СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект_Тропою Якова Петровича Полонского_Рязань

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В центре Рязани есть тихая маленькая улица, названная в честь нашего великого земляка – русского поэта XIX века Якова Петровича Полонского. Он родился в Рязани в далеком для нас 1819 году. Здесь в Рязани прошло его детство и отрочество. Здесь определился круг его интересов и целей. Здесь в Рязани он сформировался как личность. Именно отсюда он шагнул во «время», именно здесь он обрел «вечность».

Просмотр содержимого документа
«План-конспект_Тропою Якова Петровича Полонского_Рязань»

план-конспект

урока посвященного памяти почетного гражданина Рязани

поэта Якова Петровича Полонского

«Тропою Якова Петровича Полонского»


ТЕМА:

рязань в творчестве Я.П.Полонского


УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Рязань начала XIX века. Исторические улицы и основные объекты экскурсионного маршрута.

    1. Улица Фрунзе (Певческая)

    2. Улица Свободы (Владимировская)

    3. Улица Полонского (Дворянская)

    4. Улица Астраханская (Ленина)

    5. Улица Соборная

    6. Рязанский кремль, берега Трубежа и Кремлевский вал

  2. Значение рязанского периода в жизни и творчестве Я.П.Полонского.

  3. Гений Я.П.Полонского и наш вклад в увековечение памяти нашего земляка.

Учебные цели:

  • определить ценность рязанского периода в творчестве Якова Петровича Полонского;

  • понять общественную жизнь России XIX века, значение в формировании Я.П.Полонского как поэта и гражданина;

  • выяснить, какие семейные традиции и ценности формировали характер Я.П.Полонского, какие качества воспитал в себе поэт;

  • выяснить каким ценностям Я.П.Полонский оставался верен до последних дней своей жизни и какие ценности он завещал молодежи.

Развивающие цели:

  • раскрыть возможности молодых людей в служении Отчизне, понять значение гражданского долга;

  • понять идейное содержание поэзии Полонского: человечность, свободолюбие, гуманизм и высокую ответственность перед семьей и обществом;

  • способствовать развитию образного мышления посредством подачи учебного материала, используя современные мультимедийные технологии.

Воспитательные цели:

  • способствовать развитию интереса учащихся к изучению творческого наследия своего знаменитого земляка, приобщая молодых людей к высокой художественной культуре;

  • понимание нравственных идеалов гражданина России;

  • воспитывать духовную связь с лучшими представителями России и личную ответственность за свои поступки.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ:

классно-групповое занятие (замысел определен как литературно-музыкальная композиция с использованием современных информационных технологий, прослушиванием стихотворений и музыкальных произведений, просмотром старинных фотографий и рисунков, выполненных рукой самого Якова Петровича Полонского).

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  • учебный слайд-фильм «Тропою Якова Петровича Полонского» (в слайдах использованы старинные фотографии и фотографии экскурсий по местам Полонского в Рязани, смена слайдов по «щелчку»);

  • реферат «Яков Петрович Полонский. Семейный альбом»;

  • слайд-фильм «Яков Петрович Полонский. Семейный альбом».

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ:

рассказ, показ, беседа, демонстрация учебного материала с использованием программы Power Point, прослушивание стихотворений и музыкальных фрагментов.

Ход урока

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (4-6 мин.)

Вводная часть

(4–6 мин.)


  1. Проверка готовности аудитории (средств информационных и коммуникационных технологий).

  2. Проверка наличия учеников и их готовности к занятию.

  3. Доведение темы урока, учебных вопросов, основных целей и плана работы.

  4. Вступительное слово – краткая характеристика поэта и гражданина в воспоминаниях и исследованиях творчества Я.П.Полонского (слайд 1).

«Талант его представляет особую, ему лишь одному свойственную смесь простодушной грации, свободной образности языка, на котором еще лежит отблеск пушкинского изящества, и какой-то иногда неловкой, но всегда любезной честности и правдивости впечатлений»

И.С. Тургенев

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (30 –33 мин.)

1. Рязань начала XIX века. Исторические улицы и основные объекты экскурсионного проекта.

