Урок – практикум по теме
«Решение систем уравнений»
Урок алгебры в 11 «Д» классе
Провела учитель
математики
Чистова М.А.
МБОУ «Лицей «МОК №2»
г. Воронеж
Цели урока:
развитие системы знаний о методах решения систем уравнений высокого уровня сложности (уровень С5);
повторить алгоритм разложения многочлена на множители с помощью следствия теоремы Безу, деление многочлена на многочлен с помощью схемы Горнера, применение производной при решении целых уравнений, графический метод решения уравнений;
формирование ответственности при выполнении индивидуальных заданий, стимулирование поисковой деятельности, повышение культуры математического языка.
1. Организационный момент.
На боковой доске записано условие задачи ЕГЭ-2007:
С5. Доказать, что система уравнений
не имеет решений.
Сегодня на уроке мы рассмотрим решение данной задачи. На данный момент у каждого из вас эта система вызывает только отрицательные эмоции: пугает сложная структура второго уравнения, не понятно, с чего начать решение. Но я абсолютно уверена, что к концу урока у каждого из вас появится уверенность в том, что возможно справится с подобной задачей самостоятельно.
Решение всех задач уровня С5 требует значительных временных затрат.
Поэтому для того, чтобы ускорить процесс решения задачи и, самое главное, чтобы вы увидели четкий план ее решения, к этому уроку были даны индивидуальные задания:
Найти ОДЗ выражения .
Сколько корней имеет уравнение ?
Решить уравнение .
2.Решение.
Найдем ОДЗ данной системы.
1-ый ученик:
Преобразуем подкоренное выражение к виду и разложим его на множители, используя следствия из теоремы Безу:
X=-1 корень многочлена, значит, он делится на . Воспользуемся схемой Горнера: 9 51 91 49
-1 9 42 49 0.
.
Таким образом, ОДЗ исходной системы:
2) Попытаемся решить первое уравнение системы.
2-ой ученик: (предварительно рассказывает о своих попытках определить количество корней уравнения другими способами, которые не увенчались успехом).
Рассмотрим функцию ;
;
Д 0, следовательно, принимает только положительные значения, значит, возрастает на всей области определения и уравнение имеет не более одного корня.
3)Искомый корень должен принадлежать ОДЗ системы.
х = 1 не является корнем (уже проверяли), проверим х = .
Проверка показывает, что данное число является корнем.
Итак, корень первого уравнения системы и - решение системы.
4)Подставим найденное значение x во второе уравнение системы и получим следующее:
.
3-ий ученик:
Так как у = 1 не является корнем уравнения, разделим обе его части на ,
получим: или .
Решим это уравнение графически.
Гипербола и экспонента не пересекаются, следовательно, данное уравнение не имеет корней.
Таким образом, не существует и система решений не имеет. Задача решена.
3. Подведение итогов, рефлексия.
Сформулировать поэтапный ход решения задачи (в виде плана).
Что повторили в ходе решения задачи?
Какой этап решения показался наиболее сложным?
Появилась ли уверенность?
Какие выводы можно сделать относительно задач уровня С, предлагаемых
на ЕГЭ?
В качестве домашнего задания предлагается аналогичная задача.