Курсы повышения квалификации для педагогов московских школ. Модуль 2
Задание: «Конспект уроков№24-25»
Слушатель:
Яковлева З.А.
Москва 20017г.
План-конспект урока №25 по шахматам
Фамилия, имя, отчество педагога: Яковлева Зоя Александровна
Название реализуемой программы: «Шахматы в школе» (2 год обучения)
Программа рассчитана на детей 6-10 лет
Тема занятия: « Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества» Дата проведения --.--.2017 г.
Место проведения ГБОУ СОШ №2128
Цель урока:
Познакомить учеников с планами игры в эндшпиле, научить реализовывать большое материальное преимущество в конце шахматной партии.
Задачи урока:
Обучающие:
выработать навык узнавания шахматных фигур и правильной оценки их значимости на доске;
Уметь дать определение стадиям шахматной партии;
умение создавать материальное преимущество на ш. доске в эндшпиле;
умение реализовывать материальное преимущество на ш. доске в эндшпиле
Развивающие:
способствовать развитию памяти, внимания;
развить логическое мышление;
развить творческую активность.
Воспитательные:
воспитать навыки работы в коллективе
повысить шахматную культуру
побудить к стремлению к успеху через труд.
выработать позитивное отношение к процессу обучения
выработать навык работы в обучающей игре.
Оборудование:
шахматные доски с фигурами;
демонстрационная доска;
компьютер;
проектор;
файлы со слайдами и фильмами
шапочки с изображением шахматных фигур.
Основные виды деятельности
рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы
работа у демонстрационной доски
выполнение заданий в рабочей тетради.
Содержание урока.
1 часть. Вводная (10 мин).
Содержание:
Игры с использованием шахматных фигур.
Задачи:
Содержание вводной части | Методы, приемы действия | Дидактический материал | Результаты знаний, умений, навыков |
педагог | дети |
Повторение пройденного материала | Включает детей в работу. В игровой форме проводит упражнения на внимание. Раздает шапочки с изображением фигур(можно заменить просто шахматными фигурами) Водящие(в шапочках «ферзь», «ладья», «слон», «конь») набирают себе «пешек», по ценности своей фигуры Ученики-«пешки» разбегаются к своим фигурам в определенном количестве. Поделенные на группы дети-«пешки» определяют по своему кол-ву в группе – какую фигуру равноценную их количеству можно взять с шахматной доски. | Активно принимают участие в игровых заданиях. | Шапочки с изображением шахмат-ных фигур Демонстрационная доска. | Отслеживаются по наблюдениям педагога, устным ответам детей, правильности выполнения за-даний для само-стоятельной работы. |
Закрепление матер-л | Предлагает вспомнить материал, пройденный на прошлом уроке. Предлагает детям ответить на вопросы: «Что такое дебют?», «Что такое дебютная ловушка?»… | Участвуют в беседе, педагога. Высказывают свои предположения. участвуют в обучающей игре. |
2 часть. Основная (25 мин).
Содержание: Основы эндшпиля
Задачи:
Изучить последнюю стадию шахматной партии;
Знать характеристики эндшпиля;
Умение создавать материальное преимущество на ш. доске в эндшпиле
.
Содержание Основного этапа | Методы, приемы действия | Дидактический материал | Результаты знаний, умений, навыков |
педагог | дети |
Объясн. нового матер-ла. | Беседа. Вопросы: | Активно отвечают на вопросы. Слушают объяснение педагога | Демонст- рационная доска, шахматы, компьютер, файлы со слайдами , учебники, рабочие тетради. | Отслеживают- ся по наблюдениям педагога, уст- ным ответам детей, работе детей на индивидуаль -ных досках, правиль- ности выполнения заданий для самостоятель -ной работы. |
Объясн. нового матер-ла. Закрепление матер-ла | Способы реализации материального преимущества в эндшпиле: Проведение пешки в ферзи Упрощение позиции Прямая игра на мат. Работа с диаграммой№1: Выполнение заданий 1 и 2 из учебника. Работа с диаграммами №2 и №3: | Участвуют в беседе, педагога. Высказывают свои предположения. Участвуют в обучающей игре. Находят на доске изучаемую позицию и показывают ее педагогу. Обосновывают свое решение. |
3 часть. Заключительная (10 мин).
Содержание:
Повторение пройденного на занятии материала в форме самостоятельной работы в рабочей тетради.
Задачи:
обобщить весь пройденный материал;
дать эмоциональную оценку работы детей;
настроить на дальнейшее успешное обучение.
Содержание заключитель-ного этапа | Методы, приемы действия | Дидактический материал | Результаты знаний, умений, навыков |
педагог | дети |
Закрепление материала | Дает самостоятельное выполнение в рабочей тетради №1 №2 ( задание №6 в учебнике) Учитель на демонстрационной доске расставляет позиции с диаграмм 1-3 После обсуждения, разыгрывает позицию с учениками. | Активно отвечают на вопросы. Слушают объяснение педагога | Демонст- рационная доска, шахматы, компьютер, файлы со слайдами , учебники, рабочие тетради. | Отслеживают- ся по наблюдениям педагога, уст- ным ответам детей, работе детей на индивидуаль –ных досках, правиль- ности выполнения заданий для самостоятель –ной работы. |
Подведение итогов | Повторить основную задачу эндшпи-ля: реализовать преимущество, полу-ченное в середине игры и поставить мат королю партнера. | Записывают. Повторяют. |