(16–20 мин.)
















1.1 Улица Фрунзе (Певческая)















1.2 Улица Свободы (Владимировская)








































































1.3 Улица Полонского (Дворянская)




















































1.4 Улица Астраханская (Ленина)















































1.5 Улица Соборная



1.6 Рязанский кремль, берега Трубежа и Кремлевский вал





На городском конкурсе юных экскурсоводов «Мой дом – моя Рязань» Александр Пирожков представил презентацию экскурсионного маршрута «Тропою Якова Петровича Полонского». Презентация началась с общеизвестной песни на стихи Полонского «Песня цыганки», ставшей поистине народной.

В Рязани прошло детство и отрочество поэта. Здесь определился круг его интересов и целей. Здесь в Рязани он сформировался как личность. Именно отсюда он шагнул во «время», именно здесь он обрел «вечность».

Яков Петрович Полонский прожил длинную сложную жизнь, состоялся не только как поэт, но и прозаик, художник–график, живописец и общественный деятель.

Наша экскурсия проходит по улицам исторического центра Рязани.

  • Улица Фрунзе. В бытность Якова Полонского – ул. Певческая. Здесь родился будущий поэт, на которого лег «отблеск пушкинского изящества».

  • Улица Свободы, бывшая Владимировская.

  • Улица Ленина (Астраханская).

  • Улица Полонского, бывшая Дворянская, где в основном и прошло детство и отрочество юного поэта.

  • Улица Соборная.

  • Рязанский кремль, берега Трубежа и Кремлевский вал – любимое место юношеских прогулок и место последнего приюта.

Я приглашаю вас в виртуальное путешествие во времени и пространстве.

Улица Певческая (ныне Фрунзе).

«Я родился в Рязани, на Певческой улице, в доме какого-то соборного певчего…. Я едва помню, как нянька моя, раз гуляя со мной, указала мне на этот домик, обшитый тесом, в три или четыре окна на улицу, и сказала, что я тут родился».

Домик не сохранился, но мы нашли похожий по описанию. Дом с низкими оконцами с геранью на подоконнике, дом, характерный для окраины провинциальной Рязани.

Певчие в церковных хорах считаются подражателями ангелов, ведь первыми начали петь Богу в хоре, именно ангелы. Отсюда, наверное, и такое уважение – название улицы в их честь.

На перекрестке с Введенской улицей, на месте нынешней площади Мичурина, хорошо просматривался каменный храм в честь праздника Введения в храм Пресвятой Богородицы, который существовал с 1796 года. Храм, закрыт после 1917 года и полностью разрушен в 1960.

С Певческой выходим на одну из трех главных улиц Рязани 19 века – Владимирскую (совр. ул. Свободы). Из мещерских лесов к городу подступал гужевой Владимирский тракт. На улице исторически средоточилось созвездие древних каменных построек. Но и среди деревянных построек встречались настоящие шедевры народного зодчества.

Улица начиналась от Мальшинской богадельни (сейчас здесь библиотека православной книги), заканчивалась у храма Воскресения на Воскресенской площади (современная площадь Свободы). По этой улице Полонский часто совершал конные прогулки в Успенский Ольгов женский монастырь к могиле матери (с.Льгово в 12 км от Рязани).

Памятником архитектуры классицизма является здание Мальшинской богадельни (пересечение улиц Маяковского и Свободы). В 1806г. купец, меценат, надворный советник Петр Алексеевич Мальшин выделил 50 тысяч рублей на постройку богадельни для престарелых солдат и инвалидов. Здание до сих пор выделяется на фоне современной застройки.

На перекрестке Владимирской с Астраханской прекрасный ансамбль Гостиного двора, который изначально был задумал исключительно с утилитарной целью — здесь находились городские одноэтажные торговые ряды. Строительство началось в 1784 году, в 1810 году была проведена первая масштабная реконструкция. Сегодня здесь расположен камерный зал Рязанской филармонии.

