СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект учебного занятия «Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект учебного занятия

«Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи»

Просмотр содержимого документа
«План-конспект учебного занятия «Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи»»

План-конспект учебного занятия

«Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи»


Тип учебного занятия: урок обобщения и систематизации полученных знаний, умений и навыков.

Вид учебного занятия: лекция с элементами беседы + практикум.

Цель учебного занятия: обобщение и систематизация знаний о Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных, отглагольных прилагательных и причастий.

Задачи:

1. Образовательные задачи: активизация знаний обучающихся о правописании Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных, отглагольных прилагательных и причастий.

2. Развивающие задачи: способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ отдельных языковых единиц; обеспечить условия для развития умения грамотно, четко и точно выражать свои мысли.

3. Воспитательные задачи: создать условия, обеспечивающие воспитание интереса, уважения и любви к русскому языку; формировать умение отстаивать своё мнение.

Методы обучения: словесный (лекция, беседа), практический (метод упражнения).

Формы организации учебного занятия: фронтальная, индивидуальная.

Материально-техническое обеспечение: проектор, экран, компьютер с лицензионными программами, доска.

Учебно-методическое обеспечение: календарно-тематический план, план учебного занятия, учебная литература, презентация.

Междисциплинарные связи: связь русского языка с культурой речи и литературой.

Структура занятия:


  1. Организационный момент (2 мин)

  2. Проверка домашнего задания (10 мин)

  3. Совместное целеполагание, мотивирование обучающихся (5 мин)

  4. Актуализация знаний, обобщение и систематизация (55 мин)

  5. Контроль усвоения материала (10 мин)

  6. Домашнее задание (3 мин)

  7. Подведение итогов работы (5 мин)



Ход урока

  1. Организационный момент (2 минуты).

Приветствие, перекличка, проверка готовности обучающихся.


  1. Проверка домашнего задания (10 минут).

Слайд.

Домашнее задание по теме прошлого занятия «Наречие».

1) Ответить на вопросы:

А) Что такое наречие?

Б) Какие разряды наречий вы знаете?

2) Определите разряды наречий.

Внизу (места), нарочно (цели), очень (меры и степени), утром (времени), допоздна (времени), издалека (места), сослепу (причины), назло (цели), специально (цели), быстро (образа действия), чересчур (меры и степени), направо (места), громко (образа действия), завтра (времени).

3) Замените фразеологизмы наречиями и определите разряды наречий.

Фразеологизм

Наречие

Разряд

Положа руку на сердце

честно

Образа действия

У чёрта на куличках

далеко

наречие места

Бок о бок

рядом

наречие места

Душа в душу

дружно

наречие образа действия

Кот наплакал

мало

наречие меры и степени

Ни свет ни заря

рано

наречие времени

Рукой подать

близко

наречие места

Черепашьим шагом

медленно

наречие образа действия


  1. Совместное целеполагание, мотивирование обучающихся (5 минут).

Слайд.

Преподаватель подводит учеников к определению темы и цели урока.

На слайде предложение: «С террасы стеклян…ая дверь вела в гостиную, в которой представлялось фортепьяно, завален…ое рукописными книгами».

Преподаватель: посмотрите, пожалуйста, на доску. Прочитайте предложение и попробуйте определить тему нашего урока.

Студенты дают ответ.

Слайд.

Преподаватель: правильно, тема нашего сегодняшнего занятия «Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи».

Студенты записывают тему.

Слайд.

А целью нашей пары будет обобщение и систематизация знаний о Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных, отглагольных прилагательных и причастий.

  1. Актуализация знаний, обобщение и систематизация (55 мин)

Фронтальный опрос. Формулирование вместе с обучающимися правила о правописании Н и НН в отыменных прилагательных.

Вопросы:

1) Что такое имя прилагательное?

Имя прилагательное — самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «чей?».

2) От чего образуются отыменные имена прилагательные?

От существительных.

Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных (на доске)

нн

н

Основа на Н + суффикс Н

Туманный

Сонный

Суффикс ИН

Гусиный

Мышиный

Суффиксы ОНН/ЕНН

Соломенный

Революционный

Исключение: ветреный

Суффиксы АН/ЯН

Кожаный

Серебряный

Исключения: оловянный, деревянный, стеклянный

В кратких прилагательных, образованных от полных, имеющих две НН

Длинная дорога – дорога длинна

В прилагательных, не имеющих суффикса (первообразных):

Юный

Румяный

Пряный


Слайд.

Задание 1.


Старин…ый дом, клюквен…ый сок, станцион…ый смотритель, ветрен…ый день, гости…ый двор, сви…ой шашлык, осе…ий пейзаж, карма…ый фонарь, клятве…ое слово, комари…ый писк, лу…ый свет, карти…ая галерея, глиня…ая чашка, соболи…ая шуба, утре…ий свет, дли…ые ресницы, пусты…ая местность, ремесле…ая мастерская, торжестве…ый обед, революцио…ая песня, ледя..ая горка, листве…ый лес, овся…ое поле, своевреме…ый ответ, мыши…ый писк, регистрацио…ый лист, безвреме…ый указ, полотня…ое полотенце.


