ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
«ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АЛКЕНОВ»
10 класс
Цели и задачи урока:
Образовательные:
- способствовать формированию у учащихся знаний по строению, свойствам непредельных углеводородов;
- способствовать формированию представлений о механизме реакций алкенов;
- создать условия для формирования у учащихся комплекса знаний и умений по номенклатуре углеводородов;
Развивающие :
- способствовать формированию и развитию интереса к предмету химии;
- способствовать развитию умения сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать изучаемый материал, факты и понятия;
- способствовать развитию умения устанавливать метапредметные связи, ;
Воспитательные:
- способствовать формированию у учащихся представления о значении непредельных углеводородов природе и жизни человека;
- способствовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий;
- способствовать формированию чувства ответственности за своё здоровье;
- способствовать формированию чувства ответственности за состояние окружающей среды( экологическое воспитание);
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Этап проверки знаний, умений и навыков(актуализация опорных знаний).
*Ребята, на предыдущем уроке мы с вами познакомились с новой группой органических веществ -непредельными углеводородами или алкенами. Научились давать им названия, изучили строение и узнали способы получения и физические свойства. Давайте вспомним о чём же шла речь на уроке.
Учащиеся у доски и в тетрадях выполняют задание"Цепочка превращений", включающую в себя химические реакции по теме "Предельные углеводороды" и по теме " Способы получения алкенов".
Затем идёт проверка навыка работы с номенклатурой непредельных углеводородов- алкенов.
3.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала( мотивирование , постановка учебной задачи).
Каким свойствам алкенов вы пока не можете дать характеристику?
Ответ учащихся :Химическим свойствам алкенов.
* Химические свойства алкенов и станут темой нашего сегодняшнего урока.
Тема урока ( на доске):
Химические свойства алкенов.
Цель урока ( на доске ): Изучение химических свойств алкенов в сравнении с химическими свойствами алканов.
4.Этап усвоения новых знаний и способов действий
В отличии от алканов, алкены- очень активная группа углеводородов, они легко вступают в реакции присоединения и окисления, обесцвечивая"бромную воду" и раствор " марганцовки".
Учащиеся у доски и в тетради под руководством учителя записывают химические реакции , отражающие свойства алкенов, опираясь на умение изображать структурные формулы углеводородов и знания о строении алкенов.
Параллельно с данной работой учитель вводит понятия: реакция гидрирования, реакция гидратации, реакция галогенирования, реакция гидрогалогенирования.
При изучении реакции гидрогалогенирования учащиеся впервые знакомятся с правилом Марковникова и учатся применять его на практике.
5.Этап первичной проверки понимания изученного, закрепления нового материала, применения знаний и способов действий, обобщения и систематизации знаний, введение их в систему ранее усвоенных знаний и умений.
Ребята, характерны ли для алкенов реакции замещения,если нет, то почему, каким синонимом можно заменить слово "взаимодействие" во всех химических реакциях алкенов, с которыми вы успели познакомиться.
Для алкенов характерны реакции присоединения, а не замещения , как у алканов. Это объясняется строением алкенов, наличием двойной связи и их высокой реакционной способностью.
6.Этап рефлексии
Проводится в виде фронтальной беседы.
Вопросы: Какой тип реакций характерен для алкенов?
Сравните химическую активность алканов и алкенов.
Чем можно объяснить разницу в их свойства?
Что такое полимеры?
Чем опасны полимеры, созданные человеком?
Согласны ли вы пожертвовать удобством в использовании полиэтиленовых изделий в пользу сохранения экологического равновесия?
Достигнуты ли цели урока?
7. Заключительный этап
Домашнее задание: Параграф 4 , упр.3 стр 41
Подведение итогов: выставление оценок за работу на уроке, общие выводы.