Далее Рязанский областной художественный музей. Здание, наследственный дом-дворец купцов Рюминых, было подарено городу рязанским меценатом Николаем Гавриловичем Рюминым. В начале 19 века Благородный пансион Первой мужской гимназии. Пансион располагал своей церковью с престолом во имя Святого Николая. Здесь часто бывал юный Яков Полонский на церковных службах, гимназических торжествах и просто в гостях у своих товарищей.

18 октября 1898 года «после продолжительной болезни» Полонский скончался. Незадолго до смерти он выразил желание быть погребенным на родине, в Льговском монастыре.

«…Желаю похоронить меня близ Рязани, в Ольговом монастыре, где похоронены мои родители…»

В связи с этим металлический гроб с телом поэта был перевезен в Рязань. Гроб на несколько часов был установлен в церкви пансиона Рязанской гимназии, где в присутствии гимназистов прошла заупокойная литургия и панихида. 25 октября 1998 года гроб с телом поэта проследовал по Владимирской мимо храма Воскресения в Льговский монастырь и здесь был предан земле.

Всей своей жизнью поэт утвердил право на духовное завещание молодежи (стихотворение «Завет»).

ЗАВЕТ

Усовершенствуй то, что есть, -

Себя, свой дар, свой труд, и вот,

Живой предмет твоих забот, -

Твоя единственная честь...


Люби науку, - это плод

Усовершенствованных дум,

Над ней пытай свой шаткий ум

И свет ее неси вперед.

За веком, не спеша, следи;

К его мольбам склоняя слух,

Не к разрушению свой дух,

А к созиданию веди.


Умея пламенно любить, -

Восторженно благоговеть, -

Ты поневоле будешь петь

И красоту в душе носить.


Усовершенствуй свой язык:

Пойми, что, может быть, и он

Подчас, как благовестный звон,

Уймет страстей безумный крик.


К неправдам вековой судьбы

Негодованья не скрывай, -

Стремясь к добру, не избегай

Самоотверженной борьбы.


Будь верен родине своей, -

Да просияет и она,

Коль Богом сила ей дана

Усовершенствовать людей…


Улица Я.П.Полонского (бывшая Дворянская)

С Владимирской переходим на улицу, названной в честь поэта. На доме №2 мемориальная доска. На этом месте находился деревянный дом, в котором жил поэт. Дом этот представлял собой старинное дворянское гнездо с передней, наполненной лакеями, с девичьей и кухней.

В одной знакомой улице –

Я помню старый дом,

С высокой, темной лестницей,

С завешенным окном.

Хозяйка «гнезда», бабушка поэта, Александра Богдановна Кафтырева (урожденная Умская) была внебрачной дочерью известного вельможи 18 века — Алексея Григорьевича Разумовского.

На этой же улице, родители Полонского снимали отдельный дом (дом № 10а), который, к сожалению, тоже не сохранился. Каждое воскресенье вся семья — и взрослые, и дети — отправлялась на весь день к бабушке. В доме бабушки Полонский впервые познакомился с дворовым людом, его песнями и играми.

В 1830 году умирает мать Полонского, а вскоре уезжает из Рязани его отец, который получил в «Эриване место советника казенных сборов и податей». Юный Яков переезжает в дом бабушки и вступает в самостоятельную жизнь. Фактически единственным его наставником становится няня, совсем юная девушка Матрена, специально для этого выписанная из деревни. Впоследствии с неизменно теплым чувством поэт не один раз вспомнит о ней в своих стихах (стихотворение «Старая няня»).


Ты девчонкой крепостной

По дороге столбовой

К нам с обозом дотащилася;

Долго плакала, дичилася,

Непричесанная,

Неотесанная...


Чуть я начал подрастать.

Стали няню выбирать, -

И тебя ко мне приставили,

И обули, и наставили,

Чтоб не важничала,

Не проказничала.


Славной няней ты была,

Скоро в роль свою вошла:

Теребила меня за ворот

Да гулять водила за город...

С горок скатывалась,

В рожь запрятывалась...


Выходит улица на Николодворянскую, получившая название свое по расположенной на ней церкви Николая Чудотворца, которую часто посещал молодой Полонский. В настоящее время храм находится в запустении, но в нем ведутся реставрационные работы.