Фронтальный опрос. Формулирование вместе с обучающимися правила о правописании Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.


1) Что такое причастие?

Причастие — это особая форма глагола, объединяющая признаки глагола и прилагательного.

2) От чего образуются причастия?

От глаголов.

3) Что такое отглагольные прилагательные?

Это прилагательные, которые образованы только от глаголов несовершенного вида.

4) Как определить вид глагола?

По вопросу.


Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных (на доске)

нн

н

Если есть приставки, кроме приставки НЕ

Сваренная рыба

Прочитанная книга

Исключения:

Смышленый

Названый (брат)

Посаженный (отец)

Нет приставок, есть приставка НЕ

Некошеный луг

Исключения:

Невиданный, негаданный, нежданный, неожиданный, неслыханный, нечаянный

Есть зависимые слова

Жареная в масле рыба

Вязанный бабушкой свитер

Нет зависимых слов

Жареная рыба

Совершенный вид

Решенный пример

Нарисованный портрет

Несовершенный вид (отглагольные прилагательные)

Вареный картофель

(вареный, печеный, жареный, копченый, кипяченый, сушеный, вяленый, соленый, топленый, раненый, крашеный, рваный, путаный и др.)

В причастиях, образованных от глаголов с суффиксами ОВА, ЕВА, ИРОВА

Маринованные грибы

В кратких прилагательных:

Прочитанная книга – книга прочитана


Слайд.

Задание 2.

Выращ...ные овощи, законч...ная дискуссия, краше…ая блондинка, прекрасно сыгр...ная роль, лома…ая линия, объявл...ные результаты, кипяче…ое молоко, высуше...ное белье, слома...ная хулиганами скамья, реза...ая рана, заброш...ные на чердак лыжи, избалова...ная гастролерами публика, получ...ная вечером телеграмма, ошибка исправле…а, организова…ая спонсорами встреча, подреза…ые деревья, освеще…ая площадка, оторва…ый рукав, суше…ые грибы.


Резерв.

Задание 3. Образуйте прилагательные с суффиксами -н-, -ан-/-ян-, -ин-, -онн-/-енн- от данных существительных. Выделите суффиксы прилагательных.


Авиация, болезнь, бритва, весна, воробей, голубь, гусь, дерзновение, дивизия, единство, змея, клятва, комиссия, листва, лошадь, масло, мгновение, мужество, обед, обыкновение, окно, оппозиция, орёл, осёл, пламя, реакция, родство, семя, сессия, соболь, соловей, соль, стекло, телефон, торжество, традиция, утка, утро, фракция, хозяйство, чувство, шерсть, ястреб.


Задание 4.

  1. Контроль усвоения материала (10 минут).

Слайд.

Преподаватель: теперь, когда мы активизировали знания по теме «Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи», я прошу вас выполнить на листочках небольшую проверочную работу.


Задание на листочках.


  1. Вставьте Н или НН. Объясните свой выбор.

Печё...ые яблоки, печё...ые в духовке яблоки, испечё...ые яблоки, непечё...ые яблоки, жаре...ый картофель, жаре…ый с грибами картофель.

  1. Определите, какой частью речи являются приведенные ниже слова. Вставьте Н или НН. Объясните свой выбор.

Карма…ый, искусстве...ый, песча…ый, голуби…ый, урага…ый, воробьи…ый, каме…ый, авиацио…ый, ути…ый, пусты…ый, экскурсио…ый, багря…ый, стари…ый, были…ый, ветре…ый, реше…ый, обеща…ый, рождё…ый, пойма…ый, плене…ый, нежда…ый, слома…ый, соле…ый.


  1. Домашнее задание (3 минуты).

Преподаватель: дома вам необходимо повторить материал этого занятия и выполнить задание на карточках по пройденной теме.

Комментарии к домашнему заданию.


Ране_ый боец, ране_ый пулей боец, ране_ый в плечо, жжё_ый кофе, зажжё_ый факел, сожжё_ый молнией, закопчё_ый потолок, копчё_ная колбаса, калё_ое железо, закалё_ый характер; соле_ая, копчё_ая, сушё_ая, вяле_ая рыба, соле_ые на зиму грибы, кипячё_ое молоко, кипячё_ое в кастрюле молоко, квалифицирова_ый работник, печё_ый картофель, выпече_ый хлеб, печё_ый в духовке пирог, кова_ый меч, закова_ый в цепи, жела_ый гость, назва_ый брат, опроше_ые свидетели, рва_ая одежда, лома_ая линия, связа_ая шапка, тка_ая скатерть, вытка_ый ковёр, домотка_ая одежда, сорва_ая ягодка, слома_ая ветка, краше_ый пол, краш_ый охрой пол, невида_ые размеры, нежда_ые вести, газирова_ая вода, полирова_ый стол, учё_ый попугай, посея_ая пшеница, повеше_ые занавески, заинтересова_ые ученики, излома_ая изгородь, свежеиспечё_ый хлеб, малоноше_ый костюм, малоизноше_ая спецодежда.



  1. Подведение итогов (5 минут).

Преподаватель: таким образом, о чем мы говорили на сегодняшнем занятии? Узнали ли вы что-то новое?

Студенты дают ответы.

Выставление оценок.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!