Просмотр содержимого документа
«План конспект урока»
Пояснительная записка
Материал для проведения занятия в 8 классе по теме «Уравнения химических реакций» по программе О.С.Габриеляна. Урок, по предлагаемому плану-конспекту, был проведен в рамках районного конкурса «Учитель года-2010». По требованиям конкурса учителю помимо триединой предметной цели необходимо было раскрыть метапредметную тему. Занятие рассчитано на 30 мин, построенное по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». По рекомендациям многих авторов программ по химии понятие об уравнении химических реакции раскрывается на основе закона о сохранении вещества. В предлагаемой разработке учителю предлагается отойти от привычной методики, а построить занятие по принципу «Обучение через открытие» на основе наблюдений за химической реакцией и имеющихся знаний по математике об уравнении.
План-конспект учебного занятия
Учитель – Неревяткина О.А., учитель химии МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь»
Класс - 8
Тема предметная: Уравнение химических реакций
Метапредметная тема: Знание и незнание, Модель и способ
Триединая предметная цель:
Обучающая
Сформировать понятие о химическом уравнении;
Обучать умению составлять химические уравнения.
Развивающая
Развитие учебно-организационных умений, направленных на выполнение поставленной задачи;
Развитие аналитических навыков мышления.
Воспитывающая
Воспитание коммуникативных навыков (работа в паре, высказать и доказать свою точку зрения, умение слушать и слышать);
Развитие познавательного интереса к предмету
Самообразовательная
Стимулирующая
Цели метапредметной темы:
Учить учащихся определять область «знание» и «незнание» для определения познавательной задачи и постановки проблемного вопроса;
Учить учащихся различным способам трансформации и кодировки информации;
Тип урока: урок формирования знаний
Вид урока: урок - эврика
Применяемые технологии: технология «Развитие критического мышления», ИКТ
Методы и приёмы: приём «Заполнение таблицы «Знаю-Хочу узнать -Что узнал», работа по алгоритму, элементы проблемного обучения
Формы: индивидуальная и парная работа
Средства обучения: инструктивные карты для учащихся, презентация
Оборудование: мультимедиа (ноутбук, интерактивная доска, проектор)
Ход занятия
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Приветствие учащихся Разъяснения хода занятия, значения учебного материала | Подготовка к уроку Приветствие учителя |
Стадия «Вызов» | Мотивация на формулировку темы занятия самими учащимися Ознакомление с таблицей «Знаю- Хочу узнать - Что узнал» Направление на опорный тест В колонку «Знаю» учащиеся вносят варианты ответов и определяют, что им известно и что вызывает затруднения | Заполнение колонки «Знаю» таблицы с опорой на вопросы теста (индивидуальная работа) |
| Проверка результатов, выявление трудностей В колонку «Хочу узнать» учащиеся вносят то, что вызвало затруднение | Ответы на вопросы Заполнение колонки «Хочу узнать» (индивидуальная работа) |
| Совместная формулировка проблемы и темы занятия |
Стадия «Осмысление» | Демонстрация опыта «Горение фосфора в кислороде» Совместное составление алгоритма словесного описания Замена слов на условную запись Мы описали химическую реакцию словами. А теперь давайте составим условную запись. Кто мне поможет? Как химики обозначают на письме фосфор, кислород? Можем ли мы между левой частью и правой частью нашей записи поставить знак равенства. Почему - нет? (Учитель преднамеренно ставит знак равенства) Сравните левую и правую части схемы. В чем сходство? В чем разница? Определение проблемного вопроса: Как уравнять левую и правую части схемы Направление на алгоритм составления уравнения химической реакции * Для закрепления самостоятельное составление уравнений реакций на основе демо/опыта Демонстрация опыта «Горение железа в кислороде» Дайте определение химическому уравнению Конечное определение на слайде Возврат к таблице «Знаю - Что хочу узнать - Что узнал» Какой существует способ описания? Переход к графическому способу передачи информации | Наблюдение за опытом Совместное составление алгоритма словесного описания Запись алгоритма в колонку «Узнал» Запись химических формул фосфора, кислорода, оксида фосфора (V) P+O2 → P2O5 Ожидаемые ответы: Нет Ожидаемые ответы: Сходство – в наличии фосфора и кислорода, разница – в количестве атомов химических элементов Предположения Парная работа по алгоритму Внесение дополнений в запись реакции на основе математических вычислений Конечная запись реакции 4P+5O2 → 2P2O5 Работа в паре Ожидаемая запись 4Fe + 3O2 = 2Fe2O3 Проверка по слайду Ожидаемый ответ: Графический Работа с геометрическими фигурами |
Стадия «Рефлексии» | Возврат к таблице «Знаю - Что хочу узнать - Что узнал» Домзадания Предложите другой способ описания химической реакции Комментирование работы учащихся | Заполнение колонки «Что узнал» Запись дом задания |