С улицы Николодворянской мы выходим на высокий берег речки Лыбедь. Самой речки уже и не видно, в середине 20 века загнали в подземную трубу. А в 19 веке Лыбедь делила город на 2 исторические части: Московскую и Астраханскую.

Улица Астраханская (Ленина).

Подымаемся к Первой мужской гимназии, старинному зданию с более чем 200-летней историей. Творение московского зодчего Матвея Федоровича Казакова впечатляет классической монументальностью. Внутри здания старинная чугунная лестница ведет в классы. Здесь, кажется, что здание Первой мужской гимназии и доныне помнит легкие шаги высокого, худощавого мальчика с трудной, но такой завидной судьбой…

До 1917 года в «треуголке» фронтона над портиком парил двуглавый герб Российской Империи. Под портиком крупными буквами выведено: «1-я РЯЗАНСКАЯ ГИМНАЗИЯ». Над Лыбедью со стороны левой ротонды гимназии находилась беседка, где часто сидел Яков, предаваясь своим мечтам и любуясь домами горожан, утопающих в кустах сирени и черемухи по берегам речки.

Гимназический 1837 год определился для Якова Полонского как начало литературной деятельности. 15-16 августа 1837 года в Рязани находился проездом наследник престола цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II Освободитель) вместе со своим воспитателем поэтом Василием Андреевичем Жуковским. По просьбе директора гимназии ученик 7 класса Яков Полонский написал приветственные стихи. Жуковский похвалил стихи юного поэта. А 18 августа в актовом зале пансиона гимназии ему публично вручены золотые часы, пожалованные цесаревичем.

На другой стороне улицы здание, которое в народе называют «домом Салтыкова-Щедрина». В начале 18 века жилой дом при усадьбе коллежского асессора Друкорта. В настоящее время филиал библиотеки имени Горького. В одной из комнат уникальная экспозиция, посвященная жизни и творчеству Якова Петровича, созданная трудами сотрудников библиотеки. Здесь можно в полной степени понять могучий народный талант нашего земляка с исконно русским отношением на все события современности.


Писатель, если только он

Волна, а океан - Россия,

Не может быть не возмущен,

Когда возмущена стихия.


Писатель, если только он

Есть нерв великого народа,

Не может быть не поражен,

Когда поражена свобода.



По мосту через Лыбедь, вверх по Астраханской выходим идем на улицу Соборную. На Астраханской сохранились великолепные архитектурные памятники 19 века. Каждое здание со своей уникальной историей.

Наибольшее внимание привлекает монументальное здание Дворянского собрания, поражая своим размахом и богатством. Высокие полукружья дворцовых окон зала украшены лепными гербами одиннадцати рязанских уездных городов.

Далее Соборная улица с выходом к Рязанскому кремлю, к берегам Трубежа и к историческому валу. Любимое с юных лет место прогулок Я.П.Полонского. Эти прогулки вспоминались Полонскому даже на склоне лет.

Помнишь, ты меня из классной

Увела и указала

На разлив Оки с вершины

Исторического вала.


Этот вал, кой-где разрытый,

Был твердыней земляною

В оны дни, когда рязанцы

Бились с дикою ордою.


Подо мной таились клады,

Надо мной стрижи звенели.

Выше в небе – над Рязанью

К югу лебеди летели…


Через парк подходим к Ильинской церкви, где был крещен в далеком 1819 году Я.П.Полонский, и далее на территорию Спасского монастыря к последнему приюту поэта. Весной 1959 года прах Полонского, в связи с полным запустением погоста села Льгова, был перевезен в Рязань и перезахоронен на территории Рязанского кремля.

2. Значение рязанского периода в жизни и творчестве Я.П.Полонского

(3–4 мин.)


Провести краткую беседу о значении рязанского периода в жизни Якова Петровича Полонского.

Вопросы для беседы:

  • Какие интересы просматриваются у Якова Полонского в рязанский период?

  • Какие черты характера формируются у Якова Полонского в рязанский период?

