Запись в дневник домашнего задания. Вопросы по пройденной теме.



Технологическая карта урока

Время

Деятельность

3

Организационный момент, приветствие, отметка в журнале отсутствующих, запись темы и даты на доске

15

Повторение пройденного материала, проверка домашнего задания.

Проведение дискуссии между 3 группами учащихся

7

Запись лекционного материала

5

Рассказ учителя о начале правления Ярослава. Несколько вопросов для проверки внимательности прослушивания материала

6

Класс делится на 2 группы и работает с учебниками и рабочими тетрадями

4

Просмотр видеофрагмента

5

Домашнее задание и проставление оценок



Самоанализ урока по теме: «Русское государство при Ярославе Мудром»

Данный урок-это урок объяснения нового материала, с опорой на уже имеющиеся представления об истории Отечества, урок является фундаментальной основой для изучения, следующего за ним модуля.

Первоначально я не озвучиваю тему и цель урока, ребята формулируют ее самостоятельно. Урок построен с учетом системно-деятельностного подхода.

Для реализации цели решались следующие задачи:

Изучить правление Ярослава Мудрого. Рассмотреть основные направления внутренней и внешней политики.

Формирование чувств патриотизма и гордости за свою страну.

Для формирования ключевых компетентностей ученика 21 века целесообразно применение таких современных образовательных технологий как технология критического мышления, технология оценивания, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения.

На уроке рационально использовались выбранные методы: словесные, наглядные, исследовательский метод.

Выбранная мною структура урока наиболее рациональна, т.к. это позволило активизировать познавательную деятельность учеников. За счет смены видов деятельности, применения современных образовательных технологий, этнокультурных компетенций, способствует социализации личности учеников.

В ходе проведения урока изложение материала сочеталось с постановкой вопросов перед учениками, с поиском совместного решения исторических проблем, что позволило вызвать интерес учащихся к теме урока, поддерживать их активность, развивать способности к формулированию своих взглядов, анализировать и давать объективные оценки событиям. Разный уровень подготовки учащихся и мотивации их к изучению предмета, требует индивидуального подхода учителя к учащимся. В ходе изучения данной темы восприятие информации идёт по нескольким направлениям: зрительное, слуховое. Образовательный аспект усиливается за счет применения ИКТ. В заключительной части урока были обобщены итоги, влияние на последующую историю России.

С целью дальнейшего углубления знаний по изучаемой теме, было дано домашнее задание, а также предложены дополнительные формы углубление своих знаний:

В целом, поставленной цели урок достиг, поставленные задачи реализованы.

Выводы:

  1. Цели, поставленные в ходе проведения урока, реализованы, содержание темы раскрыто в полном объёме;

  2. Психологическая атмосфера в ходе урока, создавала благоприятные условия для продуктивного образовательно-воспитательного процесса;

  3. В дальнейшем требуется закрепление и совершенствование методики проведения урока и знаний, полученных учащимися по предмету.

22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!