  • Какие гражданские качества присущи характеру юного Якова Полонского?

«Именно в рязанский период жизни Я.П.Полонский сформировался как личность. Определилась его жизненная позиция - жить и трудиться во благо Отечества, и твердая убежденность в литературном предназначении. Именно здесь, в Рязани, закалился характер Якова Полонского. Качества, которые воспитал в себе будущий великий поэт России и которым он остался верен до последних своих дней».

Все последующие годы - это годы гражданского становления, эстетического духовного взросления, творческого подъема. Стремление жить и работать ради Отечества приобретают четко очерченные грани. Не остается незамеченным ни одно событие общественной жизни России XIX века, все находит живой отклик в душе поэта. Формируются демократические прогрессивные взгляды, непримиримость к произволу, деспотизму и насилию властей.

«…по моим стихам можно проследить всю жизнь мою»

Я.П.Полонский

Для понимания личности Я.П.Полонского, его души, переживаний и волнений, сострадания к людям, любви и высокой ответственности перед ними и Отчизной необходимо чаще обращаться к его творчеству – стихам и прозе.

3. Гений Я.П.Полонского и наш вклад в увековечение памяти нашего земляка.

(3–4 мин.)


Какие таланты удалось развить в себе Якову Петровичу в себе, несмотря на житейские невзгоды и трудности мы хорошо знаем из его воспоминаний и автобиографических повестей. Изучая биографию и творчество Полонского нами разработаны реферат «Яков Петрович Полонский. Семейный альбом» и слайд-фильм «Яков Петрович Полонский. Семейный альбом».

Вопросы для беседы:

  • Какие таланты присущи нашему выдающему земляку – Якову Петровичу Полонскому?

  • Как увековечена память Якова Петровича Полонского?

  • Что мы можем сделать, чтобы как-то выделить, раскрыть имя Якова Петровича Полонского для жителей Рязани?

Яков Петрович Полонский – без этого имени невозможно представить не только Россию XIX века, но и современную Россию, ибо он – русский поэт и этим всё сказано. Сила и яркость стихов Я.П.Полонского говорят сами за себя, в них он предстаёт как один из самых лучших, гениальных лириков русской поэзии. Как и присуще гению, он для разных поколений открывается по-разному. Его высокая немеркнущая слава знала высочайшие взлёты, когда все просвещенные слои российского общества самозабвенно тянулись к могучему поэтическому дару Я.П.Полонского, были также и периоды умолчания этого уникального художника слова. Но подлинный гений не подвластен капризам времени…

Р.Подаль (кандидат философских наук)

Заведующий кафедрой философии

Рязанского педагогического университета им. Есенина



13 декабря 2016 года в здании Рязанской региональной общественной приёмной партии «Единая Россия» презентовали историко-краеведческий проект «Открой свою землю» в рамках партийного проекта «Историческая память».

Проект будет осуществляться при поддержке министерства культуры и туризма, а также министерства образования региона. Организаторами выступили духовно-просветительский центр Рязанского института (филиала) Московского политехнического университета и Рязанский центр детского творчества «Стрекоза».

В преддверии 200-летия со дня рождения Я.П.Полонского в рамках проекта «Историческая память» мы могли бы обратиться к общественности и городским властям с просьбой инициировать совсем забытое предложение установить памятник Я.П.Полонскому работы скульптора Алексея Анисимова. Найти достойное место - в сквере художественного музея или политехнического института, на берегу Трубежа или на территории Спасского монастыря и, наконец-то, воздвигнуть памятник поэту от имени всей России, на служение которой он посвятил всю свою долголетнюю жизнь…

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (3 – 4 минуты)


Подвести итоги урока:

  1. Напомнить тему, основные цели урока и степень их достижения.

  2. Поблагодарить учащихся принявших участие в подготовке и проведении урока, выделить лучших, указать недостатки.

  3. Обозначить основные задачи по доведению экскурсионного проекта до полной реализации на практике.

  4. Довести ближайшие мероприятия по популяризации творчества Я.П.Полонского и увековечению памяти знатного земляка.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!